НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Генерального поддержит мастер. Город озаботился механизмом привлечения инвестиционных средств в строительство дорог и инфраструктуры метрополитена


Для строительной отрасли столицы 2013 год, как и предшествующий, будет периодом массового строительства объектов транспортной инфраструктуры – реконструкции, прокладки новых дорог и реализации масштабной программы метростроения и реконструкции железнодорожных путей в городской черте. При этом руководство столичного стройкомплекса всерьез задумывается о том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, внедряя механизм концессионных соглашений не только при возведении социальных объектов, но и в сфере транспортного строительства.


План плану – рознь

Наступивший 2013 год станет также годом корректировки главного документа, в соответствии с которым идет развитие столицы. В нынешнем году будут внесены изменения в Генеральный план развития Москвы на период до 2025 года, учитывающие развитие присоединенных территорий и критику в адрес прежнего варианта Генплана, высказанную общественностью. Но его в качестве градостроительный конституции должен будет сменить новый документ – мастер-план развития Москвы.

В отличие от Генерального плана, мастер-план будет увязывать градостроительное развитие города с социально-экономическим. Это гибкий документ, допускающий оперативные коррективы при изменении экономической ситуации, в то время как Генеральный план является законом города, и поправки в него должны утверждаться Мосгордумой.

Разработкой мастер-плана займется новая структура – ГАУ «Научно-исследовательский и проектный институт Градостроительного планирования города Москвы». Она же станет координировать городской заказ на проектную документацию. Создание НИиПИ Градостроительного плана стало следующим шагом в деле реформирования проектно-архитектурного подразделения стройкомплекса вслед за разделением должностей руководителя Москомархитектуры и главного архитектора города.

Как пояснил заместитель Мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, такое решение принято по двум причинам. Во-первых, необходимо разгрузить главу архитектурного ведомства. Ведь на Москомархитектуру сегодня ложатся все заботы о корректировке Генерального плана с учетом новых территорий, чья площадь в полтора раза превышает площадь Москвы в прежних границах. Кроме того, руководство стремилось исключить конфликт интересов, который возникал при совмещении двух должностей.

Руководитель Москомархитектуры призван заниматься чисто административной работой: отвечать за разработку проектов планировки и ГПЗУ. Главный же архитектор должен решать творческие задачи: отвечать за внешний вид строящихся объектов, за создание среды обитания, где комфорт сочетался бы с архитектурным вкусом. Потому эти две должности, которые прежде совмещал Александр Кузьмин, отдали разным людям. Руководителем Москомархитектуры стал Андрей Антипов, прежде работавший заместителем главы этого ведомства, а главным архитектором – 35-летний Сергей Кузнецов.

По словам последнего, мастер-план призван осуществить переход к новому, полицентричному развитию города. При этом центры активности будут формироваться как в старых, так и в новых границах Москвы. Так, в историческом центре города задачи мастер-плана состоят в том, чтобы в условиях ограничения нового строительства и высокой плотности населения сосредоточиться на реконструкции и реставрации имеющихся зданий.

Также будет выравниваться диспропорция между недостаточно развитыми и элитными территориями.

В свою очередь Марат Хуснуллин уточнил, что в готовящемся мастер-плане будут зафиксированы целевые показатели по таким ключевым направлениям, как демография и миграция, градостроительная политика и уровень комфорта в городе. Отдельный раздел будет посвящен инфраструктурному строительству – развитию улично-дорожной сети, ТПУ, метро и других видов транспорта.

Новый институт, который займется разработкой мастер-плана, создан на основании распоряжения № 823-РП, подписанного Мэром в последние рабочие дни минувшего года. Руководителем назначена Карима Нигматуллина. В свои 28 лет она с отличием окончила Принстонский университет (США), защитила докторскую диссертацию по прикладной математике в Массачусетском технологическом институте и успела поработать в научном центре Билла Гейтса Intellectual Ventures в Сиэтле. С апреля 2012 года Нигматуллина работала заместителем директора ГУП «НИиПИ Генерального плана Москвы», занимаясь созданием экономических и математических моделей развития московской агломерации.-Новый НИиПИ будет заниматься изучением социально-экономических, социологических, экологических аспектов градостроительных решений, а также разработкой прогнозов и концепций развития Москвы, следует из документа.

