НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Алексей Емельянов: «Павильоны исторического ядра ВДНХ встречают 80-летие выставки обновленными»


вднх.jpg

Новый функционал памятников выставки не мешает воспринимать их архитектуру

О том, как сегодня на территории ВДНХ работают реставраторы, какие объекты культурного и исторического наследия восстановлены к 80-летию выставки и когда завершится процесс реставрации всех памятников истории и архитектуры на ее территории в интервью корреспонденту «МТ» Дмитрию Ильину рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ.

– Алексей Александрович, скажите, пожалуйста, как проходит процесс реставрации исторических зданий и сооружений на ВДНХ и когда процесс восстановления исторических объектов комплекса планируется полностью завершить?

– ВДНХ, главная выставка нашей страны за последние пять лет, прошедшие с того момента, как город стал единственным ее собственником, превратилась в главную реставрационную площадку страны. На ее территории находятся 49 подлежащих охране объектов культурного наследия, и сама территория выставки является отдельным объектом культурного наследия федерального значения – достопримечательное место. Это не только выставочные павильоны, но и исторические здания общепита, как, например, ресторан «Золотой колос», арки входов, фонтаны, скульптуры, цветочные партеры и планировочная структура. На май 2019 года отреставрировано 20 объектов, из них 14 – комплексно.

Каждый год наши реставраторы завершают реставрацию и приспособление под новый функционал одного крупного объекта, значимого для облика всей выставки. В 2018 году таким знаковым объектом стал павильон «Космос» (реставраторы стали лауреатами конкурса «Московская реставрация – 2018»). Он был не просто отреставрирован с приведением в порядок фасадов, внутренних интерьеров и скульптур, но впервые за всю историю было выполнено приспособление всех систем обеспечения павильона, и павильон сейчас принимает посетителей круглогодично. А под куполом была воссоздана по фотоматериалам и проектам люстра в форме звезды со стеклами рубинового цвета. Флагманским объектом реставрации 2018 года на ВДНХ стал павильон «Земледелие» (бывший «Украинская ССР»). Это единственный на выставке павильон с керамическим фасадом. Его украшают скульптурные группы, созданные в конце 1930-х годов. 28 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, он открылся для посетителей, и теперь в нем размещается Центр славянской письменности «Слово» – экспозиция, посвященная истории кириллического алфавита и литературе стран, использующих кириллицу.

Одна из главных достопримечательностей выставки – ее исторические фонтаны. В прошлом году открыт после реставрации фонтан «Золотой колос», который последние 30 лет не работал и находился в аварийном состоянии, и система 14 малых фонтанов между Главным входом и Центральным павильоном. В нынешнем году к началу мая – к открытию сезона фонтанов – были запущены обновленные фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок» – визитная карточка ВДНХ.

Стоит особо отметить, что реставрационные работы в исторических павильонах ведутся не только городом (на средства городского бюджета были восстановлены те же павильоны № 34 «Космос» и № 58 «Земледелие» (бывший «Украинская ССР», а также арка Главного входа), федеральными властями (павильон № 13 «Здоровье» (бывший «Армянская ССР»), где сегодня размещена экспозиция Музея Востока, павильоны № 66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР») и частными инвесторами, но и республиками, которым переданы в долгосрочную аренду павильоны. В настоящий момент на Центральной аллее ведутся реставрационные работы в павильоне № 14 «Вычислительная техника и информатика» (бывший «Азербайджанская ССР»), который по межправительственным соглашениям передан Азербайджану; в павильоне № 11 «Металлургия» (бывший «Казахская ССР»), который передан Казахстану; в павильоне № 8 «Химия» (бывший «Литовская ССР»), который передан Абхазии; в павильоне № 4 «Биология» (бывший «Эстонская ССР»), который передан Киргизии. До конца нынешнего года, года юбилея выставки, общие реставрационные работы на этих павильонах планируют завершить.

– Какой из объектов реставрации ВДНХ последних лет был наиболее трудоемким?

