НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Дело государственной важности. За два года в Москве удалось запустить одну из крупнейших в мире транспортных инфраструктурных строек


Нынешний год станет для столичного стройкомплекса годом, когда дорожно-транспортное строительство будет вестись не только за деньги бюджетов различных уровней, но и за счет средств инвесторов. В нынешнем году завершится процесс проектирования многочисленных транспортно-пересадочных узлов и начнется масштабная реконструкция железнодорожных путей: электрички в городской черте должны ходить с частотой поездов метро, надежно связав город с областью. Такие задачи поставили перед строительной отраслью столицы Мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин.


Из Сочи – в московскую подземку

Ударным фронтом работ для московских строителей остается строительство метро. В 2013 году планируется построить еще 14 км новых линий, в том числе открыть станцию в Жулебино, где, по словам Мэра, люди уже на протяжении ряда лет живут при остром транспортном коллапсе. Кроме того, принято принципиальное решение о начале строительства линии метро в Солнцево. Там в 2016–2017 годах должны появиться две новые станции – «Солнцево» и «Новопеределкино».

Сергей Собянин отметил, что за два года в Москве удалось запустить одну из крупнейших в мире транспортных инфраструктурных строек. Строительство московского метро – самое крупное в Европе.

И если сравнивать, скажем, с проектом «Большой Париж», в ходе которого также предполагается расширение системы метро и RER, то в столице Франции этот проект обсуждается уже на протяжении 10 лет.

По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, единственный город в мире, который опережает Москву по темпам строительства метро, – это Пекин. А по объемам строительства железных дорог внутри города Москва не имеет себе равных среди всех мегаполисов мира. В рамках развития Московского транспортного узла построят 250 км дополнительных железнодорожных линий, которые будут выполнять функции наземного метро. Объем перевозок на Малом кольце железной дороги сопоставим с метро, он составит около миллиарда пассажиров в год.

Ввод каждой новой станции метро позволяет заметно улучшить качество жизни в расположенных поблизости от нее районов. Так, открытие в конце августа прошлого года станции метро «Новокосино», по словам Мэра, на 40 минут сократило дорогу до центра в час пик для жителей одноименного района.

До последнего времени темпы метростроения в столице отчасти сдерживала нехватка квалифицированных рабочих кадров, о чем неоднократно заявляли представители столичного стройкомплекса. В этом году «кадровый голод», похоже, будет преодолен. К 20 тыс. строителей, работающих сегодня на строительстве объектов метро, добавится еще 12 тыс., высвободившихся с олимпийских объектов Сочи.

В 2013 году планируется завершить реконструкцию Варшавского, Каширского, Ярославского, Рублевского шоссе и шоссе Энтузиастов. Кроме того, должна быть закончена реконструкция Большой Академической улицы – части будущей Северо-Западной хорды, а также Ткацкой улицы в Восточном административном округе. Планируется открытие новых развязок на Профсоюзной улице и Дмитровском шоссе, а также нового выезда на МКАД с улицы Подольских Курсантов. Завершается проектирование двух платных автодорог: дублера Можайского шоссе в обход Одинцово и платной скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Эти проекты должны быть завершены в 2013 – 2014 годах.

Чтобы выдерживать намеченный жесткий график строительства объектов метро и дорожно-транспортной инфраструктуры, по словам Марата Хуснуллина, 70% московских строительных компаний перешли на круглосуточный график работы.

Это особенно заметно на работах, связанных с реконструкцией вылетных магистралей. И если этого не сделать, то работы по реконструкции такой трассы, как Большая Ленинградка, заняли бы как минимум три года. Но столько крупнейшая радиальная трасса столицы не может стоять перекопанной – это приведет к транспортному коллапсу. Поэтому нынешняя реконструкция вылетных магистралей выполняется за 17 месяцев. А некоторые компании успели справиться с поставленными перед ними задачами в еще более сжатые сроки – за год с небольшим.


Как отбирать качественных подрядчиков

Городские власти постоянно ищут пути для экономии средств, тратящихся на строительство. Так, согласно приведенным Мэром данным, в минувшем году благодаря тщательно проведенной предварительной экспертизе предложенных проектных решений удалось сэкономить 49 млрд руб. бюджетных средств. За счет упрощения проектных решений при строительстве метро, в первую очередь за счет строительства тоннелей менее глубокого залегания, сэкономлено еще 24 млрд. Общий размер экономии составил 98 млрд руб. При этом по всем линейным объектам (к числу которых относятся автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и трубопроводы) разработаны решения, позволяющие строить их на 30% быстрее.

