Здравоохранение стало одной из приоритетных тем прошедшего в москве xiv всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – ЗА ЧЕСТНЫЕ ЗАКУПКИ».
Понятно, что обсуждали тему закупок в здравоохранении. Важность вопроса трудно переоценить. Уже второй год подряд на форуме встречаются профессионалы, чтобы объединить усилия в борьбе за будущее данной отрасли. При поддержке Минздрава здесь была организована экспозиция, где представили новейшие отечественные и зарубежные разработки: инновационные технологии, медицинскую технику, лекарственные препараты, расходные материалы.
Первый опыт внедрения ИАС в сфере закупок лекарственных препаратов
В рамках форума состоялась дискуссия «Электронные механизмы закупок лекарственных средств и медицинского оборудования – важный элемент социальной политики государства». В обсуждении приняли участие руководители и специалисты органов власти – регуляторов в сфере здравоохранения, контролирующих организаций и т.д.
Участники дискуссии затронули многие актуальные для этой сферы темы.
Основные направления внедрения цифровых технологий в программу развития здравоохранения, первый опыт внедрения информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов, интеграция информационно-аналитической системы с ЕИС, создание системы маркировки лекарственных препаратов, направление развития импортозамещения в сфере здравоохранения, ведомственный и общественный контроль закупок лекарственных средств, картелизация закупок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования. Все это было обсуждено в ходе дискуссии.
Заместитель Министра здравоохранения Олег Салагай рассказал о беспрецедентных контрольных мероприятиях, которые проводятся сегодня в медицинских организациях в части закупок. Проверено уже несколько десятков тысяч медучреждений.
Специалисты Минздрава говорили о том, что борьбу за честные закупки надо начинать с изучения спроса: как расходуются медпрепараты и т.д. Важную роль должны здесь сыграть электронные рецепты. Также большая надежда на грядущее введение маркировки лекарств, что позволит отслеживать весь путь препарата от производителя до пациента, в том числе и в период закупки.
Межведомственное взаимодействие контрольных органов позволит анализировать процедуры закупок и заключение кон трактов. Данные будут передаваться заказчикам, что позволит не только выявлять случаи нарушений в закупочной сфере, но и станет хорошей профилактической мерой.
Такой анализ позволит понимать, какая реально складывается цена. На этой основе будет развиваться обширный структурный справочник лекарственных препаратов, которые разобьют на группы. А документ сможет считывать машина. Данная система позволяет выявлять предпосылки картелизации.
На мероприятии напомнили основные нормативно-правовые документы создания каталога медицинских изделий: Закон 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования указанного каталога», протокол совещания у Председателя Правительства РФ от 06.04.2017, приказ Минздрава от 06.06.2012.
О важности борьбы с картелизацией говорил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев – в частности, как по сигналам активистов ОНФ удалось снизить втрое стоимость некоторых препаратов для онкобольных.
О том, что проблемы с закупками в сфере здравоохранения существуют, рассказал начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. Он подчеркнул, что с 2015 года в стране денег на здравоохранение выделяется все больше, но при этом в некоторых регионах отмечена все меньшая обеспеченность лекарствами медучреждений. Так что цифровизация закупок не просто нужна, она в здравоохранении просто необходима.
В ходе дискуссии был также представлен разработанный недавно проект – мобильная информационная система «Справочник врача». Говоря о функционале приложения, разработчики отметили, что он позволяет принимать более взвешенные клинические решения. Этому способствуют имеющиеся на данном ресурсе модули – справочники, инструменты, библиотеки, новостной и опросный модули. Пользоваться этим ресурсом могут врачи-специалисты, средний медперсонал, ординаторы/интерны. О влиянии использования мобильной справочно-информационной системы на качество и доступность системы здравоохранения говорят цифры, которые озвучили разработчики: время приема смогли сократить 57% из 7600 воспользовавшихся ею врачей-терапевтов, а 74% врачей сократили время принятия клинических решений.
Также в ходе мероприятия были представлены возможности интеграции сервисов Росздравнадзора, реализованных ведомством для клинических специалистов. Это нормативно-правовая документация, извещения о проведении мероприятий, автоматизированная система Фармаконадзор, актуализация порядков и стандартов медпомощи.
Участники дискуссии высказали свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок в здравоохранении. Также было отмечено, что общими усилиями участники форума-выставки внесут свой вклад в развитие инновационной медицины.
Компетентно о главном
Тема закупок лекарств для города была продолжена в разговоре с заместителем руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Юлией Антиповой:
– Юлия Олеговна, расскажите, пожалуйста, что изменилось в закупках лекарств Департамента здравоохранения по Закону 44-ФЗ и подчиненных ему автономных учреждений по 223-ФЗ с созданием информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов (ИАС), оператором которой является Федеральное казначейство. Почему для ее запуска потребовалось создание Единого сквозного справочника-каталога лекарственных препаратов вместо существовавших прежде государственных реестров зарегистрированных лекарственных средств и предельных отпускных цен?
– Единый справочник-каталог лекарственных препаратов создан не вместо, а на основе государственного Реестра здравоохранение лекарственных препаратов. Создан он для возможности анализа сведений из Реестра контрактов о ценах на лекарственные препараты, поставляемые заказчикам в рамках заключенных контрактов, и расчета на этой основе референтной цены на лекарственные препараты.
С июня прошлого года при регистрации контракта в Реестре заказчики вносят в спецификацию «лекарственный препарат» не вручную, а путем выбора из каталога. Таким образом достигается единообразие в написании наименований и возможность их анализа.
– Каковы объемы годовых закупок медпрепаратов, проводимых департаментом и автономными учреждениями? Какие процедуры для этого используются, каковы объем достигнутой в ходе конкурентных процедур экономии и среднее число участников торгов?
– Объем закупок лекарственных препаратов по отрасли «Здравоохранение» составляет более 40 млрд рублей в год, при этом на закупку лекарств для обеспечения льготных категорий граждан департаментом расходуется около 30 млрд рублей.
Закупки осуществляются в основном путем проведения открытых аукционов в электронной форме; лекарственные препараты для обеспечения пациентов по решению врачебной комиссии (в соответствии с требованиями 44-ФЗ) осуществляются на основании п. 28 ст. 93 у единственного поставщика и путем проведения запросов предложений.
– Как в настоящий момент рассчитывается стартовая цена контракта, для того чтобы, с одной стороны, обеспечить интерес поставщиков к участию в торгах, а с другой – избежать обвинений в завышении начальной цены со стороны проверяющих органов и общественности?
– Стартовая цена контракта с 9 декабря 2017 года рассчитывается в соответствии с приказом МЗ РФ от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения», в соответствии с которым цена определяется по МНН, путем выбора минимального значения по результатам: анализа информации на сайте zakupki.gov.ru; анализа запроса предложений производителей (поставщиков); анализа Реестра цен ЖНВЛП.
Аукцион публикуется по минимальной возможной цене за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата.
Для получения информации о задолженности заявителю необходимо иметь при себе только паспорт гражданина Российской Федерации. Для распечатки квитанции на погашение задолженности понадобится также индивидуальный номер налогоплательщика.
Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы ЮЛИЯ АНТИПОВА
Текст: Ирена Татонова
Назад в раздел