НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

МЦД – первые итоги


Собянин.png

Наземное метро стало частью транспортной системы города

Все мы помним, как Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин запустили движение по первым двум линиям Московских центральных диаметров (МЦД) «Одинцово – Лобня» (МЦД-1) и «Нахабино – Подольск» (МЦД-2). Церемония открытия состоялась 21 ноября на Белорусском вокзале. Это событие открыло новую веху в развитии столичной транспортной системы, и за время, прошедшее с начала движения МЦД, уже стало частью жизни москвичей.

Через город быстрее

О необходимости развивать наземное пассажирское железнодорожное сообщение говорилось уже довольно давно.

К сожалению, метро можно построить не везде, и оно стоит довольно дорого. Поэтому первые планы по созданию наземного метро появились еще во времена СССР, однако реализованы они были только совсем недавно. Первой ласточкой стало Московское центральное кольцо (МЦК), которое органично вписалось в структуру столичного транспорта. Следующим шагом стало объединение транспортных систем Москвы и области.

Это закономерный шаг, поскольку многие жители Подмосковья ежедневно приезжают в Москву на работу и учебу. Надо сказать, что транспортные системы, подобные МЦД, которые соединяют крупные мегаполисы и окрестные города, уже давно существуют во многих городах Европы. В качестве примера можно привести систему RER в Париже, действующую с 1977 года.

Реализация первого этапа проекта МЦД позволила обеспечить совмещенное движение поездов МЦД в общем графике с другими пригородными поездами и минимальным интервалом движения 5–6 минут в часы пик. Интервал дви жения поездов вне часов пик составил 15 минут на МЦД-1 и 12 минут на МЦД-2.

Но с запуском движения совершенствование системы не прекратилось. Предполагается, что к 2024 году будут реконструированы станции МЦД. На них появятся навесы на всю длину платформы, новое напольное покрытие из брусчатки и современное LED-освещение. Также на платформах будут установлены скамейки, урны, информационное табло, торговые автоматы и тревожные кнопки. Пассажиры уже могут воспользоваться бесплатным Wi-Fi и зарядками для гаджетов. При запуске МЦД было усовершенствовано тарифное меню и произведена интеграция билетных систем пригородного и городского транспорта. В результате для оплаты проезда пассажиры могут использовать карту «Тройка».

Для полноценной работы МЦД с сохранением движения дальних пригородных и пассажирских поездов ОАО «РЖД» ведет строительство дополнительных главных путей на радиальных железнодорожных направлениях, развивает пассажирскую инфраструктуру, создает новые остановочные пункты и транспортно-пересадочные узлы.

Экономия времени и денег

– Только за первый месяц работы МЦД пассажиры сэкономили более 100 млн руб. – Об этом заявил заместитель Мэра Москвы и руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. – Пассажиропоток формируется так: примерно 70% — это пассажиры Московской области, примерно 30% — Москвы. С учетом принятых решений Мэра Москвы с точки зрения тарифа за первый месяц работы МЦД пассажиры и Москвы, и Московской области сэкономили более 100 млн руб.

По оценкам Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры столицы, за год они смогут сберечь до 7 млрд руб. Причем москвичи сэкономят на ежедневных поездках половину стоимости, а жители Подмосковья — до 75%. Среднесуточный пассажиропоток двух диаметров составляет 532 тыс. поездок в будни.

Благодаря перераспределению пассажиропотока существенно разгрузились метро, автомагистрали и наземный общественный транспорт. В частности, уменьшилась нагрузка на 20 станций метрополитена, в особенности на те, которые раньше использовались для пересадки на железнодорожный транспорт.

Станции «Фили» и «Окружная» не так загружены на сегодняшний день, как до введения МЦД. И мы видим большой эффект для всей транспортной системы, — рассказал заместитель Мэра Москвы. – Кроме того, отмечается, что станция метро «Киевская» разгрузилась на 10%, «Комсомольская» — на 5%. На 4% уменьшилась нагрузка на перегоны метро на участках «Аэропорт» — «Белорусская», «Парк Победы» — «Киевская», «Фили» — «Кутузовская», «Улица 1905 года» — «Баррикадная» и многих других.