Институт будет подведомственным учреждением Москомархитектуры. Более того, ему даже могут передать полномочия Москомархитектуры в качестве госзаказчика проектных работ. На работу сюда планируется пригласить, в частности, именитых иностранных архитекторов и специалистов в области мастер-планирования.


Ау, инвесторы!

Между тем объем средств, затрачиваемых городом на строительство по Адресной инвестиционной программе, вырос с 314 млрд руб. в 2012 году до 404 млрд в нынешнем. Около 70% этих средств расходуется на транспортное строительство и в первую очередь – на прокладку новых линий метро, реконструкцию крупнейших магистралей и строительство новых дорог. Столь значительные расходы сохранятся на протяжении трех лет. За это время только на строительство и реконструкцию дорог предусмотрено выделить около 500 млрд руб. До конца 2016 года крупные проекты в этом секторе должны быть завершены, и город перейдет к локальным мероприятиям.

Чтобы избежать роста бюджетного дефицита, в стройкомплексе прорабатывают различные варианты привлечения инвесторов в дорожное и транспортное строительство. Первоначально в качестве пилотного проекта концессионных соглашений в сфере дорожного строительства предполагалась прокладка северного дублера Кутузовского проспекта. Однако реализация этого проекта задержалась из-за позиции жителей примыкающих к новой трассе территорий, не желавших, чтобы она проходила вблизи их домов.

Поэтому механизмы привлечения инвесторов, скорее всего, опробуют на южном дублере, стоимость которого составит, по предварительным оценкам, около 30 млрд руб. Городские власти рассчитывают привлечь в этот проект девелоперов, которые собираются построить вдоль этой трассы более 1 млн кв. м торговой и офисной недвижимости. Стройкомплекс также ведет переговоры с футбольным клубом «Спартак» о строительстве за его счет дороги к одноименному стадиону, возведение которого на территории бывшего Тушинского аэродрома как раз завершается.

Иногда и без заключения концессионных соглашений девелоперы могут взять на себя заботы о строительстве небольших подъездных путей к своим объектам.

В частности, городу и компании Crocus International удалось договориться о строительстве дополнительных съездов с МКАД и разворота на эстакаду от выставочно-торгового комплекса «Крокус-Сити» за счет компании. После того как строительство завершится, эти дороги будут переданы на баланс инвестору, и он будет отвечать за их эксплуатацию и дальнейший ремонт.

Найдется применение средствам инвесторов и при возведении транспортно-пересадочных узлов. Крупнейшим из них должно стать ОАО «РЖД», которое будет строить ТПУ в районах, где основной пассажиропоток обеспечивает железная дорога. Для этого в составе «Российских железных дорог» создана отдельная дирекция железнодорожных вокзалов, которой выделяется отдельный бюджет на обустройство пристанционных территорий в местах пересадки с электричек на метро. По словам Марата Хуснуллина, задача в том, чтобы по примеру таких европейских столиц, как Берлин и Париж, слить метрополитен с железной дорогой в единую транспортную сеть. Например, у пересечения Рязанского и Горьковского направлений железной дороги, где расположены платформы «Перово» и «Чухлинка», к 2015 году должна появиться новая станция метро, и ОАО-«РЖД» уже сейчас занялось приведением в порядок и расширением этих станций, чтобы в дальнейшем создать там мощный ТПУ. В рамках развития Малого кольца МЖД 19 крупных узлов будут возводиться совместно городом и железнодорожниками, а по остальным ТПУ у существующих и строящихся и станций метро заказчиком строительства выступит ГУП «Московский метрополитен».

