НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Четыре принципа. Легли в основу новой градостроительной политики Москвы


Утвержденный Генеральный план Москвы к имеющимся более чем 400 млн кв. м недвижимости предусматривал к 2025 году строительство еще 200 млн кв. м объектов различного назначения. Ухудшение транспортной ситуации из-за дисбаланса между ареалами проживания населения и местами приложения труда (почти половина москвичей работает в пределах Третьего транспортного кольца, а проживает в центре только 8%) плюс существенное отставание развития транспортной системы от роста числа автомобилей в городе потребовало пересмотреть основные положения градостроительной политики и сформировать ее новые принципы.


По словам руководителя столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, их четыре. Во-первых, необходимо формирование полицентричной структуры развития столицы. Во-вторых, нужна стабилизация застройки в историческом центре города и его комплексное обустройство. В-третьих, требуется обеспечить сбалансированную застройку всей территории города и преодолеть дефицит транспортной инфраструктуры. И наконец, снижение административных барьеров в градостроительстве также является насущной проблемой Москвы.


Формирование полицентричной структуры

Основным событием в контексте градостроительной политики в текущем году стало решение об изменении границ столицы. Территория Москвы увеличилась на 148 тыс. га.

Учитывая масштабность задач градостроительного развития новой территории, власти города организовали и провели международный конкурс на разработку концепции развития «Московской агломерации». С учетом представленных участниками конкурса материалов Москомархитектурой в настоящее время разрабатывается техническое задание на корректировку Генерального плана Москвы, который будет пересмотрен до конца 2014 года.

Кроме того, необходима разработка стратегического мастер-плана московской агломерации, позволяющего получить:

  • перспективное видение развития города;
  • основные пространственные параметры, показатели и принципы его развития;
  • стратегию достижения поставленных целей;
  • методологию реализации долгосрочной стратегии развития столицы.

Как пояснил Марат Хуснуллин, стратегический мастер-план – это инструмент, который, реагируя на различного рода изменения в жизни мегаполиса, может предусматривать различные сценарии развития города. Тем самым он позволяет адаптировать городские программы и проводить эффективную бюджетную политику. При этом мастер-план не отменяет действия Генерального плана, который остается механизмом фиксации стратегий пространственного развития, разработанных в мастер-плане (который приобретает роль инструмента управления).

Генеральный план поддерживает необходимую связь порядка разработки и утверждения градостроительной документации.


Стабилизация застройки в историческом центре города и его комплексное обустройство

Что главное здесь? Прежде всего, в рамках стабилизации застройки в городе и в целях улучшения инвестиционного климата огромная работа проведена Градостроительно-земельной комиссией.

Вот несколько цифр, которые озвучил глава столичного стройкомплекса.

За прошедшие два года Рабочей группой ГЗК рассмотрено 7840 вопросов, приняты решения в отношении более 5850 проектов. Из них о прекращении реализации – площадью 9 млн кв. м и о дальнейшей реализации инвестиционных проектов и контрактов – площадью 36 млн кв. м. В историческом центре Москвы прекращено строительство объектов общей площадью 1300 тыс. кв. м.

Это были непростые решения, но справедливости ради стоит отметить, что прекращена реализация в основном «бумажных» проектов, то есть не будет построено то, что еще и строиться-то не началось. Зато приняты решения о сохранении более 200 зданий – памятников истории и культуры, которые ранее предназначались под снос в рамках реализации коммерческих проектов. Также «разрулены» проблемы 404 объектов долгостроя, из них 330 объектов на 4,8 млн кв. м недвижимости были построены и в течение пяти лет (!) ждали завершения оформления. Благодаря решениям ГЗК эти объекты наконец-то вводятся в эксплуатацию.

Выстроена системная работа по прекращению самовольного строительства – за два года осуществлен снос 173 таких объектов общей площадью 117 тыс. кв. м. Начата программа комплексного благоустройства и реабилитации исторического центра. Помимо прорабатываемых решений о перепрофилировании существующей в центре недвижимости (из офисных помещений – в жилье и гостиницы), сносе ветхого фонда и его реновации, реализуется комплексный подход к приведению в надлежащий порядок его внешнего облика: за два года был проведен ремонт 350 фасадов центральной части Москвы.

Строительство в центре города удалось стабилизировать: сегодня из 87 объектов, строящихся в ЦАО, 35 – это транспортная и инженерная инфраструктура, 13 – социальные учреждения, 10 – гостиницы, 14 – жилые дома и только 12 объектов (около 14% от общего объема стройки) приходятся на завершение строительства ранее начатых офисных и административных зданий.

