НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Среда для развития. Комфортный город как драйвер экономики


Husnillin.jpg

Так звучала тема выступления заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина на Московском урбанистическом форуме в этом году.

Крупные проекты столичного Стройкомплекса повышают качество жизни и место российской столицы в рейтингах мегаполисов

Качество городской среды, качество жизни в городе – главные факторы в конкуренции мировых мегаполисов за высокопрофессиональные кадры и интеллектуальные ресурсы. Если человек ощущает себя в городе некомфортно, он его покинет, а в условиях глобализации это означает «отток мозгов», потерю важнейшего в условиях ХХI века ресурса. В 2018 году на вопрос о том, хотели ли бы они и дальше жить в своем городе, утвердительно ответили 65% москвичей.

1.jpg

Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин счел нужным отметить, что повышение качества городской среды было и остается в центре внимания городских властей. А в этом году данная тема стала ключевой и в повестке Московского урбанистического форума. Уровень комфорта городской среды, ее удобство для человека и являются, по сути, основными критериями успешности современного мегаполиса.

Что же именно влияет на обеспечение комфортной среды? По мнению Марата Хуснуллина, целый ряд факторов, в число которых входят удобная транспортная сеть, комфортное жилье с благоустроенными дворами, самодостаточность городских районов, где человек может работать и отдыхать в пешей доступности от жилья, наличие детского сада, школы и поликлиники рядом с домом, современных учреждений здравоохранения, спорта, культуры и досуга, до которых можно быстро добраться, а также новые центры притяжения создания рабочих мест и благоустроенные общественные пространства.

2.jpg

Каждый год в преддверии Урбанфорума Правительство Москвы заказывает одному из авторитетных международных рейтинговых агентств исследование, в котором основные показатели развития российской столицы сравниваются с аналогичными показателями ведущих мегаполисов мира. В этом году такое исследование выполнила одна из крупнейших компаний Boston consulting group. В предыдущие годы аналогичный заказ выполняли PricewaterhouseCoopers и McKinsey & Company.

В чем-то Москва опережает соперников, в чем-то отстает, но из всех этих исследований однозначно следует, что чем больше город вкладывает в создание комфортной среды для людей, тем большую он получает отдачу.

3.jpg

Город вкладывает колоссальные бюджетные средства в реализацию столичных мегапроектов, направленных на создание комфортной и удобной городской среды. Речь идет о строительстве самых важных и нужных москвичам объектов – транспортных, социальных, недвижимости, для создания рабочих мест, обустройства открытых и комфортных общественных пространств. Размер Адресной инвестиционной программы Москвы на 2018–2021 годы составляет огромную сумму – 2 трлн 100 млрд руб. На эти деньги в городе возводятся более 600 объектов различного назначения. Марат Хуснуллин особо отметил важность того, что город поддерживает высокие объемы строительства жилья. Дольщики проинвестировали в жилищное строительство сумму, сопоставимую с расходами городского бюджета, – свыше 1 трлн 700 млрд руб.

6.jpg

– Население столицы стало крупнейшим инвестором, это 30% всех денег, собранных в стране в рамках долевого строительства жилья. Это показывает уровень доверия жителей к городской власти, – подчеркнул заместитель Мэра.

Развитие транспортной инфраструктуры мегаполиса

Однако главным драйвером развития города является все же не жилищное, а транспортное строительство: именно на развитие скоростного общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, реконструкцию и строительство дорог направляется львиная доля бюджетных денег: 68% средств всей Адресной инвестиционной программы.

– Везде, где мы вложили 1 рубль в транспортную инфраструктуру, пришло 3 рубля внебюджетных инвестиций, – объясняет Марат Шакирзянович. Обеспечение удобной и современной транспортной инфраструктуры стимулирует строительство на этих территориях жилья, социалки, коммерческих объектов, где создаются места приложения труда. Вкладывать деньги в такие проекты инвесторам выгодно. Получается синергетический эффект: чем комфортнее становится город, тем лучше развивается бизнес: и малый, и средний. Рост доходов в Москве – более 20% в год.

Развивая транспортную инфраструктуру, приоритет городские власти отдают скоростному рельсовому транспорту. За период с 2011 по 2019 год в городе было построено 155 км линий и 81 станция метро и МЦК, 10 депо, в которых было создано 10 тыс. новых рабочих мест. 4 млн москвичей получили станции метро рядом со своим домом.

