НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Бизнес-парк, аэрополис и наукоград. Расположатся на территории «новой» Москвы


С присоединением к Москве новых территорий столица увеличилась более чем в два с половиной раза. Город получил дополнительные 148,8 тыс. га территории, и на сегодняшний момент площадь Москвы составляет 251 тыс. га. Приоритетной задачей города на присоединенных территориях является создание дорожно-транспортного каркаса. Об этом «МТ» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

– Владимир Федорович, прошло уже два года, как к Москве были присоединены новые территории к юго-западу и западу от МКАД. Что они сегодня собой представляют, сколько средств потребуется, для того чтобы интегрировать их в городскую среду?

– Обычно, когда говорят о «новой» Москве, имеют в виду Новомосковский и Троицкий административные округа. Но напомню, что летом 2012 года в состав Москвы вошли еще два анклава – поселки «Сколково» и «Рублево-Архангельское», которые входят в состав Западного административного округа. Департамент развития новых территорий занимается развитием всех присоединенных земель, включая и эти два населенных пункта на западе.

Территория же ТиНАО включает в себя 21 поселение. На момент присоединения фонд недвижимости составил 16 млн кв. м, в том числе 9,9 млн кв. м жилья, где проживало 235 тыс. жителей и 220 тыс. сезонного населения в дачных и садовых товариществах. Более 50% площади новых территорий – около 75 тыс. га – занимают зеленые насаждения. Местами приложения труда были обеспечены 84,8 тыс. человек. При этом руководством города поставлена задача – к 2035 году увеличить численность населения на присоединенных территориях до 1,5 млн человек, создать там более 1 млн новых рабочих мест и возвести на этих землях объекты жилой и нежилой недвижимости общей площадью около 100 млн кв. м, 52 млн кв. м из которых составят жилые здания. Реализация масштабного проекта комплексного градостроительного развития «новой» Москвы до 2035 года предполагает привлечение инвестиций в объеме 7 трлн руб., в том числе 5 трлн руб. – в строительство и 2 трлн руб. – в создание современной транспортной и инженерной инфраструктуры.

– Про «Сколково» всем хорошо известно, а зачем Москве «Рублево-Архангельское»?

– Там предполагается строительство международного финансового центра. Общая площадь застройки составит 460 га, планируется возведение 5,5 млн кв. м недвижимости – офисно-деловых центров, жилья, гостиниц, объектов коммерческой и социальной инфраструктуры.

ГУП НИиПИ Генплана Москвы подготовлены предложения по схеме транспортного обслуживания с учетом строительства в «Рублево-Успенское» ветки метро от станции «Строгино», а также организации железнодорожного сообщения от станции «Павшино» Рижского направления МЖД. Разработать и утвердить проект планировки территории международного финансового центра планируется в 2015 году. На территории центра будет создано 100 тыс. новых рабочих мест.

– Что построят на территории ТиНАО в этом году? Сколько будет введено в строй жилья, социальных объектов за деньги городского бюджета и за счет инвесторов?

– В этом году мы планируем ввести в строй на новых территориях 2,5 млн кв. м недвижимости, из них 1,6 млн кв. м – жилья. При этом около трети от вводимых в строй жилых площадей составляет малоэтажная застройка. Что касается объектов социальной инфраструктуры, то за два года, прошедших с момента присоединения, на новых территориях было введено семь детских садов в общей сложности на тысячу мест, в этом году построены две средние общеобразовательные школы на 1675 учащихся, две капитальные поликлиники на 700 посещений в смену.

Наряду с обычными поликлиниками строятся по немецкой технологии и модульные, быстровозводимые. На данный момент четыре такие поликлиники построены инвесторами и переданы городу.

В будущем году число объектов, строящихся за счет средств города, должно вырасти в 2 раза. К детским садам и школам добавятся пожарные депо. Помимо этого в 2015 году планируется ввести в строй пять поликлиник на 2080 посещений в смену (две за счет средств бюджета, три на деньги инвесторов) и подстанцию «Скорой медицинской помощи». Также будет построено 18 детских садов на 3570 мест (из них пять бюджетных и 13 внебюджетных), восемь школ на 9465 учащихся (одну за счет бюджета и семь внебюджетных).

