НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Скорость и безопасность


Безымянный.png

Таких приоритетов придерживается государственная компания «Автодор», наращивая темпы строительства магистралей.

Развитие автомобильных дорог – это основа экономики любой страны. Рост грузоперевозок приводит к появлению новых производств, рынков сбыта и, в конце концов, рабочих мест. Но дороги XXI века – это скоростные магистрали, позволяющие быстро доставлять людей и грузы по назначению. В России развитием скоростных автомагистралей занимается государственная компания «Автодор».

Самый важный проект

В настоящий момент компания реализует несколько амбициозных проектов по строительству и реконструкции скоростных магистралей. Пожалуй, самым важным из них является возведение Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) вокруг Москвы. Основное назначение ЦКАД — разгрузка федеральных дорог и Московской кольцевой автодороги (МКАД) путем перераспределения транзитного потока автотранспорта в обход Москвы.

Строящаяся трасса будет представлять собой четырехполосную дорогу с перспективой расширения до 6–8 полос. Строительство дороги разбито на пять пусковых комплексов, общая протяженность которых составит 530 км. Четыре из них образуют замкнутое кольцо вокруг Москвы длиной 336,5 км, а пусковой комплекс № 2 — это ответвление от западной части кольца неподалеку от Троицка, заканчивающееся у Московского большого кольца восточнее города Клина. Строительство второго комплекса запланировано на период 2025—2029 годов.

Проезд по новой автомагистрали будет платным: в настоящий момент объявлено, что стоимость составит 2,5 рубля за километр.

Дорога пройдет приблизительно в 50 км от МКАД, на большей части пути в 400—800 метрах от Московского малого кольца.

Важной особенностью новой магистрали станет обход населенных пунктов. А это значит, что можно будет забыть про длинные пробки около светофоров.

Кроме того, ЦКАД соединит основные вылетные магистрали — Каширское, Симферопольское, Калужское, Киевское, Минское, Волоколамское, Ленинградское, Дмитровское, Ярославское, Горьковское и Рязанское шоссе. При пересечении с федеральными и региональными трассами планируется сооружение многоуровневых транспортных развязок.

Комплексы № 1, 3 и 4 будут представлять собой скоростные трассы категории IА. Западная часть ЦКАД — пусковой комплекс № 5 — будет представлять собой реконструированный 76-километровый участок Малого бетонного кольца. Это связано с отсутствием свободного места на строительство новой дороги.

По завершении работ он будет соответствовать II технической категории вне населенных пунктов и магистральной улице общегородского значения регулируемого движения в населенных пунктах. Проезд по данному участку останется бесплатным.

Расчетная скорость движения по автомагистрали составляет 140 км/ч за исключением бесплатного участка.

Разработка проекта велась с начала 2000-х годов. Старт строительства планировался на 2009—2010 годы, однако несколько раз переносился, и фактически строительные работы были начаты лишь в 2016 году. За время реализации проекта сроки неоднократно сдвигались. Строительство кольцевой части ЦКАД планируют завершить в 2021 году. Стоимость проекта неоднократно увеличивалась и на 2020 год составляет 341,2 млрд руб.

Под строгим контролем

Все искусственные сооружения на третьем пусковом комплексе ЦКАД уже прошли испытания. Последним был мост через канал имени Москвы — уникальное сооружение протяженностью почти 1,5 км. Он пересекает Дмитровское шоссе, канал имени Москвы, железную дорогу Савеловского направления.

Основные испытания проходили в русловом и смежных пролетах металлической фермы над каналом имени Москвы. На элементах конструкции были установлены специальные датчики, которые измеряют напряжение и прогиб конструкций, возникающие при испытательных нагрузках.

Для создания таких нагрузок использовали самосвалы. В рамках динамических испытаний груженые автомобили двигались по нему на разных скоростях, в том числе с «прыжком через порожек» — через небольшое искусственное препятствие высотой 5 см, создавая динамическое воздействие.