– Пожалуй, это наши фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок»: восстановление их первоначального облика потребовало не только кропотливой работы, но и общения с неравнодушными москвичами. Долгие годы конструктивная часть фонтана «Каменный цветок» находилась в аварийном состоянии, в «самоцветном» мозаичном поясе сооружения смальта была утрачена на 90% и сохранилась только в поднутрениях. Фактически он представлял собой серый бетон с редкими вкраплениями. Реставраторы буквально по крупицам, используя оставшиеся фрагменты, подобрали новую смальту точно таких же оттенков, как остатки на фонтане. Но когда восстановили весь мозаичный массив в том виде, каким он был при открытии фонтанов в 1954 году, он засиял так непривычно ярко для публики, что в департамент посыпались жалобы, а в соцсетях горожане стали делать комментарии: «Фонтан неестественно яркий», «Фонтан напоминает елочную игрушку». В ответ мы показали цветные фотографии, сделанные до середины 60-х годов, и все увидели, что фонтаны, когда они были новыми, выглядели так же, как сейчас.

Но чтобы убедить общественность в этом, нам пришлось немало пообщаться с неравнодушными гражданами и, конечно, выслушать мнение профессионального реставрационного сообщества.

И для воссоздания в первозданном виде фонтана «Дружба народов» пришлось приложить немало усилий. С фигур девушек, символизирующих 16 советских республик-сестер, пришлось снять семь слоев позднейшей «золотой» краски остатков золота и подготовительных слоев, прежде чем реставраторы добрались до бронзовой поверхности самих скульптур. Впрочем, и ее пришлось смыть. Демонтированные и перевезенные в реставрационные мастерские фигуры предстали перед нами в своем изначальном виде. Мне вспомнилось, что между авторами проекта в свое время возник спор, часть из них выступали против того, чтобы золотить фигуры, поскольку под краской они потеряют долю своей выразительности. Один из изначальных проектов рассматривал вариант сделать их из бетона с облицовкой мозаикой. И в самом деле, когда мы сняли все слои позолоты, статуи обрели иной, более рельефный облик. Но замысел создателей есть замысел создателей, и мы восстановили позолоту именно такой, какой она была на момент открытия фонтана.

Чрезвычайно кропотливой была и работа по демонтажу скульптур «Дружбы народов» и элементов «Каменного цветка» и перемещению их в реставрационные мастерские. Не менее сложной оказалась работа, связанная с восстановлением инженерной системы подачи воды, ведь в одном только фонтане «Дружба народов» 998 струй.

– Некоторые из исторических павильонов меняют свое назначение, так, например, в павильоне «Атомная энергетика» («РСФСР») расположился главный городской МФЦ. Многие, сохраняя выставочное назначение, меняют наполнение. Не мешает ли новое назначение восприятию исторического интерьера? Не нарушат ли целостность восприятия новые объекты – парк аттракционов с колесом обозрения и модернизированный экспокомплекс?

– Что же касается облика ВДНХ в целом, то территория выставки развивалась и модернизировалась всегда, и изначальная выставка 1939 года совсем не похожа на выставку, какой она стала после реконструкции 1954 года. В середине 70-х годов на ней появились здания в стиле советского модернизма, самое известное из которых «Монреальский павильон». И историческое ядро, и планировочная структура ВДНХ остаются такими, какими они были намечены в конце 1930-х годов в проектах Вячеслава Олтаржевского. А развивается выставка так же, как и сама российская столица, отличительной особенностью которой является сосуществование в одном пространстве строений разных стилей и эпох. При этом важным и ценным является, что до нас дошел исторический центр выставки с большинством исторических павильонов 1954 года.

Что касается наполнения исторических павильонов, то большая часть их сохранит прежнее выставочное назначение. Если павильон будет приспособлен под новый функционал, как, например, «Атомная энергетика» («РСФСР»), то при условии сохранения внутреннего облика, предмета охраны грамотной реставрации, это не повредит его правильному восприятию.

Открывшийся в декабре 2018 года после реставрации павильон № 71, в котором ныне расположился центр «Мои документы», со стороны фасада восстановлен в том виде, какой он имел на момент сооружения в 1954 году с раскрытием подлинного картуша и живописи, а также реставрацией сохранившихся интерьеров.

