НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Власти Москвы сохранят благоприятный бизнес-климат. Диалог с инвесторами состоялся в шестой раз


В гостинице «Swissotel Красные Холмы» на Космодамианской набережной прошел очередной VI практический семинар «Диалог с инвестором». Это ставшнее уже традиционным и проводящееся с частотой один раз в полгода мероприятие является эффективной формой обратной связи между городскими властями и средним бизнесом, занимающимся девелопментом и инвестиционным строительством. Городские власти ведут диалог с тремя десятками крупнейших игроков строительного рынка на встречах в Клубе инвесторов. Для того чтобы сделать наш город более привлекательным с точки зрения бизнеса, столичные чиновники готовы убрать лишние административные барьеры, мешающие быстрой реализации инвестиционных проектов, уменьшить число согласований.

Город не станет пересматривать объем инвестиций

Как сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, с начала 2014 года на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии были выданы разрешения на возведение 24,5 млн кв. м недвижимости (без учета проектов планировок), из них 8,6 млн кв. м – жилая недвижимость, 7,2 млн кв. м – торговля и административные площади, 2,2 млн кв. м – социальная инфраструктура, 1,4 млн кв. м – гостиницы.

Всего же на настоящий момент в городе выданы разрешения на строительство 90 млн кв. м недвижимости, уже начаты работы по возведению 42 млн кв. м. Общий объем средств, вложенных в строительство недвижимости в Москве, составляет 1,5 трлн руб. С начала года на территории города введено более 6 млн кв. м, из них около 2 млн кв. м – жилье. В следующем году город не намерен сбавлять темпы, и городские власти рассчитывают, что удастся построить 8–9 млн кв. м. При этом доля недвижимости, вводимой за счет бюджета в Москве, не превышает 15% общего объема. С начала года за счет внебюджетных источников было введено в строй 6 млн кв. м различной недвижимости, примерно половина которой приходится на жилье.

Нынешний «Диалог с инвестором» выявил проблемы, связанные с надвигающимся кризисом, последствия которого рынок недвижимости полностью ощутит лишь в следующем году. Роста цен на недвижимость в связи с падением курса рубля в руководстве столичного стройкомплекса не ожидают, но готовятся к спаду частных инвестиций в строительство. Пока еще кризисные явления на столичном рынке недвижимости не столь заметны, потому что он очень инерционен.

Серьезного роста цен на недвижимость в столице из-за падения курса рубля ожидать не стоит.

– У нас почему-то принято считать стоимость недвижимости в Москве в валюте. Но недвижимость – не валютный товар, не зависит от скачков курса. Но в силу того что курс иностранной валюты достаточно стабильно держался многие годы, риелторы привыкли указывать цены в валюте, а инвесторы охотно прибегали к заимствованию средств в валюте. Доля импортных товаров, которые используют московские застройщики, не превышает 10%, а чаще всего составляет не более 5%, – отметил Марат Хуснуллин.

Даже если сегодняшняя ситуация с курсом рубля отпугнет иностранцев, для российских инвесторов строительный рынок Москвы по-прежнему остается привлекательным.

– Сегодня имеется масса отечественных фирм, которые готовы вкладывать деньги в проекты на территории Москвы. Поступили обращения от ряда крупных компаний, которые готовы инвестировать в недвижимость. Пока спада инвестиций мы не отмечаем, – говорит Марат Хуснуллин.

Исходя из этого, Правительство Москвы не собирается сокращать финансирование Адресной инвестиционной программы на 2014–2017 годы.

– Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о том, что никакого сокращения городской инвестиционной программы не будет. Мы понимаем, что наши инвестиции – это во многом стартер для многих крупных городских проектов, – пояснил Марат Хуснуллин. – Например, для реализации проектов на территории «ЗиЛа» или в Мневниках город должен построить за свой счет дороги. Если мы их не построим, очевидно, что и инвестиционная часть проекта не будет реализована.

Сейчас в рамках АИП город инвестирует 500 млрд руб. в год.

Останется неизменной стоимость проекта парка «Зарядье», который разместится прямо под стенами Кремля на площади 10,9 га. Обустройство самого парка по-прежнему обойдется го роду в 6 млрд руб. При этом на территории зеленой зоны будет построено здание музыкальной филармонии, а прилегающие к парку улицы благоустроены. В частности, за счет города Москвы предполагается создать пешеходную зону на Варварке, реконструировать мост через Москву-реку и привести в порядок набережные. Суммарные затраты на озеленение, строительство и благоустройство в «Зарядье» составят 12,8 млрд руб.

