В нынешнем учебном году приняты серьезные меры для усиления безопасности столичных средних учебных заведений и сделано все возможное, чтобы не допустить в школы криминал и чтобы в Москве никогда не случилось трагедий, похожих на серию терактов, произошедших в минувшем году в Париже.
В Москве действует единая система взаимодействия частных охранных структур (ЧОС) с полицией. В каждой школе имеется тревожная кнопка, для повышения безопасности в образовательных учреждениях установлены видеокамеры, системы охранной сигнализации, пропускная система прохода. Это позволяет своевременно реагировать на внештатные ситуации в образовательных учреждениях.
По словам руководителя Департамента образования Исаака Калины, сегодня из 4747 московских школ почти 4 тыс. охраняются сотрудниками частных охранных предприятий, 68 – работниками ФГУП «Охрана». В системе безопасности школ задействованы 46 охранных предприятий, которые имеют почти 5 тыс. дежурных постов, они заботятся о безопасности более чем 850 тыс. учеников. Контролировать работу учреждений помогают и 26 тыс. камер внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
– Силы подразделений вневедомственной охраны в случае необходимости вызывают мобильные отряды полиции по сигналу «Тревога». Кнопки экстренного вызова полиции установлены в каждом здании школы, – сообщил Исаак Иосифович. – Помимо этого, в каждом школьном здании установлена система оповещения о возгорании и не зависимые от директоров система охраны школ и система аварийного освещения. Также все здания образовательных учреждений Москвы имеют оформленные паспорта безопасности.
Из восьми камер наблюдения, приходящихся на каждую школу, четыре устанавливаются городом, а еще четыре – охранным предприятием, выигравшим конкурс Департамента образования на охрану этой школы. В поле обзора камер обязательно должны попадать ведущие на территорию школы ворота, пищеблок и входная дверь. Только в школах Центрального административного округа установлено 5066 видеокамер, 159 систем охранной сигнализации и 374 тревожные кнопки на постах охраны.
В прошлом году в столичных школах была проведена массовая проверка эффективности работы охранных предприятий, в состав проверочных комиссий входили представители Департамента региональной безопасности, МВД, МЧС и других силовых ведомств, Общественной палаты России. Проверка показала, что ЧОП, охраняющие столичные школы, работают качественно и ответственно. Подводя итоги проведенных рейдов, Исаак Калина констатировал:
– Все, что можно было сделать для обеспечения безопасности детей в школах, мы сделали.
Также он рассказал, что созданная за последние годы система видеонаблюдения позволяет фиксировать все, что делается на подходах к учебному заведению. Были случаи, когда охрана вызывала полицию, стоило лишь подозрительному человеку начать приближаться к школе.
Наблюдать за ребенком в школе дистанционно могут и сами родители. С помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» они узнают, как часто дети опаздывают в школу и насколько регулярно они там питаются.
В январе 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2015 № 40478).
Стандарт предусматривает, в частности, что сотрудник охранной структуры, желающий работать в школе, прошел тест, включающий в себя 99 вопросов. В частности, соискатели должны ответить, что делать, в случае если при входе на территорию охранник остановит двух школьниц, проносящих большую стеклянную банку, наполненную странной жидкостью, а также как должен поступить охранник при виде неизвестного мужчины, пытающегося украдкой вывести из школы четырехлетнюю воспитанницу детского сада.
Чтобы пройти аттестацию, сотрудник охранной структуры также должен правильно ответить на вопросы, могут ли они брать еду из школьной столовой, если ее не съели дети, имеют ли право изымать мобильные телефоны у старшеклассников во время ЕГЭ, могут ли они отлучиться из школы по своим делам.
К прохождению теста охранников будут готовить в ходе курса лекций по программе «14 часов специального дополнительного образования». В рамках подготовки им расскажут о различных психологических особенностях детей, например о том, почему подростки любят нарушать школьные правила.
Охранник, который пройдет подготовку, должен будет ответить на 99 вопросов без единой ошибки. В случае если ошибки будут допущены, аттестация не принимается. Если и после повторного тестирования ошибки повторятся, сотрудника отстраняют от охраны школы и переводят на другой объект. По словам разработчика, тестирование пройдет на рабочем месте с применением средств видеонаблюдения, тревожной кнопки и других элементов. Предполагается, что аттестация будет проводиться раз в пять лет. Это станет основным требованием при продлении срока действия удостоверения личности частного охранника.
Согласно новому стандарту, оружие для охранников на местах и начальников группы не предусмотрено. Средства защиты предоставят только мобильным группам и оперативным дежурным. В распоряжении мобильных групп будут резиновая палка, наручники, пневматический пистолет ИС-71, защитный шлем и бронежилет. Оперативные дежурные также вооружены служебным оружием ИС-71.
