НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Заварилась каша с тыквой. Как городские власти, экспертное сообщество и родительская общественность общими усилиями решают проблему школьного питания


Можно ли наладить безотходное питание школьников вкусной и здоровой пищей? Достаточно ли для этого отказаться от принципа бюджетной экономии и ввести квалификационные правила для поставщиков? Ответить на эти вопросы трудно даже специалистам. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Вот все заинтересованные стороны этого процесса и попытались сделать для начала первый шаг.


Все началось со скандала

Весной минувшего года на проблему качественного питания детей в который раз обратила внимание родительская общественность города. Было много резонансных публикаций и даже пикеты на улицах. Начались бесконечные проверки школьных буфетов и столовых, а также поставщиков – победителей конкурсов прошлых лет. Причем Департамент образования привлек к работе департаменты здравоохранения и торговли и услуг, а также экспертные сообщества юристов, экономистов и диетологов.

Установленные факты подтверждали, что необходимо срочно менять всю систему: меню, условия и логистику поставок в образовательные учреждения, а главное, нельзя экономить на питании детей. Так что уже летом было решено провести торги на поставку питания в общеобразовательные учреждения по новым правилам.

По инициативе Департамента образования был создан специальный экспертно-консультационный совет, призванный разрулить проблемы питания детей, успокоить родителей и обеспечить внешний, независимый контроль отрасли. В совет вошли представители различных департаментов, Института питания РАМН, городского родительского собрания при Департаменте образования, МосГИКа, Роспотребнадзора и Мосгордумы.

Кстати, именно законодателями на совете было инициировано решение в ближайшей перспективе рассмотреть и принять специальный закон Москвы о социальном питании.


Затем родилась идея

По итогам конкурсов прошлых лет на поставку питания из бюджета Москвы выделялось около 145 руб. в день на школьника. В результате аукционов стоимость питания снижалась приблизительно до 120 руб. Что ж, торги ведь и проводятся ради экономии бюджетных средств. Но в этом году, как уже сказано выше, было принято стратегическое решение – не экономить на детях, дать им полноценное меню, разработать специальные, более жесткие условия для поставщиков в конкурсной документации.

Работа межведомственного экспертного совета была завершена к осени; 25 октября прошлого года в Тендерном комитете провели роуд-шоу, на котором представили лоты. Было организовано широкое обсуждение закупок города для питания в образовательных учреждениях.

Заказчиками, как всегда, выступили окружные департаменты города по образованию, а эпилогом мощной подготовки поставок питания для нужд детей стало подведение итогов торгов.

Можно ли наладить безотходное питание школьников вкусной и здоровой пищей? Достаточно ли для этого отказаться от принципа бюджетной экономии и ввести квалификационные правила для поставщиков? Ответить на эти вопросы трудно даже специалистам. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

Вот все заинтересованные стороны этого процесса и попытались сделать для начала первый шаг.


И грянули торги!

Едва в конце декабря были подведены итоги, организаторы торгов провели в пресс-центре Издательского дома «Комсомольская правда» брифинг, в котором приняли участие первый заместитель руководителя Тендерного комитета Олег Бурцев, заместитель руководителя Департамента образования Николай Юренко, председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова и заместитель начальника Государственной инспекции Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Алексей Ткачев.

Олег Бурцев сообщил, что городской заказ на оказание услуг по организации питания включал 15 процедур совместных торгов для 11 административных округов. Общая стоимость заказа составила более 37,8 млрд руб. Контракты с исполнителями заключаются на 1–3 года. Во-первых, потому что бюджет Москвы принят на три года и предусматривает расходы по социальному питанию, а во-вторых, трехлетний срок действия контрактов привлекательнее для предпринимателей с точки зрения развития бизнеса, но это возможно только при точном и качественном исполнении обязательств поставщиками.

Чиновник рассказал также о критериях оценки победителей, о том, что основными факторами были признаны качество поставляемой услуги, деловая репутация поставщика и наличие производственно-технологической базы.

Со своей стороны, Николай Юренко пояснил, что основной задачей было получение качественной услуги, разработка меню, соответствующего всем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, участие на всех этапах подготовки родительской общественности.


И что имеем в итоге?

Общая экономия бюджетных средств в ходе торгов составила 191,65 млн руб. – не так уж много по сравнению с 37,8 млрд.

Но так ведь и было предусмотрено концепцией торгов, отметили участники брифинга. По результатам торгов эффект достигается не в виде разовой экономии, а за счет того, что новое поколение будет расти крепким, здоровым и пропущенных ребенком по болезни дней в году окажется значительно меньше.

