Еще несколько лет назад в Москве предупреждали: в городе тотальное отсутствие мест для застройки, то есть для жилых домов и офисов бизнес-класса площадки находятся, а вот для транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), дорог, мостов и эстакад свободного пространства уже нет. Все изменилось с принятием в городе программы строительства ТПУ до 2020 года.
Что вокруг ТПУ
Всего в городе планируется построить 273 транспортно-пересадочных узла (ТПУ), из которых 81 – плоскостной и 192 – капитальных. Разумеется, возле ТПУ вырастет жилая и офисная инфраструктура.
Потенциал для реализации проекта такого масштаба открылся в связи с началом строительства новых станций метрополитена, а также проекта по организации пассажирского движения на Московской кольцевой железной дороге (МКЖД). Как сообщил заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, потенциал столичных ТПУ составляет около 6 млн кв. м недвижимости, изрядная часть которых разместится на территориях бывших промышленных зон.
По его словам, почти 3 млн кв. м из этого объема недвижимости составляет жилье. Заместитель Мэра отметил, что в этом году планируется запустить ряд проектов, к которым инвесторы проявили интерес.
– В течение прошлого года мы вели активную проработку градостроительных решений и документации. Были определены ТПУ, которые мы готовы выставлять на конкурс, ТПУ, которые город планирует строить в рамках бюджетных средств, и ТПУ для совместного участия с инвесторами, – сказал Марат Хуснуллин.
Как заявил заместитель Мэра, какие объекты будут построены в составе многих капитальных ТПУ, на этот вопрос дадут ответ сами горожане, то есть будет учитываться их мнение.
Например, не так давно прошли общественные слушания по развитию территории Нагатинского затона.
– Недавно прошли публичные слушания по строительству станции «Нагатинский затон» (второе кольцо метрополитена).
Местные жители поддержали идею строительства метро и высказали ряд интересных предложений по градостроительному развитию прилегающих территорий, – сказал Марат Хуснуллин. – В частности, горожане высказали пожелания строительства ряда общественных зданий рядом с будущей станцией московской подземки.
Единая система
Транспортно-пересадочные узлы увяжут в единую систему все виды общественного транспорта, что позволит пассажирам сократить время в пути. Благодаря перехватывающим парковкам, в составе ТПУ будут созданы привлекательные условия для пересадки с личного автомобиля на общественный транспорт, а значит, снизится нагрузка на дороги.
Любопытно, что, несмотря на кризисные явления в экономике, столичные власти не ожидают в 2015 году снижения ввода жилья в Москве.
– У нас плановый ввод – 3,1 млн кв. м, и мы этот объем совершенно точно сдадим. В прошлом году ввели 3,3 млн кв. м, и это без учета апартаментов (еще 300 – 400 тыс. кв. м), – рассказал Марат Хуснуллин.
По его словам, Москва приняла программу ускоренного развития жилищного строительства как отдельную антикризисную меру.
– У многих граждан накоплен довольно большой объем средств. А в условиях любого кризиса люди зачастую «перекладываются» в недвижимость. Тем более что стоимость в долларовом исчислении сильно упала. Так, все ликвидные квартиры, особенно эконом-класса, были скуплены перед Новым годом, и у застройщиков сейчас подобных готовых квартир просто нет.
Поэтому мы должны создать условия, чтобы на рынке появился максимум объектов для предложения, – пояснил заместитель Мэра.
Например, отметил Марат Хуснуллин, все проекты сейчас рассматриваются в ускоренном порядке на Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК), город старается дать максимум возможностей для застройщиков именно в плане жилищного строительства.
Заместитель Мэра выразил надежду, что решение правительства о выделении 20 млрд руб. на компенсации по выросшим процентным ставкам по ипотечным кредитам будет как можно скорее реализовано.
– В совокупности эта мера позволит привлечь около 400 млрд руб. в строительство первичного жилья. Москва же получит из этой суммы, по нашим оценкам, около 10–20%. Потому есть надежда, что серьезного снижения инвестиционной активности не произойдет, – сказал Марат Хуснуллин. Он также добавил, что на сегодняшний день в Москве выдано разрешений на строительство 42 млн кв. м недвижимости.
Социальная составляющая
Но одними домами, дорогами и ТПУ, как говорится, сыт не будешь. В Москве уже давно действует Адресная инвестиционная программа (АИП), в ходе которой за последние четыре года в городе было возведено 350 объектов социальной инфраструктуры.
– Это школы, детские сады, поликлиники и больницы, а также спортивные и объекты культуры. Мы считаем, что практически все основные острые вопросы по нехватке таких объектов в городе мы уже решили благодаря этой работе, – сказал Марат Хуснуллин.
По его словам, сейчас в рамках АИП работа сосредоточена на объектах социальной сферы на развиваемых территориях.
В частности, в 2015 году в «новой» Москве планируется построить 18 детских садов.
Чтобы инвесторы еще комфортнее чувствовали себя в городе, власти Москвы планируют введение изменений в строительные нормативы.
– Прорабатывается возможность внесения изменений в градостроительное законодательство и градостроительные нормативы. Мы намерены изменить московские нормативы по инсоляции жилых помещений, по обеспеченности парковочным пространством с учетом реальной транспортной ситуации, по требованиям к энергоэффективности и энергопотреблению, а также по порядку и условиям подключения объектов к инженерным сетям, – сказал Марат Хуснуллин.
Он отметил, что планируется внести целый ряд поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в том числе в части отмены разработки проектов планировки территории на линейные объекты, которая сейчас является обязательной.
– По нашим оценкам, для этого достаточно будет только градостроительного плана земельного участка, – пояснил Марат Хуснуллин.
Важно отметить, что Стройкомплекс выполняет и социальную функцию.
– Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы обеспечивает работой около миллиона человек.
На каждого человека, работающего непосредственно в отрасли, стройка создает до девяти дополнительных рабочих мест – это те, кто занимается уборкой, ремонтом, мебелью, производством иных сопутствующих товаров и предоставлением услуг и тем самым обеспечивает покупательную способность горожан в целом, – сказал Марат Хуснуллин.
Он подчеркнул, что основная добавленная стоимость в строительной сфере базируется на российских материалах и рабочей силе, что особенно актуально для экономики страны в условиях кризиса. Марат Хуснуллин также отметил, что строительная отрасль обеспечивает город надежными активами, которые в конечном счете ведут к экономическому развитию.
– Любое построенное здание – это не финансы, которые сегодня можно разместить в одном банке, а завтра – в другом.
Это материальный объект, который остается в городе, – добавил заместитель Мэра.
Как ожидается, в середине будущего года будет утвержден Обновленный Генеральный план Москвы, который добавит работы строителям.
– Мы поставили задачу к середине 2016 года утвердить новый Генеральный план развития города. Обновленный Генплан позволит построить сотни миллионов квадратных метров недвижимости, – заявил Марат Хуснуллин.
Он отметил, что в результате реализации Генерального плана в городе будет построено и реконструировано 300 млн кв. м недвижимости.
– За этим Генпланом стоят сотни километров новых дорог, сотни километров метро, железных дорог, а также целый ряд крупных мегапроектов, – подчеркнул заместитель Мэра.
Все проекты – как большие, так и малые – свидетельствуют о том, что Стройкомплекс справляется со своими обязанностями локомотива столичной экономики. На нем мы сможем въехать в светлое будущее.
Текст: Дмитрий Симонов
Назад в раздел