Для того чтобы соблюсти заново сформулированные принципы градостроительного развития и сбалансировать его в рамках различных отраслей, были приняты 16 городских целевых среднесрочных программ, градостроительные аспекты систематизированы в программе «Градостроительная политика».

Как подчеркнул Марат Хуснуллин, одна из основных целей госпрограмм – привлечь внимание инвесторов, сформулировать четкие правила взаимодействия городских властей и инвестиционного сообщества. Для этого утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Бульварного кольца, одобрена на ГЗК и подготовлена к утверждению отраслевая схема размещения гостиниц в Москве (что создает стартовые условия для инвесторов) и схема высотных ограничений строительства по городу. Кроме того, планируется к концу года подготовить Правила землепользования и застройки центральной части Москвы и до конца следующего года отработать все градостроительные регламенты на остальную часть города.

Большое внимание в сложившихся условиях уделено разработке документов территориального планирования. За девять месяцев 2012 года утверждено 26 проектов планировок, включая участки линейных объектов улично-дорожной сети, разработаны 30 отраслевых и 20 территориальных схем, подготовлено 37 технических заданий на разработку проектов планировки промышленных зон. Также подготовлены и направлены на согласование 70 проектов постановлений Правительства Москвы об утверждении проектов планировок объектов дорожного строительства и 134 планировочных задания на разработку проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию дорог и искусственных сооружений.


Обеспечение сбалансированной застройки города и преодоление дефицита транспортной инфраструктуры

Разрешению этой проблемы, по мнению Марата Хуснуллина, будет содействовать трехлетняя Адресная инвестиционная программа, которая позволяет четко и эффективно планировать и организовывать строительный процесс.

Объемы ее существенно возросли – с 232 млрд руб. в 2010 году до 317 млрд руб. в 2012 году.

Изменились приоритеты АИП – значительная часть средств теперь направляется на решение вопросов развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Что касается приоритетов транспортных, то здесь принято беспрецедентное решение об утверждении 9-летней программы развития метрополитена.

По отрасли «Метростроение» на 2012 год утвержден лимит финансирования в размере 131 260 млн руб. Это позволило приступить к строительным работам практически на всех основных участках с применением новых технологий проходки и строительства, новых проектных решений (в том числе по линиям неглубокого заложения).

Руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства напомнил, что сегодня проектируется 17 участков линий протяженностью 108,5 км, 53 станции, 10 электродепо и два вестибюля (на существующих станциях), в строительстве находятся 10 участков линий протяженностью 58,3 км, 27 станций, три электродепо и два вестибюля. Строительство ведется на 90 строительных площадках, привлечены лучшие силы проектировщиков, архитекторов, метростроителей со всей России и стран СНГ, в этой сфере работают 18,5 тыс. строителей.

Сделан огромный рывок: в прошлом году почти в полтора раза увеличили годовой объем ввода и сдали 4,5 км и три станции, в этом – вводятся 8,5 км линий и три станции.

До конца года будут введены участок Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции «АлмаАтинская» (3 км), участок МитинскоСтрогинской линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (2 км), второй выход станции «Марьина Роща», электродепо «Печатники» (реконструкция). В результате двухлетней работы по строительству и вводу новых объектов метро станет доступным дополнительно для 600 тыс. москвичей.

В следующем году город выйдет на рекордные для нашей страны темпы ввода нового метро – 14 км линий и семь станций.

Как известно, утверждена пятилетняя программа реконструкции 18 вылетных транспортных магистралей столицы. Марат Хуснуллин сообщил, что в 2012 году финансирование дорожно-мостового строительства по адресной инвестиционной программе составило 75,075 млрд руб.

Сегодня активное строительство ведется на семи магистралях – Варшавском, Каширском и Ярославском шоссе, шоссе Энтузиастов, Ленинградском шоссе, участке Балаклавский проспект – Рублевское шоссе от МКАД до Варшавского шоссе. Идет реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца. Планируется реконструировать более 350 км дорог, организовать движение общественного транспорта по выделенным полосам протяженностью более 400 км, сформировать более 10 тыс. парковочных мест, 745 заездных карманов для общественного транспорта.

Проведена большая работа по увязке графиков мероприятий по вылетным магистралям с графиками строительства и реконструкции федеральных трасс, проходящих по территории Московской области.

