НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Город дорог. Транспортная инфраструктура столицы обновляется невиданными прежде темпами


В канун Нового года главы строительного и транспортного ведомств Правительства Москвы подвели итоги работ на приоритетном для города направлении – строительстве новой транспортной инфраструктуры. Максим Ликсутов и Андрей Бочкарев дали понять, что сложившаяся ситуация внушает оправданный оптимизм, и кратко обрисовали планы на ближайший год и более отдаленную перспективу.


Скоро полетим по вылетным

Несмотря на то что развитие общественного транспорта объявлено приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры столицы, городские власти не забывают и о той громадной работе, которая направлена на совершенствование сети крупнейших городских автодорог. В 2013 году на реконструкцию и строительство дорог выделено 122 млрд руб.

Как сообщил руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев, в 2012 году было подготовлено 16 проектов реконструкции важнейших радиальных трасс города, и на восьми уже ведутся работы. К началу наступившего года завершены реконструкция Ленинградского шоссе от станции метро «Сокол» до МКАД, обустройство боковых проездов на Варшавском шоссе и строительство прямых съездов на транспортной развязке Ленинградского шоссе и МКАД. Пять вылетных магистралей должны быть сданы до конца 2013 года: Каширское, Варшавское, Ленинградское и Ярославское шоссе, а также участок Балаклавский проспект – Рублевское шоссе. Будет достроена транспортная развязка у метро «Теплый стан» на Профсоюзной улице. Еще одна развязка появится на пересечении Дмитровского и Долгопрудненского шоссе. Завершится реконструкция Большой Академической улицы.

Строителям удалось завершить реконструкцию Варшавского шоссе – остался лишь незначительный объем работ на основном ходе. На трассе была введена в строй разворотная эстакада вблизи МКАД. Полностью реконструкция шоссе должна быть завершена в феврале.

В основном удалось завершить и реконструкцию Ленинградского шоссе и открыть направленные съезды на транспортной развязке Ленинградское шоссе – МКАД.

Существующая «клеверная» развязка исчерпала свою пропускную способность.

Ее реконструируют таким образом, чтобы исключить пересечение транспортных потоков: строящиеся дополнительные направленные съезды с шоссе на МКАД по эстакадам лучше справляются с плотным транспортным потоком и позволяют водителям маневрировать.

А вот с вводом в строй Алабяно-Балтийского тоннеля под Ленинградским проспектом у «Сокола» вышла задержка.

Его планируется открыть лишь по завершении реконструкции улиц Алабяна и Большой Академической, которые он соединяет. По словам Андрея Бочкарева, запускать движение по тоннелю сейчас нецелесообразно, поскольку можно получить эффект «бутылочного горлышка».

Основные работы на Большой Академической планируется закончить в первой половине 2013 года, а на улице Алабяна – до конца года.

В нынешнем году продолжится реконструкция шоссе Энтузиастов, Щелковского и Можайского шоссе, начнется реконструкция еще шести магистралей: Рязанского, Мичуринского и Ленинского проспектов, Профсоюзной улицы, Волгоградского и Волоколамского шоссе.


НИиПИ готовит ГПЗУ для 255 ТПУ

Ближайшие два года должны стать прорывными и в сфере создания транспортно-пересадочных узлов в местах пересечения важнейших транспортных потоков и маршрутов общественного транспорта. Несмотря на то что власти в последние годы немало говорили о необходимости строительства в столице по меньшей мере полутора сотен подобных узлов, дальше проектов дело не шло.

Единственным действующим ТПУ до самого последнего времени оставался не самый удачный пересадочный узел у метро «Планерная», где торговая составляющая подчинила себе транспортную. Что до самого первого ТПУ – у метро «Речной вокзал», – то он оказался просто торговым центром уже на момент открытия.