Мост также испытывали в статике. В определенных программой испытаний точках выстраивали самосвалы, постепенно увеличивая нагрузку на конструкцию. Сначала 4 самосвала, потом 6 и в конечном итоге 10 машин. Грузовики были поставлены таким образом, чтобы создать максимальную испытательную нагрузку на конструкцию — до 350 тонн (10 самосвалов весом 35 тонн каждый). При максимальной загрузке общий прогиб пролета составил не более 6 см, что соответствует расчетным значениям. Такие испытания позволяют смоделировать реальную работу конструкции после сдачи моста в эксплуата цию. Специалисты компании «Автодор» остались довольны проведенными испытаниями.

Всего приемочные испытания были проведены на 9 самых крупных искусственных сооружениях третьего пускового комплекса ЦКАД, среди них – сталежелезобетонные искусственные сооружения длиной более 60 м. Такие испытания — обязательный этап приемки любого дорожного объекта перед вводом в эксплуатацию и запуском движения.

Для каждого из них специалисты компании «Автодор» подбирали критическую нагрузку таким образом, чтобы в элементах конструкции достичь 70–80% расчетного напряжения. В ходе испытаний следили, чтобы возникающие напряжения, деформации и прогибы совпадали с расчетными и при правильной, упругой работе конструкций они возвращались в исходное положение после снятия нагрузки.

Третий пусковой комплекс ЦКАД является самым длинным в составе всей кольцевой магистрали. Четырехполосная новая дорога IА категории – автомагистраль. После запуска по ней движения автомобилисты всего лишь за час смогут проехать с северо-запада Московской области на юго-восток Подмосковья. ЦКАД-3 проходит параллельно А-107 Малому бетонному кольцу и соединит новую скоростную автодорогу М-12, М-7 «Волга», М-11 «Нева» и тем самым станет частью транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Новая развязка

Еще один большой проект, который сейчас реализует «Автодор», – это продолжение реконструкции федеральной трассы М-3 «Украина».

Председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко в рамках рабочей поездки в Калужскую область совместно с губернатором региона Владиславом Шапша провели совещание по вопросу развития трассы М-3 «Украина».

В рамках программы деятельности госкомпании в 2021–2024 годах планируется реконструкция трассы М-3 на участке 65–124-й км (Московская, Калужская области). Кроме того, на 131-м км трассы в ближайшее время начнутся работы по возведению транспортной развязки в районе села Головтеево. Она позволит убрать пересечение в одном уровне с федеральной трассой, что положительно отразится на безопасности дорожного движения и пропускной способности М-3. Сдать объект планируется в конце 2021 года.

Сейчас на федеральной дороге в Калужской области идут ремонтные работы на участках с 86-го по 106-й км и с 316-го по 343-й км. Также на М-3 в Калужской области идут планово-предупредительные работы на 11 искусственных сооружениях.

Усовершенствование автомобильной дороги М-3 отвечает требованиям повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации ее транзитного потенциала.

В 2016 году на три месяца раньше заявленного срока после реконструкции было открыто движение на участке трассы М-3 «Украина» со 124-го по 173-й км.

В марте 2017 года введен в эксплуатацию платный участок. Пункты взимания платы расположены на 136-м и 168-м км, съезды с трассы на альтернативный участок находятся на 107-м км в районе города Белоусово и на 173-м км на съезде в Калугу. Для обеспечения пользователей электронными средствами регистрации проезда на участке работают центры продаж и обслуживания. Платный участок имеет несколько альтернативных маршрутов.

Реконструкция «Тульских горок»

Компания ведет активные работы и на трассе «Дон». В рамках третьего этапа реконструкции М-4 «Дон» в Тульской области на правой стороне трассы, ведущей из Москвы, идут работы по временному уширению полос движения, строительству объездных дорог в местах строительства путепроводов. Одновременно с этим на левой стороне, ведущей в Москву, идет отсыпка земляного полотна, устройство дорожной одежды, строительство путепроводов.

Реконструкция еще двух участков трассы в Тульской области с 211-го по 218-й км и с 222-го по 225-й км прямого направления, из Москвы на юг, практически закончена. В планах дорожников – завершить там работы в ноябре этого года.

