ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Москву окольцуют дважды



Под землей появится большая кольцевая линия, на поверхности – кольцо из хорд и рокады

В канун Дня строителя о том, как в рамках Адресной инвестиционной программы на средства городского бюджета ведется масштабное строительство метро, как прокладываются новые дороги, возводятся транспортные сооружения, как стартовала в Москве программа реновации и какие объекты социальной инфраструктуры строятся в городе, в своем интервью рассказал глава Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.

– Андрей Юрьевич, в последние годы темпы строительства метро превышают самые высокие достижения советского периода. Сколько новых станций метро запланировано к вводу по итогам этого года, по каким участкам Большой кольцевой линии будет запущено движение?

– Да, действительно, нынешние темпы строительства метро побили все рекорды прежних лет: судите сами, если за все время существования подземки – с 1935 по 2010 год – было построено 178 станций, то только с 2011 года – уже 50. В этом году за первое полугодие введено в строй восемь станций, целыми участками – четыре станции подряд на Некрасовской линии и четыре – на Сокольнической. Первый участок «Некрасовка» – «Косино» протяженностью 6,9 км с четырьмя станциями открыт 3 июня.

Сейчас ведутся работы по продлению Некрасовской ветки на участке протяженностью 11,7 км – от станции «Косино» до «Авиамоторной». На нем будет пять станций: «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго- Восточная». От станции «Косино» до станции «Нижегородская» проходка велась десятиметровыми щитами. Они применяются впервые в практике отечественного метростроения. Более «просторный» тоннель позволяет организовать сквозную систему вентиляции прямо в нем, не пробивая специальные вентиляционные шахты на поверхность. В июле завершили проходку всех перегонных тоннелей на участке, а до конца года будут выполнены основные строительно-монтажные работы.

Помимо этого, предстоит завершить строительство станции «Лефортово» на Большой кольцевой линии. Всего в настоящий момент ведется строительство 33 станций. Помимо упомянутых станций Некрасовской линии, это все не введенные пока еще в строй станции Большой кольцевой и еще семь станций Коммунарской линии – второй ветки, про ходящей по территории Новой Москвы. Что касается Большой кольцевой линии, то ее строительство было начато еще в 2011 году. Первый участок от «Савеловской» до «Делового центра» начал функционировать в прошлом году. Сегодня он работает как единая линия с западной частью желтой ветки – без пересадок можно доехать от «Савеловской» до «Рассказовки». В наших планах – замкнуть кольцо и запустить движение в 2022–2023 годах.

В этом году достроим еще две станции будущего кольца – «Авиамоторная» и «Лефортово». На них уже ведутся отделочные работы. Этот небольшой отрезок соединится с Некрасовской линией и какое-то время будет функционировать в связке с ней, так же как сегодня северо-западный участок кольца соединяется с Калининско-Солнцевской линией. На будущий год намечен ввод в строй еще двух отрезков Большого кольца на западе и северо-востоке города. Реализуются также планы интеграции самой короткой линии Московского метрополитена – Каховской – в состав Большой кольцевой. Там заменят устаревшие конструкции и инженерию, обновят системы безопасности и прохода. После завершения реконструкции отрезок от Каширской до Каховской начнет эксплуатироваться как часть южного участка Большого кольца.

Большая кольцевая линия не случайно первоначально называлась Третьим пересадочным контуром. Ее основная функция – обеспечить новые возможности для пересадок между радиальными направлениями на расстоянии двух-трех станций от старого кольца. Так, на «Нижегородской» можно будет перейти с Большого кольца одновременно на одноименную станцию Некрасовской линии, МЦК и Горьковское направление Московской железной дороги – это будет крупнейший в городе транспортно-пересадочный узел. С «Улицы Новаторов» можно будет пересесть на Коммунарскую линию, с «Мичуринского проспекта» – на Калининско-Солнцевскую линию. «Деловой центр» уже увязан с Калининско-Солнцевской и Филевской линиями.

Так что город получит новые, удобные узлы пересадок. В период со второй половины 2019 по 2023 год должно быть построено 117 км новых линий метро и открыто 47 новых станций. Помимо Большого кольца запланировано ввести в строй Коммунарскую линию – от станции «Севастопольский проспект» до «Коммунарки». Кроме того, Люблинско-Дмитровскую линию продлим от «Селигерской» до поселка Северный, а Сокольническая ветка получит еще одну станцию – «Потапово».

