НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва не сразу строилась. В столице полным ходом идет прокладка линий метро


Транспортное строительство на протяжении последних четырех лет остается приоритетом для стройкомплекса столицы. Возведение объектов транспортной инфраструктуры – это не только дороги и эстакады, но и новые линии метрополитена и транспортно-пересадочные узлы. При этом городские власти не забывают о строительстве социальных объектов и бюджетного жилья, близка к завершению программа сноса пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения.

Зачастую ввод в строй новых станций метро оказывает на транспортную ситуацию в районе более существенное влияние, чем строительство новых развязок и реконструкция дорожной сети. Так, после открытия в конце 2013 года станции «Жулебино» Таганско-Краснопресненской линии в зоне пешеходной доступности к метрополитену оказалось около 90% населения одноименного района. Для них затраты времени на поездку с использованием метрополитена сократились на 20 минут. В два раза сократилась частота движения городских автобусов на Лермонтовском проспекте, обслуживающих район Жулебино. Количество автотранспорта на Лермонтовском проспекте снизилось на 300 единиц в час, на Новорязанском шоссе – на 200 единиц, на МКАД – на 100 единиц.

В этом году в городе вводится в строй пять новых станций метрополитена. Станция «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии рядом со стадионом одноименного футбольного клуба уже введена в строй в конце августа. На юго-западной оконечности Сокольнической ветки в конце года появятся «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево», а на юго-восточном конце Таганско-Краснопресненской линии – станция «Котельники».

Сдвинулись с места и работы на самом сложном участке от станции «Третьяковская» до «Делового центра», где формируется новая Калининско-Солнцевская линия. Обычно такие участки строятся шесть-семь лет – это мировая практика, однако московские строители предполагают завершить работы за три-четыре года.

– Сроки на строительстве метро нам удается сокращать минимум в два раза, экономя при этом средства городского бюджета, – сказал Андрей Бочкарев.

Метро начнут строить по-испански

– На строительстве метрополитена одновременно задействовано более 25 тыс. человек, – сообщил руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев. – С одной стороны, это не так много, с другой – метро прокладывается с использованием механизмов и техники, поэтому при относительно небольшом количестве рабочих-метростроевцев столица может осуществлять столь масштабный объем тоннелестроения. Сегодня на прокладке новых линий задействовано 22 проходческих щита, в прежние годы их было не более трех. За 80 лет в Москве построили 300 км тоннелей. Теперь же за три года построено 25 км, а за 10 лет должны построить более 150 км. Если сравнивать со странами Европы, то мы сейчас – номер один по объемам строительства метро, а в мире мы боремся за лидерство с мегаполисами Китая.

В следующем году начнется проходка тоннелей по испанской технологии. Проектировщики из этой страны предполагают вместо двух тоннелей прокладывать один для двух путей при помощи тоннелепроходческих комплексов с большим щитом диаметром свыше 9 м. При одном двухпутном тоннеле обе колеи проходят по центру станции, а платформы расположены по бокам от них. Большой плюс такого метода в том, что нет необходимости демонтировать щит после проходки каждого участка и, соответственно, выкапывать для этого специальные камеры. Проходческий комплекс может, не останавливаясь, выкопать подряд несколько перегонов.

В настоящий момент идет размещение заказа на изготовление новых сверхбольших щитов. Затем потребуется около года на их производство. За это время строители успеют подготовить стартовые площадки, и в 2016 году должно начаться строительство станций по испанской технологии.

Самой сложной Андрей Бочкарев считает Люблинско-Дмитровскую линию. Она является самой глубокой из строящихся линий, и из-за сложности грунтовых пород большая часть проходки там ведется ручным способом. На участке от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» много водоносных пластов и большое количество скальных пород. В сентябре следующего года планируется ввести в строй участок от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской», а в сентябре 2016 года – от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской».

Глобальные пересадки

Новым направлением дорожно-транспортного строительства должно стать возведение транспортно-пересадочных узлов в капитальном исполнении. Основное предназначение ТПУ – создание благоприятных и безопасных условий для пересадки с одного вида транспорта на другой по аналогии с переходами с одной линии метро на другую. Разница, по словам Андрея Бочкарева, заключается лишь в том, что времени на пересадку понадобится немного больше, поскольку объекты метрополитена, железной дороги и остановочные пункты наземного городского транспорта невозможно сосредоточить на небольшой площади. Для того чтобы попасть из метро на станции пригородной электрички или поезда МКЖД, придется пройти 250–300 м. Чтобы пассажиры не путались при пересадке, будет разработана специальная навигация – указатели, электронные табло, напольные знаки и указатели.

Разобраться в нынешней запутанной схеме пересадок и выстроить оптимальный маршрут зачастую не под силу даже коренному москвичу, особенно когда речь идет о незнакомом районе, – из-за этого и возникает неравномерная загрузка транспорта. Горожане предпочитают ездить на метро: там понятно, где и как пересаживаться, и не нужно проводить на остановке четверть часа в ожидании очередного транспортного средства. Международная практика доказывает, что удобные пересадки и четкий график движения наземного транспорта способствуют росту его популярности у горожан, и многие автовладельцы предпочитают его для поездок внутри города.

