НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Бережное отношение к памяти


12.jpg

Восстановление исторических надгробий стало важным направлением московской реставрации

Победитель проведет реставрацию захоронений с надгробиями. Мемориальные памятники являются объектами культурного наследия, а это значит, что они требуют очень бережного отношения, отметил представитель пресс-службы Департамента города Москвы по конкурентной политике. Победителю предстоит выполнить реставрационные работы на Ваганьковском, Пятницком, Введенском, Армянском и Даниловском кладбищах. Начальная максимальная цена контракта составляет 37 млн руб. Аукцион должен пройти до конца 2019 года.

Работы необходимо завершить не позднее 5 ноября 2020 года. Заказчиком работ выступает государственное казенное учреждение «Мосреставрация» (далее – ГКУ «Мосреставрация»), подведомственное Департаменту культурного наследия города Москвы.

Ранее, в начале ноября прошел электронный конкурс с ограниченным участием на обследование технического состояния и разработку проектов реставрации некрополя Донского монастыря. Заказчиком, как и в первом случае, выступило ГКУ «Мосреставрация». А 11 сентября была проведена презентация этой закупки в рамках проекта «Биржа торгов» на площадке Московской торгово-промышленной палаты по адресу: ул. Петровка, д. 15. Завершить работы подрядчик должен будет до 30 ноября 2021 года. Начальная цена составила 1825 тыс. руб., торги проходили на Единой электронной торговой площадке, при этом снижение начальной цены контракта, по условиям конкурса, имело вес 40% при определении победителя торгов, первостепенное же значение имели квалификация, опыт и деловая репутация участника.

Трудоемкая и кропотливая работа

Реставрация художественных надгробий – сложная и ответственная задача. Чтобы воссоздать облик памятника, необходимо провести очень трудоемкую и кропотливую работу. Помимо проведения восстановительных работ исполнитель обязан обеспечить в течение года охрану и сохранность объектов. По данным Департамента по конкурентной политике, в среднем в закупках на реставрацию надгробных памятников, имеющих художественное значение, участвуют 2–3 компании-претендента. Такой уровень конкуренции объясняется дополнительными требованиями, которые предъявляются к потенциальным исполнителям контракта. К конкурсу допускаются только потенциальные исполнители, уже имеющие опыт выполнения реставрационных работ, и квалифицированный персонал в своем штате.

– Реставрация любого объекта культурного наследия, будь то ансамбль усадьбы или небольшое произведение монументального искусства, – сложный и кропотливый процесс, в котором важна каждая деталь. Для реставрации художественных надгробий точно так же разрабатывается проект реставрации.

Организация, выполняющая работы, получает разрешение на их проведение по каждому надгробию, назначается ответственное лицо. Зачастую основным реставрационным работам предшествуют противоаварийные, когда нужно стабилизировать памятник, – пояснил сложность стоящих перед исполнителем контракта задач руководитель Департамента культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) Алексей Емельянов.

Особую сложность работы по реставрации надгробий представляют потому, что они, во-первых, находятся на открытом воздухе, а во-вторых, по большей части никогда прежде не реставрировались, хотя при этом могли быть воздвигнуты 200–100 лет назад. Другая трудность — небольшое пространство вокруг надгробий, из-за которого мастерам зачастую непросто добраться до нужных элементов. Поэтому к выполнению реставрации художественных могильных памятников и склепов допускаются лишь специалисты с квалификацией художника-реставратора монументальной скульптуры на открытом воздухе.

На 36 кладбищах Москвы – 2005 объектов культурного наследия

Главный критерий для внесения кладбищенских объектов в реестр охраняемых памятников – подлинность и уникальность. Историческое надгробие, отнесенное к категории объектов культурного и исторического наследия, – это всегда неповторимое произведение искусства. И конечно же такое надгробие требует индивидуального подхода.

При этом реставрация надгробий, склепов, памятников, воинских захоронений, как и оценка их состояния, составляет значительный сегмент столичного рынка реставрационных работ, выполняемых в рамках городского заказа.

Достаточно сказать, что с 2011 по 2018 год в Москве была проведена реставрация 397 архитектурно-художественных надгробий и объектов исторического и воинского некрополя, являющихся объектами культурного наследия. При этом в 2017 году была завершена реставрация 38 художественных надгробий на Новодевичьем, Введенском, Ваганьковском кладбищах, а также в некрополе Донского монастыря, а по итогам следующего, 2018 года восстановлены 36 захоронений, имеющих историческое значение, и художественных надгробий на них. По словам Алексея Емельянова, стоимость реставрации каждой могилы составляет около 1 млн руб. В среднем город тратит около 50 млн руб. в год на реставрацию надгробий.

Всего же на 36 кладбищах в черте города насчитывается в общей сложности 2005 художественных надгробий и могил, являющихся объектами культурного наследия. Мосгорнаследие проводит ежегодный мониторинг их состояния. К наиболее значимым из них относятся Новодевичье, Ваганьковское, Введенское, Рогожское, а также некрополь Донского монастыря. Только на Ваганьковском кладбище расположено 259 объектов культурного наследия, находящихся под государственной охраной.

