НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Электробусы на подходе


Новый транспорт должен улучшить экологическую ситуацию в городе.

В Москве подвели итоги конкурса на поставку электробусов. Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе, победителями признаны ПАО «Камаз» и ООО «Русские автобусы – группа ГАЗ». По планам столичных властей, первые машины должны появиться на улицах города уже осенью текущего года.

Итоги подведены

Городские власти объявили конкурс на закупку 300 электробусов и 98 подстанций ультрабыстрой зарядки еще в декабре прошлого года. Тогда начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляла почти 32 млрд руб. Первоначально планировалось, что итоги конкурса будут подведены в феврале 2018 года. Однако из-за жалоб в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и последовавшими за этим неоднократными изменениями технического задания сроки конкурса пришлось перенести. В результате НМЦК снизилась почти на 40%.

Провести первые два конкурса на поставку и обслуживание в течение 15 лет 200 аккумуляторных машин и 62 зарядных станций удалось только 4 мая. В итоге на электробусы город потратит 12,7 млрд руб. Третий конкурс на закупку еще 100 машин состоится позже.

– По итогам двух аукционов крупнейшие российские автопроизводители КамАЗ и ГАЗ стали победителями на поставку электробусов. Каждый из них выпустит для Мосгортранса по 100 самых современных в мире электробусов с 15-летним сервисным обслуживанием и установкой 62 ультрабыстрых зарядок, – прокомментировал Мэр Москвы Сергей Собянин итоги конкурса на своей странице в социальной сети Twitter.

Надо сказать, что одним из существенных факторов, способствовавших снижению цены, стал отказ от контракта жизненного цикла (КЦЖ) и замена его сервисным обслуживанием, что дало 53% экономии.

Согласно заявлениям Мосгортранса, сделанным еще в январе текущего года, город не будет оплачивать замену деталей и комплектующих, все расходы по обслуживанию и ремонту электробусов берет на себя производитель.

В конкурсе также хотел участвовать и белорусский завод «Белкоммунмаш», который выпускает электробусы на базе троллейбуса «Витовт». Эти машины уже эксплуатируются в Минске, имеют запас хода в 12 км. Но конкурсная комиссия сочла, что продукция белорусского производителя не соответствует техническим требованиям, и не допустила его к конкурсу.

В условиях конкуренции

Надо сказать, что у нынешних победителей конкурса могут появиться конкуренты. В январе 2018 года о планах начать производство электробусов объявил Тверской вагоностроительный завод. В настоящее время это предприятие собирает знаменитые трамваи «Витязь-М», которые уже курсируют по улицам Москвы.

Кроме того, на Тверском вагоностроительном заводе выпускались вагоны по заказу РЖД. В настоящее время РЖД сократил свои заказы, и производитель решил переориентировать освободившиеся мощности под производство электробусов. Тем более что перспектива есть, ведь московские власти заявили, что после 2021 года Москва не будет закупать автобусы и троллейбусы, полностью перейдя на электробусы.

Как следует из тендерной документации, компании, победившие в конкурсе, сами производят только корпуса и «тележку» электробусов, всю электронную начинку производит российская компания Drive Electro. Это предприятие уже несколько лет занимается разработкой электрического и гибридного транспорта. Электробусы, созданные ею, некоторое время эксплуатировались в Новосибирске, а сейчас развозят рабочих по цехам Новосибирского завода химконцентратов.

Все электробусы будут оснащены системой климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации. В них также предусмотрены USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и сеть Wi-Fi.

Силовая установка электробуса будет питаться от литий-титанатных аккумуляторов. Производитель заявляет срок

их службы в 10 лет и на 20 тыс. циклов полного заряда/разряда. Максимальная скорость транспортного средства составит 75 км/ч. Электробус будет заряжаться от станций ультрабыстрой зарядки с помощью полупантографа. Кроме того, предусмотрено и бортовое зарядное устройство, позволяющее заряжать батареи от трехфазной сети переменного тока 380 В.

Мнения и опыт

Необходимость закупки электробусов чиновники объясняют тем, что этот вид транспорта экологичен и сможет заменить собой автобусы с их вредными дизельными выхлопами.

Однако говорить, что электробус совсем не производит выбросов, было бы неправильно, дело в том, что у него имеется небольшой дизельный двигатель, предназначенный для питания системы отопления. Но, как уверяют московские власти, объем этих выхлопов не сопоставим с теми газами, которые выбрасывают дизельные автобусы, пусть даже они и относятся к самому высокому экологическому классу.

Кроме того, в обоснование необходимости закупки электробусов приводится опыт европейских стран, где данный вид транспорта уже активно используется. Правда, там электробусами заменяют именно автобусные маршруты, а в Москве в рамках этой компании планируется ликвидировать и троллейбусы, которые считаются самым экологически чистым видом транспорта.

Противники троллейбуса указывают на их ограниченную маневренность из-за необходимости постоянно быть подключенным к контактной сети. Однако в настоящее время существует отечественный троллейбус с увеличенным запасом автономного хода «Тролза», который производит саратовский завод.

Такие машины недавно закупили власти Санкт-Петербурга. Стоимость одного троллейбуса составила 18 млн руб., в то время как стоимость электробуса составляет более 25 млн руб., плюс еще 3,5 млн в год – сервисное обслуживание.

Кроме того, специалисты указывают на то, что электробусы – это еще не до конца обкатанная технология. В частности, не совсем понятно, как будет вести себя этот транспорт в условиях зимы, когда емкость аккумуляторов неизбежно снижается.

Не все ясно и с зарядкой. По условиям контракта длительность зарядки аккумулятора не должна превышать 10 минут, в то время как опытные образцы не всегда выдерживали эти параметры.

Тем не менее решение принято, и, если ничего не изменится, электробусы поедут по дорогам столицы. Вводить их начнут с Северо-Восточного округа Москвы. В настоящий момент под электробусы переделывается 6-й троллейбусный парк, расположенный в районе станции метро «Алексеевская».

По сообщениям СМИ, первые электробусы будут курсировать от ВДНХ до улицы Вагоноремонтная. Предполагается, что движение откроет лично Сергей Собянин в ходе празднования Дня города. Изначально власти заявляли, что первые электробусы пойдут по Садовому кольцу уже летом текущего года. Однако из-за постоянных переносов срока конкурса и неготовности инфраструктуры электросетей запуск движения нового транспорта перенесли на лето 2019 года. Чиновники опасаются в том числе и того, что зарядные станции будут создавать слишком большую нагрузку на электросеть, что может привести к массовым отключениям электроэнергии в центральной части города.

На этот проект власти возлагают очень большие надежды. Будем надеяться, что интересы москвичей не пострадают и жители города получат новый, надежный общественный транспорт.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МОЭКСаториМоскапстройКапитал
ФондСбербанк