Сегодня каждый охранник получает лицензию, которая действует пять лет. Для ее оформления сотрудник должен получить медсправку: пройти обследование у психиатра и нарколога. Затем необходимо пройти обучение – от 98 до 266 часов (в зависимости от разряда) – в одном из негосударственных заведений. Затем будущий охранник обязан сдать экзамен в лицензионно-разрешительном отделе МВД и получить специальное удостоверение. Обучение и экзамен не подразумевают специализации. Получивший лицензию охранник может работать как в школе, так и в офисе или в торговом центре.
Новый стандарт расширяет спектр обязанностей, возложенных на сотрудников, занимающихся охраной московских школ. Теперь они должны выявлять подростков, пришедших в школу в состоянии алкогольного опьянения, а также проверять вещи школьников на наличие наркотиков. Они также начнут следить за прогульщиками и пресекать курение на территории школы.
Кроме того, охранникам предлагают доверить проверку въезжающих и выезжающих машин. Предполагается, что они смогут не допустить провоз опасных предметов и вывоз школьного имущества, а также сохранить места на школьной стоянке только для транспорта сотрудников образовательного учреждения.
Прежде охранники обязаны были лишь следить за сохранностью имущества школы и не допускать проникновения на территорию посторонних лиц, отслеживая обстановку в учебном заведении при помощи камер, находясь на посту. Ужесточая требования к профессиональным качествам охранников и количество их обязанностей, в Департаменте образования не забывают и о положительной мотивации.
Частные охранные предприятия и их сотрудников, несущих службу в столичных школах, предполагается поощрять за хорошую работу. До сих пор такой возможности предусмотрено не было.
– Заключенные с ЧОП контракты составлены так, что мы страхуем свои права, а возможности поощрять охранные предприятия не предусмотрены. Поощрять необходимо в том случае, когда грамотные, четкие действия сотрудников ЧОП позволили предотвратить возможные негативные последствия, – говорит Исаак Калина. – Если бы работники ЧОП относились к школам безразлично, то последствия таких небольших аварий, как разрыв трубы или потекший кран, были бы плачевными для образовательных учреждений.
Отметим, что техническое оснащение системы безопасности образовательных учреждений постоянно совершенствуется. Так, в Южном административном округе в девяти школах были установлены дополнительные датчики движения в особо уязвимых для проникновения местах, указанных администрацией школ. При срабатывании датчик передает сигнал на пост охраны в образовательном учреждении и оперативному дежурному.
Одно из преимуществ датчика перед видеокамерами в том, что при срабатывании устройство издает шум, имеющий отпугивающий эффект, в дополнение к нему может быть подключена также световая сигнализация. Сигнал срабатывания датчика охранник обязательно услышит из любой точки здания и вовремя отреагирует, что особенно важно в ночное время. В настоящий момент рассматривается возможность распространения указанного опыта в других административных округах столицы.
В Москве действует единая система взаимодействия частных охранных структур (ЧОС) с полицией. В каждой школе имеется тревожная кнопка, для повышения безопасности в образовательных учреждениях установлены видеокамеры, системы охранной сигнализации, пропускная система прохода. Это позволяет своевременно реагировать на внештатные ситуации в образовательных учреждениях.
По словам руководителя Департамента образования Исаака Калины, сегодня из 4747 московских школ почти 4 тыс. охраняются сотрудниками частных охранных предприятий, 68 – работниками ФГУП «Охрана». В системе безопасности школ задействованы 46 охранных предприятий, которые имеют почти 5 тыс. дежурных постов, они заботятся о безопасности более чем 850 тыс. учеников. Контролировать работу учреждений помогают и 26 тыс. камер внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
– Силы подразделений вневедомственной охраны в случае необходимости вызывают мобильные отряды полиции по сигналу «Тревога». Кнопки экстренного вызова полиции установлены в каждом здании школы, – сообщил Исаак Иосифович. – Помимо этого, в каждом школьном здании установлена система оповещения о возгорании и не зависимые от директоров система охраны школ и система аварийного освещения. Также все здания образовательных учреждений Москвы имеют оформленные паспорта безопасности.
Из восьми камер наблюдения, приходящихся на каждую школу, четыре устанавливаются городом, а еще четыре – охранным предприятием, выигравшим конкурс Департамента образования на охрану этой школы. В поле обзора камер обязательно должны попадать ведущие на территорию школы ворота, пищеблок и входная дверь. Только в школах Центрального административного округа установлено 5066 видеокамер, 159 систем охранной сигнализации и 374 тревожные кнопки на постах охраны.
В прошлом году в столичных школах была проведена массовая проверка эффективности работы охранных предприятий, в состав проверочных комиссий входили представители Департамента региональной безопасности, МВД, МЧС и других силовых ведомств, Общественной палаты России. Проверка показала, что ЧОП, охраняющие столичные школы, работают качественно и ответственно. Подводя итоги проведенных рейдов, Исаак Калина констатировал:
– Все, что можно было сделать для обеспечения безопасности детей в школах, мы сделали.
Также он рассказал, что созданная за последние годы система видеонаблюдения позволяет фиксировать все, что делается на подходах к учебному заведению. Были случаи, когда охрана вызывала полицию, стоило лишь подозрительному человеку начать приближаться к школе.
