НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва продолжает расти. Экономические проблемы не скажутся на строительстве


Кризис, как правило, бьет по всем сферам экономической деятельности. Строительная отрасль при этом страдает едва ли не сильнее всех остальных. При этом сокращается количество вводимых объектов. Однако столичные власти намерены не допустить этого.

Жилье будет

По мнению столичных властей, кризис не является поводом для снижения интенсивности работы городского стройкомплекса.

– В условиях кризиса мы ни в коем случае не должны снижать объемы жилищного строительства, а, наоборот, наращивать его, – заявил Мэр Москвы Сергей Собянин. – Необходимо создать все условия для решения жилищных проблем москвичей, в том числе через механизм ипотеки. Кроме того, необходимо проработать возможность рассрочек по арендным платежам за земельные участки для нового строительства. Также нужно ускорить процедуру выдачи разрешения на строительство и проработать план по дальнейшему снижению административных барьеров.

Как ранее сообщил заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, темпы ввода жилья в столице ежегодно растут. Так, в прошлом году введено более 3,3 млн кв. м жилой недвижимости (для сравнения: в 2013 году в столице было сдано в эксплуатацию 3,1 млн кв. м жилья, а в 2012-м – 2,6 млн кв. м).

Огромную роль в приобретении жилья играли ипотечные кредиты, с получением которых в настоящий момент наблюдаются определенные проблемы.

– Если ипотека будет, жилье точно не просядет. А мы, между прочим, в прошлом году сдали 3,2 млн кв. м, это чуть выше запланированного. А в 2010 году, когда нынешний состав Правительства Москвы начинал свою работу, было введено в строй меньше 2 млн кв. м. За это время мы как-то выровнялись и вышли на уровень 3 млн кв. м. И меньше строить не планируем, – заявил Марат Хуснуллин.

После того как власти страны приняли решение субсидировать ипотеку, ситуация может улучшиться, однако это произойдет не сразу.

– Это, безусловно, позитивный сигнал как для застройщиков, так и для потенциальных покупателей недвижимости, не заинтересованных нынешними ставками, которые в среднем составляют 18,5–20%. Ипотечная ставка 13% соответствует уровню прошлого года и стабилизирует рынок, – считает Марат Хуснуллин. – Если говорить о девелоперах, то это решение в первую очередь поддержит застройщиков нового жилья, поскольку субсидировать планируется только первичный рынок.

Что касается планов по вводу недвижимости, то, по словам Марата Хуснуллина, они не изменились:

– В 2014 году мы сумели нарастить объемы и ввести около 9 млн кв. м недвижимости, из которых 3,2 млн кв. м – это жилье. Эти цифры мы взяли за ориентир и в 2015 году. В настоящее время в стройкомплексе прорабатывается план антикризисных мероприятий в рамках реализации градостроительной политики Москвы.

Лишних площадей не бывает

Еще одним важным городским проектом стала реконструкция промышленных зон, на которых ранее располагалось производство. В настоящий момент они частично заброшены, частично сдаются под офисы, склады или используются под свалки.

Активное строительство ведется на 10 площадках. Так, планируется реализовать проекты реновации промзон «Тушинский аэродром» и «Территория ЗиЛа». Среди пилотных проектов также промзоны «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая».

Всего промзоны занимают в столице почти 18,8 тыс. га, что составляет более 17% территории «старой» Москвы.

– На сегодняшний день в границах «старой» Москвы самый большой градостроительный потенциал имеют территории промзон. Из всех промышленных территорий города мы запланировали реорганизовать 4 тыс. га, – заявил Марат Хуснуллин.

Благодаря реорганизации промзон Москва создаст новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. Это позволит уменьшить транспортный поток утром в будни в центр столицы, а вечером – из него.

На территории бывшей промзоны «ЗиЛ» близится к завершению строительство уникального ледового дворца «Арена легенд».

– В скором времени на территории бывшего завода имени Лихачева будет открыт новый уникальный ледовый дворец «Арена легенд». Москва получит хоккейную площадку мирового уровня. Здесь под одной крышей будут размещены три ледовых катка, которые смогут принимать любые соревнования, – рассказал Марат Хуснуллин. – В строительство этого объекта инвестор вложил 4,5 млрд руб. Уже закончен монтаж ограждающих конструкций на фасаде здания. «Изюминкой» хоккейного комплекса станет уникальный четырехгранный бесшовный светодиодный медиакуб, аналогов которому в России нет. Он способен демонстрировать изображение формата HD с обзором от 180 до 360 градусов. Площадь куба составит 107 кв. м, а размер экрана – 5х6 м.

Без дорог никуда

Проблема развития транспортной инфраструктуры все еще остро стоит перед городом. Протяженность дорог в городе составляет 3600 км, при этом обеспеченность российской столицы улично-дорожной сетью в два-три раза ниже, чем у любого другого мегаполиса мира. В среднем площадь, которую занимают дороги, составляет всего 8% территории Москвы, на периферии показатели снижаются до 2–3% при европейской норме 15–20%.