В планах на 2016 год – строительство девяти детских садов на 2010 мест (шесть бюджетных, три внебюджетных), четыре школы на 2995 мест (одна бюджетная, три внебюджетных), две поликлиники на 1043 посещения (одна за бюджет, одна внебюджетная). Всего в период с 2014 по 2017 год в «новой» Москве должно быть построено 67 объектов социальной инфраструктуры. Строительство социальных объектов осуществляется с учетом объемов ввода в строй нового жилья. За два предыдущих года введено в эксплуатацию жилых зданий общей площадью 2,64 млн кв. м.

– Если девелопер сам строит детский сад или школу, то занимается ли он дальше их развитием?

– Он передает их на баланс города, и дальнейшей эксплуатацией занимается Департамент образования. Мы пытались привлечь для управления детскими садами, построенными за внебюджетные деньги, на территории «новой» Москвы управляющую компанию. Но пока они не готовы управлять дошкольными образовательными учреждениями на присоединенных территориях.

– Главная задача города на ближайший период на присоединенных территориях – это создание транспортного каркаса, трассировка будущей улично-дорожной сети «новой» Москвы. Что делается сегодня в этом направлении?

– В этом году мы запустили движение по дороге Мамыри – Саларьево от Киевского до Калужского шоссе. В результате реконструкции на смену старой двухполосной дороге пришла новая, шестиполосная, которая фактически стала дублером МКАД.

Общая протяженность нового участка 4,5 км, пропускная способность составляет около 3 тыс. машин в час. В августе открывается новая дорога через Рассказовку от Киевского до Боровского шоссе – это будет хордовая связка протяженностью 3 км с четырьмя полосами движения (по две в каждую сторону). Начато строительство новой дороги от Коммунарки до Южного Бутова.

Вскоре должно начаться строительство дороги от Ботаково до Киевского шоссе. Департамент строительства должен приступить к реконструкции Калужского шоссе. Первый этап строительства этой магистрали от МКАД протяженностью 8,4 км должен быть завершен к 2017 году.

К 2018 году на присоединенных территориях планируется построить и реконструировать 14 автомобильных дорог общей протяженностью 137 км. В плановых показателях до 2035 года – реконструкция 381,7 км дорог и строительство 476,8 км улично-дорожной сети ТиНАО.

Несомненно, одним из крупных проектов на новой территории Москвы является строительство участка Центральной кольцевой автомобильной дороги. Для того чтобы решать оперативные проблемы, связанные со строительством этой магистрали, которым займется Росавтодор, создана рабочая группа.

Еще одним крупным транспортным проектом на территории ТиНАО является реконструкция Киевского направления Московской железной дороги, предусматривающая строительство дополнительных железнодорожных путей. Уже сегодня, с учетом существующих планов развития, в Москве Адресной инвестиционной программой на 2014 – 2016 годы предусмотрены средства на проектно-изыскательские работы, обеспечивающие реконструкцию четырех железнодорожных переездов, из них три (на 18, 33 и 36-м км) Киевского направления и один – на Курском направлении (станция «Щербинка») со строительством автодорожных путепроводов.

– Сколько дорог строится на территории «новой» Москвы за внебюджетные средства?

– В составе комплексных проектов застройки инвесторы сами строят дворовые и квартальные проезды, а также участки улично-дорожной сети. Например, в поселке Московский, где застройщик построил новые жилые кварталы, он взялся также построить и подъездную дорогу с выходом на Киевское шоссе.

Группа компаний «Мортон» будет строить дорогу к жилым объектам в Середнево.

Что касается платных дорог, подобных Северному дублеру Кутузовского проспекта, подготовлены предложения по разработке программы строительства на территории ТиНАО платных дорог на основе государственно-частного партнерства. Эти предложения находятся в данный момент на рассмотрении в Департаменте экономической политики и развития, после чего будет определено необходимое количество дорог в транспортной сети в составе территориальных схем ТиНАО. Затем мы предложим инвесторам поучаствовать в их строительстве по одной из схем государственно-частного партнерства. Например, в ходе реконструкции Калужского шоссе параллельно основной трассе предлагается проложить дорогу-дублер. За прокладку этого дублера вполне могут взяться инвесторы и сделать его платным, чтобы окупить свои затраты.