К 2022 году юго-западная оконечность Калининско-Солнцевской линии будет продлена от «Рассказовки» до аэропорта «Внуково». На этом отрезке будет и еще одна промежуточная станция «Пыхтино» у одноименного жилого комплекса.

В остальные аэропорты ветки метро пока прокладывать не планируется. Дело в том, что Внуково – это населенный пункт в границах Москвы, который считался частью Москвы и до середины 2012 года, когда к городу присоединили новые территории.

Метро, помимо пассажиров аэропорта, решит еще и транспортные проблемы жителей этого района и близлежащих поселений Новой Москвы. Остальные аэропорты расположены на территории Московской области, а в Подмосковье ситуация с земельной собственностью несколько иная, чем в столице.

Большинство земель в соседнем субъекте находится в частной собственности, и со всеми собственниками сложно договориться о выкупе участков, многие хотят за это слишком большие деньги. Именно поэтому, например, был отложен проект продления Калужско-Рижской линии в Мытищи. Транспортные проблемы этого населенного пункта может решить скоростной радиус железной дороги – туда придет один из Московских центральных диаметров. Дополнительный путь для линий МЦД прокладывается в существующей полосе отвода железной дороги, поэтому земельных проблем при его строительстве не возникает. Железная дорога тактовым движением поездов в интервале менее 5 минут, как показал пример МЦК, способна в корне изменить транспортную ситуацию. Когда МЦК строилось, планировалось, что его пассажиропоток в первые пять лет дойдет от 120 тыс. пассажиров в сутки до 170 тыс.

Но прошло всего два с половиной года, а пассажиропоток достиг уже около полумиллиона человек в сутки.

Но и в «старой» Москве строительство новых линий метро – процесс очень непростой, нужно сначала правильно выбрать участок земли, освободить его, подготовить проектную документацию, найти надежного подрядчика…

К 2023 году станцию метро в пешеходной доступности от жилья получат 90% москвичей. Все они меньше времени будут тратить на дорогу, смогут заняться более интересными и полезными делами. Сама же дорога в метро с каждым днем становится более комфортной. Ведь пассажиров в подземке больше практически не становится: как ездили 9,6–9,8 млн человек в день уже много лет, так и ездят. Но пассажиропоток с появлением новых станций и линий перераспределяется.

К примеру, значительная часть пассажиров юго-востока столицы с переполненной Таганско-Краснопресненской линии пересела на новую Некрасовскую ветку.

За пределами 2023 года прорабатываются варианты строительства радиальной ветки в Бирюлево, а также Рублево-Архангельской линии.

– Что будет сделано в этом году в сфере дорожного строительства?

– По темпам строительства дорожно-транспортной инфраструктуры Москва тоже находится в числе мировых лидеров.

За восемь лет проложено огромное количество новых дорог – 12% от всей имеющейся в Москве улично-дорожной сети. На одной МКАД, например, построили и реконструировали 14 современных транспортных развязок с направленными съездами вместо старых в форме листьев клевера.

Только за первое полугодие этого года по Адресной инвестиционной программе департаментом построено 28 км дорог, семь эстакад и путепроводов и три внеуличных пешеходных перехода. Среди них, например, участок Северо-Восточной хорды – от Щелковского шоссе до Лосиноостровской улицы длиной почти 7 км с эстакадой.

До конца года всего предстоит ввести в строй более 51 км новых и реконструированных дорог. Из значимых сооружений в этом году должно завершиться строительство балочного моста от Нижних Мневников до улицы Народного Ополчения через Карамышевское спрямление реки Москвы. Это финальный участок Северо-Западной хорды. Работы там ведутся круглосуточно, по графику, но, возможно, постараемся ускориться.

Планируем завершить основные работы на развязках МКАД с тремя вылетными магистралями – Волоколамским шоссе, улицей Генерала Дорохова и с Бесединским шоссе. Кроме того, разрабатываются проекты реконструкции развязок кольцевой магистрали с еще четырьмя трассами – Липецкой улицей, Осташковским и Алтуфьевским шоссе и улицей Верхние Поля.

