НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва прирастает дорогами. Темпы дорожного строительства в столице стали сопоставимы с масштабом метростроения


Дорожное строительство – одно из приоритетных направлений в работе Стройкомплекса Москвы. Как сообщил руководитель Департамента строительства столицы Андрей Бочкарев, общая протяженность дорог, введенных в эксплуатацию в городе с 2011 года по третий квартал 2015 года, составила 353 км и к концу года достигнет 405 км.

– В течение прошедших лет мы сделали ту работу, которую нужно было сделать давно. Москва по протяженности улично-дорожной сети на десятки лет и сотни километров отставала от мегаполисов экономически развитых стран. Сейчас мы завершаем реконструкцию развязок на МКАД, работы с вылетными магистралями, выполняем точечные улучшения на магистралях, то есть не полностью реконструируем трассу, а строим эстакаду или тоннель на самом сложном участке. Например, таким образом мы возвели развязки около станций метро «Тушинская», «Теплый Cтан» и на Профсоюзной улице, – пояснил Андрей Юрьевич.


Мосты, дороги, переходы

За пять последних лет в Москве открыто движение по 112 мостам, эстакадам и тоннелям. Если в 2011 году в Москве было 601 искусственное транспортное сооружение, то за прошедшее пятилетие их число выросло примерно на 20%.

– Финансирование программы транспортного строительства выросло в 4 раза. Это означает, что у нас появилась возможность развернуть работы на гораздо большем количестве объектов. Считаю, что потратили эти средства эффективно. Общая удельная стоимость снизилась на 25–30%, сроки сократились в 2–3 раза. Раньше дороги реконструировались по 3–4 года, cтолько же времени тратилось на возведение развязок. Сегодня стараемся укладываться в полтора года, – заявил Андрей Бочкарев.

Объем Адресной инвестиционной программы города на этот год составляет более 320 млрд руб. Две трети этих средств идет на строительство объектов транспортной инфраструктуры – улично-дорожную сеть и метрополитен.

В итоге за последние несколько лет количество пробок в Москве снизилось примерно на четверть. При этом руководство города не намерено в ближайшие годы сокращать темпы реконструкции и строительства дорог, в планах – ежегодно вводить 80–90 км.

Кроме того, за этот период сданы в эксплуатацию 139 внеуличных (подземных и надземных) пешеходных переходов.

– Хотя такие переходы – это небольшие объекты, каждый из них представляет собой сложное инженерное сооружение, требующее серьезных усилий при строительстве, – счел нужным отметить Андрей Юрьевич. – Строительство большинства переходов ведется в условиях сложившейся плотной городской застройки, и оно требует перекладки значительных объемов инженерных коммуникаций. Надо отметить, что надземные и подземные пешеходные переходы – это не просто удобство людей при переходе через улицу, но и возможность организации бессветофорного движения, а значит, улучшение дорожной и транспортной обстановки в городе.

По итогам нынешнего года предстоит построить и реконструировать 83 км дорог, возвести 26 искусственных сооружений и открыть 12 пешеходных переходов. По итогам первых трех кварталов за счет средств Адресной инвестиционной программы было введено в эксплуатацию 37,3 км дорог, 23 искусственных сооружения и три пешеходных перехода. В следующем году планируется построить и реконструировать еще 90 км дорог и около 30 искусственных сооружений.

Масштабный долгострой завершается


Нынешний год должен стать решающим в истории такого масштабного долгостроя, как Алабяно-Балтийский тоннель. Строительство там практически завершено, и в настоящий момент ведется подготовка технической документации перед окончательной сдачей объекта.

Алабяно-Балтийский тоннель проходит под Ленинградским проспектом, двумя транспортными тоннелями (Волоколамским и Ленинградским), Замоскворецкой линией метро, станцией «Подмосковная» Московской железной дороги. Он находится на пересечении Большой Ленинградки с Северо-Западной хордой, которая должна связать Сколковское и Ярославское шоссе. Тоннель проходит на глубине 30 м и состоит из трех направлений. Два направления, по три полосы каждое, соединят улицы Балтийская и Алабяна, а третье направление начинается в районе улицы Часовая и должно открыть выезд с Ленинградского шоссе на улицу Большая Академическая.

Строительство тоннеля в составе многоуровневой развязки у метро «Сокол» началось еще в 2005 году, работы неоднократно откладывались из-за технических проблем, в том числе связанных с обводнением грунтов. В 2011 году проект был пересмотрен, и тоннель стал частью Северо-Западной хорды. Осенью 2013 года движение по тоннелю в одном направлении открыли, но окончательные сроки завершения работ постоянно переносились. Но даже эта единственная нитка позволила сократить время в пути между улицами Алабяна и Большой Академической в 20 раз. В апреле 2014 года московские власти объявили, что генподрядчик постоянно срывает сроки из-за финансовых проблем, поэтому контракт с НПО «Космос» расторгли, а завершение работ на объекте поручили городской компании «Мосинжпроект».