– В ходе визита в Китай достигнута договоренность о том, что китайские компании примут участие в строительстве метро на новых московских землях. О какой линии идет речь и в чем заключается выгода для китайской стороны заниматься прокладкой метрополитена по территории «новой» Москвы?

– Речь идет о том, что китайские компании построят и передадут городу линию метро от проектируемого Третьего пересадочного контура в район административно-делового центра в Коммунарке. За это они получат возможность возвести у новых станций свои объекты недвижимости, продажа которых позволит окупить затраты на строительство метро и получить прибыль.

На сегодняшний день трассировка этой ветки определена, на ней предполагается строительство семи станций, длина линии составит приблизительно 15 км. В ближайшее время начнется разработка проектов планировки территории.

Помимо этой на новые территории придут еще две линии метро – будут продлены Сокольническая и Калининско-Солнцевская линии. На Сокольнической линии это будет участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево». Общая протяженность его составит 6,5 км, на нем расположатся три станции – «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Практически весь этот участок должен заработать уже до конца 2014 года, за исключением станции «Саларьево», которая будет открыта в режиме аварийного выхода, а полностью введена в эксплуатацию во втором квартале 2015 года.

На Калининско-Солнцевской линии будет построен участок «Раменки» – «Рассказовка» протяженностью 14,2 км с семью станциями: «Мичуринский проспект», «Озерная» («Очаково»), «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка». Последняя из них будет расположена уже на территории «новой» Москвы. Технологические работы начнутся в этом году, а ввод участка запланирован на 2017 год.

– И город, и федеральные власти не раз меняли свои планы в отношении административно-делового центра, создаваемого в Коммунарке. Что же в итоге там будет, какие структуры покинут Москву и отправятся за МКАД?

– На сегодняшний день уже определено, что в составе административно-делового центра в Коммунарке будут созданы медицинский и образовательный кластеры, начнется жилая застройка. Общая площадь объектов недвижимости административно-делового центра составит 3,8 млн кв. м.

Реализация данного проекта предполагает создание около 150 тыс. рабочих мест.

В состав образовательного кластера войдут учебные корпуса и кампус Национального инженерно-технологического университета Московский институт стали и сплавов (НИТУ МИСиС). Под размещение медицинского кластера в Коммунарке отведен участок с площадью застройки около 300 тыс. кв. м. Подготовлен проект федерального закона «О международном медицинском кластере», которым предусматривается введение специального правового режима его функционирования, а также особого порядка проведения клинических исследований медицинских препаратов. Предусматривается создание управляющей компании, определяются ее структура и полномочия. В настоящее время руководством города совместно с АФК «Система» прорабатываются технико-экономические параметры, а также функциональное назначение застройки на территории медицинского кластера.

Помимо этого на территории административно-делового центра разместятся филиал Российской государственной библиотеки и здание префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, которая пока размещается на территории Юго-Западного административного округа в Южном Бутово. Мы продолжаем вести работу с федеральными и городскими органами власти, которые могли бы либо целиком переехать в Коммунарку, либо перевести туда ряд своих подразделений.

– В «новой» Москве складывается парадоксальная ситуация.

С одной стороны, это теперь урбанистическая среда, часть территории столичного мегаполиса, а с другой – на ней расположено большое число дач, объединенных в садовые некоммерческие товарищества. Какой в итоге будет судьба дач на территории ТиНАО? Сегодня к ним подводят дороги, подключают их к городскому водопроводу, но сохранятся ли они на перспективу?

– Город подводит инженерную инфраструктуру в первую очередь к сельским населенным пунктам, туда, где есть постоянно проживающее население, а не сезонное. Заодно дороги и электричество подводятся к садовым некоммерческим товариществам (СНТ), которые расположены рядом с поселками. Газифицировать летние домики мало кто соглашается – это обходится слишком дорого. Что же касается будущего СНТ, то оно должно определиться в самом скором будущем: после того как будут утверждены территориальные схемы развития ТиНАО, но до принятия Генерального плана Москвы с присоединенными территориями. На территории «новой» Москвы расположено более 6 тыс. садоводческих товариществ. И все они разные, их нельзя ровнять под одну гребенку.