– В какие сроки будет реализован проект «хордового кольца»?

– Cтроительство Северо-Западной хорды завершится в этом году. Сейчас там идет обновление улиц Крылатской, Ярцевской, Боженко, Кубинки с выходом на Можайское шоссе.

Строится участок от Ленинградского шоссе с выходом на улицу Мневники через улицу Народного Ополчения, проспект Маршала Жукова и Крылатскую. Основной задачей на этом участке является окончание возведения балочного моста через шлюзы Карамышевского спрямления Москвы-реки.

В середине мая после завершения строительства одной из крупнейших в городе эстакад протяженностью в 2,5 км открылось движение от Щелковского шоссе до улицы Лосиноостровской на Северо-Восточной хорде. Автомобилистам района был предоставлен дополнительный выезд, а путепровод на Открытом шоссе получил долгожданную разгрузку.

Само шоссе стало свободнее, как и местные проезды, также разгрузились и улицы Большая Черкизовская, Стромынка, Краснобогатырская и Русаковская набережная. До 2023 года планируется завершить строительство развязки в районе пересечения хорды с проспектом Мира. К этому же времени должны быть закончены работы на Южной рокаде и Юго-Восточной хорде, на которую строители еще только выходят. Отдельные ее участки должны быть введены в эксплуатацию уже в 2020 году.

До конца этого года планируется завершить строительство путепровода через железнодорожные пути Московского центрального кольца с улицы Пруд-Ключики на 1-ю Фрезерную улицу. Отсюда начнется строительство Юго-Восточной хорды, которая в этом месте будет примыкать к Северо-Восточной хорде. Система из трех хордовых и одной рокадной магистрали значительно разгрузит дороги в центре и вылетные магистрали, обеспечит удобный транзит транспорта за пределы Москвы и позволит улучшить транспортные связи между районами на периферии города.

– Как обстоит дело с другими дорожными проектами, например, с Южным и Северным дублерами Кутузовского проспекта?

– Строительство Северного дублера будет производиться на средства частных инвесторов. Это вне компетенции Департамента строительства. В зоне нашей ответственности в отношении данного проекта было освобождение территории под строительство. Необходимые работы были проведены еще в сентябре 2018 года, и теперь никаких преград для начала стройки нет.

Что касается Южного дублера Кутузовского проспекта, то строительные работы уже проводятся на всем протяжении будущей трассы. Дублер включает два участка. Первый – от Аминьевского шоссе до улицы Минской с транспортной развязкой на Минской. Движение по нему планируется запустить в конце августа – начале сентября этого года. Второй участок – от транспортной развязки на Минской до пересечения с Третьим транспортным кольцом – должен быть построен к июню 2020-го.

– Cколько вводится в строй в этом году объектов социальной инфраструктуры – детских садов, школ и поликлиник?

– Если говорить об объектах образования, то уже завершено строительство детских садов в Некрасовке на 350 воспитанников и в Зеленограде на 200 мест. А в Строгине появился учебный центр на 400 мест.

До конца 2019 года Департаментом строительства города Москвы запланировано обеспечить ввод в эксплуатацию еще 9 объектов образования.

В ближайшие полгода сдадим еще 6 детских садов, два блока начальной школы с дошкольным отделением на 300 мест (с возможностью трансформации). Такие здания могут попеременно быть начальной школой, детским садом или комбинированным образовательным учреждением, которое сочетает дошкольные группы и учебный корпус. Трансформация проводится за счет внутреннего переустройства и переоборудования помещений. Всю процедуру можно провести за летние каникулы.

Также в этом году будет открыта уникальная, крупнейшая в стране школа на 2500 мест на бывшей территории завода «ЗИЛ». Сейчас на объекте завершаются отделочные работы и работы по благоустройству.

В числе новых медицинских учреждений по городской программе «Столичное здравоохранение» планируем за ближайшие три года ввести в эксплуатацию 22 различных объекта, из них – 11 поликлиник, пять подстанций скорой медицинской помощи, 6 больничных корпусов. В пределах ближайших пяти лет на территории действующих клиник должны быть ведены в строй два инфекционных корпуса (в больнице Святого Владимира и инфекционно-клинической больнице № 1) и один лечебно-диагностический комплекс в Центре имени Логинова.