Я считаю, что, поскольку мы живем не в музейных декорациях, а в живом динамичном мегаполисе, у граждан которого есть реальные потребности, использование павильона под головной городской офис системы МФЦ «Мои документы» – это намного лучше, чем сдача его площадей под торговлю, именно это практиковалось в 90-е и начале нулевых годов. Тогда о сохранности исторических зданий никто не заботился, и они постепенно приходили в запустение.

В настоящий момент павильоны не просто реставрируются, они приспосабливаются под современное круглогодичное использование. А ждать получения нужных вам документов куда приятней в историческом интерьере, чем в безликом офисе.

– Какие обретения считавшихся ранее утраченными предметов искусства и интерьера были сделаны в процессе реставрации?

– Открытия, которые мы делаем в процессе реставрации выставки на протяжении всех пяти лет, нас удивляют и, конечно, заставляют по-новому смотреть на историю ВДНХ. Самой большой находкой стало раскрытие горельефа работы Евгения Вучетича «Знаменосцу мира – советскому народу слава!» в Центральном павильоне в апреле 2014 года, а также живописного панно «II Съезд колхозников и ударников». В этом году в павильоне № 42 «Животноводство» в процессе подготовки здания к реставрации нашли неизвестную ранее картину художника-соцреалиста Бориса Щербакова под названием «Молочно-мясное производство в СССР», написанную в 1958 году. Изначально монументальное полотно размером четыре на пять метров украшало один из залов павильона № 1 «Центральный». Однако в 1960-х годах после смены экспозиции его перенесли в павильон № 42 и благополучно о нем забыли. При реконструкции павильона № 6, который будет носить имя «Абхазия», а прежде назывался «Химия», а еще раньше – «Литовская ССР», под кирпичной кладкой были обнаружены исторические барельефы на тематику сельского хозяйства Литовской ССР (один из них – с изображением доярки и свинарки). При переоборудовании павильона в 1969 году барельефы аккуратно заложили кирпичом, благодаря чему они сохранились.

– Если вести речь о другом типе находок – находках археологических, то хотелось бы узнать, как строятся отношения департамента со строительными организациями, занимающимися строительством и реконструкцией в исторической части города? Что делается для того, чтобы до начала работ извлечь то, что хранит культурный слой?

– В городе с 2017 года действует закон, в соответствии с которым культурный слой в границах Камер-Коллежского вала признан выявленным объектом культурного наследия. Это означает, что при любых строительных, землеустроительных работах или благоустройстве, связанных со снятием слоя грунта толщиной более 15 см, всегда до строителей на площадку выходят археологи. За пределами исторического центра это правило действует в местах сохранения культурного слоя. Это приносит свои плоды: каждый год в местах проведения работ делается около 10 тысяч археологических находок. После первичной обработки эти находки пополняют музеи города.

Важным достижением последних лет для Мосгорнаследия стала музеефикация ряда значимых археологических находок.

Сегодня у нас модифицировано уже шесть объектов. Среди них два участка Китайгородской стены – часть ее основания экспонируется в археологическом подземном музее в парке «Зарядье». А напротив здания филармонии «Зарядья» в одной из арок дошедшей до наших дней стены Китай-города под стеклом находится тайная комната XVI века («слух»). Сводчатые стены «слуха» создавали особый акустический эффект, поэтому в ней было слышно все, что происходит за стеной во время осады. Два года назад был музеефицирован фрагмент стены Белого города на Хохловской площади. Последний объект (предмет особой гордости нашего департамента) – находившаяся там строительная площадка примерно на протяжении десятилетия стояла неухоженной. Теперь же после музеефикации и комплексного благоустройства этот уголок столицы стал у москвичей популярным местом, нет такого времени суток, когда здесь не стояли бы посетители.

– Какие проекты в сфере информационных технологий и интерактивной навигации по объектам исторического наследия и археологии реализует департамент?

Как защитники древностей применяют новейшие технологии и участвуют в процессе цифровизации своей отрасли?

– Хотя департамент и занимается сохранением старины, он не может стоять в стороне от современных технологий.