– Мы поставили себе задачу сначала увеличить протяженность линий метро в два раза, потом – почти вдвое – протяженность железных дорог. А следующим шагом станет увязка метро и железных дорог транспортно-пересадочными и автомобильными узлами, – пояснил Марат Хуснуллин. Таким образом, в столице будет создана единая интегрированная транспортная система. К настоящему моменту задача удвоения протяженности путей метрополитена выполнена на 65%. Реализация программы столичного метростроения позволит Москве к 2023 году выйти на первое место в мире по обеспеченности рельсовым транспортом. К этому моменту протяженность линий метро и железных дорог внутри Москвы составит в общей сложности тысячу километров: 555 км – метро и Московского центрального кольца и еще 446 км – протяженность железно-дорожных путей Московских центральных диаметров.

4.jpg

Московские центральные диаметры – новый проект организации сквозных скоростных железнодорожных маршрутов через весь город в створе традиционных железнодорожных направлений. Они обеспечат пассажирам 123 новые удобные пересадки на метро и МЦК – посредством транспортно-пересадочных узлов. Благодаря им количество пересадок увеличится вдвое. Кроме того, ТПУ обеспечат миллионам людей доступ к объектам социальной и досуговой инфраструктуры, и нагрузка на транспортную сеть снизится. На настоящий момент 35 ТПУ уже построено, а 97 проектов находятся на стадии реализации.

Москву – в мировые лидеры по плотности сети путей и станций

Москва по-прежнему поддерживает высокие темпы и объемы дорожного строительства. С 2011 по 2018 год в столице уже построено 800 км дорог, протяженность дорожной сети мегаполиса выросла на 20%. Возведено 246 новых искусственных сооружений (мостов, тоннелей и эстакад), их количество увеличилось на 35% от того, что было по состоянию на 2010 год. Реконструировано 14 развязок на МКАД и 9 ключевых городских магистралей.

– И мы не боимся, что это спровоцирует рост автомобильного парка города, мы четко понимаем, что развитие дорожной сети города – это существенный фактор, который влияет на улучшение качества жизни, – подчеркнул Марат Хуснуллин, – в результате уже сегодня Москва наряду с Нью-Йорком и Пекином входит в тройку мировых лидеров по темпу прироста протяженности дорожной сети.

А в период с 2019 по 2023 год предстоит построить еще 571 км дорог и 150 мостов тоннелей и эстакад. Таким образом, с учетом уже построенного с 2011 года и того, что будет построено и введено в эксплуатацию, к 2023 году Москва получит более 1300 км новых дорог и около 400 искусственных сооружений.

Ключевой проект в сфере дорожного строительства – так называемое хордовое кольцо, строящееся вместо отвергнутого ранее проекта Четвертого транспортного кольца. Хордовое кольцо – система из трех хордовых магистралей и одной рокады, проходящих через весь город. Те участки хорд, которые на сегодняшний день готовы, уже смогли кардинально повлиять на организацию движения транспортных потоков, улучшив ситуацию на дорогах. В 70% районов, через которые проходят эти участки, горожане сократили среднее время, проводимое в пути. Общая протяженность хордового кольца составит 330 км, на нем будет 175 мостов, тоннелей и эстакад.


С 2019 по 2023 год предстоит построить 571 км дорог, 150 мостов, тоннелей и эстакад.


Главная водная артерия столицы

В прежние годы недостаточное внимание уделялось развитию прибрежной зоны Москвы-реки. Значительную часть русла главной водной артерии столицы занимали промышленные зоны, свалки и гаражи.

– Все это недопустимо, если мы говорим о городе с комфортной жизненной средой, важнейшая составляющая которой – свободный доступ к воде и благоустроенные берега, – заметил Марат Хуснуллин. Сегодня в Москве реализуется масштабная программа благоустройства набережных, в рамках которой до 2023 года включительно все 200 км набережных Москвы-реки будут приведены в порядок. С 2011 года по настоящее время 61,4 км набережных уже благоустроено.