Наблюдать за ребенком в школе дистанционно могут и сами родители. С помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» они узнают, как часто дети опаздывают в школу и насколько регулярно они там питаются.
В январе 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2015 № 40478).
Стандарт предусматривает, в частности, что сотрудник охранной структуры, желающий работать в школе, прошел тест, включающий в себя 99 вопросов. В частности, соискатели должны ответить, что делать, в случае если при входе на территорию охранник остановит двух школьниц, проносящих большую стеклянную банку, наполненную странной жидкостью, а также как должен поступить охранник при виде неизвестного мужчины, пытающегося украдкой вывести из школы четырехлетнюю воспитанницу детского сада.
Чтобы пройти аттестацию, сотрудник охранной структуры также должен правильно ответить на вопросы, могут ли они брать еду из школьной столовой, если ее не съели дети, имеют ли право изымать мобильные телефоны у старшеклассников во время ЕГЭ, могут ли они отлучиться из школы по своим делам.
К прохождению теста охранников будут готовить в ходе курса лекций по программе «14 часов специального дополнительного образования». В рамках подготовки им расскажут о различных психологических особенностях детей, например о том, почему подростки любят нарушать школьные правила.
Охранник, который пройдет подготовку, должен будет ответить на 99 вопросов без единой ошибки. В случае если ошибки будут допущены, аттестация не принимается. Если и после повторного тестирования ошибки повторятся, сотрудника отстраняют от охраны школы и переводят на другой объект. По словам разработчика, тестирование пройдет на рабочем месте с применением средств видеонаблюдения, тревожной кнопки и других элементов. Предполагается, что аттестация будет проводиться раз в пять лет. Это станет основным требованием при продлении срока действия удостоверения личности частного охранника.
Согласно новому стандарту, оружие для охранников на местах и начальников группы не предусмотрено. Средства защиты предоставят только мобильным группам и оперативным дежурным. В распоряжении мобильных групп будут резиновая палка, наручники, пневматический пистолет ИС-71, защитный шлем и бронежилет. Оперативные дежурные также вооружены служебным оружием ИС-71.
Сегодня каждый охранник получает лицензию, которая действует пять лет. Для ее оформления сотрудник должен получить медсправку: пройти обследование у психиатра и нарколога. Затем необходимо пройти обучение – от 98 до 266 часов (в зависимости от разряда) – в одном из негосударственных заведений. Затем будущий охранник обязан сдать экзамен в лицензионно-разрешительном отделе МВД и получить специальное удостоверение. Обучение и экзамен не подразумевают специализации. Получивший лицензию охранник может работать как в школе, так и в офисе или в торговом центре.
Новый стандарт расширяет спектр обязанностей, возложенных на сотрудников, занимающихся охраной московских школ. Теперь они должны выявлять подростков, пришедших в школу в состоянии алкогольного опьянения, а также проверять вещи школьников на наличие наркотиков. Они также начнут следить за прогульщиками и пресекать курение на территории школы.
Кроме того, охранникам предлагают доверить проверку въезжающих и выезжающих машин. Предполагается, что они смогут не допустить провоз опасных предметов и вывоз школьного имущества, а также сохранить места на школьной стоянке только для транспорта сотрудников образовательного учреждения.
Прежде охранники обязаны были лишь следить за сохранностью имущества школы и не допускать проникновения на территорию посторонних лиц, отслеживая обстановку в учебном заведении при помощи камер, находясь на посту. Ужесточая требования к профессиональным качествам охранников и количество их обязанностей, в Департаменте образования не забывают и о положительной мотивации.
Частные охранные предприятия и их сотрудников, несущих службу в столичных школах, предполагается поощрять за хорошую работу. До сих пор такой возможности предусмотрено не было.
– Заключенные с ЧОП контракты составлены так, что мы страхуем свои права, а возможности поощрять охранные предприятия не предусмотрены. Поощрять необходимо в том случае, когда грамотные, четкие действия сотрудников ЧОП позволили предотвратить возможные негативные последствия, – говорит Исаак Калина. – Если бы работники ЧОП относились к школам безразлично, то последствия таких небольших аварий, как разрыв трубы или потекший кран, были бы плачевными для образовательных учреждений.
Отметим, что техническое оснащение системы безопасности образовательных учреждений постоянно совершенствуется. Так, в Южном административном округе в девяти школах были установлены дополнительные датчики движения в особо уязвимых для проникновения местах, указанных администрацией школ. При срабатывании датчик передает сигнал на пост охраны в образовательном учреждении и оперативному дежурному.
Одно из преимуществ датчика перед видеокамерами в том, что при срабатывании устройство издает шум, имеющий отпугивающий эффект, в дополнение к нему может быть подключена также световая сигнализация. Сигнал срабатывания датчика охранник обязательно услышит из любой точки здания и вовремя отреагирует, что особенно важно в ночное время. В настоящий момент рассматривается возможность распространения указанного опыта в других административных округах столицы.
Назад в раздел