В этом году завершится строительство первой очереди нового медицинского центра в Коммунарке. Он станет одним из самых высокотехнологичных многопрофильных стационаров Москвы. Площадью 157 тыс. кв. м, оснащенный самым современным оборудованием, он позволит жителям Новой Москвы, а также удаленных от центра районов Юго-Западного и Западного округов получать квалифицированную высокотехнологическую помощь недалеко от дома. Важной особенностью клиники станет современное приемное отделение с вертолетной площадкой, которая позволит принимать экстренных больных и жертв ДТП. Помощь им будут оказывать сразу же – в экстренной общепрофильной операционной, которая способна принимать до 90 пациентов в день.

– На прошедшем недавно Московском урбанистическом форуме ударной темой была «Здоровая городская среда». Но здоровая среда – это не только достаточное количество поликлиник, зелени и благоприятная экологическая обстановка. Это еще и возможность для занятий физкультурой и спортом. Как обстоит дело со строительством в рамках Адресно-инвестиционной программы спортивных объектов?

– Адресной инвестиционной программой в период с 2019 по 2021 год предусмотрен ввод 32 спортивных объектов общей площадью 226 тыс. кв. м.

В первом полугодии 2019 года был сдан ФОК с бассейном в районе Косино-Ухтомский на улице Николая Старостина. Он рассчитан на 1280 посещений в сутки спортсменами всех возрастных групп, в том числе маломобильными группами населения.

До конца 2019 года будут сданы еще 10 объектов:

  • три спортивных комплекса в СВАО, СЗАО и ЗАО;
  • крытый каток по адресу: Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 2;
  • два футбольных поля с инфраструктурой на северо-востоке столицы (Студеный проезд, вл. 1–3) и на востоке Москвы на пересечении улиц Николая Старостина, Большая Косинская, Салтыковская;
  • два BMX-велодрома для «Спортивной школы олимпийского резерва «Нагорная» Москомспорта.

А также будут введены в эксплуатацию знаковые, уникальные для Москвы объекты:

  • многофункциональный спортивный комплекс для занятий гимнастикой, акробатикой, спортивными танцами, плаванием и общей физической подготовкой по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, 39-й км Минского шоссе;
  • спортивный комплекс по пятиборью (конноспортивный манеж, бассейн, легкоатлетический манеж, тренажерный зал, тир) ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Северный» Москомспорта по адресу: 9-я Северная линия, 1б.

Спортсмены будут тренироваться в едином комплексе по программам современного пятиборья: стрельба, легкая атлетика, плавание, фехтование, конкур.

В составе комплекса будут конюшня и конноспортивный манеж, бассейн, несколько залов-тиров для тренировок по стрельбе. Это будет первый в России объект, где подготовка и соревнования по пятиборью будут проходить под крышей одного спортивного сооружения.

Кроме этого, в текущем году начнется проектирование ледового дворца для Центра спорта и образования «Самбо-70» и многофункционального спортивного комплекса на территории Мневниковской поймы площадью 19 тыс. кв. м.

Кроме этого, завершается разработка проекта строительства Центра самбо и бокса в «Лужниках», строительство должно начаться в начале следующего года. А уже в 2021 году комплекс планируется ввести в эксплуатацию. Здание комплекса будет разделено на две несообщающиеся части – для самбо и для бокса – и будет расположено в северной части «Лужников», неподалеку от футбольных полей.

Согласно проекту они не имеют общих функциональных зон, потоки их посетителей не пересекаются, они имеют две независимые подземные парковки и два независимых набора технических и инженерных помещений.

Особая гордость здания – это уникальные фасадные решения, выполненные в стиле исторических построек «Лужников» с применением массивного остекления площадью более 10 тыс. кв. м, а в самих спортивных зонах планируется использовать наклонные зеркальные акустические потолки. Изюминкой проекта станет огромный медиаэкран на центральном фасаде дворца, где будут транслироваться анонсы предстоящих соревнований по боксу и самбо, а также полезная информация для болельщиков и гостей спорткомплекса.

Бочкарев.jpg

Руководитель Департамента строительства города Москвы АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы); mos.ru



Назад в раздел
МосгазМОЭКГлавУПДКОЭК
АКСИТЕХФУДФонд