Ожидается, что в ближайшем будущем ситуацию может исправить принятая Адресно-инвестиционная программа (АИП). Этот документ определяет, что, где и как будет строиться в городе. На строительство и реконструкцию дорог городское правительство направляет до 70% средств АИП. Объемы дорожного строительства в Москве за последние четыре года выросли в 4,5 раза, что позволило избежать транспортного коллапса в столице, сообщил Марат Хуснуллин. Он отметил, что с 2014 по 2017 год в столице будет построено 268 км дорог – это в 2 раза больше по сравнению с построенным в 2011–2013 годах.

– Прогнозы показывали, что если бы мы просто сидели и экономили деньги, то неминуемо попали бы в большой транспортный коллапс. В течение двух-трех лет на отдельных участках он обязательно случился бы. Поэтому кроме организационных мер город сделал колоссальный прорыв в области транспортного строительства, – рассказал Марат Хуснуллин. – В настоящий момент работы ведутся на 114 дорожно-транспортных объектах. Это и вылетные магистрали, такие как Щелковское, Дмитровское, Можайское шоссе и шоссе Энтузиастов, а также Волгоградский и Рязанский проспекты. Реконструкция вылетных магистралей невозможна без работ по модернизации развязок с МКАД. Ранее почти все развязки здесь были построены по типу «клеверного листа» – это была неплохая компоновка развязок для уровня 70 – 80-х годов прошлого века. Сейчас же схема безнадежно устарела и не может справляться с потоком транспорта. Новые развязки появятся на всех важнейших направлениях.

Власти города стараются по возможности уходить от сложившейся радиально-кольцевой структуры города. Поэтому развернуто строительство хорд, которые призваны отвести транспортные потоки от центра города. В настоящий момент работы ведутся на Северо-Западной хорде, Северо-Восточной хорде и Южной рокаде.

Всего до 2016 года в рамках реконструкции городских магистралей стройкомплекс планирует построить и реконструировать около 440 км дорог, ввести в эксплуатацию 99 искусственных сооружений. После полного завершения реконструкции пропускная способность каждой трассы увеличивается в среднем на 20–30%.

Доступное метро

Одним из самых приоритетных проектов, которые будут определять развитие города на ближайшие десятилетия, является строительство метрополитена.

– Метро – один из главных приоритетов в нашей деятельности. Как бы это ни было парадоксально, но самое эффективное решение транспортной проблемы в Москве – строительство метро. С точки зрения вложения денег на пересчет перевезенных пассажиров выгоднее ничего нет. При полной загрузке одна линия метро за сутки способна перевезти до миллиона человек, тогда как автобусный маршрут – всего 8 тыс., и это при условии создания системы скоростного автобусного движения по выделенным полосам, – сказал Марат Хуснуллин.

Начиная с 2011 года в Москве было открыто 14 станций метро и пять электродепо. Кроме того, было построено 28,7 км линий столичной подземки – это в полтора раза больше, чем за предыдущие 10 лет. За период до 2017 года в городе планируется построить 35 новых станций метро, пять электродепо для обслуживания поездов и около 60 км линий. На Сокольнической линии ожидается открытие станций «Румянцево» и «Саларьево» – они станут первыми, что появятся в «новой» Москве – Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО).

На Таганско-Краснопресненской линии введут в эксплуатацию станцию «Котельники», которая построена на территории Московской области. Она станет конечной на этой ветке и будет обслуживать транзитный пассажиропоток, который двигается из области в столицу.

На Замоскворецкой линии метро планируется открыть станцию «Технопарк», которая разместится между «Автозаводской» и «Коломенской». Люблинская линия пополнится тремя станциями на своем северном участке – «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской». В будущем эту ветку планируется продлить практически до МКАД и переименовать в Люблинско-Дмитровскую.

По замыслу властей, в ближайшие несколько лет более 90% жителей города будут иметь пешеходный доступ к станции метро. Все это приведет к значительному увеличению пассажиропотока. В этой связи в помощь подземке предполагается создание «легкого метро», которое пройдет по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД). Его, согласно планам столичных властей, начнут эксплуатировать в 2016 году.

– Строительная часть, как мы и обещали, будет закончена в этом году, а в 2016-м планируем запустить его как полноценное наземное метро. Получится, что в следующем году построим 54 км наземных линий и еще 20 км подземных. Итого 74 км, – рассказал Марат Хуснуллин. – Такими темпами не строили даже китайцы, успехи которых в области транспортного строительства общеизвестны. Теперь для Москвы будет главным организовать удобную для пассажиров пересадку с одного метро на другое и поменять маршрутную сеть наземного городского транспорта, приспособив его к метро. Эта работа займет еще лет пять.

На Малом кольце железной дороги будет расположено 30 остановочных пунктов, на 19 из которых появятся транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Всего же в городе определены границы планировки по 146 транспортно-пересадочным узлам, по 61 – границы размещения объектов, по 17 – одобрены проекты планировки.

В настоящее время ведется обустройство 118 км пути, что составляет 65% от запланированных объемов. В целом планируется реконструировать и построить 182 км железной дороги. На реконструкции находятся 24 моста, путепровода и эстакады на МКЖД. Установлено 1519 опор контактной сети (эти работы выполнены на 44%), идет строительство на 13 остановочных пунктах. При прокладке новых железнодорожных путей применяются технологии, благодаря которым будет снижен уровень шума от движения поездов.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
СаториМОЭКГлавУПДКМД-групп
МОСПРОМСТРОЙКоминвест-АКМТЦентрВК