НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Эффект зеркала. Для решения проблем города необходим баланс интересов городских властей и инвесторов-строителей


На встрече с активом Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ) в начале этого года заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил: «На ближайшее пятилетие принято решение построить 20 млн кв. м недвижимости». По его словам, в Москве собрано налогов от операций с недвижимостью на сумму 315 млрд руб., что составляет 21% всего городского бюджета, и 107 млрд руб. собственно от строительства (7%). О том, что сегодня делается для улучшения инвестиционно-строительного климата в столице, – в беседе с президентом АИМ Борисом Фроловым.


– Борис Леонидович, еще недавно разве что ленивый не отзывался о столичных инвестиционно-строительных перспективах исключительно критически. Новое городское руководство ситуацию отчасти изменило, и желание улучшить инвестиционный климат в городе есть. Другое дело – дошел ли этот импульс до основной массы чиновников? Ведь XXVI Международная выставка недвижимости «ДОМЭКСПО» в «Гостином Дворе» и XXVI Ежегодная городская специализированная выставка-ярмарка «Недвижимость-2012» в ЦДХ на Крымском Валу – были с точки зрения посещения представителей городских властей провалены. Тогда в чем движение вперед?

– Восьмого февраля состоялась коллегия Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. На ней в целях повышения эффективности и взаимодействия государства и инвестиционно-строительного сообщества было принято рекомендовать АИМ Москвы обеспечить увеличение членства в ассоциации представителей различных групп и компаний инвесторов, девелоперских организаций, прежде всего для того чтобы на сформированной представительной площадке обеспечить Комплексу градостроительной политики и строительства города Москвы взаимодействие с членами АИМ для решения строительных проблем города.

– Кстати, тут можно вспомнить и негативный опыт периода сотрудничества (а точнее, несотрудничества) членов АИМ с прошлым составом Правительства Москвы. Тогда тоже много говорилось о намерениях объединить деятельность участников инвестиционно-строительного процесса. Но на деле ничего не вышло.

– Еще бы! Ведь как только возникла Ассоциация инвесторов Москвы, в противовес ей создали Международную московскую бизнес-ассоциацию. Причем если АИМ учреждалась по инициативе снизу, то ММБА «сделали» сверху. Мы учреждались на арендованном нами же теплоходе, ММБА рождалась «всего-навсего» во Дворце съездов в Кремле. Мы в составе руководства не имеем ни одного государственного служащего, образуем профессиональный независимый союз, призванный решать конкретные задачи и проблемы инвестиционно-строительного сообщества и у которого может и должно быть собственное видение этого. В ММБА президентом был избран Мэр Москвы, членами правления – его заместители и министры. Зачем это было сделано? Чтобы слышать то, что именно власть хотела услышать. И на этом дело не остановилось! Создали еще Московский строительный союз. Зачем? Чтобы растащить участников инвестиционно-строительного сообщества по разные стороны? Скорее всего, для этого. У нового состава Правительства Москвы – другое видение ситуации, и это радует. АИМ существует уже 18-й год, пора нашему диалогу с властями стать более активным, целенаправленным и плодотворным. – В чем это должно выражаться? – Нужно выходить на конкретную работу – создавать реальную площадку для сотрудничества. Мы провели своеобразный брейн-ринг, где прозвучали самые различные предложения. На выходе получили: чтобы такая площадка была нужна как городским властям, так и членам АИМ, то на ней нужно решать наиболее острые конкретные проблемы столичного строительства, в которых соединены как интересы города, так и инвесторов-строителей.

– Когда рождается что-то новое, зачастую совершенно необходим и вполне какой-то старый, давно «напрашивавшийся» элемент…

– Мы давно уже «пробивали» своего представителя в Градостроительную земельную комиссию, поскольку там рассматриваются вопросы, многие из которых напрямую касаются интересов строителей-инвесторов. И не всегда все проблемы подаются объективно.