Цифровизация и внедрение информационных технологий происходит у нас на трех уровнях: на ведомственном, на уровне подрядчиков и в форме электронных сервисов для горожан и гостей столицы. Для автоматизации процессов внутри Департамента используется автоматизированная информационная система «Историко-культурный опорный план города Москвы» (АИС ИКОП). Эта система является официальным документом, в котором отображаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные, а также обозначаются границы территорий объектов культурного наследия, границы зон их охраны, земельные участки, на которых расположены объекты, представляющие собой историко-культурную ценность. Система формируется с использованием современных геоинформационных технологий и является в части этих сведений основой для формирования иных информационных систем, использующих данные о недвижимых объектах историко-культурного наследия и их территориях. В системе АИС ИКОП даны основные характеристики объектов археологического наследия, такие как: мощность культурного слоя, степень его сохранности, основные находки, места утраченных исторических зданий, церквей, древних некрополей.

На базе АИС ИКОП планируется создание Интерактивной карты по археологическим объектам города Москвы. В системе АИС ИКОП даны основные характеристики объектов археологического наследия, такие как: мощность культурного слоя, степень его сохранности, основные находки, места утраченных исторических зданий, церквей, древних некрополей. Задача Интерактивной карты – объединить данные АИС ИКОП и данные более широкого научного спектра, имеющиеся у археологов и смежных специалистов в их научных отчетах. Здесь можно учесть палеорельеф поверхности территории древней Москвы, места скопления массовых находок, проследить стратиграфию культурного слоя, что позволит научно реконструировать этапы исторического развития разных районов древней столицы.

В разработке Интерактивной карты заинтересованы все столичные научные организации, осуществляющие ее финансирование и принимающие участие в ее составлении.

Помимо внутриведомственных процессов современные технологии используются и при проведении реставрационных работ и подготовке их проектов. Речь идет прежде всего о трехмерном лазерном сканировании объекта реставрации и BIM-проектировании – создании информационной модели здания.

Сейчас уже проектирование ведется в форме трехмерной модели, в эту модель закладываются инженерные коммуникации, и затем эта модель после завершения реставрации передается собственнику, чтобы он мог вносить в нее все последующие изменения.

Для публики: для горожан и гостей столицы мы развиваем портал «Узнай Москву». Наполняем его справками, фотографиями, сведениями об объектах, туристическими маршрутами, тематическими справками о наследии известных архитекторов, присутствующих на улицах города архитектурных стилях, исторических некрополях и местах археологических находок.

Одна из недавних высокотехнологических новинок, связанных с представлением культурного исторического наследия города, – иммерсивные спектакли. Проще говоря, это экскурсия с аудиогидом, но не простым, а связанным с системой спутниковой навигации. Отсчитав точное число шагов, сделанных от места начала экскурсии, аудиогид в точно рассчитанный момент говорит, когда вам нужно посмотреть налево или направо, и описывает находящуюся у вас перед глазами достопримечательность. Мы думаем о внедрении подобных интерактивных форматов в ближайшем будущем.

Еще одно начинание в сфере экскурсий – виртуальные туры по особнякам, занятым посольствами иностранных держав. Побывать там в составе реальной экскурсии заинтересованный горожанин может только два раза в год – в Дни культурного и исторического наследия 18 апреля и 18 мая. Посетителей пускают небольшими группами, поэтому попасть удается не всем желающим. Чтобы у тех, кто не сумел посетить экскурсию, была возможность осмотреть посольства своими глазами, Мосгорнаследие совместно с ГлавУПДК разместили на портале «Узнай Москву» онлайн-экскурсии по таким местам, как усадьба Грачевых на Поварской улице, где ныне находится посольство Норвегии; дом, который не только построил, но и в котором проживал отец московского модерна – архитектор Федор Шехтель в Ермолаевском переулке, сегодня приютивший дипмиссию Республики Уругвай, или по другому творению Шехтеля – особняку миллионерши Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке, где теперь располагается резиденция посла Австралии.

Емельянов.jpg

Руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы 

АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Департамент культурного наследия г. Москвы; Олег Паршин



Назад в раздел
СаториМИЦТеплоцентрстройМосинжпроект
КапстройситиКоминвест-АКМТ