НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Столичные – значит отличные. В списке 500 лучших школ страны каждая пятая – московская


В столичной системе образования в этом году возрастет роль самоуправления и демократических институтов. Управляющие советы школ, которые занимают первые 400 мест в рейтинге лучших средних учебных заведений Москвы, смогут самостоятельно выбирать директора. А остальных депутаты муниципальных собраний будут выбирать из альтернативных кандидатов, представленных Департаментом образования.


Как стать директором

Как сообщил руководитель Департамента образования Исаак Калина, новый механизм назначения директоров школ будет опробован в рамках пилотного проекта в текущем году и станет частью проводимой в городе реформы муниципального самоуправления, направленной на расширение полномочий депутатов районных собраний. Новшество планируется опробовать в нескольких районах столицы.

До сих пор кандидаты на должность директора после прохождения двухэтапной государственной аттестации назначались на руководящий пост приказом Департамента образования.

Департаментом уже разработана методика подготовки решения о назначении директора школы, при нем создан Совет по подготовке решений о назначении директора. В случае освобождения кресла директора окружные управления образования или сам департамент отбирают не менее чем три кандидатуры работников сферы образования, прошедших госаттестацию на должность директора школы.

Они будут представлены совету, члены которого принимают решение о степени профессиональной компетентности и наличии навыков руководителя каждого кандидата, после чего кандидатура направляется на утверждение в муниципальное собрание.

При этом если школа входит в топ-400 лучших московских школ, право на утверждение кандидатуры директора предоставляется управляющему совету школы.

Если внутриведомственному совету представляется не менее трех кандидатур, то на окончательное утверждение – не менее двух. Эта система уже прошла проверку в районе Марьино, где депутаты из трех представленных департаментом кандидатур выбрали наиболее подходящую для замещения вакансии в одной из местных школ.

– Сегодня школы Москвы – это очень солидные учреждения, с серьезным бюджетом, охватывающие немалые микрорайоны, – считает Исаак Калина. – Мы понимаем, что эти школы все больше влияют на жизнь микрорайона, района и города в целом. Естественно, что у Департамента образования возникает управленческая необходимость посоветоваться, прежде чем назначить директора.

Пилотный проект с назначением директоров школ – новый шаг в развитии системы взаимодействия образовательных учреждений с органами местного самоуправления. До этого в столице обязательными стали ежегодные отчеты директоров школ перед депутатами муниципального собрания.

– В 2014 году главное для нас – это развитие управленческих команд в школах.

Если мы создаем условия для расширения ответственности, то во главе самой школы нужны сильные команды управленцев, – отметил глава Департамента образования.

Москвичи стали учиться лучше

В департаменте довольны итогами проводимой реформы, которая предусматривает создание крупных образовательных объединений, а также техническое переоснащение и информатизацию школ. Столичные школы получили больше финансовой самостоятельности – теперь каждая из них может получать и расходовать субсидии по своим потребностям, а в управлении и контроле стала активнее участвовать общественность – управляющие советы, в которые входят родители учеников.

Переход на нормативно-подушевое финансирование школ и изменение системы оплаты труда педагогов привели к росту зарплат учителей и повышению престижа профессии. Если в 2010 году средний размер учительской зарплаты составлял 39,2 тыс. руб., в 2011-м – 42,7 тыс. руб., в 2012-м – 57,6 тыс. руб., то по итогам 2013 года – уже 64,1 тыс. руб.

Помимо этого, лучшие педагоги и работники системы образования регулярно получают гранты Правительства Москвы, По итогам 2012/13 учебного года в качестве грантов выплачено 24 млн руб.

Эта сумма была распределена между 300 получателями. Гранты в размере 100 тыс. руб. получили 200 педагогов и научных работников, а 100 лучших студентов колледжей получили по 40 тыс. руб. Гранты присуждаются на основании суммарного показателя результатов педагогической, научно-педагогической, научной, образовательной и творческой деятельности.

Кроме того, в период с 2011 по 2013 год произошло радикальное обновление компьютерного парка московских школ.

Каждый учитель получил служебный ноутбук, во всех школах появился беспроводной высокоскоростной Интернет, возможность проводить занятия в компьютерных классах есть даже у первоклашек. За этот период для московских школ было закуплено 56 934 ноутбука, 10 590 интерактивных досок, были оснащены 1167 стационарных компьютерных классов и 3430 мобильных компьютерных классов.

Другим важным итогом реорганизации столичного образования стали высокие места, которые занимают московские школы в общенациональном рейтинге 500 лучших средних общеобразовательных учреждений. В рейтинг 500 школ России вошли 89 московских школ. Всего же в столичной системе образования насчитывается 2 тыс. средних общеобразовательных учреждений.

