НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Наша задача – раскручивать маховик экономики


Безымянный.png

Один рубль, вложенный в строительную отрасль, дает 3–5 рублей инвестиций в других отраслях.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы задает темп развитию столицы, определяет ее облик и комфортность для горожан на десятилетия вперед. В преддверии Дня строителя заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Юрьевич Бочкарев рассказывает о том, что уже сделано и что предстоит сделать в ближайшее время.

- Андрей Юрьевич, скажите, пожалуйста, как мероприятия, связанные с ограничением хозяйственной деятельности прошедшей весной из-за эпидемии коронавируса, повлияли на объемы ввода недвижимости по итогам первого полугодия? Не сократились ли они? Не планируете корректировать Адресную инвестиционную программу – может, от каких-то проектов придется отказаться?

– Большинство объектов недвижимости было сдано еще в первом квартале, а строительство тех, что вводились позже, тоже завершилось до введения ограничительных мер. Поэтому месячный локдаун на объемы практически не повлиял. К тому же мы многие процессы перевели в онлайн-формат. И если у застройщика на руках были все необходимые документы, многие из которых они получают в электронном виде, мы во время уже введенных ограничительных мер выдавали разрешения на ввод онлайн. По состоянию на конец июля мы видим, что объемы ввода недвижимости не снизились, а даже превышают плановые показатели. С января введено почти 5 млн кв. м недвижимости – более половины годового плана. Причем свыше 2,2 млн кв. м – это жилье, что также выше плановых значений. Кроме того, введено десять детских садов и две школы, пять зданий лечебных учреждений, одно из них – инфекционный госпиталь в Вороновском, который был построен вне годового плана с нуля всего за месяц в тот сложный период, когда Москва остро нуждалась в достаточном количестве койко-мест для больных с коронавирусной инфекцией.

Кроме того, сдано в эксплуатацию семь спортивно-рекреационных объектов, четыре объекта культуры, пять гостиниц и апартотелей, девять зданий административно-делового назначения, 18 торгово-бытовых объектов… Последствия вынужденного простоя, возможно, ощутим позже, но не думаю, что они будут критичными. У нас ведь уже через неделю после локдауна большинство стройплощадок были расконсервированы и там возобновились работы. Сейчас они идут высокими темпами, люди трудятся практически круглосуточно. На объектах городского заказа мы увеличили количество рабочих: если в начале года на стройках было занято 60–65 тыс. человек, то сейчас – 70 тыс. Возобновили работу и основные столичные застройщики, причем уже сейчас они нарастили мощности до 95% от того, что было до введения ограничительных мер.

Что касается Адресной инвестиционной программы, пока мы ее пересматривать не будем. Стройкомплекс обеспечен финансированием по всем отраслям, по городским объектам никаких сокращений нет. Будем наблюдать за ситуацией с бюджетом, при отклонениях – оперативно вносить коррективы. Но строительство стратегически важных для Москвы и москвичей объектов, таких как метро, МЦД, крупные дорожно-транспортные магистрали, лечебные учреждения, другие объекты социального назначения, которых горожане так ждут, останавливать не будем. Наша задача – раскручивать маховик экономики, потому что один рубль, вложенный в строительную отрасль, дает 3–5 рублей инвестиций в других отраслях. А инвестиции – это «кровь» экономики города, вводимые объекты – это налоги на имущество, с зарплат, с прибыли компаний. Москве это выгодно.

- Как московские строители справились с задачей строительства в сжатые сроки на территории поселения Вороновское в Новой Москве инфекционного центра для больных коронавирусом?

– Конечно, на строительстве больницы все, кто участвовал в реализации этого грандиозного проекта, проявили себя просто блестяще. Хотя нам, собственно, не привыкать строить и сдавать объекты в ускоренном режиме. Мы и прежде это делали, в частности, метро. Но построить больницу за месяц, как в Вороновском, – такого опыта прежде не было. Не только у нас, а и во всем мире. Мы ведь возвели не сборно-разборные конструкции из отдельных вагончиков, а капитальный объект, который прослужит десятки лет.

