ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Пересадка с комфортом более 60%


Столичных ТПУ будут капитальными сооружениями

Развитие метрополитена, появление Московского центрального кольца и модернизация железнодорожного сообщения в городе, в том числе и запуск в ближайшее время движения скоростных поездов по первым маршрутам системы Московских центральных диаметров, поставили на ближайшую повестку дня создание в городе современной сети удобных пересадок с одного вида скоростного общественного транспорта на другой. Помимо своего основного назначения пересадочные комплексы могут стать новыми точками притяжения в развивающихся столичных районах, очагами деловой и общественной активности за пределами центра Москвы. Их строительство станет еще одним шагом на пути создания в столичном мегаполисе комфортной городской среды.

Транспортно-пересадочные узлы сделали привлекательными для инвесторов

Как сообщил заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства, глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин, в ближайшие годы в городе должен появиться 251 транспортно-пересадочный узел (ТПУ) – особые инфраструктурные объекты для пересадки. Около сотни из них будет, впрочем, плоскостными ТПУ, которые по большей части представляют собой просто перехватывающую парковку рядом со станцией метро, МЦК или платформой электрички и удобные подходы от этой станции к остановкам наземного транспорта. Но будет построено и 154 капитальных ТПУ, где помимо технологической составляющей, которая даже в непогоду позволит пассажиру осуществить пересадку, не замочив обуви. Такие пересадочные узлы будут представлять собой галереи, в которых найдется место для объектов торговли, офисных помещений, гостиниц, апартаментов и даже жилья, чтобы сделать их строительство привлекательным для инвесто ров. На строительство их технологической части, непосредственно обеспечивающей пересадку, предполагается направить из бюджета города 53 млрд руб. Проекты капитальных ТПУ будут реализовывать прежде всего инвесторы. По его словам, в 2019 году с ними планируется заключить по итогам электронных торгов 24 контракта на возведение транспортно-пересадочных узлов. Площадь территорий составляет порядка 57 га.

На них возведут 1,3 млн кв. м недвижимости – от спортивных центров и объектов торговли до офисов и жилья. Площадь жилья в этих проектах составит около 300 тыс. кв. м, а коммерческая часть – 700–800 тыс. кв. м. В некоторых проектах планируется построить жилье по программе реновации. Ряду транспортных узлов предстоит стать стартовыми площадками, с их помощью планируется запустить первую волну реновации в нескольких районах города. Эти показатели Марат Шакирзянович озвучил на конференции «Транспортно-ориентированный девелопмент: цели, проекты, ресурсы».

С привлечением внебюджетных средств, в частности, планируется возвести капитальные ТПУ у станций метро: «Пятницкое шоссе», «Некрасовка», «Нагатинская», «Лухмановская», «Юго-Восточная», «Мнёвники», «Савеловская», «Мамыри», «Улица Дмитриевского», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Боровское шоссе», «Кленовый бульвар», «Молодежная», «Лермонтовский проспект», «Текстильщики», «Печатники» и «Аминьевское шоссе». В столице с участием частных инвесторов уже ведется строительство 13 ТПУ в капитальном исполнении с коммерческой составляющей. Реализация их на торгах уже принесла в городской бюджет 1,6 млрд руб. Общая площадь жилья в этих проектах составит 215 тыс. кв. м, а коммерческих объектов – 657 тыс. кв. м.

При этом в столичном Стройкомплексе рассчитывают, что каждый вложенный из бюджета в строительство ТПУ рубль привлечет не менее трех рублей частных инвестиций.

– Мы ожидаем, что ТПУ принесут нам от 150 до 250 млрд рублей, – сообщил Марат Шакирзянович.

Все проекты транспортных узлов предполагают после завершения строительства масштабное благоустройство и развитие территорий вокруг транспортных объектов – создание площадей, парков, скверов, пешеходных и прогулочных зон.

Коммерческая часть ТПУ – это удачный пример взаимовыгодного сотрудничества между городскими властями и инвесторами. Торги на строительство объектов коммерческой недвижимости позволяют увеличить поступления в городской бюджет, которые можно затем вновь направить на дальнейшее развитие транспортной и социальной инфраструктуры.

Инвесторы же получают перспективные площадки с высокой транспортной доступностью.

Помимо экономии средств городского бюджета за счет привлечения частных инвестиций строительство коммерческой недвижимости в составе транспортно-пересадочных узлов позволяет решить еще одну задачу – сократить объем маятниковой миграции из периферийных районов в центр. За счет торговых площадей растет обеспеченность районов торговой инфраструктурой, которая позволяет жителям совершать покупки и получать мелкие бытовые услуги по пути от метро до дома. Кроме того, на объектах, которые строятся в составе ТПУ, создаются новые рабочие места.