Немалую роль в экономии городских средств играет и корректное применение конкурсных технологий. За счет правильной подготовки и проведения тендеров городу удалось сэкономить в минувшем году 25 млрд руб. При этом Марат Хуснуллин отметил, что город намерен расширять число процедур размещения заказа на строительство социального жилья и детских садов через казенное предприятие «Управление гражданского строительства» (КП «УГС»). В 2012 году по итогам конкурсов, проведенных казенным предприятием, были сданы в эксплу49 млрд руб. бюджетных средств. За счет упрощения проектных решений при строительстве метро, в первую очередь за счет строительства тоннелей менее глубокого залегания, сэкономлено еще 24 млрд. Общий размер экономии составил 98 млрд руб. При этом по всем линейным объектам (к числу которых относятся автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и трубопроводы) разработаны решения, позволяющие строить их на 30% быстрее.

Немалую роль в экономии городских средств играет и корректное применение конкурсных технологий. За счет правильной подготовки и проведения тендеров городу удалось сэкономить в минувшем году 25 млрд руб. При этом Марат Хуснуллин отметил, что город намерен расширять число процедур размещения заказа на строительство социального жилья и детских садов через казенное предприятие «Управление гражданского строительства» (КП «УГС»). В 2012 году по итогам конкурсов, проведенных казенным предприятием, были сданы в эксплуатацию 25 жилых корпусов общей площадью 307,52 тыс. кв. м, построены 30 дошкольных образовательных учреждений на 4480 мест.

По словам Марата Хуснуллина, проведение торгов по нормам Закона о закупках госкомпаний № 223-ФЗ на основании собственного положения о закупках казенного предприятия позволяет, в отличие от аукционов, проводимых по нормам Закона о госзакупках, учитывать такие параметры, как надежность и опыт работы подрядчика. Все оценивается очень просто – одним из критериев оценки является число сданных объектов за последние пять лет. «Схема работы через казенные предприятия позволила убрать с рынка практически всех недобросовестных подрядчиков, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Опыт работы последнего года показал, что, проводя конкурсы через казенное предприятие, город ни разу не ошибся в выборе подрядчика. Но при этом у нас остались хвосты в виде десятков и даже десятков сотен объектов с ранее проблемными подрядчиками, контракты с которыми заключались по итогам торгов по ФЗ-94, и с ними теперь город вынужден судиться».


Инвесторы выходят на большую дорогу

Если в прежние годы на развитие транспортной инфраструктуры тратилось в лучшем случае 20% расходной части городского бюджета, то сегодня на дороги и метро уходит 70% городских расходов.

При таких масштабах преобразований в дорожно-транспортной сфере столичные власти, естественно, ищут возможность снизить нагрузку на городской бюджет, передав все, что возможно, в руки инвесторов. На 2013 год отобрано девять проектов строительства новых дорог, не включенных в Адресную инвестиционную программу, к которым проявили интерес инвесторы. Это дороги и развязки второй и третьей очереди, на которые в ближайшее время у города точно не нашлось бы средств. Учитывая заинтересованность строительных компаний в возведении этих объектов дорожной инфраструктуры за собственные средства, город подготовил для них всю необходимую разрешительную градостроительную документацию и начал разработку проектов.

Крупнейшим дорожным проектом, который может быть реализован при участии инвесторов, Марат Шаркизянович назвал прокладку южного дублера Кутузовского проспекта, который пройдет вдоль Киевского направления железной дороги по территории промзоны «Очаково». Там много участков, которые находятся в долгосрочной аренде у инвесторов, – город не относит дорожное строительство на этой территории к числу первоочередных. С другой стороны, южный дублер Кутузовского проспекта – это масштабный проект, требующий инвестиций в объеме почти 30 млрд руб. Средства инвесторов планируется привлечь и для строительства северного дублера Кутузовского проспекта, который должен соединить скоростную автодорогу в обход Одинцово с ММДЦ «Москва-Сити».

Еще одним приложением средств частных инвесторов станет развязка на Боровском шоссе. Группа компаний «Мортон» строит здесь жилой комплекс. Они обратились к властям с просьбой подготовить градостроительную документацию и выделить землю, для того чтобы на этом участке группа сама могла построить полноценную транспортную развязку со съездами и выездами. Стоимость проекта оценивается примерно в 2 млрд руб.