– Честно говоря, трудно представить, что острейшая проблема может быть рассмотрена без человека, в нее непосредственно вовлеченного.

– Но ведь именно так и было! Теперь положение изменилось. Наш представитель – Владимир Иосифович Ресин – вошел в ГЗК. Он же возглавляет инвестиционно-строительный комитет Ассоциации инвесторов Москвы. Для него готовит документы аналитическая группа из четырех человек. Нужно, чтобы инвесторы, строители до рассмотрения их вопросов на ГЗК обращались в ассоциацию заранее, чтобы иметь время для подготовки к дискуссии на комиссии.

– Каковы важнейшие задачи комитета?

– Разумеется, речь идет прежде всего о судьбе ранее заключенных контрактов – тех, чьи владельцы уже потратились на строительство, а теперь контракты остановлены.

– Допустим, решение было принято не в пользу инвестора, и вы считаете его несправедливым. Какие тут могут быть причины?

– Может быть все, что угодно! Кто-то решил что-то «неожиданно» в свою пользу поменять в контракте, кто-то захотел перезаключить договор с другим исполнителем. Везде – что греха таить! – все определяет коррупционная составляющая. В итоге можно «сыграть» на многих моментах, которые способны «убить» тот или иной проект. И все будет вроде бы вполне законно, между прочим.

– Но придется пересматривать дела, где уже приняты конкретные решения…

– Конечно. И придется признать чью-то неправоту. И хорошо, если этих людей сегодня нет или они, как говорится, уже далече. A если – «при деле»?

– Как, по-вашему, должны строиться взаимоотношения между инвесторами-строителями и городом, прежде всего?

– Они должны быть зеркальными. Если к инвестору есть штрафные санкции, то почему их не может быть к администрации? Какую схему предлагаем мы? В рамках комитета создана рабочая группа – она включает и представителей городских властей, и представителей инвесторов-строителей, которая рассматривает аргументы сторон.

– «Громадье проблем» требует системности подхода…

– Совершенно верно! Именно это и натолкнуло нас на создание в комитете секций: здесь возможно сосредоточение опыта, который помогает разрешать необходимые вопросы.

– Кто входит в состав рабочей группы?

– Председатель рабочей группы – Валерий Матковский, член правления Ассоциации инвесторов Москвы. Заместители: Константин Тимофеев, председатель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства и ваш покорный слуга. Плюс широкий круг городской администрации, административно-строительного сообщества, депутатского корпуса.

– Скажите, а есть уже какие-то положительные примеры пересмотра ситуаций в пользу инвесторов-строителей?

– Иначе не был бы слишком оптимистичен. Но ведь дело не в запредельном оптимизме. Главное, как говорится, что процесс пошел, и каждый раз можно каждое дело пересматривать. Можно изменить ситуацию, что-то пересмотреть объективно с обоюдной пользой для города и инвестора-строителя, сохранив деньги. Сохранили деньги, значит, смогли использовать их по-другому, правильно. Никто ведь не говорит, что все возможно решить идеально, однако необходимо пытаться найти баланс интересов между администрацией города и АИМ. И важно, что теперь претензии возможно применять и к городским властям. Еще раз подчеркну: неверно принятое решение может быть пересмотрено. Но наша задача конечно же не допустить принятия неправильных решений.

– А уже было такое: претензии города к заказчику признаны необоснованными? – Да, было. – И что дальше?

– Будем решать. Ситуация неоднозначная. Главное – это уже юридически понятное, доступное для верных правовых решений поле. Что бы мы ни говорили, повторю: наша главная беда на сегодняшний день – это коррупция, а создаваемая «площадка сотрудничества» может и должна стать действенным оружием для борьбы с нею.


Текст: Александр Губанов



Назад в раздел
ГеопроектизысканияМосинжпроектЭнергокомплексТеплоцентрстрой
ЛокоБанкАктивКапитал