На данный момент уже ведется строительство 96 капитальных узлов пересадки. По итогам минувшего года в городе завершено строительство пяти капитальных ТПУ у станций метро: «Ховрино», «Рассказовка», «Озерная», «Окружная» и «Шелепиха»; четырех ТПУ у станций МЦК и платформ пригородных электричек, а также были обустроены 14 плоскостных парковок.

Крупнейший ТПУ будет принимать пассажиров больше, чем иные вокзалы

Самым масштабным должен стать ТПУ «Рязанская», по существу, еще один столичный вокзал. Он возводится на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей и путями МЦК. В его составе возведут торговый центр и комплекс с апартаментами и офисами, включающий в себя и 45-этажное высотное офисное здание, площадью 60 тыс. кв. м. Частью ТПУ станет также перехватывающая парковка на 500 машино-мест. В этом месте в ближайшие два года появится станция метро с названием «Нижегородская» – пересадочная с Большой кольцевой линии на Кожуховскую линию. На ней будет такой же кросс-платформенный переход, как на станции метро «Китай-город». «Нижегородская» будет станцией мелкого заложения с двумя островными платформами. Между ними проложат пути Кожуховской линии, а по бокам от платформ – пути Большой кольцевой линии. Тоннели на «Нижегородской» тоже необычные – двухпутные (в нем проложены сразу два пути, идущие в противоположных направлениях). Прокладывается такой тоннель проходческим щитом большого диаметра – 10 м (для проходки обычного тоннеля под один путь достаточно щита диаметром 6 м). «Нижегородскую» строят по технологии top-down.

Она подразумевает возведение подземной части станции сверху вниз – уровнями от поверхности. Котлован ограждают в виде стены в грунте, нулевой отметкой считается бетонное перекрытие над верхним подземным уровнем. Станцию украсят большими разноцветными элементами в стиле конструктора Legо.

Сначала «Нижегородская» будет функционировать в составе Кожуховской линии метро от «Некрасовки» до «Авиамоторной». После запуска Большой кольцевой линии она станет конечной для Кожуховской линии, а участок «Нижегородская» – «Авиамоторная» войдет в состав БКЛ. В состав ТПУ «Рязанская» войдут также действующая станция МЦК «Нижегородская» и платформа Карачарово Горьковского направления железной дороги.

Ради того, чтобы включить платформу пригородной электрички в состав ТПУ, ее потребовалось перенести на 500 м западнее, поближе к станции МЦК. Обновленная станция Карачарово будет состоять из трех пассажирских платформ. Здесь будут проходить шесть путей – четыре главных и два для разворота пригородных поездов. После переноса к МЦК Карачарово обретет новый архитектурный облик. Ее украсят стеклянные вестибюли и белая кровля, напоминающая трамплин. Для некоторых электричек Карачарово станет конечной станцией, благодаря этому частично разгрузится Курский вокзал. Кроме того, на Карачарово будут делать остановку поезда высокоскоростной магистрали «Москва – Казань». Благодаря обновлению станции Карачарово впервые за последние 15 лет на территории города появилась новая зонная (конечная) станция.

– Пересаживаться с одного вида транспорта на другой пассажиры смогут под землей, не выходя на улицу. В составе ТПУ «Рязанская» появится подземный пассажирский терминал с билетными кассами, залом ожидания и торговыми объектами. Фактически это будет настоящий подземный вокзал, – пояснил Марат Хуснуллин.

С открытием этого пересадочного узла улучшится транспортное обслуживание на юго-востоке столицы. Эффект почувствуют не только жители районов Нижегородский, Рязанский и Лефортово, но и пассажиры из Подмосковья, прибывающие в столицу на электричке.

Планируется, что ежедневно ТПУ «Рязанская» будут пользоваться 400 тыс. человек, из них не менее 90 тыс. – в час пик, что заметно больше пассажиропотока, проходящего через Савеловский и Рижский вокзалы, и сопоставимо с пассажирооборотом площади трех вокзалов.

Новые автовокзалы разместят на транспортных узлах

ТПУ станут не только местами пересадки с метро на железную дорогу или наземный общественный транспорт, на базе части ТПУ будут созданы современные автовокзалы для междугородных автобусов, подобные автовокзалу «Южные ворота», успешно работающему на 19-м км МКАД с 2015 года.