Среди них есть и скопления дощатых домиков советской постройки, в которых нельзя перезимовать, а есть и вполне современные комфортабельные коттеджные поселки. Есть среди них те, что расположены вблизи от МКАД, есть и те, что у границы с Калужской областью. СНТ в разной степени обеспечены подъездными путями и инженерной архитектурой. Поэтому единого подхода к их развитию выработать не удастся: судьба каждого отдельного дачного поселка будет решаться с учетом целого ряда факторов. При этом должно быть учтено и мнение хозяев участков, и позиция депутатов органов местного самоуправления поселений, на территории которых они расположены.

Что же касается систем электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, то на период до 2035 года на создание на присоединенных территориях современной коммунальной и инженерной инфраструктуры понадобится 593,3 млрд руб. инвестиционных средств. Cамые значительные вложения планируются в энергоснабжение – почти 445 млрд руб., в том числе 262 млрд руб. – в электроснабжение, 102 млрд руб. – в газоснабжение и почти 80 млрд руб. – в теплоснабжение.

– Какие еще вопросы вам приходится решать совместно с федеральными властями?

– Мы уже говорили о строительстве ЦКАД и модернизации Киевского направления железной дороги. Помимо этого без участия федеральных властей мы не сможем решить проблему объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности. Но главное – это судьба агрохозяйств на территории «новой» Москвы. На присоединенных землях находятся около двух десятков крупных сельскохозяйственных предприятий, причем лишь пара из них находится в руках частных владельцев, например, фирма «Щапово-Агротехно», принадлежащая группе «Абсолют». Подавляющее же большинство агрохозяйств – это подведомственные Российской академии наук ФГУПы. Мы ставим вопрос перед федеральными властями о передаче их в собственность города. Но смысла перепрофилировать их мы пока не видим – они расположены у границы Калужской области, их продукция вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности столицы, увеличении налогооблагаемой базы, а обновленные сельхозпредприятия могут обеспечить новые территории рабочими местами, стать агрокластерами в составе определенных нами 12 точек роста «новой» Москвы. Такие кластеры появятся в Рогово и Кленово.

– По каким параметрам выбирались эти точки роста?

– Это территории вблизи населенных пунктов с выходами на транспортные магистрали. Кроме того, это места, где в ближайшее время должны сформироваться крупные центры приложения рабочей силы, где не только можно построить новую жилую-недвижимость, но также будут реализовываться проекты, связанные с созданием значительного числа рабочих мест. Такими точками стали, например, бизнес-парк «Румянцево», наукоград «Троицк», аэрополис «Внуково» и уже упомянутый административно-деловой центр в Коммунарке.

В Румянцево, в частности, чешская компания PPF Real Estate уже построила и вводит в эксплуатацию офисный парк Comcity. Это комплекс из 12 офисных зданий общей площадью 430 тыс. кв. м.

Реализация одной только первой очереди позволит создать около 10 тыс. новых рабочих мест. Для определения параметров развития территории, в том числе и в точках роста, Правительством Москвы принято решение о разработке 23 первоочередных проектов планировки территории в первом поясе урбанизации, где предусматривается размещение семи точек роста.

– Один из крупных проектов по созданию новых рабочих мест – строительство бизнес-хаба в Бекасово. Чем этот проект отличается от других логистических и офисных комплексов, которые предполагается построить на территории «новой» Москвы?

– Сейчас он находится на стадии приобретения инвестором земельного участка. Это очень крупный и долговременный проект: на протяжении ближайших 10 лет там предполагается построить свыше 4 млн кв. м современных офисных и складских площадей. В комплексе планируется разместить около 10 тыс. компаний-резидентов, которые помимо офисов смогут арендовать там склады и выставочные площади. Таким образом, оптовик, приехавший в бизнес-хаб, сможет найти любую интересующую его продукцию и заключить контракт на поставку, и ее тут же ему отгрузят. Это сложное высокотехнологичное оборудование самой широкой номенклатуры. На территории СНГ нет аналогов таким хабам, да и в мире они пока еще мало где есть. Такой бизнес-хаб строится сегодня на границе Франции и Германии, еще один – в Китае. В составе проекта помимо офисных и выставочных площадей и логистических комплексов предполагается строительство жилья, социальных объектов и объектов культуры. Для поселения Киевское бизнес-хаб станет градообразующим предприятием на 70 тыс. рабочих мест. Место это очень выгодное – там расположен крупнейший грузовой двор Московской железной дороги, рядом платформа «Бекасово» Киевского направления, пересечение Киевского шоссе с ЦКАД.

– Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу сохранить на территории «новой» Москвы имеющиеся зеленые массивы и превратить их в городские парки. В прошлом году говорилось о 45 парках, в этом речь идет уже о восьми десятках. При этом озвучиваются достаточно экзотические проекты: филиал зоопарка, сафари-парк, парк исторических реконструкций, парк для гонок по пересеченной местности, парк русских сказок, космический парк. Что из этого правда, а что – досужие домыслы?

– В прошлом году на территории ТиНАО уже появились три первых благоустроенных городских парка – это парк «Красная Пахра» в поселке Краснопахорское, парк «Сосны» в поселке Новофедоровское и парк «Ручеек» в селении Марушкинское. В общей сложности за ближайшие годы на присоединенных территориях должно появиться 89 парков. Нашим департаментом совместно с Москомархитектурой, Департаментом культуры и НИиПИ Генплана Москвы организована рабочая группа по созданию парковых зон в «новой» Москве. Сегодня говорить о том, какие именно парки и где они будут размещаться, преждевременно. Для этого предстоит разработать специальную программу. Процесс этот не быстрый, нам предстоит изучить международный опыт, выяснить мнение населения. Главное на этом этапе – зарезервировать места под парковые зоны в территориальных схемах развития Троицкого и Новомосковского административных округов. Чтобы не оказалось, что через несколько лет, когда у нас дойдут руки до создания парков, мест для этого уже не осталось.

Мы рассчитываем, что большая часть парков будет создана за счет средств инвесторов. Среди поступивших от них предложений есть проект парка исторических реконструкций, который компания RDI предлагает разместить вблизи от деревни Рассказовка на территории поселения Внуковское. Есть предложение создать тематический парк «Русские сказки», группа компаний «Мортон» в рамках комплексной застройки территории предлагает создать ландшафтно-рекреационный парк в Середнево.

– Будут ли на территории «новой» Москвы строиться быстровозводимые храмы? Планируется ли для присоединенных территорий программа, подобная «Программе-200» в «старой» Москве?

– В ТиНАО планируется построить несколько храмов, но по индивидуальным, а не типовым стандартизированным проектам. Необходимости в массовом возведении культовых сооружений у нас нет. Это в Москве в годы советской власти строились целые гигантские районы без единого храма, а здесь церкви в селах как стояли, так и стоят. Да и население с учетом сезонных жителей сейчас где-то чуть больше полмиллиона – это не сравнить с 15 миллионами, живущими в Москве. Но в составе жилых комплексов, возводимых инвесторами, как правило, предусмотрено строительство храмов: в Щербинке инвестор его уже строит.

– Вы часто упоминали о подготовке территориальных схем развития Троицкого и Новомосковского округов, о том, что без них невозможен старт целого ряда проектов. Когда же они будут утверждены?

– Они уже почти полностью доработаны и согласованы со всеми городскими инстанциями. Окончательное же утверждение схем должно состояться этой сенью, после того как они пройдут публичные слушания. Схемы определят перспективы развития территорий на период до 2025 года с прогнозом до 2035 года, помогут обозначить места, где будут построены новые дороги, жилые кварталы, уточнить максимальную этажность домов, укажут, где появятся новые рабочие места, парковые зоны и будет проложена инженерная инфраструктура. В основу территориальных схем были положены результаты проведенного в 2012 году международного градостроительного конкурса на развитие Московской агломерации и присоединенных территорий.

В рамках территориальных схем разработаны транспортный и инженерный каркасы, предусматривающие резервирование территорий для устойчивого формирования улично-дорожной сети и строительства объектов инженерной инфраструктуры новой территории. Мы предлагаем федеральным органам власти принять за основу территориальные схемы ТиНАО и уже на их основе формировать инвестиционные программы и схемы инженерного обеспечения «новой» Москвы. Параллельно с этим осуществляется корректировка Генерального плана города Москвы, с учетом присоединенных территорий, которую планируется завершить в 2015 году.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МоскапстройМОЭКМИЦГлавУПДК
ДоркомэкспоСбербанкКоминвест-АКМТВК