За два года построено 73 км дорог, 49 пешеходных переходов, 41 искусственное сооружение – эстакады, мосты, тоннели.

Для комплексного решения транспортной проблемы и проблемы пассажироперевозок в рамках программы развития Московского транспортного узла совместно с ОАО «РЖД» определена идеология развития железной дороги: строительство новых главных путей протяженностью 239 км запланировано практически по всем радиальным направлениям, причем уже к концу 2012 года планируется проложить дополнительный путь до Химок.

Идет работа по проектированию развития МКЖД – появятся 30 новых остановочных пунктов, 19 из которых – транспортно-пересадочные узлы (12 – с пересадкой на метро, 6 – с переходом на радиальные направления и 1 – совмещенный).

Принято решение о реализации программы строительства транспортно-пересадочных узлов. НИиПИ «Генплана Москвы» разработана и на заседании ГЗК утверждена отраслевая схема размещения 279 транспортно-пересадочных узлов. Из них 198 будут располагаться на существующих станциях метрополитена и железной дороги, 31 – на Малом кольце МЖД, 50 – на новых станциях метро. Работа ведется в тесном контакте с ОАО «РЖД», которое заканчивает разработку проектной документации на обустройство первоочередных 18 ТПУ.

Ключевое значение для выполнения в срок утвержденных городских строительных программ имеет своевременная работа по подготовке территорий. Для строительства объектов метрополитена (13 участков линий метро) обеспечено освобождение 31 земельного участка (снято более 1400 обременений). Также снято более 1600 обременений при освобождении участков под строительство первоочередных вылетных магистралей.

Для строительства объектов гражданского и коммунального назначения обеспечено своевременное освобождение площадок: по программе сноса пятиэтажного, ветхого и аварийного жилого фонда снесено 32 дома и более 400 гаражей с выплатой компенсаций.

Разработан регламент осуществления компенсации потерь собственникам инженерных сетей и сооружений – оформлено более 300 соглашений.

Завершаются работы по освобождению территории ОЭЗ ТВТ «Зеленоград».

Решен вопрос по выносу воздушной линии электропередачи ВЛЭП с территории ИЦ «Сколково».

Полностью выполнен план 2012 года по освобождению 120 площадок для строительства объектов социальной сферы.

Проводятся работы по подготовке и освобождению территорий для строительства и реконструкции Малого кольца Московской железной дороги и железнодорожной ветки Москва – Новопеределкино.

В рамках реализации единой концепции парковочного пространства за два года введено: капитальные гаражи, в том числе «Народный гараж», – 99 284 машино-места; некапитальные парковки – 605 580 машино-мест. В 2012 году планируется обустроить еще около 236 тыс. машино-мест.

Марат Хуснуллин подчеркнул, что ориентированность Адресной программы на решение проблемных вопросов дорожно-транспортной инфраструктуры никоим образом не отменяет социальных обязательств правительства перед москвичами.

Стройкомплекс планирует сдать в текущем году 76 детских образовательных учреждений. Это в три раза больше, чем в предыдущие годы (в 2010 году было сдано 21 ДОУ, в 2011-м – 25). В текущем году сданы 85 жилых домов площадью 1,762 млн кв. м, что составляет 70,5% от предусмотренного ввода 2012 года (2,5 млн кв. м жилья).

На новых территориях введено в строй 200 тыс. кв. м жилья, в четвертом квартале запланировано ввести 400 тыс. кв. м.


Снижение административных барьеров в градостроительстве

Каковы тут приоритеты? Сокращен срок государственной экспертизы типовой проектной документации и проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов с 50 до 30 дней. Также утвержден перечень видов объектов и работ, для которых не будет требоваться разрешение на строительство (20 видов объектов и 72 вида работ).

В ряде процедур отменено взимание платы с заявителей при предоставлении государственных услуг в градостроительной сфере. В частности, взимание платы за оформление колористических паспортов, размер которой ранее составлял 30 тыс. руб. В тестовом режиме запущено и к концу года перейдет на рабочий режим оказание госуслуг в электронном виде: выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, а также выдача заключений экспертизы на проектную документацию.