Ключевая составляющая успеха – конечно, человеческий фактор. Поначалу никто не верил, что успеем уложиться в месячный срок. Только 20% застройщиков считали, что это возможно, – остальные говорили: нереально. Тем не менее, когда я попросил поднять руки тех, кто не готов, никто не поднял… Подрядчики быстро включились в работу и поняли, что построить больницу в такие сроки вполне возможно. Мы вышли на площадку, где было пустое поле, 11 марта, а уже 17 апреля объект был введен в эксплуатацию.

Фактически за месяц спроектировали, подвели коммуникации, осуществили строительство зданий, доставку и установку оборудования, а также запуск объекта. Стройка шла круглосуточно, управляли ею в том числе и в ручном режиме. Безусловно, помогло применение передовых технологий и ноу-хау, включая быстровозводимые металлоконструкции, и управленческие решения, позволившие привлечь в Вороновское 11 тыс. человек и 1,5 тыс. единиц строительной техники – беспрецедентное количество за всю историю московских строек! Непосредственное участие в строительстве больницы принимали 27 основных подрядных организаций, а всего было задействовано около 350 контрагентов только на стройке и еще несколько сотен – по медицинскому оборудованию. Все, кто приложил свои силы, вложил душу в этот уникальный проект, – настоящие герои, совершившие подвиг во имя жизни.

– Как идут работы по прокладке Большой кольцевой линии столичного метрополитена? На каких ее участках движение будет запущено до конца нынешнего года и когда Большое кольцо планируется полностью замкнуть? Какие еще новые линии и участки метро будут построены и открыты в ближайшие годы и в перспективе?

– Для нас БКЛ – приоритетный проект, он же и самый масштабный за всю историю московского метро. На данный момент работы идут на всех участках Большого кольца, уже пройдено более 85% тоннелей. До конца года планируем завершить строительство еще трех станций: «Электрозаводской», «Улицы Народного Ополчения» и «Карамышевской», а также оборотных тупиков за станцией «Деловой центр» Калининско-Солнцевской и Большой кольцевой линий. Кстати, чтобы ускорить темпы строительства, мы приняли решение увеличить количество рабочих. Если сейчас в работах по сооружению БКЛ занято около 15 тыс. человек, то в пиковые моменты их число вырастет втрое – до 45 тыс. Соответственно, увеличатся и темпы возведения кольца.

Идут работы и на других линиях. Так, продлевается Люблинско-Дмитровская ветка за МКАД в поселок Северный, строится Коммунарская ветка метро в Новую Москву – первым этапом до Коммунарки, а затем линия дотянется и до Троицка.

Калининско-Солнцевскую линию приведем в международный аэропорт «Внуково», который станет первыми воздушными воротами страны, имеющими свою станцию метро: на участке от «Рассказовки» до аэропорта будут две станции – «Потапово» и «Внуково». Арбатско-Покровскую ветку от «Щелковской» продлим до крупного многонаселенного района Гольяново, где расположится одноименная станция подземки. В перспективе будут построены еще две новые линии метро – Рублево-Архангельская и Бирюлевская.

- Как продвигается проект «Хордовое кольцо»? Ощутим ли уже эффект от Северо-Западной хорды, которая поехала в прошлом году? На каком этапе строительство остальных магистралей? И сколько развязок еще предстоит обновить на МКАД?

– Этот дорожно-транспортный проект для нас сейчас в приоритете, и мы им продолжаем активно заниматься. Да, Северо-Западная хорда была готова еще в прошлом году. Эффект весьма ощутим – водители стали значительно экономить время в поездках. Например, если прежде от Большой Академической улицы до улицы Алабяна нужно было ехать около 40 минут, то теперь – 4 минуты. В 10 раз быстрее! В настоящее время началось строительство Юго-Восточной хорды. Что касается Северо-Восточной хорды, то построено уже 6 участков из 8.

Это 70% всей магистрали. Суммарно построено 56 эстакад, тоннель, мост и 13 пешеходных переходов. Осталось построить два участка хорды – от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе. Работы идут в хорошем темпе. Напомню, что это самая сложная часть магистрали, ведь она проходит вдоль железнодорожных путей МЦК, по промзонам, что требует строительства большого количества искусственных сооружений: мостов, путепроводов, эстакад.

Маршрут хорды пройдет по 26 районам Москвы и 10 крупным промзонам, которые с ее приходом получат дополнительные стимулы для развития. Уже не раз было доказано, что улучшение транспортной доступности площадки становится триггером к ее развитию.