– Брендовые школы были, есть и будут, – убежден Исаак Калина. – Но важно другое: количество школ, вызывающих доверие, сегодня растет.

Это показала проведенная аттестация, во время которой эксперты оценивали уровень образовательных и внеобразовательных результатов. Итог проверки: 400 школ подтвердили свою высокую надежность, еще 145 школ показали высокую динамику роста. Проще говоря, московские школьники стали учиться лучше.

Определяется это по высоким показателям результатов ЕГЭ и по числу победителей олимпиад.

По итогам сдачи ЕГЭ доля столичных школ, в которых хотя бы один человек набрал 220 и более баллов по трем предметам, в 2013 году выросла на 33% (в 2010-м – 72%, в 2011-м – 80,2, в 2012-м – 96%). Вместе с тем в 2013 году команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей за все время ее существования, оторвавшись от других регионов: 84 человека из 52 школ (в 2012 году – 74 человека из 44 школ). Победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников подготовили 128 московских школ. Более чем на 25% увеличилось количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады в Москве – 12 412 человек (в 2012 году – 9683 человека).

Победители и призеры – 2761 ученик из 579 школ города, что превышает показатели прошлого года (в 2012 году – 2255 человек из 491 школы). По результатам Всероссийской предметной олимпиады пятеро московских школьников вошли в состав сборных команд России.

Заглядывая в будущее

Еще одним показателем эффективности работы школ стало, по словам Исаака Калины, снижение за последние три года числа правонарушений среди подростков, притом что численность этой категории населения за данный период заметно выросла.

Если до сих пор при оценке школы измерялось лишь качество получаемого в ней образования, то теперь по показателю правонарушений, совершаемых учащимися, будет измеряться качество проводимой педагогами воспитательной работы.

В стандартах образования, предусмотренных федеральным законом, личностное воспитание стоит на первом месте, а предметные успехи – только на третьем.

Будет оцениваться социализация каждого ребенка: насколько в школе его смогли подготовить к общественной жизни, насколько он активен. Продолжается профориентационная работа. Во многих школах в рамках проекта «Профессиональная среда» возрождаются учебно-производственные комбинаты, в которых старшеклассники получают представления об основах рабочих профессий. Здесь даются открытые мастер-классы и тренинги, проходят встречи с представителями различных профессий, выставки специальностей. Каждое занятие посвящено определенному направлению профобразования. В общей сложности в 2013 году школьники получили возможность ознакомиться с 17 различными специальностями. Записаться на занятия можно на сайте Департамента образования города Москвы. Здесь же можно ознакомиться с расписанием занятий для школьников в столичных колледжах. Проект быстро обрел популярность. В 2013 году занятия в колледжах посетили почти 3 тыс. выпускников.

Усиливается и взаимодействие школ с высшими учебными заведениями. В рамках проекта «Университетские субботы» будущие абитуриенты могут посещать в университетах лекции вместе с родителями. Так у представителей старшего поколения появляется дополнительная возможность оценить качество вуза, который выбирает их ребенок.

Как отметил Исаак Калина, ресурсы созданных в городе крупных образовательных комплексов, включающих в себя по нескольку школ и детских садов, позволяют преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию. Появление таких объединений развивает и сетевое взаимодействие между школами, сегодня возможна ситуация, когда ребенок учится в одной школе, а занятия по отдельным предметам посещает в другой.

Повысилась также прозрачность и открытость системы среднего образования. Этого удалось достигнуть благодаря повсеместному внедрению электронных дневников и электронных классных журналов. Родители теперь имеют возможность отслеживать посещаемость и успеваемость своих чад. Помимо этого, электронные журналы и дневники позволили педагогам избавиться от необходимости составлять массу отчетной документации. Теперь она формируется автоматически. Практически к нулю сведены отчеты школы перед окружными управлениями образования. А на сайте Департамента образования есть раздел, на котором размещена форма, позволяющая учителям обращаться с жалобами, если отчетность в школе вдруг становится большой и ее составление обременительно для педагогов.

Упростилась и процедура аттестации учителей.

– От учителя, решившего пройти аттестацию на высшую или 1-ю категорию, требуется всего один документ: личное заявление. При этом 550 лучших школ получили от нас право самостоятельно присваивать эти категории своим учителям, – сообщил Исаак Калина.

В ходе проводимой реорганизации школы, которые названы в честь героев Отечества, сохранят свои названия. Присоединяясь к политехническому колледжу № 8, школа № 603 сохранила имя Героя СССР разведчика Николая Кузнецова. Она была названа в его честь в ноябре 2011 года.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГеопроектизысканияГераСаториМоскапстрой
ПНСЛокоБанкАБЗ