Активно ведется работа по присоединенным территориям. В рамках формирования Технического задания на корректировку Генплана Москвы:

– проведен анализ и определены центры градостроительной активности;

– по новым территориям обозначены основные центры, планируемые под размещение объектов приложения труда;

– проработаны организационные схемы реализации проектов «Некрасовка», «Горки», «Рублево-Архангельское»;

– разработан проект концепции развития садоводческих некоммерческих товариществ;

– совместно с префектурой ТиНАО и государственным казенным учреждением города Москвы «Развитие Московского региона» (ГКУ «РМР») проведены работы по определению первоочередных потребностей в инженерной и транспортной инфраструктуре населенных пунктов и садово-дачных объединений (всего 653 садово-дачных объединения и 286 населенных пунктов). В ходе инвентаризации выявлены 920 объектов, требующих реконструкции и нового строительства. Сформирован перечень из 205 первоочередных объектов, по 80 уже ведутся проектно-изыскательские работы;

– создана подгруппа по инвестконтрактам на присоединенных территориях в рамках Рабочей группы ГЗК по вопросам градостроительной деятельности.

Особое внимание Марат Хуснуллин обратил на проблему безопасности на стройплощадках. Каждый год в храме Христа Спасителя поминают тех строителей, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. Хорошая традиция? Несомненно. Только хотелось бы, чтобы тех, чьи имена произносятся на поминовении, было меньше.

Нужны более жесткие требования к условиям на стройках. За девять месяцев 2012 года проведено 7466 проверок, в ходе которых выявлено 62 237 нарушений, из них 38% – по качеству. Выдано 14 692 предписания, применены штрафные санкции на сумму свыше 220 млн руб.

По 108 организациям направлены обращения в СРО о прекращении выданных ими свидетельств о допуске к работам.


Полномочия разделены

На заседании также выступили депутат Госдумы РФ Владимир Ресин, представители ряда столичных департаментов, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Они поделились своими оценками развития строительной сферы в последние годы, видением ее развития на будущее.

При этом, как сообщил председатель комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Андрей Антипов, структура комитета преобразована: должности главы Москомархитектуры и главного архитектора столицы разделены. Руководитель комитета займется производственными вопросами, задача главного архитектора – корректировка Генерального плана города.

По словам Андрея Антипова, блок главного архитектора будет заниматься вопросами мастер-плана и Генерального плана Москвы, а также основными знаковыми градостроительными объектами, преобразующими территорию. «Также в его обязанности войдет ведение архитектурного совета и разработка проектов планировок как производных от Генплана», – сказал глава Москомархитектуры.

Второй блок в Москомархитектуре глава комитета назвал производственным.

Его задачей станет разработка отраслевых территориальных схем, выпуск разрешительной документации и обосновывающих материалов, а также информационное обеспечение градостроительной деятельности.

Перед Москомархитектурой стоит задача улучшить подготовку обосновывающих документов и материалов для проведения публичных слушаний. Также силы комитета будут направлены на корректировку Генплана с учетом присоединенных территорий и разработку на его основании правил землепользования и застройки.


От дурных привычек надо отвыкать

После заседания коллегии Марат Хуснуллин ответил на вопросы журналистов. Стоит заметить, что вопросы обозревателя «МТ» вызвали его самую оживленную реакцию.

– На территории «новой» Москвы начали действовать столичные требования к строительству объектов. Эти нормы куда выше тех, что ранее были в Подмосковье. Все ли инвесторы_строители к ним оказались готовы, справляются с ними? Они ведь привыкли к более «щадящим» условиям?

– С плохими привычками надо расставаться! – жестко отреагировал Марат Шахирзянович.

– Но проблема есть?

– Не скрою, есть, и серьезная.

Руководитель столичного стройкомплекса сделал паузу, а потом перешел на более оптимистичную волну.

– Но ведь мы работаем прежде всего с крупными договороспособными инвестиционно-строительными компаниями. И они понимают, что московское качество – это отличное качество. Иначе быть не может, и никакого сотрудничества с городом у них не состоится. Инвесторы-строители это прекрасно понимают…

И в целом большинство вопросов, обращенных к Марату Хуснуллину, касалось жизнеспособности проекта «Новая» Москва». На что Марат Шахирзянович решительно заявил:

– Это процесс прогрессивный и необратимый. Вот только один момент. Будет освоено 7 млн кв. м, и они дадут 200–250 тыс. рабочих мест. Жилья на присоединенных территориях предостаточно, теперь самое важное, чтобы создавалась соответствующая социальная инфраструктура и людям было где трудиться…


Текст: Александр Губанов



Назад в раздел
МОЭКТеплоцентрстройМОЭСКИНА
ФондМОСПРОМСТРОЙКапстройсити