Предстоит привести в порядок остальные, будет создано 40 новых общественных пространств, а берега соединят друг с другом 24 новых моста. На сегодняшний день полностью обустроены Москворецкая и Лужнецкая набережные, ведутся работы по приведению в порядок набережной Марка Шагала на ЗИЛе, Нагатинской, Шелепихинской и Пресненской набережных.

Программа реновации

Еще один городской мегапроект, который призван радикально повысить качество жизни в городе – программа реновации. Она предполагает снос 5173 морально устаревших жилых зданий и переселение в новое, более комфортабельное жилье одного миллиона горожан. На настоящий момент в рамках программы уже переехали и переедут до конца года 13 тыс. москвичей, для чего построены или находятся на завершающей стадии строительства 159 жилых домов. Но люди не просто получат новое жилье – более просторное и комфортное.

В кварталах реновации будет создана городская среда абсолютно нового качества – с необходимой инфраструктурой, благоустроенная, зеленая, открытая, удобная, проницаемая и дружелюбная человеку. Так что выгоду от программы реновации получат не только ее непосредственные участники, но и остальные жители микрорайонов.

Марат Хуснуллин отметил в целом высокие темпы строительства столичной недвижимости. По этому показателю Москва уже поднялась на четвертое место в мире, обогнав Нью-Йорк.

За период с 2011 года по настоящее время введено в строй 73 млн кв. м недвижимости, в том числе 28 млн кв. м жилья. Из этого количества только в первом полугодии текущего года строители ввели 5,5 млн кв. м зданий, включая 2,2 млн кв. м жилых.

Москва опережает Нью-Йорк и Лондон и по показателю пешеходной доступности школ и детских садов. За последние восемь лет социальные объекты стали ближе к горожанам в 75% районов города. За период 2011–2019 годов в городе построено 580 новых социальных объектов. До 2021-го планируется построить еще 197, в том числе 81 объект – детские сады и школы, 35 объектов здравоохранения и 81 объект культуры и спорта.

Привлекательность российской столицы

Город реализует целый ряд мегапроектов, которые должны повлиять на привлекательность российской столицы. Это обновление и реконструкция территории ВДНХ, создание современного спортивного кластера в Лужниках и аналогичных кластеров вокруг новых стадионов «Спартак», ЦСКА и обновленного стадиона «Динамо», развитие инновационного центра в «Сколково» и международного делового центра «Москва-Сити».

– При этом, занимаясь мегапроектами, мы сегодня дошли до каждого района, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Мэр утвердил программу «Мой район», на заседаниях штаба мы индивидуально разбираем ситуацию в каждом из 146 районов Москвы: что там нужно сделать комплексно, чтобы жители чувствовали себя хорошо в городе. Повторю: чем больше мы вкладываем в человека, в благоустройство, тем больше получаем синергетический эффект и тем лучше становится город.

В итоге, как констатировал Марат Шакирзянович, строительная отрасль Москвы превратилась в локомотив развития всей столичной экономики. В строительной сфере и смежных отраслях заняты 11% трудоспособного населения столицы, совокупный вклад строительного сектора в московский бюджет в виде налогов составляет 364,2 млрд руб. в год, а вклад Стройкомплекса в ВРП Москвы составляет 16,9% (в 2010 году – 5%) .

С федерального уровня

На той же панельной дискуссии Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев подробно рассказал об этапах подготовки нацпроекта «Жилье и городская среда» и утвержденных способах подсчета «Индекса качества городской среды»: – Когда готовился национальный проект «Жилье и городская среда», его паспорт расшивался из Указа Президента № 204, который предусматривает повышение качества городской среды на 30% и уменьшение количества городов с неблагоприятной городской средой на 50%. Имела место серьезная дискуссия с субъектами Российской Федерации не только на площадках Правительства, но и на других экспертных площадках. Требовалось однозначно уяснить, что именно включается в понятие «Индекс качества городской среды».

По итогам этого обсуждения была сформирована матрица из 36 показателей, включающих вопросы безопасности, состояния здравоохранения, транспортной системы и т.д.

Их сумма за 6 лет будет сравниваться с максимально возможной, и если она составит более 50% от экстремума, то будет признано, что в этом муниципалитете благоприятная городская среда.

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Олег Паршин; Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
ОЭКМосинжпроектКростСатори
Коминвест-АКМТ