«Крокус групп» берется на свои деньги построить съезды с МКАД в районе комплексов «Крокус-Сити» и «Крокус-Экспо».

А на территории «новой» Москвы компания «Лотос» готова самостоятельно построить выезды на Калужское шоссе в районе своего торгового комплекса «Лотос-Сити». В дальнейшем для ускорения осуществления подобных проектов средства на градостроительную и проектную документацию по дорожным объектам, реализуемым инвесторами, будут включаться в Адресную инвестиционную программу. Городские власти рассчитывают, что в результате реализации инвесторами девяти дорожных проектов город сэкономит в общей сложности не менее 40 млрд руб. на протяжении ближайших двух-трех лет.

Особым направлением приложения средств инвесторов должно стать строительство транспортно-пересадочных узлов.

Как отметил Сергей Собянин, транспортно-пересадочные узлы – это новая тема для Москвы. Прежде считалось, что обустроенная инфраструктура нужна лишь на железнодорожных вокзалах, а места пересадки пассажиров из метро на железнодорожный подвижной состав, на наземный транспорт – это нечто само собой разумеющееся, не требующее особой заботы. На самом деле через оживленные узлы пересадок в Москве в час пик проходит больше пассажиров, чем через все железнодорожные вокзалы за сутки. Это сложнейшие транспортные узлы, которыми пользуются каждый день миллионы москвичей. Поэтому они требуют особого подхода и обустройства. При этом речь идет о десятках миллиардов инвестиций в транспортную инфраструктуру и сотнях миллиардов в инфраструктуру сопутствующую. «Это триллионные проекты, которые потребуют привлечения огромного количества частных инвестиций», – подчеркнул Сергей Семенович.

В свою очередь, Марат Хуснуллин сообщил, что на территории города в общей сложности в ближайшие годы планируется обустроить 255 ТПУ: 90 из них будут располагаться над станциями метро, 95 будут плоскостными некапитальными.

При этом 31 транспортно-пересадочный узел обеспечит пересадку со строящихся станций на Малом кольце Московской железной дороги, еще 39 позволят комфортно перейти с платформ электрички радиальных направлений на станции метро или остановки наземного транспорта.

В настоящий момент ведется проектирование 15 ТПУ, на трех будущих узлах уже начались строительные работы.

В первую очередь ТПУ будут сооружаться на новых или готовящихся к вводу станциях метро. В настоящий момент они уже строятся на станциях «Новокосино», «Лермонтовский проспект» и «Котельники». На стадии проектных работ находятся ТПУ для будущих станций «Саларьево», «Румянцево» и «Лесопарковая», где помимо метро сооружается еще и транспортная развязка. На стадии проектирования находится и ТПУ для станции электрички и метро «Выхино», но строительство этого объекта в соответствии с достигнутыми договоренностями будет осуществлять ОАО «РЖД».

Сумма инвестиций в строительство транспортно-пересадочных узлов в Москве может достичь 240 млрд руб., и справиться с задачей сооружения пересадочных узлов без привлечения средств инвесторов городу будет просто не по силам.

По словам Марата Шакирзяновича, уже сейчас инвесторы проявляют значительный интерес к участию в сооружении транспортно-пересадочных узлов в первую очередь в тех местах, где планируется особенно мощный поток пассажиров. Однако город пока не торопится выставлять эти объекты на торги. «Это будет делаться лишь после того как будет готов проект узла и специалисты проанализируют оптимальное соотношение транспортной и сопутствующей, в том числе и коммерческой, составляющей этих объектов», – пояснил глава столичного стройкомплекса.


Пятиэтажки расселят через три года

Кроме дорожно-транспортного строительства немаловажной проблемой для города остается и жилищное строительство.

В прошлом году в столице было построено 2,57 млн кв. м жилой недвижимости: 530 тыс. кв. м жилья введено по городской программе, почти треть от объема составили жилые дома. В этом году планируется построить не менее 3 млн кв. м жилья, из них по городскому заказу за средства бюджета – 680 тыс. кв. м.

