НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Большие возможности новых территорий


Метро.jpg

За три года в ТиНАО планируется возвести 77 социальных объектов – больше, чем за предыдущие семь лет

Руководитель столичного Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин рассказал о том, как сейчас обстоят дела в Троицком и Новомосковском административных округах, что было сделано за семь лет, а также о том, что еще предстоит сделать в обозримой перспективе.

Владимир Федорович, 1 июля исполнилось 7 лет с момента присоединения новых территорий к столице. Понятное дело, что по мановению волшебной палочки территории нельзя быстро освоить, застроить, проложить в мгновение ока дороги, метро, построить больницы и детсады. Но уже многое сделано. Какие знаковые проекты Вы бы выделили?

– Самое первое – это метро. В такие кратчайшие сроки сложно спроектировать и построить новые станции городской подземки. Москва это сделала. За неполные семь лет в Новой Москве появилось 170 км дорог. Это магистрали, созданные с нуля, с велосипедными и пешеходными дорожками, комфортными остановками общественного транспорта, качественным освещением. Поменяло свое качество и жилье. Раньше строили дома из панелей или красного кирпича. Сейчас таких новостроек и нет. Многоэтажки оснащают вентфасадами, дают им красивую облицовку, вокруг них «вырастают» красивые дворы, появляется социальная инфраструктура. Микрорайоны застраиваются комплексно, это очень заметно. Есть интересные объекты с рабочими местами: К2, Comcity, «Индиго-парк», «Фуд-Сити», административно-деловой центр в Коммунарке со строящейся больницей и другие.

– Кстати, о Коммунарке. А какое развитие получит эта территория?

– Здесь уже работает префектура, здание открыто почти год назад. Возводится крупная больница, девять корпусов планируется ввести в два этапа: в этом и последующем году. Кроме того, мы заранее обеспечили эти территории инженерными коммуникациями. Таким образом, у Коммунарки повышается инвестиционная привлекательность, еще одним плюсом станет приход сюда метро и ввод в эксплуатацию ряда социальных объектов.

– А сколько всего социальных объектов появилось в Новой Москве за неполные семь лет? В свое время была острая нехватка в них.

– За это время построено 67 соцобъектов – школы, детские сады, поликлиники, подстанции скорой помощи. И работу продолжаем. За три года планируем возвести 77 таких объектов – больше, чем за предыдущие семь лет.

– Социальные объекты строят в основном инвесторы?

– Да, чаще всего они появляются в составе жилых комплексов. Но в ближайшие три года Москва построит почти половину от запланированных соцобъектов. Все жители коттеджных поселков и садовых некоммерческих товариществ получают прописку в своих домах, и им теперь, как москвичам, полагается сопутствующая социальная инфраструктура. Хотя раньше они такого права не имели, пользовались коттеджами как дачами на теплый сезон. А сейчас мы еще увеличим количество детских садов, школ, объектов здравоохранения.

карта.jpg

– Владимир Федорович, а если измерить вложения в деньгах – сколько всего средств инвесторов и бюджета вложено в создание Новой Москвы?

– Всего с 1 июля 2012 года в градостроительное развитие новых столичных округов вложено порядка 1,3 трлн руб., из них 350 млрд – из бюджета Москвы. На эти средства построены восемь станций метрополитена, новые дороги, социальные объекты, объекты инженерной инфраструктуры. К 2035 году в развитие новых территорий будет вложено около 7 трлн руб. Около 2,8 трлн, по нашим оценкам, составят инвестиции в строительство жилой недвижимости, остальные средства – в инфраструктурные проекты, в том числе 1 трлн руб. в транспортную инфраструктуру и 622 млрд руб. в инженерную инфраструктуру.

— Не могу не акцентировать внимание на дорожном строительстве. Сколько дорог было построено за 7 лет? Как Вы планируете развивать улично-дорожную сеть округов?

За 7 лет построено и реконструировано 23 объекта дорожно-транспортной инфраструктуры общей протяженностью более 190 км. В настоящее время ведется реконструкция и строительство 14 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на более 126 км. В стадии проектирования находятся еще 29 объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 156 км. Всего к 2024 году на территории Новой Москвы будет построено и реконструировано порядка 476 км автомобильных дорог. Также добавлю, что 70% проживающих в ТиНАО людей позитивно оценивают темпы дорожного строительства на новых территориях. Об ухудшениях говорят лишь 5,5% опрошенных, считают ситуацию неизменной 18,4%. Такие сведения были приведены в тематическом опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

– Давайте поговорим о перспективах. Каков общий градостроительный потенциал присоединенных территорий? Несмотря на то что они достаточно свободны от застройки, потенциал их ограничен.

– В правилах землепользования и застройки принято решений на 50 млн кв. м недвижимости. Из них 18 млн «квадратов» составит жилье, остальное отдаем под объекты с рабочими местами.

– Это позволит сократить маятниковую миграцию?

– В том числе. До присоединения территорий к Москве здесь насчитывалось 84 тыс. рабочих мест, за неполные семь лет добавили еще 110 тыс. Благодаря этому жители Троицкого и Новомосковского округов могут найти работу рядом с домом, не ехать в центр мегаполиса и таким образом экономить время, проводить его с семьей, друзьями. Сейчас перед нами стоит задача расширить спектр предлагаемых вакансий.

– Над какими направлениями идет работа?