По словам Марата Хуснуллина, от компаний, работающих в качестве подрядчиков на строительстве метро, в стройкомплекс поступают предложения о строительстве рядом со станциями паркингов и торговых площадей. Сейчас прорабатывается механизм взаимоотношений города с такими подрядчиками, который вскоре позволит начать реализацию подобных проектов.


Метро, но не для всех

Город уже определился с ключевыми решениями в отношении развития метро.

Так, принято окончательное решение о том, что Сокольническая линия будет продолжена на юг от станции «Юго-Западная» не в Солнцево, как это планировалось прежде, а на территорию ТиНАО – через Тропарево, Румянцево до Саларьева. Станции «Румянцево» и «Саларьево» будут обслуживать большой комплекс офисной и торговой недвижимости, технопарк и бизнес-парк, которые возводятся на Киевском шоссе. В Солнцево же придет совсем другая ветка – продолжение Калининской линии, у которой пока есть лишь восточный участок – от станции «Новокосино» до «Третьяковской».

Через центр она будет продолжена до «Парка Победы» и затем через Раменки выйдет в Солнцево. Еще одна короткая ветка метро в «новую» Москву может быть проложена от запроектированной на Третьем пересадочном контуре станции «Мичуринский проспект» в район Коммунарки, где запланировано возведение комплекса административно-деловых зданий. Появится она не раньше 2013 года.

Но, как отметил Марат Хуснуллин, далеко вглубь ТиНАО метро продлеваться не будет – это экономически нецелесообразно. Упор в транспортном обслуживании новых округов будет сделан на развитие железнодорожной сети. Городские власти, по словам главы стройкомплекса, намерены добиться, чтобы электричка ходила здесь в тактовом режиме с интервалом не больше 7 минут.

Что же касается также вошедшего в число присоединенных территорий поселка Рублево-Архангельское, расположенного к западу от столицы, то вопрос о прокладке туда метро пока и вовсе не решен. Все должно определиться после того как начнется активное развитие этой территории.

По словам Марата Хуснуллина, в случае создания там нового центра деловой активности станция метро будет необходима. На этот случай рассматривается вариант продления сюда Филевской линии от станции «Кунцевская».

В текущем году расходы городского бюджета на дорожное строительство увеличатся с изначально запланированных 48 млрд руб. до 122,7 млрд. В планах на год завершение реконструкции пяти вылетных магистралей – Каширского, Варшавского, Ярославского шоссе, Ленинградского шоссе от метро «Сокол» до МКАД и Балаклавского проспекта – Рублевского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе.

Начнутся работы на Рязанском проспекте от Садового кольца до границы с областью, на Профсоюзной улице от МКАД до Ленинского проспекта, на Мичуринском проспекте от улицы Косыгина до улицы Федосьино по Боровскому шоссе, на Волгоградском проспекте и Волоколамском шоссе. Также в 2013 году предусмотрен ввод в эксплуатацию транспортной развязки на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Теплый Стан и Новоясеневским проспектом.

Вслед за вылетными магистралями город возьмется за увеличение пропускной способности МКАД. Для этого предполагается реконструировать все существующие развязки в форме листьев клевера направленными съездами. На развязке с Ленинградским шоссе работы уже завершены. Другая мера преодоления заторов на внешнем кольце – прокладка вдоль основного полотна магистрали трасс-дублеров. Для южной части МКАД между Варшавским шоссе и Липецкой улицей город уже заказал проект такого дублера. Как отметил Марат Хуснуллин, этот участок выбран потому, что там проходит почти 7 км улиц, заканчивающихся тупиками, а соседние районы не имеют транспортных связок из-за железнодорожных путей Курского и Павелецкого направлений.

При формировании трассы – дублера МКАД имеющиеся разрывы уличной сети планируется ликвидировать за счет строительства эстакады, путепровода и транспортного тоннеля. В случае успеха этого проекта аналогичные дублеры будут строиться и на других участках.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МИЦКапиталЭнергокомплексГеопроектизыскания
ПНСФонд