В 2013 году приоритетной задачей для московских властей в сфере жилищного строительства станет расселение и снос домов первого периода индустриального домостроения. Власти Москвы не смогут закончить программу расселения пятиэтажек в 2014 году. В основном она будет завершена до конца 2015 года, но возможно также, что отдельные объекты придется завершать в 2016 году. В последнее время в связи с изменением федерального законодательства городские власти начали испытывать проблемы с предоставлением земли инвесторам для строительства новых зданий взамен расселяемых, из-за чего в реализации программы возникли сложности. Некоторые контракты пришлось расторгнуть, а проблемы жильцов решать за счет средств бюджета. Для реализации программы будет построено 40 дополнительных жилых домов в рамках существующих инвестиционных контрактов.

По словам Марата Хуснуллина, на протяжении 2013 года должны закончиться все работы по инвестиционным контрактам в рамках сноса кварталов ветхого пятиэтажного жилого фонда.

Для решения проблемы расселения пятиэтажных зданий первых индустриальных серий в стройкомплексе создан специальный штаб. Он должен отобрать в «режиме ручного управления» стартовые площадки, на которых будут построены первые дома для переселенцев, которые позволят запустить волну сноса и переселения кварталов, застроенных пятиэтажками.

На «новою» Москву столичная программа сноса пятиэтажного и ветхого жилищного фонда пока распространена не будет: полностью ликвидировать к 2016 году жилье сносимых серий предполагается лишь в пределах прежних административных границ столицы. Судьба пятиэтажек в Троицком и Новомосковском округах решится лишь после утверждения территориальной схемы развития новых земель. «Если выяснится, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, то мы можем предложить инвесторам их расселить. За средства бюджета город расселять их не будет», – уточнил Марат Хуснуллин.

Кстати, диалог с инвесторами уже позволил решить целый ряд проблем, относящихся к территории «новой» Москвы.

Например, нормативы обеспеченности жилых районов объектами социальной инфраструктуры на территории Московской области значительно ниже, чем в Москве. Поэтому несколько жилых комплексов, строительство которых началось, когда эти земли еще принадлежали Подмосковью, не были обеспечены необходимым по московским меркам количеством детских садов, школ и поликлиник. Московские власти достигли договоренности с инвесторами, что они возведут эти объекты за свой счет. В итоге на новых столичных землях ими будут построены 36 детских садиков, 10 школ и 8 поликлиник.


НИиПИ Генплана сохранят, а сервисные компании акционируют

Еще одной характерной особенностью в деятельности стройкомплекса в текущем году станет реорганизация подведомственных ему предприятий. Речь идет об их акционировании и последующей приватизации, возможность которой обсуждается с Департаментом городского имущества. В 2013 году должны быть акционированы 30 из 65 подведомственных стройкомплексу предприятий, собственником которых является город.

В итоге в собственности города должны остаться только действительно необходимые столичному стройкомплексу предприятия, а проектный блок предприятий комплекса Москвы ожидает консолидация активов. При этом отдельные значимые проектные институты будут усиливать свою специализацию и в большей степени сосредоточатся на проектировании отдельных типов необходимых городу объектов. Например, для нынешнего ГУП «Моспромпроект» подобной специализацией станет создание проектов транспортно-пересадочных узлов. В качестве безусловно нужных городу предприятий Марат Шакирзянович назвал ОАО «Мосинжпроект» – проектировщика и технического заказчика объектов Метростроя, чья эффективная работа позволила оперативно стартовать масштабной программе строительства новых участков московского метрополитена. Приватизация же ожидает в первую очередь непрофильные для строителей сервисные компании и предприятия.

Марат Хуснуллин также заверил, что, несмотря на создание в городе НИиПИ Градплана Москвы, НИиПИ Генплана Москвы сохранится и продолжит свою работу. Сегодня, по действующему законодательству о конкуренции и размещении госзаказа, при разработке градостроительной документации город должен проводить конкурсы на разработку проектов планировок линейных объектов, обосновывающих материалов и на достаточно большой объем градостроительной документации, причем выполнение этих работ относится к государственным задачам, а не к проектным работам для коммерческого сектора.

«У НИиПИ Генплана объем переходящих работ составляет миллиарды рублей, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Ошибочно было бы считать, что мы его собираемся закрывать. Просто часть НИиПИ Генплана выводится в отдельное учреждение под прямое бюджетное финансирование. Точно так же мы поступали, создавая целый ряд ныне успешно работающих казенных и бюджетных предприятий».


Текст: Дмитрий Ильин


Назад в раздел
ИНАГеопроектизысканияКростМоскапстрой
ВКФондКапстройситиШкола