1,3 млн кв.м недвижимости от спортивных центров и объектов торговли до офисов и жилья


Так, в ближайшее время начнет свою работу вокзал «Северные ворота» в составе ТПУ «Ховрино». Оттуда ежедневно будут отправляться 130 рейсов по 22 межрегиональным и 12 международным маршрутам в Финляндию и страны Балтии. Принимать пассажиров он начнет тогда, когда объект получит официальный статус автовокзала – произойти это должно до конца первого квартала. «Северные ворота» представляют собой 4-этажное здание площадью 9,6 тыс. кв. м. На первом и втором этажах располагается непосредственно автовокзал с залом ожидания, кассами, турникетами, фуд-кортом, медпунктом и т.д. А на третьем и четвертом этажах находятся комнаты отдыха локомотивных бригад и другие службы столичного метрополитена.

Также в составе ТПУ «Ховрино» обустроена плоскостная перехватывающая парковка на 100 машино-мест, а в 2019–2020 годах напротив автовокзала планируется возвести отстойно-разворотную площадку и капитальный многоуровневый паркинг на 400 машино-мест. В целом ожидается, что ТПУ «Ховрино» повлияет на движение у метро «Речной вокзал», на Ленинградском шоссе и Фестивальной, Беломорской и Смольной улицах, а также частично разгрузит Ленинградский вокзал.

На юго-западном направлении автовокзал планируется создать в составе ТПУ «Саларьево» на территории Новой Москвы. Он начнет работу в ближайшие 3–4 месяца. В составе ТПУ «Саларьево» появятся перехватывающая парковка на шесть тыс. машино-мест и многочисленные перроны для междугородних, международных и городских автобусов. Вся инфраструктура автовокзала уже готова, и вскоре транспортное сооружение должно получить заключение о соответствии Мосгосстройнадзора.

Еще один терминал для междугородних автобусов строят в составе ТПУ «Щелковский» – на востоке города на месте здания старого автовокзала. Этот объект тоже будет одним из крупнейших в Москве. Так, здание общей площадью 137, 7 тыс. кв. м будет состоять из двух частей – подземной в пять этажей и наземной в шесть этажей. Возводить его начали еще летом 2017-го, а завершить строительство планируют в I квартале 2021 года. Помимо самого автовокзала там расположится стоянка почти на тысячу машино-мест. Новый автовокзал в соответствии с заложенными в проекте возможностями сможет обслуживать до 1615 рейсов в сутки – междугородние, межрегиональные и международные. Сами же автобусы будут отправляться с восьми перронов, воспользоваться которыми ежедневно смогут до 15 тыс. человек.

Кроме того, новый автовокзал появится на юго-восточном направлении в составе ТПУ у станции метро «Лухмановская». Помимо дальних рейсов он будет обслуживать также автобусы, курсирующие в пределах Московской области. Наряду с автобусной станцией инвестор возведет на ТПУ «Лухмановская» многофункциональный центр, включающий в себя помещения общей площадью более 243,3 тыс. кв. м, в составе которого появятся торгово-развлекательный центр, офисно-деловой комплекс и апартаменты. А рядом будет возведен трехзвездочный отель. Для машин разместят несколько паркингов – на 370, 550, 600 и 1200 мест. Кроме того, обустроят боковые проезды вдоль трассы Москва – Нижний Новгород – Казань.

А у «Лухмановской» будет оборудована перехватывающая парковка на 2120 машино-мест.

И наконец, еще одна междугородняя автобусная станция должна появиться у станции метро «Лесопарковая». Ее возведут на условиях государственно-частного партнерства. К 2020 году там будут парковка на 432 машино-места, автобусная станция и технологическая составляющая, необходимая для комфортной пересадки с наземного общественного транспорта на метро, а также коммерческая жилая застройка с поликлиникой и школой.

На ТПУ появятся также зарядные станции для электробусов и электромобилей. К примеру, такая точка для электробусов уже запроектирована в составе ТПУ «Савеловская». Вообще, архитекторы и проектные организации приготовили для будущих ТПУ немало интересных нестандартных технических решений и элементов оформления интерьера. Так, фасады торгового центра в транспортно-пересадочном узле «Рассказовка» украсят перфорированными металлическими кассетами. На них вырежут схематичную карту Москвы. А в офисных помещениях, возводимых в составе ТПУ, разместится администрация поселения Внуковское.

Здание ТПУ вокруг станции «Окружная» на Московском центральном кольце и сами платформы оснастят тепловыми нагревателями с инфракрасным излучением и системой климат-контроля. Техника будет автоматически контролировать температуру поверхности пола, а также дистанционно включать и отключать обогрев.

В составе ТПУ «Некрасовка» предполагается строительство инвестором целого спортивного кластера. Об этом на общественных слушаниях по проекту ТПУ попросили сами жители района, указав, что в Некрасовке не хватает мест для занятия спортом.

1.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства МАРАТ ХУСНУЛЛИН

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Эдуард Жигайлов, Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
МосинжпроектГлавУПДКМОЭСКГеопроектизыскания
КапстройситиМОСПРОМСТРОЙЛокоБанк