Город не собирается сокращать и самую главную статью расходов бюджета на строительство – инвестиции в создание дорожно-транспортной инфраструктуры. По словам Марата Хуснуллина, в 2014 году в Москве будет построено не менее 90 км дорог – такой темп дорожного строительства планируется удерживать и в дальнейшем. На протяжении 2014–2017 годов в Москве планируется построить 388 км дорог – это в два раза больше, чем за период 2010–2013 годов.

Только в дорожную инфраструктуру Мневниковской поймы город собирается вложить 36 млрд руб. Там, как сообщил Марат Хуснуллин, предстоит построить три автомобильных и два пешеходных моста, две станции метро и проложить участок Северо-Западной хорды. Стоимость строительства составит около 6 млрд руб. Кроме того, на территории Мневниковской поймы появятся две новые станции метро, по территории Нижних Мневников проложат около 6 км путей метро, что обойдется в 5 млрд руб. Эта инфраструктура должна обеспечить нормальное функционирование будущего Парламентского центра, спортивного кластера и жилых кварталов, которые начнут строить здесь в ближайшее время.

Параметры «китайского метро» уточняются

Но вот иностранных инвесторов ситуация с падением курса рубля заставила осторожничать, поэтому приходится пересматривать некоторые проекты, которые должны были реализоваться на условиях государственно-частного партнерства. Самым громким случаем стала приостановка проекта строительства линии метро от станции «Улица Новаторов» до поселка Коммунарка, который собиралась осуществить Китайская железнодорожная строительная корпорация (China Railway Construction Corporation) совместно с Китайским международным фондом (China International Fund). По плану, на хордовой линии в район Административно-делового центра в «новой» Москве, протяженность которой – 15 км, должно появиться пять станций. Размер инвестиций оценивался в 60 млрд руб., то есть почти 2 млрд дол. по тогдашнему курсу. Китайцы планировали вернуть эти деньги, получив разрешение на строительство до 2 млн кв. м недвижимости в зоне прохождения метро.

По словам Марата Хуснуллина, китайской стороне была передана вся техническая документация, трассировка будущей магистрали, сметная стоимость работ. Первоначально планировалось, что все расчеты между партнерами будут производиться в рублях либо пересчитываться в рублевом эквиваленте, теперь из-за изменения курса отечественной валюты смету проекта пришлось пересмотреть.

– Мы буквально в ближайшее время определим различные варианты финансирования строительства ТПУ, – пообещал Марат Хуснуллин. – Возможно, их возведение будет с участием инвесторов, а реализация этих проектов за счет, скажем, собственных средств ГУП «Московский метрополитен». Варианты финансирования проработаны подразделениями столичного стройкомплекса с Департаментом городского имущества и после утверждения Мэром Москвы будут представлены инвесторам. Некоторые участки под строительство ТПУ могут быть выставлены на земельные аукционы: в этом случае инвестор должен принять на себя обязательства по реализации утвержденного правительством проекта создания инфраструктуры, необходимой для комфортной пересадки с одного вида транспорта на другой.

До конца 2015 года власти Москвы намерены утвердить все проекты планировок ТПУ. Всего в столице находятся в работе 170 проектов пересадочных узлов, общий объем ввода недвижимости на них будет не менее 10–15 млн кв. м.

Инвесторов избавят от формальностей

Для того чтобы избежать серьезного спада в сфере инвестиционного строительства, городские власти готовы для облегчения работы инвесторов отказаться от целого ряда бюрократических формальностей. За первые полгода только количество процедур согласования, необходимых для начала строительства, сократилось с 220 до 134, в дальнейшем застройщики будут проходить не более 80 процедур. Серьезным шагом к упрощению процедур стал их перевод в электронный вид.

