НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Поднять стандарт! Чему способствует модернизация материально-технической базы и инфраструктуры столичных образовательных учреждений


Вопросы развития школьного образования всегда были в Москве в числе приоритетных. Постнулевые годы характеризуются рядом тенденций, переводящих этот сегмент из сферы услуги в разряд общекультурной ценности. Но наряду с разработкой и внедрением инновационных педагогических методик, повышением уровня образовательного процесса концепция модернизации образования рассматривает и материально-техническое обеспечение учебного процесса как существенный стимул его качества. Не случайно разрабатываемый московский стандарт качества образования (МСКО) помимо качества и безопасности образования, социальной поддержки обучающихся и педагогов включает в себя и задачу развития и совершенствования образовательной инфраструктуры.


За качеством следят родители

Итак, укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений поставлены в число стратегических направлений развития столичного образования. Если в 2010 году на образовательные нужды в городе выделялось 165 млрд руб., то в 2013!м бюджет системы образования столицы составил уже 250 млрд. Увеличение объема финансирования позволило укрепить материальную базу школ, провести текущий ремонт, приобрести современное оборудование. Как обеспечивалось в нынешнем году проведение капитального и текущего ремонта в государственных столичных образовательных учреждениях, каким было благоустройство территорий, какие усилия были положены на то, чтобы материально-техническое оснащение московских школ позволяло на высоком уровне реализовывать необходимые в образовательном процессе проекты? Попытаемся ответить на эти вопросы.

В первую очередь следует отметить новые формы контроля за проведением ремонтных работ в образовательных учреждениях. Как отметил начальник управления инфраструктуры и комплексной безопасности Департамента образования города Москвы Карен Оганесян, в этом году к контролю за качеством ремонтных работ были привлечены родители учеников. Для этого при департаменте начал функционировать экспертно-консультативный Совет родительской общественности, в рамках которого в 2013 году создали подразделение, состоящее из родителей, занятых в сфере строительства и ремонта. Эта структура оказывает помощь в подготовке планов и проверке ремонтных работ, выполненных подрядчиками. Важно, что не остались без внимания обращения на сайтах Департамента образования и окружных дирекций, поступающие от родителей и администраций школ. Кроме того, на базе городской дирекции Департамента образования Москвы был создан информационный центр по мониторингу сложных ситуаций, возникающих при проведении ремонтных работ и закупке оборудования.

Ремонт: от тактики – к стратегии

Значительные изменения в подходе к контролю за осуществлением работ и организацией процесса проведения работ в учебных учреждениях отмечают многие. Так, по мнению начальника дирекции по эксплуатации, учету и движению основных фондов Северо-Восточного окружного управления образования Михаила Статирова, в этом году был сделан акцент на доведение системы жизнеобеспечения школ до существующих стандартов. Ремонтные работы проводились с учетом новых санитарных и образовательных норм. Так, ремонт учебного заведения считается законченным только после подписания акта о принятии выполненных работ со стороны администрации и управляющего совета школы.

Немаловажным аспектом сегодняшнего дня является то, что директора московских школ сегодня в основном свободны от того, чтобы проводить ремонт в условиях острого дефицита финансирования. И если раньше часто единственной стратегией директоров была идея «во что бы то ни стало выбить средства» (в целесообразности и необходимости проведения тех или иных работ администрация учебного заведения не всегда четко ориентировалась), то сейчас директора столичных школ отмечают кардинальную перемену ситуации.

– Денег стало достаточно, чтобы забыть о тришкином кафтане и жалобах на финансовую неопределенность. Пришла уверенность в том, что денег хватит и можно планировать не только текущую ремонтную кампанию, но следующую. Сама школа учится отвечать за собственные средства, планировать работы и отслеживать их качество, – пояснил начальник Центрального окружного управления образования Михаил Мокринский.

То, что в последние два года в подходе к ремонту школ происходят конструктивные изменения, отметила директор московской школы № 627 Людмила Павлюченко. По ее словам, речь больше не идет о реализации ремонтной сметы, составленной по механическому расчету, без учета современных образовательных реалий. Сегодня применяется комплексный подход, при котором руководитель должен учитывать экономическую целесообразность ремонта, оценивать, что ему выгодно, а что нет, пользоваться аутсорсингом, предвидеть долгосрочные последствия ремонта. Администрация школ научилась просчитывать смету, осуществлять технический надзор, консультироваться с техническими экспертами в разных областях, проводить техническую экспертизу. Директора стали отслеживать ход работ через претензионную комиссию, контролировать подрядчиков, качество предоставляемых ими строительных услуг, общаться с ними без посредников.

А еще научились разбираться в строительных понятиях, следить за регламентом работы, требовать и экономить.