Некрополь донского монастыря

Старое Донское кладбище, или некрополь Донского монастыря, проект реставрации для исторических надгробий которого должен разработать исполнитель заключенного в середине ноября контракта, — крупнейший в Москве сохранившийся дворянский некрополь XVII–XIX веков, который занимает половину территории монастыря. Это кладбище наравне с Новодевичьим было одним из самых престижных в столице, к середине XIX века стоимость участков на нем достигала примерно 3 тыс.руб. Большинство усыпальниц выполнены в русском стиле.

Некрополь Донского монастыря — место упокоения многих выдающихся церковных, политических и военных деятелей, а также русских писателей.

Донское кладбище — единственное в Москве, которое избежало масштабной реконструкции, ликвидации захоронений и их обезличивания в советский период. Монастырский некрополь насчитывает также более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей. В церкви похоронены члены царского рода Багратионов, в том числе семья царя Арчила II (1664–1675), и потомки мегрельских

правителей Дадиани. Здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил). Она расположена внутри церкви Михаила Архангела, перестроенной из больничной церкви. В этой усыпальнице также покоится московский генерал-губернатор Дмитрий Голицын (1771–1844), возглавлявший восстановление города после пожара 1812 года.

На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века. Кроме того, за стенами обители похоронены 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856), Русско-турецкой (1877–1878) и Первой мировой (1914–1918) войн. На территории некрополя похоронены бабушка, дядя и тетки Пушкина, а также родственники Грибоедова, Тургенева и Льва Толстого. Среди объектов реставрации недавнего времени – надгробие на могиле Марии Гартунг, дочери поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Этим летом на территории некрополя Донского монастыря уже была успешно завершена реставрация 23 художественных надгробий XVIII–XX веков. Работы продолжались около года. Их контролировали специалисты Мосгорнаследия.

Специалисты вернули многим надгробиям утраченные детали — кресты, барельефы. К наиболее значимым из них относится, например, уникальная часовня-усыпальница семейства московского священника Александра Ураносова конца XIX — начала XX века. При ее возведении архитектору удалось объединить два архитектурных стиля — нарышкинское (или московское) барокко с барокко елизаветинским. Благодаря этому небольшая постройка не потерялась среди более массивных соседних усыпальниц. Часовня была построена по проекту архитектора Дмитрия Виноградова в 1897 году вблизи Большого собора Донского монастыря.

Новодевичье кладбище

На Новодевичьем кладбище – еще один знаменитый на весь мир московский некрополь. Первые захоронения на территории Новодевичьего монастыря появились в XVI веке. Здесь хоронили монахинь и женщин царского рода. Благодаря придворному положению Новодевичьего монастыря в XVI–XVII веках некрополь стал местом погребения представителей аристократии. До XIX века эта территория оставалась родовым местом захоронения аристократических семей (князья Голицыны, Гагарины, Долгорукие, Трубецкие и др.). Далее увеличилось количество захоронений представителей купеческого, мещанского и торгово-промышленного сословий, разночинной интеллигенции. Уже к началу ХХ века свободного места здесь практически не осталось, и было принято решение о расширении кладбища за счет 2 га земли за южной стеной монастыря.

Всего на территории некрополя покоится более 26 тыс. человек. Среди них художники, писатели и поэты, архитекторы, философы, композиторы, ученые, государственные и военные деятели. Здесь были похоронены Дмитрий Шостакович, Николай Гоголь, Владимир Маяковский, Антон Чехов, Константин Станиславский, Юрий Левитан, Никита Хрущев, Сергей Эйзенштейн и многие другие. Ансамбль Новодевичьего монастыря — объект культурного наследия федерального значения, он включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. За последние годы были отреставрированы памятники на могилах Чехова, Бродского, Галины Улановой.

Одним из наиболее значительных свершений реставраторов здесь за последнее время стало восстановление памятника «Братское захоронение членов экипажа дирижабля «СССР В-10», погибших 6 августа 1938 года. Он представляет собой стену с колумбарными нишами, встроенную в основание Предтеченской (Ирининской) башни Новодевичьего монастыря. Этот памятник напоминает посетителям о трагической гибели семи испытателей одного из советских дирижаблей. Во время рокового полета они должны были определить ключевые параметры: максимальную высоту и радиусы поворотов, а также отработать маневры и проверить приборы. Однако из-за повышения сверхдавления произошел разрыв оболочки, и дирижабль упал в районе деревни Бескудниково.

Еще одним значительным объектом завершенной реставрации стало восстановление первоначального облика белокаменной стелы на могиле основоположника советского музейного и реставрационного дела Игоря Грабаря (1871–1960). Таким образом мастера московской реставрации отдали дань памяти признанному мэтру своей профессии, старшему собрату по цеху.