Реконструкция этой части трассы начата в конце 2018 года, основные работы были выполнены еще в прошлом году.

Трасса М-4 в Тульской области идет по холмистой местности и представляет из себя серию резких спусков и крутых подъемов, за что этот отрезок дороги (всего 4 полосы, в каждом направлении по 2 полосы) получил название «тульские горки».

Он был запроектирован и построен в 60-х годах прошлого века по нормам третьей категории. Это было допустимо для автомобильного потока второй половины прошлого века, но сейчас трафик значительно возрос. Среднесуточная интенсивность здесь в летние месяцы достигает 70 тыс. автомобилей. Поэтому было принято решение о реконструкции «тульских горок» с доведением всех параметров до IБ категории.

В рамках реконструкции М-4 в Тульской области будут построены мосты и путепроводы, отвечающие современным нагрузкам, обустроены пересечения в разных уровнях. В итоге автомобилисты получат еще один участок современной скоростной трассы, по которому можно проехать быстро, комфортно и безопасно. Все работы планируется завершить в 2021 году.

Безопасность в приоритете

Главной заботой компании всегда была и остается безопасность. За 9 месяцев 2019 года на обочинах автодорог, нахо дящихся в управлении государственной компании «Автодор», произошло 48 ДТП. В этом году за аналогичный период зафиксировано 24 аварии со стоящими вдоль дорог автомобилями.

Если в прошлом году в этих авариях погибло 20 человек, то в этом их число сократилось более чем в два раза (8 человек).

В 2019 году пострадало 95 человек, в 2020 году — 44. Сокращение числа таких ДТП стало результатом совместной работы ГИБДД и госкомпании «Автодор», в том числе благодаря информированию в СМИ, оснащению автомобилей аварийных комиссаров средствами автоматической фиксации. Постоянное патрулирование трассы и предупреждение тех, кто остановился на обочине, о нарушении Правил дорожного движения тоже дало результат.

Напоминаем: остановка на скоростной трассе разрешена только в специально отведенных местах, а именно на площадках отдыха и в многофункциональных зонах (МФЗ). Сейчас на сети дорог госкомпании более 1000 площадок, где можно остановиться и отдохнуть. Особенно важно спланировать остановку во время дальнего путешествия, чтобы не рисковать.

Как показывает статистика, путешественники на юг не всегда придерживаются данного принципа. Большее всего аварий на обочине второй год подряд происходит на трассе М-4 «Дон» в Краснодарском крае.

Что касается общих цифр по числу ДТП, то за 9 месяцев этого года аварий с пострадавшими на сети «Автодора» стало меньше на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Погибло на 15,4% меньше, число раненых сократилось на 23,9%.

Ближайшие планы

В рамках реконструкции трассы М-1 «Беларусь» на участке с 46-го по 64-й км идут работы по устройству земляного полотна и установке шумозащитных экранов. На 9-километровом отрезке (с 46-го по 55-й км) работы планируется закончить в декабре 2020 года и открыть движение по основному ходу.

Работы на участке до 66-го км намечено завершить в декабре 2021 года. Кроме 5 развязок на этом участке запланировано строительство 9 надземных пешеходных переходов и одной разворотной эстакады.

На 65-м км трассы будут смонтированы арки железнодорожного моста и 3 путей, которые объединят станции «Кубинка» – «Акулово». Технология возведения таких арок аналогична установленным на Крымском мосту: арки предварительно собираются на специальных площадках, после чего доставляются к опорам моста для финального монтажа.

В планах дорожников расширить трассу М-1 с 45 до 83-го км, увеличив число полос с 4 до 10, в том числе за счет строительства альтернативных полос. Это позволит пропускать вдвое больше автомобилей. Пользователи смогут добираться от Москвы до А-108 «Московское большое кольцо» за 40 минут.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)  



Назад в раздел
ТеплоцентрстройГераОЭКМоскапстрой
ФУДАбсолют