Статистика радует, но и проблемы остаются

Позитивные перемены наглядно иллюстрирует статистика. Как отметил начальник дирекции по эксплуатации, учету и движению основных фондов Департамента образования Сергей Михайлов, в 2013 году на средства, выделенные городом на развитие столичных школ, были проведены работы по капитальному ремонту на 90 объектах и на 1100 объектах – по текущему, благоустроены более 500 школ. Рассматривая, к примеру, ход ремонтных работ в школах Центрального административного округа Москвы, можно отметить, что в этом году на подготовку образовательных учреждений (их в округе 261) было выделено более 700 млн руб. В этот период работы проводились в 201 учреждении. Выполнение всего комплекса запланированных работ позволило улучшить условия учебы для 64 тыс. учащихся, а это 81% общего количества учащихся в округе.

Конечно, нельзя сказать, что все проблемы остались в прошлом. Так, по мнению экспертов, притом что на ремонт и благоустройство из городского бюджета в этом году было выделено достаточно денег, школам не хватает консультативной и технической помощи при планировании и проведении ремонтных работ. Возможно, директорам школ придется создать определенную структуру, состоящую из профессионалов, способных экономически обосновать и составить смету ремонтно-строительных работ, сопровождать графики работ, отслеживать финансовые потоки и их рациональное использование. Представители школьной администрации считают, что со временем должен быть разработан стандарт контроля за качеством ремонта, прописанный в системе договоров и соответствующий требованиям технического надзора.

Но как бы то ни было, ремонт в московских школах завершился в срок, к началу учебного года.

Как благоустраивать школьные территории

Качественная подготовка образовательных учреждений к новому учебному году включает в себя и благоустройство школьных территорий, которое было завершено в Москве к началу сентября. Власти Москвы выделили почти 3 млрд руб. на благоустройство 509 школьных территорий. Как отметил руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина, в этом году в работах по благоустройству школьных территорий департаменту оказали серьезную помощь префектуры, что во многом определило высокий уровень выполненных работ.

Степень внимания и контроля к этой стороне подготовки столичных учебных заведений вполне объяснима. Ведь Москва – своеобразная визитная карточка всей России, поэтому благоустройство и озеленение территорий муниципального образования является неотъемлемой частью создания благоприятного образа не только перед москвичами, но и перед всей Россией и многочисленными зарубежными гостями.

Нельзя забывать, что при благоустройстве территории школы следует учитывать целый ряд особенностей этого учреждения.

Например, необходимо наличие удобных подъездов как для грузовых, так и для легковых машин при условии удаленности территории школы от проезжей части улиц. Не случайно Мэр Москвы Сергей Собянин на одном из оперативных совещаний в Правительстве Москвы поручил префектам столичных округов в рамках подготовки школ к новому учебному году обратить особое внимание на подъездные пути и проконтролировать работы на этих объектах.

Общее благоустройство школьной территории включает работы по выравниванию грунта, прокладыванию дорожек, смене покрытия, вырубке старого древостоя, высадке новых зеленых полос, формированию таких объектов, как газоны и клумбы, установке контейнеров для мусора и монтажу освещения, ремонту, покраске и т. д. Все это может как осуществляться в рамках отдельного мероприятия, так и быть интегрировано в более масштабный дизайнерский проект. Ну а одна из главных задач благоустройства территории школы состоит в том, чтобы сделать ее максимально эстетичной и функциональной. Обратим внимание на то, что особенно комфортные школьные дворы получили в этом году учебные заведения в Басманном, Пресненском, Таганском районах, Хамовниках, Замоскворечье и других территориальных и административных образованиях Москвы.

Динамика в образовании – самая высокая

Что касается материально-технического оснащения, то оно во многих столичных школах находится на весьма высоком уровне, что и не удивительно: ведь для достижения этого были приложены серьезные усилия. В 2013 году учебные заведения Москвы получили оборудование, позволяющее реализовывать необходимые в образовательном процессе проекты.

Около 20 млрд руб. на развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений обеспечили их укомплектованность современными техническими системами, компьютерными классами, мультимедийным оборудованием, учебной литературой и т.д.

Увеличение объема финансирования позволило укрепить материальную базу школ, провести текущий ремонт, приобрести современное оборудование. Было закуплено 56 934 ноутбука, 11 167 компьютерных классов для средней школы и 3430 мобильных классов для младших школьников, приобретено 10 590 интерактивных компьютерных досок.

– Мы сознательно направили самые большие ресурсы в образование, – подчеркивает Сергей Собянин. – Такой динамики развития нет ни в одной отрасли социальной сферы города.

Вложения окупаются повышением качества образования. Если в 2010 году с результатом 220 и более баллов ЕГЭ окончили школу около 7 тыс. московских школьников, то в 2013 году – около 20 тыс. Показательны и результаты участия во всероссийских олимпиадах школьников – 84 москвича стали их победителями.

Причем важно, что эти дети учатся в 52, а не в одной-двух элитных школах столицы. А победителями городской олимпиады стали учащиеся 579 школ Москвы, что говорит о том, что преподавание в любой московской школе сегодня действительно ведется по столичным стандартам. И комфорт, красота, благоустроенность образовательных учреждений и школьных территорий, их материально-техническая обеспеченность – существенный фактор успешности московского стандарта качества образования.

Текст: Владимир Лихварь



Назад в раздел
МИЦМосгазГеопроектизысканияОЭК
СбербанкСтройИнвест-3ФУДРоссийский