Мемориальный комплекс расположен на Новодевичьем кладбище на восьмом участке в четвертом ряду. Специалисты привели в порядок известняковую фигурную стелу из нескольких блоков, а также отреставрировали гранитный постамент скульптурной композиции, состоящий из четырех плит. Надгробие было создано в 1980-е годы по проекту архитектора Анатолия Дубовского и скульптора Владимира Рогайшиса. На стеле можно увидеть несколько барельефов. На них изображены святой Герасим и лев (этот библейский сюжет был неоднократно запечатлен русскими иконописцами), а также лик святого и птица в древнерусском стиле. На боковой грани крупными буквами выбиты имя и фамилия художника, а также годы его жизни.

Введенское (Немецкое) кладбище

С двумя лидерами соперничает по числу памятников Введенское (Немецкое) кладбище. Оно было основано по приказу Екатерины II в 1772 году, до 1917 года там хоронили исключительно иноверцев – выходцев из Европы. Здесь находятся могилы создателя знаменитого салата повара Люсьена Оливье и знаменитого благотворителя доктора Федора Гааза.

Кроме того, на кладбище можно найти надгробия летчиков дивизии «Нормандия — Неман».

В этом году на Введенском кладбище началась реставрация уникального памятника начала прошлого века – склепа семейства Кноп (крупных предпринимателей немецкого происхождения), выполненного в стиле неоклассицизма и видом своим напоминающего античные руины. Изначально на стилобате склепа стояла бронзовая статуя Христа, выполненная во Флоренции известным в то время итальянским скульптором Рафаэлло Романелли. Сама статуя сохранилась до наших дней, но находится в другом месте. В 1940-х годах ее переместили в храм Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря, в 1980-х — в археологический кабинет Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, где она и находится по сей день. Во время реставрации специалисты воссоздадут точную копию оригинальной скульптуры и установят ее на стилобат. Предстоит реставрировать и сам склеп. До наших дней сохранился облик главного фасада, форма постройки не изменилась, осталась и терраса, окруженная бетонной оградой.

Столбики ограждения украшают скульптурные элементы — погребальные урны с покрывалом и венки.

Реставрационные работы ведутся и на других кладбищах

Еще одно историческое надгробие в стиле неоклассицизма было успешно восстановлено на Преображенском кладбище.

Там несколько лет тому назад завершилась реставрация часовни-усыпальницы семьи Гучковых, созданной по проекту архитектора Павла Заруцкого в конце XIX — начале XX века. Внушительное сооружение, выполненное из черного габбро-диабаза, венчает купол с восьмиконечным крестом на яблоке. Крест очистили от коррозии, все поверхности окрасили, нанесли защитное покрытие и позолотили все детали, а внутри часовни реставраторы воссоздали элементы каменного пола, а также восстановили мраморный подоконник. В ходе реставрации выяснилось, что часовня, считавшаяся местом погребения купца-старообрядца Федора Гучкова, на самом деле установлена над могилой Михаила Сергеева. Он также обладал значительным состоянием, жертвовал много средств Преображенской старообрядческой общине. В честь своего благодетеля община и воздвигла эту усыпальницу. А семейное захоронение представителей рода Гучковых находится по соседству.

На Ваганьковском кладбище в порядок приведены семейный склеп отца московского модерна архитектора Федора Шехтеля, памятник архитектору Петру Скоморошенко с супругой, установленный в 1898 году, художественные надгробия на могиле археолога Сергея Усова и Иоанна Приклонского.

На Рогожском старообрядческом кладбище восстановлены надгробие и часовня на могиле Тимофея Морозова, представителя знаменитой купеческой династии. Они были воздвигнуты в 1891 году по проекту архитектора Федора Шехтеля и скульптора Николая Андреева.

Археологические находки – новые объекты для реставрации

Количество охраняемых государством исторических надгробий и погребений постоянно увеличивается. И не только за счет присвоения статуса выявленных объектов культурного и исторического наследия уже известным памятникам и склепам, но и за счет обнаружения археологических находок. Только в нынешнем году археологи в ходе раскопок на Остоженке, в сквере неподалеку от Зачатьевского женского монастыря, нашли старинную надгробную плиту первой трети XVIII века. Она принадлежала чиновнику невысокого ранга – подьячему Дмитрию Спиридонову.

Фрагмент белокаменного надгробия XVI–XVII веков нашли в Старопанском переулке, а далеко от исторического центра, в Южном Медведкове, на берегу реки Чермянки — притока Яузы, был обнаружен фрагмент мраморного креста, который датируют XIX — началом XX века. Еще один практически целый мраморный крест конца XIX — начала XX века был извлечен из земли при прокладке траншеи под кабель освещения в ходе работ по благоустройству Новослободского парка, территория которого некогда принадлежала бывшему Скорбященскому женскому монастырю. Во время земляных работ возле дома 10а на Андроньевской площади на месте кладбища Спасо-Андроникова монастыря московские археологи обнаружили некрополь дворянского рода Римских-Корсаковых.

Текст: Михаил Макаров

Фото: АГН Москва (mskagency.ru)



Назад в раздел
ГеопроектизысканияМоскапстройГераКапитал
Коминвест-АКМТАКСИТЕХСоюз