В 2012 году у многих окраинных станций метро появилось достаточно много перехватывающих парковок, которые в дальнейшем должны быть интегрированы с ТПУ, а вот самими пересадочными узлами москвичам до сих пор так и не довелось воспользоваться. Отраслевая схема размещения ТПУ и перехватывающих стоянок в Москве утверждена в конце октября на заседании Градостроительно-земельной комиссии. В нее вошли 255 узлов, сооружение которых должно начаться на протяжении ближайших двух лет. Окончательный перечень

был подготовлен специалистами Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры. В нем 193 некапитальных плоскостных ТПУ, сооружение 157 из которых должно быть завершено на протяжении наступившего года, и 160 капитальных, строительство которых начнется в следующем году.

То, что при простом суммировании ТПУ в Москве получается больше трех сотен, а не 255, – не ошибка. Просто часть узлов сперва будет построена как плоскостные сооружения, а впоследствии на их месте воздвигнут капитальные, а в местах, где нет возможности вести капитальное строительство, так и останутся плоскостными.

Например, как пояснил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, у метро «Юго-Западная», где узел охватывает значительную площадь, он останется плоскостным. В центре, наоборот, осталось слишком мало свободного пространства. Поэтому, скажем, и узел у метро «Новокузнецкая» нельзя будет превратить в капитальное сооружение.

Наряду с пересадочными станциями метро и местами пересечения линий пригородной электрички с линиями метро ТПУ будут строиться рядом с 13 новыми автовокзалами и станциями Малого кольца Московской железной дороги. Из 31 станции, которые появятся на МК МЖД, капитальные ТПУ будут созданы на 11. На остальных станциях они тоже будут, но только плоскостные. Кроме того, до 2025 года на карте Москвы появятся 63 новые станции метро. Многие из них – также с ТПУ. На перехватывающих парковках в составе ТПУ будет оборудовано 30 тыс.

машино-мест. В их числе будут и автоматизированные паркинги. Такие сооружения должны появиться уже в ближайшее время у станций метро «Царицыно», «Домодедовская», «Ясенево», «Лианозово» и «Бульвар Дмитрия Донского».

Из 157 плоскостных ТПУ, которые будут строить на протяжении 2013 года, 132 построят на средства города.

Заказчиком выступит Департамент капитального ремонта. Для 25 ТПУ город нашел стороннего инвестора – ОАО «Российские железные дороги». Дело в том, что ОАО «РЖД» в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» приступило к масштабной модернизации и развитию Московского транспортного узла. Железнодорожники стали обустраивать ТПУ на привокзальных площадях, а затем взялись за те, где предполагается пересадка с метро на электричку. В дальнейшем ОАО «РЖД» намерено принять участие в обустройстве также капитальных ТПУ, вблизи которых нет железных дорог. Дирекция железнодорожных вокзалов заявила о намерении возвести в Москве в общей сложности 55 капитальных пересадочных узлов.

Как пояснил Максим Ликсутов, устройство капитальных ТПУ будет осуществляться только за счет инвесторов. По его словам, Мэр поставил задачу: ни одной копейки бюджетных средств не должно быть потрачено на создание как капитальных ТПУ, так и автовокзалов – исключительно за счет привлеченных инвестиций.

Однако будут приняты меры, чтобы при этом не повторялись ошибки, сделанные в свое время на «Речном вокзале» и «Планерной».

Требования к будущим ТПУ предъявляются жесткие: обязательная функциональная часть капитального должна иметь площадь от 5 до 30 тыс. кв. м, включая паркинг, разворотные площадки, перроны для наземного общественного транспорта, стоянки такси, залы ожидания и продажи билетов. Максимальное время пересадки не может превышать 3 минуты.

Зона пересадки должна быть защищена от осадков. Максимальная плотность потоков в основных коммуникационных элементах ТПУ – не более 1,5 пассажира на 1 кв. м. При этом на подъезде к ТПУ улично-дорожная сеть должна сохранять не менее 10% запаса пропускной способности. Также ТПУ должны быть полностью приспособлены для перемещения маломобильных граждан. В составе ТПУ необходимо предусмотреть места для размещения линейных отделений полиции, информационных служб и медпунктов, а для персонала наземного общественного транспорта – столовой, комнаты отдыха и диспетчерской.

По словам Максима Ликсутова, наибольший интерес инвесторы проявляют к строительству ТПУ, совмещенных с автовокзалами. Они же намерены строить и сами вокзалы – непосредственно над станциями метро.

