Московская «Скорая помощь» вполне достигла европейского уровня, а по некоторым показателям даже его превзошла. Ее не коснулись сокращения, связанные с реорганизацией столичного здравоохранения, а благодаря городской программе модернизации здравоохранения парк ее техники пополнился не только новыми современными машинами, но и вертолетами.
Службе «Скорой помощи» удалось заметно сократить время прибытия по вызову еще и за счет того, что при районных поликлиниках возрождена служба неотложной медицинской помощи. Теперь по особо серьезным случаям на вызов выезжает городская «скорая» с ближайшей подстанции, а по менее тяжелым – районная неотложка.
Двухлетняя программа модернизации столичного здравоохранения, реализованная в 2012–2013 годах, позволила добиться того, что показатели работы столичной «Скорой помощи» сравнялись с европейскими. К настоящему времени все машины «03» оборудованы высококачественными средствами ГЛОНАСС/GPS-навигации. Внедрение современных информационных систем управления скоропомощными бригадами позволило сделать службу более оперативной.
В первую очередь, сократилось время прибытия медицинской бригады к месту вызова. По некоторым позициям этот показатель уже превосходит данные европейских коллег. Как отмечает заместитель Мэра по вопросам социальной политики Леонид Печатников, в странах Евросоюза и США «скорая медпомощь» ставит своей задачей оперативно доставить больного в клинику, их бригады укомплектованы парамедиками. Российская служба «03» способна оказать помощь больному сразу на месте, а в состав бригады входит дипломированный врач.
На сегодняшний день все московские бригады «Скорой помощи» укомплектованы необходимым оборудованием для диагностики и оказания квалифицированной медицинской помощи больным и пострадавшим еще на догоспитальном этапе.
Современная наркозно-дыхательная аппаратура, электрокардиографы, кардиомониторы и дефибрилляторы, обновленные в ходе модернизации, – все это помогает оказывать квалифицированную и оперативную медицинскую помощь.
Столичная служба «Скорой помощи» не подверглась сокращению в ходе реорганизации системы городского здравоохранения. Как отметил глава Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун, минувшей осенью в «Скорой помощи» были зафиксированы лишь отдельные сокращения специалистов, связанные с личными обстоятельствами. Напротив, в 2014 году на работу в «Скорую» были приняты около 250 молодых специалистов, выпускников средних медицинских учебных заведений и вузов.
Всего на Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова в настоящее время работает около 10 тыс. сотрудников: 2 тыс. врачей и около 8 тыс. – среднего медицинского персонала. Как показывает практика, отсев персонала в течение первых двух лет работы составляет не более 10%.
Высокая репутация сотрудников московской Станции скорой и неотложной медицинской помощи хорошо известна за пределами столичного региона. Именно поэтому в феврале минувшего года персонал московской «Скорой» был привлечен для работы на XXII Олимпийских зимних играх в Сочи. Олимпиаду обслуживал 131 сотрудник станции: 102 врача и 29 фельдшеров из Москвы. Еще 58 сотрудников – 44 врача и 14 фельдшеров – работали на XI Паралимпийских зимних играх. По итогам этой работы заместитель Мэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников наградил 38 сотрудников московской «Скорой помощи» памятной медалью «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в Сочи», учрежденной распоряжением Президента РФ.
Норматив прибытия сократился
По словам главного врача Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Николая Плавунова, в минувшем году столичная «Скорая» отказалась от использования для оценки параметров своей работы понятия «норматив прибытия», который подразумевал, что из самой удаленной точки до места события можно доехать максимум за 20 минут. Вместо этого устаревшего критерия была введена система расчетного времени прибытия. И теперь, когда бригада получает вызов, компьютерная программа автоматически формирует маршрут движения и рассчитывает прогнозное время прибытия.
С 2014 года диспетчеры стали распределять машины «скорой помощи» по принципу экономической локализации: когда в каком-то районе Москвы отмечается рост числа вызовов и их количество превышает плановый показатель, туда заблаговременно направляются машины «03» с экипажами из более спокойных районов.
Время прибытия бригад «03» неуклонно уменьшается. Если в 2008 году оно составляло 20,3 минуты, то сейчас это уже 14 минут, а среднее время прибытия на место ДТП – около 8 минут.
Главным резервом, за счет которого в Москве планируется снизить время прибытия скоропомощных бригад, являются городские программы модернизации дорожной сети – реконструкция развязок на МКАД и завершение реконструкции вылетных магистралей.
Номер дозвона изменился
«Скорая» обновляется так же стремительно и основательно, как и знакомый нам с детства номер, нарисованный на каждой машине, – «03» уже не является единственным. Теперь «Скорую помощь» можно вызывать, набрав «103» или «112».
Ежедневно за помощью к врачам «Скорой помощи» обращается более 10 тыс. москвичей. За год экипажи «Скорой» выезжают в среднем по 4 млн вызовов, госпитализируя по их итогам более миллиона человек. В среднем одна бригада совершает в день 13–14 выездов. Летом меньше, зимой – больше. После субботы и воскресенья, после праздников количество вызовов немного увеличивается. Много работы у медиков по утрам и по вечерам. В ночное время, примерно с 1 часа ночи до 5 утра, для экипажей наступает период «штиля».
В 2014 году на Станции скорой помощи им. Пучкова был введен в эксплуатацию современный диспетчерский центр по приему вызовов от населения. Теперь система работает так, что вызов мгновенно переадресуется на свободного оператора.
Помимо бригад, базирующихся на подстанциях, столичная служба «Скорой помощи» включает в себя еще 66 постов, которые дислоцированы в тех районах, где имеется риск не прибыть вовремя. Часть из них привязана к медучреждениям, а другая часть дежурит при постах ГИБДД на центральных шоссе, на МКАД или на территории «новой» Москвы. Сегодня Троицкий и Новомосковский округа обслуживают 10 постов «Скорой», базирующихся на территории местных амбулаторий. В их числе с 1 февраля 2015 года функционирует пост в отдаленном поселении Рогово, практически на границе с Калужской областью.