В столичном руководстве рассчитывают, что в результате реализации программы строительства ТПУ время поездок по Москве сократится на 15%, автомобильный трафик на дорогах снизится на 20 тыс. автомобилей в утренние часы пик. Ожидается, что транспортно-пересадочные пункты уменьшат среднее время, затрачиваемое москвичами на пересадку по дороге на работу, до 8–10 минут в день, разгрузят дороги на въездах в Москву на 14–20 тыс. автомобилей в утренний час пик, а также заезды в центр города на 11–16,5 тыс. автомобилей в сутки.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 № 413-ПП в настоящее время разрабатывается градостроительная документация по 166 капитальным и 92 плоскостным транспортно-пересадочным узлам. Плоскостной транспортно-пересадочный узел представляет собой просто расчищенную и благоустроенную территорию у станций метро или платформ железной дороги с расширенными и обустроенными парковками. Что же касается зданий капитальных ТПУ, то часть из них предполагается строить в рамках городского заказа, часть – на средства инвесторов. Но даже на объектах, на которые удастся привлечь инвесторов, отдельные работы, связанные с инфраструктурой пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, будут выполнены за счет средств городского бюджета. Для создания удобной инфраструктуры пересадки с метро и наземного городского транспорта на электричку планируется привлечь средства подразделений РЖД. Три ТПУ хотят построить у конечных станций будущих линий скоростного трамвая – «Ивановское», «Северный» и «Холмогорская».

Интерес к строительству проявляют и иностранные компании – из Чехии, Австрии, Турции и Китая. МКЖД также ведет переговоры с 54 российскими девелоперами, которые могут инвестировать в постройку ТПУ, а затем продавать или сдавать в аренду построенные в их составе коммерческие площади.

Располагать их будут равномерно по всей столице, согласно принятой в 2012 году отраслевой схеме. Единой модели ТПУ не существует: проект и площадь занимаемого участка сильно зависят от местоположения и видов транспорта. Небольшие ТПУ объединят от одного до трех видов общественного транспорта и перехватывающую парковку. На крупных узлах можно будет сделать пересадку между метрополитеном, железной дорогой, наземным общественным и личным транспортом. Кроме того, на территории крупных ТПУ будут находиться социальные и бытовые учреждения.

Схема привлечения средств инвесторов в настоящий момент прорабатывается. Каждый ТПУ – крупный уникальный объект. На территории их строительства попадаются участки, находящиеся в использовании или в собственности у разных структур, поэтому в каждом отдельном случае требуется индивидуальная схема финансирования.

Пока еще невозможно сказать определенно, какая часть ТПУ будет построена за средства бюджета Москвы, а какая за счет средств инвесторов. Сейчас рассматривается вопрос о финансировании из городского бюджета ТПУ на Малом кольце железной дороги. Пассажирское движение по Малому кольцу в тестовом режиме запустят в конце 2015 года, а регулярное сообщение начнется в 2016 году. Здесь планируется построить 31 транспортно-пересадочный узел, фактически каждая из станций Малого железнодорожного кольца превратится в ТПУ. Почти по всем выпущено распоряжение Москомархитектуры об утверждении границ зон планируемого размещения объектов. Проекты планировки территории 10 ТПУ на железнодорожном кольце

Жилье не забыто

Невиданные объемы строительства объектов транспортной инфраструктуры на планах по возведению социальных объектов и муниципального жилья не отражаются. Сегодня финансирование строительства жилья городской Адресной инвестиционной программы, в том числе и для расселения жителей пятиэтажек сносимых серий, ведется в большем объеме, чем в прежние годы.

На настоящий момент программа сноса пятиэтажек в Москве выполнена на 86%; 245 домов сносимых серий площадью 886,1 тыс. кв. м предстоит демонтировать в столице согласно городской программе комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения. В частности, за счет средств городского бюджета планируется демонтировать 175 зданий (587,2 тыс. кв. м). Инвесторам предстоит снести 68 домов (292,7 тыс. кв. м), по двум домам (6,2 тыс. кв. м) инвестиционные контракты находятся на расторжении. Полностью завершить программу сноса и переселения пятиэтажек планируется в 2016 году.

В 2013 году столица вышла на рекордный уровень ввода нового жилья – около 8,5 млн кв. м. Столь высокий показатель был достигнут вопреки опасениям инвесторов, предрекавших отток средств с рынка из-за роста внешнеполитической и экономической нестабильности. До конца 2014 года в Москве возведут 9 млн кв. м жилья, из них 4,6 млн кв. м были введены уже в первой половине года. Построено 169 жилых домов, 12 административно-деловых центров, восемь МФЦ, 39 объектов торговли и услуг, 14 производственных объектов, две гостиницы, социально-реабилитационный центр, пять медучреждений, шесть объектов физкультуры и спорта, три объекта культуры и 68 капитальных парковок на 24,6 тыс. машино-мест.

Впрочем, лишь 7% от вводимой в строй в этом году недвижимости строится за счет средств Адресной инвестиционной программы. В этом году по городскому заказу должны быть сданы 22 жилых дома общей площадью 270,5 тыс. кв. м. В общей сложности по госзаказу в этом году должно быть завершено строительство 43 объектов жилья и социальной инфраструктуры общей площадью 4,1 млн кв. м.

Каждый год на строительство объектов социальной инфраструктуры из городского бюджета тратится 110 млрд руб. Из образовательных учреждений в первой половине года были сданы в эксплуатацию пять школ, три средних специальных учебных заведения и 13 детских садов. В 2012 году в эксплуатацию были введены 70 садиков, и сегодня уже нет необходимости в подобных объемах ввода в строй дошкольных образовательных учреждений. Поэтому теперь акцент смещен на строительство школ: в этом году должны открыться 22 учебных заведения.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГлавУПДКМосинжпроектСаториКапитал
ДоркомэкспоФондАКСИТЕХ