До конца 2016 года появятся автовокзалы у станций метро «Селигерская», «Котельники», «Красногвардейская», «Лесопарковая», «Саларьево», «Тушинская» и «Теплый стан». Существующий и пока единственный в городе автовокзал на «Щелковской» будет реконструирован. После 2016 года, в рамках второй очереди, намечено строительство еще трех автостанций: «Царицыно», «Ботанический сад» – «ВДНХ» и «Косино» – «Ухтомская».

Все плоскостные парковки на ТПУ станут бесплатными для водителей, которые воспользуются ими, чтобы пересесть на общественный транспорт. Чтобы забрать машину, им нужно будет лишь предъявить использованный билет.

Сейчас готовится проектная документация для первых 65 ТПУ у станций, где совершает пересадку наибольшее число пассажиров. Причина задержки с созданием ТПУ объясняется тем, что, прежде чем вести речь об их обустройстве, необходима подготовка предназначающихся для них территорий – вывод с участков мелкорозничной торговли, не говоря уже о несанкционированной, удаление мешающих рекламных конструкций…

Однако процесс, как говорится, уже пошел. Канун Нового года ознаменовался завершением сооружения первого плоскостного ТПУ у метро «Выхино».

В дальнейшем здесь будет и капитальный: НИиПИ Генплана уже подготовил ГПЗУ для возведения капитального ТПУ у метро «Выхино». Проектная документация предполагает появление здесь в 2014 году отдельных терминалов для метро, электрички, наземного общественного транспорта и расширение зоны автомобильной парковки. А чтобы объект сделать привлекательным для инвестора, в ТПУ позволят встроить торгово-развлекательный комплекс площадью до 80 тыс. кв. м.

Перехватывающая парковка у станции «Выхино» оборудована камерами наблюдения, устройствами распознавания и регистрации номера автомобиля, а также табло с информацией о количестве свободных мест. Кроме того, она оснащена техническими средствами для выдачи и приема бесконтактных смарт-карт. Будет здесь и бесплатная велопарковка – под нее планируется отдать часть территории перехватывающего паркинга напротив домов 26–28 по Вешняковской улице.


ОАО «РЖД» модернизирует МК МЖД

Что же касается запуска движения пассажирских электропоездов по Малому кольцу Московской железной дороги, то наступивший год должен стать решающим и для этого проекта. По графику, утвержденному Правительством Москвы и ОАО «РЖД», в прошедшем году были завершены все проектные работы. В 2013–2014 годах должна быть проведена электрификация МК МЖД и построены первые 12 станций.

А к Дню города 2015 года на всей протяженности кольца начнется движение первых 48 пар пассажирских поездов.

В канун Нового года федеральное правительство уже открыло финансирование проекта, который позволил начать работы на участке Пресня – Канатчиково. Уставный капитал нового ОАО «Московская кольцевая железная дорога» сформирован в объеме 5 млрд руб. – по 2,5 млрд от Правительства Москвы и ОАО «РЖД».

Эти средства, в числе прочего, пошли на проектирование ТПУ на кольце.

Расходы на строительство станций, прокладку новых путей и электрификацию магистрали будут полностью профинансированы за счет федерального бюджета, а закупка составов – за счет собственных средств ОАО «МКЖД».

Из 31 станции 18 будут иметь пересадку на метро, а 9 – на радиусы Московской и Октябрьской железных дорог – Павелецкого, Курского, Казанского, Горьковского, Ярославского, Савеловского, Ленинградского, Киевского и Рижского направлений.

При этом ТПУ на Малом кольце будут иметь платформы для остановки поездов дальнего следования. Это позволит снизить нагрузку на вокзалы и привокзальные станции метро. В соответствии с прогнозом, разработанным НИиПИ Генплана, к 2020 году Малое кольцо должно выйти на перевозку 285 млн пассажиров в год, что соответствует показателям Кольцевой линии метро.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МоскапстройМосинжпроектЭнергокомплексМосводоканал
АбсолютЦентрАБЗ