Кроме того, Москомстройинвестом совместно с Клубом инвесторов был разработан и представлен проект постановления Правительства Москвы о порядке финансирования объектов дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры. Этот документ позволит отнести затраты на строительство инфраструктурных объектов к себестоимости основного инвестиционного объекта и, как следствие, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На благо концессии

Наряду с инвестиционным строительством и строительством за деньги городского бюджета в городе в ближайшее время получат развитие различные формы государственно-частного партнерства. Одним из крупнейших проектов ГЧП в сфере дорожного строительства должна стать прокладка Южного дублера Кутузовского проспекта. По словам главы Москомстройинвеста Константина Тимофеева, город, скорее всего, возьмет на себя финансирование проектных работ, а также строительство одного из участков новой магистрали. Совместная компания для реализации этого проекта создаваться не будет. Город предложил инвесторам модель финансирования строительства Южного дублера Кутузовского проспекта через добровольные вложения в дорожный фонд.

– Инвесторы готовы платить в дорожный фонд, но просят, чтобы было зафиксировано, что именно их деньги вложены в дорожный фонд и именно они пойдут на строительство Южного дублера, – пояснил Константин Тимофеев. – Однако юридического механизма для обособления таких целевых субсидий в дорожный фонд нет. Думаем, что юридически это вряд ли возможно. По действующему законодательству, невозможно создавать внебюджетные фонды. Скорее всего, перечисление средств инвестором на прокладку дублера будет зафиксировано в рамках протокола или отдельной статьей в Адресной программе.

В свою очередь, Марат Хуснуллин счел нужным отметить, что государственно-частное партнерство в строительстве будет развиваться прежде всего при сооружении крупных магистралей или транспортно-пересадочных узлов.

– В настоящее время разрабатываются механизмы взаимодействия городских властей и инвесторов в рамках ГЧП. В планах реализации того или иного проекта будет четко прописано, что выполняет за свой счет город, а что делает инвестор за собственные средства, – пообещал Марат Хуснуллин.

Подробнее о механизмах реализации одного из видов ГЧП рассказал заместитель руководителя Департамента городского имущества Максим Гаман. По его словам, на сегодняшний момент наиболее устоявшейся и отрегулированной формой ГЧП в России являются концессионные соглашения. А с 2015 года в Законе о концессиях вступит в силу ряд новых положений, которые расширят сферу их применения. В частности, с нового года станет возможным заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов, проведение совместных конкурсов с несколькими публично-правовыми образованиями и возможность участия предпринимателей в отборе площадок.

– Возможность заключения концессионного соглашения в отношении нескольких объектов позволит в дальнейшем реализовывать комплексные инфраструктурные проекты, предусматривающие создание различных видов объектов в рамках одного крупного проекта, – отметил Максим Гаман. – Это возможно при создании транспортно-пересадочных узлов, предусматривающих, например, создание объектов автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, а также при реализации проектов, направленных на строительство различных объектов в сочетании с необходимостью обеспечения проезда к ним.

Проведение совместных конкурсов с несколькими публично-правовыми образованиями позволит осуществить строительство дорог, которые пройдут одновременно по территории «новой» Москвы и Московской области.

– Сейчас Москва ведет большую работу по строительству дорог на присоединенных территориях. В рамках развития ТиНАО территория, планируемая к застройке и развитию, зачастую располагается и в «новой» Москве, и на землях Подмосковья. При таком положении заключение договора с двумя субъектами было невозможно. Со следующего года эта норма будет скорректирована, – пояснил Максим Гаман.

Достучаться до общественности

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в своем выступлении на форуме сосредоточился на механизмах взаимодействия инвесторов с общественностью. Публичные слушания сегодня по законодательству являются единственным легитимным форматом участия граждан в градостроительном процессе. Главный архитектор столицы призвал инвесторов быть активными в публичном поле и не ограничиваться одной лишь обязательной процедурой публичных слушаний. Городу нужны краудсорсинговые проекты, электронные референдумы и опросы в рамках «Активный гражданин», поскольку активность жителей постоянно растет, и без анализа общественного мнения и учета пожеланий жителей инвестор рискует столкнуться с организованными протестами, считает Сергей Кузнецов. Он отметил, что Москомархитектура получает большое количество обращений граждан, активно изучает общественное мнение, в частности, в рамках архитектурных конкурсов, например, таких как проект реконструкции Триумфальной площади или концепция развития Москвы-реки.

Всего же на этот год запланировано рассмотрение на общественных слушаниях 324 проектов планировки. Большая часть запланированных и проведенных публичных слушаний приходится на проекты размещения ТПУ – это 161 проект, еще 99 проектов касаются планировки территорий, также на слушания выставляется 64 проекта улиц и дорог.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГлавУПДКМД-группИНАМОЭК
ФондСоюз