– Сейчас хорошее развитие получает IT-сектор, в Новой Москве представлено большое количество компаний, которые занимают эту нишу экономики. Кроме того, в самых молодых округах есть промышленное производство, логистика, а с открытием новых социальных объектов число рабочих мест в здравоохранении и образовании серьезно возросло. Торговля, строительство, финансовый сектор – в этих отраслях жители присоединенных территорий также могут найти себе рабочие места. По статистике 63% жителей не выезжают за пределы Новой Москвы. Это хорошие показатели, и их планируем наращивать, формируя профицит рабочих мест. Делаем это в том числе с помощью инвесторов.

– А инвесторы охотно идут на такие условия: построить не только дом, но и добавить предприятия и социальные объекты?

– Не очень охотно, но мы сразу сказали, что инвесторы должны создавать условия для комфортного проживания горожан, действовать в интересах Москвы. А это автоматически подразумевает создание рабочих мест.

– Но город тоже идет навстречу инвесторам, требуя от них создания объектов с рабочими местами?

– Безусловно. Москва помогает льготами при открытии технопарков и высокотехнологичных производств, проводит инженерные коммуникации для будущих объектов. И, конечно, их транспортную доступность обеспечивают новые дороги и станции метро, число которых в ближайшие месяц-полтора увеличится еще на четыре – будет продлена Сокольническая линия. Если раньше до некоторых районов можно было добраться только на внедорожнике, то теперь туда проложена современная магистраль шириной в четыре полосы. Логично, что вдоль таких трасс могут появляться новые объекты – технопарки, производства, логистические центры.

– А отслеживали, кто переезжает в Новую Москву?

– В основном это молодые семьи из Москвы в ее старых границах. Остаются и закрепляются на местах сами жители присоединенных территорий, они могут переезжать из района в район, выбирая квартиры попросторнее. Есть приезжие из Подмосковья и других близких к столице регионов. Однако достаточно высок процент тех, кто хочет улучшить свои жилищные условия – продав квартиру в «старой» Москве, они выбирают большую жилплощадь в ТиНАО. Разница может быть в два раза и больше по площади. В качестве бонуса они получают простор не только на своих квадратных метрах, но и вокруг: меньше дорог, больше воздуха, лесов поблизости. Плюсов для тех, кто переезжает, много.

– А спектр предложений по жилью большой?

– Таунхаусы, коттеджи, квартиры в малоэтажных домах или высотках – спектр огромен. Попробуйте представить себе, каково это – построить коттедж в Москве! Невозможно в старых границах столицы, а в Новой Москве – пожалуйста.

– Работать есть где, жить – тоже, а отдыхать? Какие проекты по созданию рекреационных зон инициированы в Новой Москве?

– Один из самых крупных – парк «Океанический берег», который проектирует инвестор. Планируется, что его строительство начнется в следующем году. Первым этапом является создание горнолыжного склона, эта часть проекта уже реалиуется. Там будут организованы спортивный центр и большой парк для семейного отдыха. Общая площадь рекреационной застройки составит 80 гектаров. Еще два крупных горнолыжных комплекса появятся в Красной Пахре и недалеко от бетонного кольца и Варшавского шоссе. На их создание направим грунт, который изымается при строительстве новых станций метрополитена. Три большие рекреационные зоны планируем в Коммунарке. В целом Новая Москва будет интересна для инвесторов с точки зрения создания современных парков.

– А рентабельны ли такие проекты?

— Инвестор, который занимается «Океаническим берегом», посчитал и уже озвучил, что рентабельность проекта ожидается на уровне 12–15%. Это очень неплохо, тем более что для этого есть все условия. Сложно добраться до баз отдыха, где нет нормальных дорог и метро. А к «Океаническому берегу» в перспективе дойдет Коммунарская линия метро.

– Владимир Федорович, а планируется ли создание образовательных кластеров в Новой Москве? Года два-три назад об этом шла речь на одном из совещаний.

– Первый такой образовательный кластер уже создан – школа в Летове располагается на большой природной территории, здесь же – кампусы для проживания учеников. Главный критерий отбора учеников с 7-го по 11-й класс – их способности и таланты.

– Это один пример. А будут ли еще?

– По пути выноса образовательных комплексов давно пошли Европа и Америка, уверен, что и в Москве вскоре эта идея придется по душе вузам. К тому же потенциал для создания таких кластеров есть.

– А культурные центры? Каковы планы по их созданию?

– Уже работает Музей шестого съезда компартии Китая, открываются небольшие театры. Кроме того, разработана концепция по созданию фондохранилища на территории административно-делового центра в Коммунарке. Его площадь составит 70 тыс. кв. м. Пользоваться им будут 19 столичных музеев и еще четыре федеральных. Среди них – Музей Великой Отечественной войны, Третьяковская галерея, Музей Москвы, Музей русского лубка и наивного искусства, Музей Цветаевой, усадьбы Кусково и Царицыно, галерея Нестеренко, Музей обороны Москвы, Мемориальный музей Скрябина и другие.

– Тот же Эрмитаж создает фондохранилище лет двадцать, объект в Коммунарке будет долго строиться?

– У нас абсолютно понятная перспектива по созданию фондохранилища. Соответствующие консультации проведены, а решения приняты. Построить его планируется за четыре года – в 2023 году уже запустить. Таким образом, мы решаем проблему дефицита мест хранения и экспозиции разных образцов искусства.

– С хорошим настроением День строителя встречаете?

– С отличным! И пользуясь возможностью, сердечно поздравляю с нашим замечательным профессиональным праздником всех коллег по Строительному комплексу столицы! Новых нам успехов и удач!

Жидкин.jpg

Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы ВЛАДИМИР ЖИДКИН

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы); mos.ru



Назад в раздел
ГлавУПДКМОЭСКГераМосводоканал
ФондАбсолютВК