По замыслу городских властей, новацией стала разработка меню самим организатором питания – в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Меню победителей конкурса, по словам участников брифинга, действительно оказалось одним из самых разнообразных, включая всевозможные салаты, сезонные фрукты и овощи. Упор делается на то, что в школьную столовую будет доставлена еда, которую надо лишь подогреть. Она удобно и эстетично упакована и не вызывает трудностей в использовании. Таким образом, потребитель экономит время, деньги, а также получает возможность питаться здоровой и безопасной пищей.

Разумеется, этот механизм работает в полной мере, только если поставщик готового питания предоставляет действительно качественный продукт. Современный потребитель уже не готов питаться обедами сомнительного происхождения и требует гарантий, что продукция произведена в полном соответствии с санитарными нормами.


Как показывает практика…

Все эти намерения прекрасны и понятна забота властей города о подрастающем поколении. Но почему бы не спросить, как в жизни все происходит, у профессионала школьной еды?

Сказано – сделано. Наш обозреватель задал вопрос заведующему школьной столовой в ЮАО, отработавшему не один десяток лет. По понятным причинам мы не станем называть имя этого человека. Отметим лишь, что все сказанное достаточно типично для абсолютного большинства школ столицы (ну, может быть, кроме самых образцово-показательных). Вот несколько соображений старого специалиста о том, почему решить проблему детского питания будет очень и очень сложно.

1. Дети любят чипсы и шоколадки. И есть с удовольствием прописанную даже НИИ питания при РАМН кашу с тыквой не будет ни один нормальный ребенок. Детвору не перехитрить: невкусно, значит, есть не будут – ни за папу, ни за маму, ни даже за любимую школу. Да и запретить им есть «вредную» еду невозможно. Еще в начальной школе можно влиять на аппетит и предпочтения, а вот после – совсем нереально. Да, в школьных буфетах чипсы запрещены, а вот шоколадки остались…

2. Кстати, уже давно запрещено использовать соль для приготовления блюд. Но, несмотря на это, персонал столовой покупает ее на свои деньги. Соль заменили, например, салатами из морской капусты. Запрещены также продукты из свежего мяса и птицы. Сначала мясо нужно отварить, а потом уже жарить из него котлеты.

3. Дети не едят утвержденные докторами блюда еще и потому, что буквально все привыкли к пищевым добавкам – так называемым усилителям вкуса. В школе их употребление строжайше запрещено, что и правильно. Только без них ребенок есть отказывается. Потому и бак для отходов всегда полон, а бюджетные денежки потрачены зря.

4. Про отходы – особый разговор. После обеда нетронутую еду просто выбрасывают. Так во всех школах. В общем объеме потребления питания по столице это тонны! Отходы сегодня почти никто не учитывает.

5. Еще одна сложность. Классный руководитель на неделю вперед заказывает определенное количество порций – это правило. В школу прибывает комиссия из окружного управления образования, и выясняется, что, скажем, троих учеников не было без уважительных причин. Стоимость трех порций вычтут из зарплаты классного руководителя.

6. Прогнозировать ситуацию после вступления новых правил поставок даже профессионалу сегодня очень трудно. Да и поставщики-то не совсем новые. Мы их хорошо всех знаем, прокомментировала руководитель школьной столовой.

А вот по мнению Людмилы Мясниковой, желательно, чтобы каждый день кто-то из родителей дежурил в столовой, следил за чистотой, за тем, как готовят и как едят дети. Настоящий родительский контроль незаменим, какие бы суперсовременные компании ни стали поставщиками и какие бы новейшие технологии ни применялись. Начальство в школьных столовых всегда готово пойти навстречу пожеланиям родителей и с разрешения дирекции обеспечить им доступ в пищеблоки.


Согласно будущему закону…

Следует обратить внимание на проект закона о социальном питании. К сожалению, на брифинге этой теме было уделено мало внимания. Однако документ был представлен на сайте Департамента торговли и услуг для публичных консультаций и слушаний.

По словам руководителя департамента Алексея Немерюка, это будет очень важный закон, который снимет ряд проблем не только по детскому питанию, но и по социальному питанию в целом.

Рассматриваемый проект дает определения и раскрывает основные понятия системы социального питания, определяет порядок его организации, включая порядок проведения конкурсных процедур, устанавливает оптимальное сочетание методов государственного регулирования и контроля. Основные его новеллы:

– вводится конкурсный отбор исполнителей по оказанию услуг социального питания по единым квалификационным требованиям;

– обеспечивается создание многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров для сферы социального питания;

– регламентируется создание автоматизированной системы учета объемов услуг социального питания – Единый городской информационный портал «Социальное питание города Москвы»;

– обеспечивается создание условий для оказания качественной и безопасной услуги социального питания.

В заключение брифинга журналисты предложили встретиться всем вместе еще раз, чтобы подвести первые итоги работы системы питания в образовательных учреждениях города. Со своей стороны, «МТ» будут следить за темой возрождения школьного и социального питания.


Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
ЭнергокомплексМосинжпроектМОЭСКСатори
СбербанкФондАКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