Продвигаются работы и по Южной рокаде. Открыто движение на участках от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта и от Балаклавского до Пролетарского проспекта, реконструирована транспортная развязка на пересечении МКАД с Бесединским шоссе, идут работы на других участках. Завершить все работы по хордам планируем в 2023 году – такую задачу поставил перед нами Мэр Москвы Сергей Собянин. Все необходимое для этого у нас есть, включая финансовые ресурсы. Продолжаем и проект реконструкции МКАД, очередной его этап. Напомню, что за прошедшие 9,5 лет мы уже реконструировали 16 основных развязок на пересечении Кольцевой дороги с вылетными магистралями.

Осталось обновить еще шесть. Одну из них – на пересечении Кольцевой дороги с Волоколамским шоссе планируем завершить до конца этого года, сейчас там идут активные дорожные работы.

После этого займемся развязками на пересечении с Осташковским и Алтуфьевским шоссе, а затем еще тремя – на пересечении МКАД с Липецкой улицей, улицами Верхние Поля и Капотня.

К 2022–2023 годам все работы планируем завершить.

- Как реализуется программа реновации жилья? Сколько московских семейств переедут до конца года в новые квартиры? Сколько стартовых площадок в городе подобрано для запуска волны переселения?

– Программа реновации жилья – один из самых масштабных городских проектов. Она не только улучшит жилищные условия миллиона москвичей, но и повысит само качество городской среды. С момента старта программы уже введено в эксплуатацию 58 новых домов, шесть из которых – в этом году. Из них под заселение передано 55 домов, а новоселье справили уже свыше 18,3 тыс. москвичей, из которых 5,5 тыс. человек вселились в новые квартиры в этом году. Еще более 1,6 тыс. горожан находятся в стадии переезда. Напомню, что переселение ведется по 148 старым пятиэтажкам, предназначенным под снос. Из них полностью расселены 23 хрущевки, которые уже снесены. До конца года мы планируем передать под заселение еще около 30 домов почти на 6 тыс. квартир. В настоящее время строятся 173 новых дома с градостроительным потенциалом 2,5 млн кв. м и 87 домов общей площадью 1,6 млн кв. м проектируется.

Хочу особо подчеркнуть, что программу реновации мы не приостанавливали даже во время введения ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса. Чтобы продолжить хотя бы те процессы, что не требуют строительных работ, мы перевели в онлайн-режим общественные слушания по оставшимся 89 проектам планировок территорий. Это позволило не затормозить программу, ведь если б мы на три месяца остановили процедуру слушаний, то потеряли гораздо больше времени.

В режиме онлайн в период пандемии подбирались и новые стартовые площадки, и на сегодняшний день их количество выросло до 435 с градостроительным потенциалом почти на 7 млн кв. м.

- Как в городе идет процесс реорганизации старых пром-зон? Какой объем недвижимости там сегодня строится?

– Промзоны продолжают активно развиваться. Не так давно мы подвели итоги первого полугодия текущего года, так вот: в промзонах в рамках их реализации построено и введено в эксплуатацию 2 млн кв. м недвижимости различного назначения – это 50 объектов. Что примечательно: инвесторы, осваивающие промзоны, возводят там не только жилье. За этот период построены и сданы в эксплуатацию два детских сада и школа. До конца года планируем возвести там около 3,85 млн кв. м недвижимости, причем жилья – лишь 1,88 млн кв. м, а остальное – это объекты социальной инфраструктуры в шаговой доступности от жилых кварталов, а также здания коммерческого назначения, где формируются новые рабочие места. Это очень важный акцент – создание новых мест приложения труда в радиусе пешей доступности от мест проживания москвичей, чтобы они имели возможность найти работу рядом с домом. Таким образом, мы создаем удобный и комфортный город. Из наиболее активно развивающихся можно назвать ЗИЛ – крупнейшую в мире промзону, превращающуюся в один из самых красивых и комфортных районов Москвы, «Серп и Молот», Грайвороново и Востряково. Всего планируем реорганизовать около 70% расположенных на территории города промзон.

Бочкарев.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ


Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы) 



Назад в раздел
ГераКростОЭКСатори
ДоркомэкспоШвабеАбсолютСтройИнвест-3