Скоропомощной вертолет «03»
С февраля 2015 года у столичных медиков появилась возможность осуществлять экстренную транспортировку тяжелых больных при помощи вертолета, пополнившего парк транспортных средств «Скорой помощи» Москвы.
За два месяца с использованием санитарной авиации было госпитализировано более 40 пациентов с территорий «новой» Москвы и Зеленограда.
Полеты в пределах МКАД жестко ограничивает федеральное законодательство. Тем не менее парк винтокрылой техники московской «Скорой» уже в этом году должен вырасти до трех машин.
Прежде у службы «03» своей авиации не было. Вертолеты МЧС использовались лишь в чрезвычайных ситуациях, таких как крупные ДТП, когда от сэкономленных минут зависело спасение человеческой жизни. В случае же с огромными территориями и неразвитой дорожной сетью «новой» Москвы использование санитарных вертолетов становится насущной необходимостью.
Там, куда «скорой помощи» пришлось бы ехать 40–45 минут, вертолет долетит за 15–20. Авиацией сегодня доставляют пациентов с инфарктами, инсультами, судорожными припадками и кровотечениями.
Пока в составе московского авиационного отряда при МЧС числится один вертолет «Скорой помощи», медперсонал оформлен в штат Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Москвы. Вертолетные площадки имеются в крупных московских больницах, таких как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, горбольницы № 7, 15, 20, 36, 71, а также Тушинская детская городская больница. В этом году своя вертолетная площадка появится у больницы в Троицке.
Возрождение «неотложек» при районных поликлиниках
Повысить эффективность работы службы московской «Скорой помощи» позволило также возрождение «Неотложной помощи» при районных поликлиниках, которая взяла на себя часть случаев, не представляющих непосредственной угрозы для жизни человека.
Прислать пациенту «неотложку» или «скорую» – решают диспетчеры. Критерий для выбора того или иного вида медпомощи прост: главная задача «Скорой помощи» – это прибыть на экстренные вызовы, задача «неотложки» – прибыть и оказать помощь, пока состояние не превратилось в экстренное. «Неотложка» нужна тогда, когда пациенту требуется оказать помощь на месте, чтобы не возникло осложнений, без перспективы госпитализации.
Экстренных вызовов бывает обычно 30–35% от их общего числа. И благодаря наличию «неотложки» и перераспределению вызовов «скорая» может прибывать по экстренным вызовам еще быстрее. На сегодняшний день в городе работает 190 бригад «Неотложной помощи»: 101 взрослая и 89 детских бригад. За прошлый год «неотложка» сделала около 1,3 млн выездов. Только за прошлый год были дополнительно организованы 22 бригады «Неотложной помощи», базирующиеся при поликлиниках.
Завершилось формирование окружных диспетчерских центров «Неотложной помощи» для взрослого населения. Прежде диспетчер сидел в каждой поликлинике, теперь в каждом округе Москвы есть единый центр для взрослого населения, и все вызовы принимаются по одному одноканальному телефону. Теперь формируется такая же система для детской «неотложки». Параллельно с этим Департамент здравоохранения приступил к работе по формированию системы неотложной помощи для «новой» Москвы.
Электронные карты пациентов и планшеты для «скорой помощи»
Информационно-коммуникационное оборудование «скорой помощи» вскоре пополнится планшетами, которые будут использоваться для приема вызовов и позволят врачам «Скорой» получать доступ к электронной карте пациента. Они заменят использовавшиеся до последнего времени мини-компьютеры.
До конца года такие гаджеты появятся у каждой бригады.
По словам главы Департамента здравоохранения Алексея Хрипуна, электронные амбулаторные карты в течение 2015 года также будут внедрены в поликлиниках. Эти новшества позволят врачам быстрее заполнять карты при работе с пациентами и передавать данные о вызове в городские поликлиники. А врачи в районных поликлиниках при обращении к карте будут видеть, что к их пациенту выезжала машина «скорой помощи».
Бригады «Скорой помощи» с этого года также начнут вести статистику пациентов-мигрантов.
Все вызовы разделят на пять групп: москвичи, жители Подмосковья, иностранцы, жители других регионов России и граждане без документов. Благодаря этому город сможет подсчитать точный объем расходов на обслуживание лиц, не имеющих полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). В 2015 году на «Скорую помощь» для мигрантов без полисов в бюджете Москвы выделено 1,7 млрд руб.
Зарплаты врачей растут вместе с уровнем профессионализма
Работать на «Скорой» сегодня не только почетно, но и выгодно. По итогам минувшего года средняя зарплата врача «Скорой» составляла около 97 тыс. руб., а фельдшера – около 70 тыс. руб.
За свой нелегкий труд сотрудники московской «Скорой» также получают и нематериальные привилегии. У врачей и фельдшеров ежегодный оплачиваемый отпуск длится на 14 дней дольше обычного. Предусмотрена 100%-ная доплата за работу в ночное время и за работу в праздничные дни.
Не скупится город и на обучение персонала столичной «Скорой»: не так давно на базе Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова открылся первый симуляционный центр. Там на заключительном этапе обучения экипажей происходит отработка навыков в ограниченном пространстве машины «скорой помощи».
Также в центре имеется макет – имитация машины «скорой помощи» со всей медтехникой. Почти на каждой подстанции работают учебные классы, где на специальных манекенах можно отрабатывать навыки оказания экстренной помощи: интубация, сердечно-легочная реанимация, а также принятие родов.
Текст: Дмитрий Ильин
Назад в раздел