Шестиполосный Алабяно-Балтийский тоннель станет частью строящейся Северо-Западной хорды, строительство которой завершат к 2016 году. Для удобства автовладельцев у Алабяно-Балтийского тоннеля будет организовано 572 парковочных места, входящих в состав двух паркингов. Один из них – механизированный – рассчитан на 138 мест. Второй – немеханизированный – предполагает вместить 434 автомобиля. Паркинг расположен на трех подземных уровнях. Въезд и выезд находятся на улице Балтийской.

В Алабяно-Балтийском тоннеле установят автоматическую систему распределения реагентов и лотки с подогревом для лишней воды, чтобы не допустить подтопления и обледенения. Вода сможет стекать в лотки через ливневые решетки, и если она появится в тоннеле, система аварийного сброса направит ее в водоотводное устройство, а затем в канализацию. Подобные предосторожности являются отнюдь не лишними, ведь помимо грунтовых вод рядом с транспортным тоннелем проходит заключенная в подземный коллектор подземная речка Таракановка.

Еще один тоннель

В этом году вводится еще один тоннель на трассе будущей Северо-Западной хорды – Михалковский – на пересечении Большой Академической и Михалковской улиц. Его длина составит 410 м. Шестиполосное подземное сооружение прокладывается вдоль Большой Академической улицы под существующими трамвайными путями Михалковской улицы. Проектом также предусмотрена реконструкция проезжей части Большой Академической и 3-го Нижнелихоборского проезда. Будут построены боковые проезды и два разворотных съезда над тоннелем.

Кроме того, в этом году должна быть закончена реконструкция самой Большой Академической улицы на участке от улицы Приорова до Дмитровского шоссе. Еще один тоннель на северо-западе будет винчестерного типа. Встречные потоки в нем будут проходить по двум тоннелям, расположенным друг над другом. Это сооружение строится на пересечении улиц Берзарина и Народного Ополчения, и ввести в строй его планируется в конце следующего года.

Щелковское шоссе подпортило статистику

Пять лет назад в городе стартовала масштабная программа дорожного строительства с реконструкции 19 вылетных магистралей. На данный момент на восьми из них работы завершены или завершатся до конца этого года. В ходе работ были созданы полноценные дублеры магистралей, выделенные полосы для движения общественного транспорта общей протяженностью свыше 150 км, более 350 заездных карманов.

Сроки выполнения работ по реконструкции были существенно затянуты лишь на одной из вылетных магистралей – Щелковском шоссе.

В соответствии с контрактом реконструкцию магистрали планировалось завершить в конце нынешнего года. Однако в конце лета было принято решение о том, что окончание работ по реконструкции Щелковского шоссе будет перенесено на 2016 год. Это произошло как по вине генподрядчика – корпорации «Трансстрой», так и по объективным причинам: для расширения магистрали требовалось освободить ряд земельных участков – убрать торговые объекты и рекламные щиты, расположенные на тротуаре. Департамент строительства предпочел не расторгать с подрядчиком контракт и дать ему возможность завершить работу, применив штрафные санкции за задержку работ. Сейчас, по словам Андрея Бочкарева, на реконструкции Щелковского шоссе одновременно работают 900 человек.

В ходе работ будет реконструировано 13,5 км магистрали. Щелковское шоссе расширят до трех четырех полос движения в каждом направлении, дополнительно построят 9 км новых боковых проездов между кварталами. После завершения всех работ на магистрали появятся три новых подземных пешеходных перехода. Также будут реконструированы два уже существующих перехода под землей, построена развязка на пересечении Щелковского шоссе и 9-й Парковой.

Кроме того, до конца года на востоке столицы должна завершиться реконструкция еще одной вылетной магистрали – шоссе Энтузиастов, а в середине 2016 года планируется начать эксплуатацию участка Четвертого транспортного кольца между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе. А на юго-востоке к Новому году должна полностью завершиться реконструкция Рязанского проспекта.

Кроме того, в рамках ремонта Щелковского шоссе проведена реконструкция железнодорожного моста через улицу Русаковская. В преддверии запуска пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, который намечен на будущий год, в столице проводится реконструкция и других путепроводов над железнодорожными путями МКЖД. На Можайском и Ленинградском шоссе работы завершены в прошлом году, следующим, третьим по счету, станет путепровод на Волоколамке. Там, по словам главы Департамента строительства, предстоит выполнить расширение «бутылочного горлышка», в которое упираются автомобилисты, выезжая из Волоколамского тоннеля. Движение по обновленному путепроводу на Волоколамском шоссе планируется запустить в начале 2016 года.