За счет того что люди получили возможность прокладывать более удобные маршруты и чаще пользоваться менее загруженными железнодорожными станциями, пассажиропоток пересадочных станций перераспределился более равномерно. В частности, пропускная способность станции МЦК «Новохохловская» из-за пуска МЦД выросла почти на 40% в сутки. Также снизилась интенсивность автомобильного движения на магистралях, проходящих около МЦД-2. На Волоколамском, Новорижском, Варшавском и Симферопольском шоссе в дневное время — на 4%, в утренние часы — сразу на 6%.

Работа над ошибками

В любом масштабном проекте, реализованном за столь короткий срок, находятся свои недочеты и неполадки. МЦД не стали в этом смысле исключением. Но важно не то, что система делает ошибки, а то, как она на них реагирует. На сайте Дептранса пассажиры могут оставлять свои жалобы и предложения. Специалисты ведут постоянный мониторинг обращений пользователей, и если указанные проблемы имеют место, проводится «работа над ошибками». Об этом рассказано на сайте Стройкомплекса Москвы.

Изначально для первых двух диаметров были закуплены современные поезда «Иволги». Это хорошие составы, не уступающие лучшим зарубежным аналогам. В них есть все для комфортной поездки – удобные кресла, теплые поручни, широкие двери, Wi-Fi и USB-розетки, санузлы. Но в ходе работы выяснилась серьезная проблема.

Дело в том, что в «Иволгах» было всего по семь вагонов. При этом платформы пригородных поездов рассчитаны на составы, в которых 10 и более вагонов. Получалось так, что платформы длинные, а составы короткие, в результате пассажирам приходилось штурмовать поезда.

Специалисты среагировали на этот недостаток максимально быстро. Уже через два дня на МЦД-2 «Курско-Рижский» увеличили составность всех поездов. Теперь там ходят только 10- и 11-вагонные «Иволги». В результате число пассажирских мест в поездах увеличилось на 30%.

На МЦД-1 планировалось увеличить составность в течение 15 дней, но эту работу удалось выполнить досрочно – уже 2 декабря по диаметру «Одинцово – Лобня» поехали сдвоенные «Иволги». Пассажиры смогли спокойно садиться в поезда, толкотня и давка прекратились.

Надо сказать, что формально к поездам МЦД относятся не только «Иволги», но и все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов, следующих в дальнее Подмосковье). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», которые идут до аэропорта «Шереметьево».

На участке от «Одинцово» до «Окружной» оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет. Первые два дня с запуска МЦД наблюдались сбои в оплате проезда. Пассажиры не могли купить билеты на поезда и уехать в аэропорт. Ситуация принимала очень серьезный оборот, так как люди могли не успеть на самолет.

Чтобы такого не произошло, для дополнительного тестирования и улучшения работы билетной системы проезд до 8 декабря 2019 года включительно сделали бесплатным, в том числе и для дальних зон Савеловского, Белорусского, Курского и Рижского направлений в границах Московской области.

Исключения были сделаны только для экспрессов, билеты на которые можно было купить в отдельных кассах.

Все турникеты были открыты, и пассажиры, не задерживаясь на входе, могли беспрепятственно выходить на платформу. Чтобы билетная система работала максимально точно, специалисты дополнительно проверили все устройства, включая валидаторы, турникеты, кассы и билетопечатающие автоматы.

В ходе этой работы выяснилось, насколько корректно работают валидаторы, читается ли проездной документ и верно ли списываются средства. В случае возникновения ошибок их устраняли при дальнейших проверках.

Кроме того, были еще раз внимательно изучены возможные сценарии прохода пассажиров.

Сначала тестировщик шел к турникету метро, а потом при-кладывал карту к валидатору (или в обратной последовательности), чтобы проверить, можно ли открыть и закрыть поездку на валидаторе.

В это же время программисты удаленно проверяли работу системы и налаживали правильное списание с кошелька карты «Тройка» по количеству поездок и валидации проездных и безлимитных абонементов.

Теперь после завершения настройки оборудования на станциях введено правило, что пересадка на метро и МЦК будет бесплатной, если она совершается в течение 90 минут после первой валидации карты «Тройка». Это сделано для того чтобы, в случае если произойдет сбой, пассажиры не испытывали дискомфорт и могли беспрепятственно добраться до места назначения.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
ТеплоцентрстройМИЦГеопроектизысканияИНА
Коминвест-АКМТФонд