НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Разбудить спальные районы


Москва борется за равномерное распределение рабочих мест по территории города

В основе современного городского планирования лежит обеспечение граждан не только жильем, но и местами приложения труда. В индустриальную эпоху этот принцип был нарушен, когда огромные предприятия требовали большого количества рабочих, которые уже просто не помещались в рабочие слободы. В результате в городе образовались районы, где сосредоточились исключительно промышленные предприятия и районы для проживания. Они быстро получили в народе название «спальных».

Заинтересовать материально

Руководители города разного уровня уже довольно давно говорят о том, что с маятниковой миграцией в городе необходимо бороться. Утром все едут в центр, создавая пробки и переполняя метрополитен, а вечером ровно то же самое повторяется уже при движении в обратную сторону.

– Маятниковая миграция является проблемой многих мегаполисов мира, – отметил Мэр Москвы Сергей Собянин. – Но в Москве она достигла запредельных масштабов. Еще несколько лет назад порядка 3,5 млн человек ежедневно по утрам устремлялись в центр. А вечером этот поток людей и машин шел в обратном направлении. Сейчас ситуация начала потихоньку выправляться. Если в 2010 году в центре было сконцентрировано 43% рабочих мест, то сейчас их доля сократилась до 35%.Тем не менее дефицит рабочих мест за пределами ТТК по-прежнему ощущается достаточно сильно.

Власти Москвы решили сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра.

– Зачем мы это сделали? В Москве очень мощная маятниковая миграция, обусловленная дисбалансом мест приложения труда – концентрацией рабочих мест в центре и дефицитом за пределами Третьего транспортного кольца. Миллионы москвичей вынуждены ежедневно совершать длительные поездки на общественном и личном транспорте, испытывая связанные с ними стресс и неудобства, – сказал Сергей Собянин.

При строительстве или реконструкции зданий в Москве инвесторы обязаны заключить дополнительное соглашение к договору аренды, изменив цель предоставления земельного участка с эксплуатации на строительство/реконструкцию.

В первый год аренды участка после его предоставления для строительства/реконструкции арендатор (инвестор) обязан внести дополнительный повышенный платеж. Его размер зависит от плотности застройки и составляет от 5 до 80% кадастровой стоимости земли. Аналогичный платеж вносят и собственники земельных участков.

Постановление Правительства Москвы, принятое 10 июля 2019 года, отменяет взимание дополнительного повышенного платежа в случае строительства/реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами Третьего транспортного кольца. Оно касается в том числе реорганизуемых промзон и присоединенных территорий.

При этом застройщики, которые будут возводить за пределами ТТК многоквартирные дома или апартаменты от этого дополнительного платежа не освобождаются. По словам Мэра города, речь идет исключительно о коммерческой недвижимости.

О том, что в скором времени Правительство столицы отменит платежи для инвесторов за изменение вида разрешенного использования земельных участков за пределами ТТК, Мэр говорил в начале июля на Московском урбанистическом форуме.

– От застройщиков идут жалобы, что строительство коммерческой недвижимости за пределами центра не является привлекательным и доходным, как хотелось бы, – отмечал тогда Сергей Собянин.

По мысли московских властей, введение подобной льготы снизит себестоимость строительства/реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами Третьего транспортного кольца на 8–10%.

В главном выигрыше – москвичи

По словам Сергея Собянина, данная мера «радикально улучшит экономику многих проектов, которые в прежних условиях были просто-напросто нерентабельными». Кроме того, строительство на месте промзон сбалансированных районов с достаточным количеством магазинов и офисов позволит снизить стоимость аренды. Это плюс для малого бизнеса, отметил Мэр.

– Уменьшение маятниковой миграции улучшит транспортную ситуацию и экологию, – подчеркнул Сергей Собянин. – Меньше машин на дорогах означает и меньше выбросов в атмосферу.

Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Не полученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счет роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах. А главный выигрыш от этой льготы получат москвичи, которые смогут устроиться на работу поближе к дому. Ведь даже 20 мин ежедневной экономии на дороге за год складываются в три дня, которые можно использовать с гораздо большей пользой.

Предоставление льготы будет способствовать созданию на месте реорганизуемых промзон сбалансированных кварталов смешанной застройки, обеспеченных местами приложения труда. Увеличение объемов строительства коммерческой недвижимости за пределами ТТК даст импульс развитию бизнеса, так как увеличение площадей для аренды будет стимулировать конкуренцию между арендодателями и, как следствие, снижение арендной платы.

За последние восемь лет в Новой Москве, в реорганизуемых промзонах и на других территориях за пределами ТТК построено порядка 15 млн кв. м коммерческой недвижимости.

Как результат, 87% новых рабочих мест в Москве сейчас создается за пределами центра. В 99% районов улучшилась обеспеченность местами приложения труда. Тем не менее в удаленных от центра районах по-прежнему ощущается дефицит рабочих мест, что и потребовало введения дополнительных финансовых льгот для инвесторов.

Перспективные планы

К 2035 году 70% трудоспособного населения Новой Москвы будут работать рядом с домом. К этому периоду на присоединенных территориях планируется создать 1 млн рабочих мест.

Как пояснили в Департаменте развития новых территорий, тройка лидеров по количеству рабочих мест будет выглядеть так: Коммунарка – около 200 тыс. рабочих мест, Внуково – около 180 тыс., Румянцево – около 150 тыс.

Такие прогнозы, по мнению руководителя департамента Владимира Жидкина, обоснованы и подтверждаются нынешней динамикой создания новых мест приложения труда. Так, в нынешнем году в Новой Москве планируется ввести почти 860 тыс. кв. м нежилых площадей, где будут сформированы рабочие места.

Например, в августе нынешнего года введено 31,7 тыс. кв. м нежилых площадей. В их числе – складская база в Саларьеве, торгово-деловой комплекс в Троицке, складские здания с офисными в деревне Губцево.

На сентябрь запланирован ввод в эксплуатацию 29 тыс. кв. м нежилой недвижимости: пятиэтажная и трехэтажная автостоянки в деревне Столбово, административно-бытовой корпус завода по производству пластика в деревне Губцево и другие объекты.

Рабочие места на новых территориях создаются вокруг населенных пунктов и вблизи транспортных магистралей. Например, в Коммунарке, Троицке, Румянцеве и Внукове появятся общественно-деловые кластеры. В Рогово, Вороновском и Кленово планируется сформировать агропромышленные кластеры, а в Остафьево – рекреационный. В Бекасово будет создан логистический кластер.

– Недавно состоялся торжественный ввод в эксплуатацию первого московского офисного парка Comcity (Комсити), где смогут работать 40 тыс. человек – это серьезный вклад в социальное и экономическое развитие Москвы. К началу 2015 года количество рабочих мест в ТиНАО увеличится до 154 тыс., – подчеркнул Владимир Жидкин.

Напомним, 1 июля 2012 года границы города увеличились за счет присоединения земель на юго-западе Подмосковья. В общей сложности к столице перешло 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа – Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений (в Подольском, Ленинском и Наро-Фоминском районах).

Также к Москве отошла часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья. Общая площадь так называемых новых территорий составляет порядка 148 тыс. га. В результате расширения границ территория Москвы увеличилась примерно в 2,4 раза. Население Новой Москвы составляет 570 тыс. человек.

Ожидается, что в перспективе в ТиНАО будут проживать 1,5 млн человек. Здесь будет создан 1 млн рабочих мест.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Олег Паршин



Назад в раздел
ГеопроектизысканияМоскапстройМосгазКапитал
ШколаСбербанкШвабеСтройИнвест-3