Только в этом году - 19 эстакад

Крупным дорожным сооружением, введенным в строй в этом году к Дню города, примерно на три месяца ранее запланированного срока, стала новая эстакада на Волоколамском шоссе около станции метро «Тушинская». Шестиполосная эстакада обеспечивает свободный подъезд к стадиону «Открытие Арена» в дни проведения футбольных матчей. Она стала также важным элементом подготовки Москвы к грядущему чемпионату мира по футболу. В общей сложности в этом году было введено 19 эстакад. В их числе серия сооружений на участке между Бусиновской и Фестивальной улицами и на развязке с Фестивальной. Впервые за много лет в Москву пришла новая федеральная трасса М11 «Москва – Санкт-Петербург». Для ее входа в город и был построен участок дороги от Бусиновской развязки на МКАД до Фестивальной улицы.

Еще одна масштабная программа в сфере дорожного строительства, активно реализуемая сегодня в столице, – реконструкция развязок МКАД с вылетными магистралями, в ходе которой съезды с трассы по петлям в форме листа клевера заменяются направленными съездами по эстакадам или тоннелям. Уже реконструированы развязки на пересечении МКАД с магистралью Вешняки – Люберцы, Ленинградским, Можайским, Дмитровским шоссе, Волгоградским, Мичуринским проспектами, на Бусиновской развязке. До конца нынешнего года должны быть завершены работы по обновлению развязок Московской кольцевой автодороги с Ленинским и Рязанским проспектами, а так же с Каширским шоссе. В этом году стартовали работы по сооружению новой развязки на пересечении Профсоюзной улицы и МКАД.

В ближайшие годы будет продолжена работа по прокладке небольших хордовых дорог, соединяющих между собой окраинные районы. Это, как отметил глава Департамента строительства, позволит решить одну из самых главных дорожных проблем столицы – плохую связность улично-дорожной сети на периферии столицы и ликвидировать перепробег автомобилей, зачастую добирающихся из одного района до соседнего через центр города.

В общей сложности намечено проложить около 20 таких дорог – связок между районами. Например, на западе столицы уже начато строительство эстакады путепровода через железнодорожные пути Киевского направления МЖД, который соединит улицу Рябиновую с Мичуринским проспектом. Путепровод обеспечит заезд с Мичуринского проспекта на улицы Рябиновую, Генерала Дорохова, на Можайское шоссе и на МКАД. Еще один подобный объект, строительство которого началось в этом году, – это продление Балаклавского проспекта до Кантемировской улицы. Сегодня, чтобы попасть из Северного Чертанова в Москворечье-Сабурово, приходится ехать 8 км, хотя по прямой – всего около километра. В часы пик на такой маршрут уходит не менее 40 минут. Но эти районы разделены путями Павелецкого направления Московской железной дороги. В результате водители тратят много времени, чтобы добраться из одного района в другой, им приходится ехать на МКАД или Третье транспортное кольцо, стоять там в пробках. Когда появится новая связка, время в пути составит одну две минуты.

По словам Андрея Бочкарева, большие планы в сфере дорожного строительства связаны с территорией «новой» Москвы, где создание разветвленной улично-дорожной сети предшествует началу массовой застройки. Здесь начата реконструкция Калужского шоссе, ведется строительство дороги Солнцево – Бутово – Видное.

На качестве и сроках не сказывается

 Проблемы с подрядчиками, выполняющими работы для городских властей в сфере дорожного строительства, подобные тем, что имели место при реконструкции Щелковского шоссе, возникают нечасто, примерно в 5–10% случаев.

– Если подрядчик не выполняет обязательства, мы вынуждены с ним расставаться. Это не сенсация и не сюрприз, это нормальная работа. Сроки и качество – очень жесткие параметры, которые не каждая компания может выполнить. Если нам необходимо менять подрядчика – мы будем это делать. У нас перманентно происходят разрывы контрактов, но на своевременной сдаче объектов конфликты властей с подрядными организациями по большей части не сказываются, – отметил Андрей Юрьевич.

Глава Департамента строительства также счел нужным подчеркнуть, что наряду с собственно работой по прокладке новых дорог и возведению транспортных сооружений московские строители выполняют целый комплекс дополнительных мероприятий. Это благоустройство территорий, перенос инженерных коммуникаций, которые не влияют на движение автомобилей, но включаются в общий массив необходимых работ. Более того, не менее 40%, а иногда и добрая половина времени уходит на то, чтобы освободить территорию, вынести из пятна застройки инженерные коммуникации и уложить их на новом месте. И зачастую эти работы приходится выполнять, когда движение на объекте уже запущено.


Назад в раздел
МИЦМоскапстройГлавУПДККапитал
ФондРоссийскийПНС