НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новая геометрия московских дорог. Департамент строительства обнародовал планы возведения объектов транспортной инфраструктуры на ближайшую перспективу


Развитие московского транспортного узла, увеличение пропускной способности столичных дорог и эффективности работы общественного транспорта – проблема гораздо шире и «старой», и «новой» Москвы, и даже Подмосковья – она общенациональная. О планах столичного руководства в этой сфере рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.


Первые кандидаты на «вылет»

Сейчас в городе ведутся работы на семи вылетных магистралях: Варшавском, Каширском, Ярославском, Ленинградском, Щелковском шоссе, шоссе Энтузиастов и на связке Балаклавский проспект – Рублевское шоссе от МКАД до Варшавского шоссе. Восьмая магистраль – участок дороги от пересечения Садового кольца с Новым Арбатом до пересечения Можайского шоссе с МКАД – реконструируется в рамках усовершенствования транспортной инфраструктуры инновационного центра «Сколково».

На Каширском шоссе по всей его протяженности от МКАД до Варшавского реконструкция должна завершиться досрочно – в I квартале будущего года. Ранее это планировалось к июлю 2013-го. Здесь должны быть проложены разворотный тоннель у МКАД протяженностью 470 м, тоннель на пересечении с проспектом Андропова (446 м), тоннель на пересечении с Пролетарским проспектом (494 м), а также выстроены три крупные развязки. Помимо этого будут построены шесть новых подземных переходов и обустроено на прилегающей к трассе территории парковок на 800 машин и 41 заездной карман для общественного транспорта. В результате на Каширке трасса станет бессветофорной и водители смогут, не пересекая транспортные потоки, следовать в сторону центра или области и сворачивать на МКАД.

Реконструкцию Варшавки, начатую одновременно на всем протяжении трассы от МКАД до Садового кольца, предполагают закончить в феврале будущего года. В результате трасса лишится восьми светофоров, на ней появятся разворотная эстакада, тоннель, боковые проезды, семь подземных переходов и новые парковочные места.

Реконструкция «Большой Ленинградки», стартовавшая еще до принятия программы расширения 19 вылетных магистралей, должна завершиться в марте. На участке от моста через канал им. Москвы до путепровода через Малое кольцо МЖД в сторону центра будет открыта пятая полоса движения.

Реконструкция Ярославского шоссе завершится в августе будущего года. Помимо прочего здесь будет организовано движение общественного транспорта по выделенной полосе шириной 4 м на участке от Северянинского путепровода до МКАД. В августе же строители должны сдать связку Балаклавский проспект – Рублевское шоссе. Реконструкция шоссе Энтузиастов завершится не раньше февраля 2014 года. На Щелковском шоссе пока ведутся подготовительные работы, а на Ленинском проспекте они стартуют в 2013 году. В проект его реконструкции входит новая развязка на МКАД. В ближайших планах стройкомплекса работы на Рязанском проспекте от Садового кольца до границы с областью, участок автодороги от пересечения Садового кольца с Новым Арбатом до пересечения Можайского шоссе с МКАД, реконструкция ряда развязок на Волгоградском проспекте. Всего в ближайшие три года власти Москвы собираются реконструировать 12 вылетных магистралей, а за пятилетку – все 19.

А вот от планов реконструкции Комсомольского проспекта они предпочли вообще отказаться: против выступили на общественных слушаниях жители Хамовников, поскольку проект предполагал вырубку деревьев у 46 домов.

По словам Андрея Бочкарева, выбирая, какие магистрали надо реконструировать в первую очередь, а где с началом работ торопиться не следует, город исходил из того, что южный и юго-восточный сектора города наиболее загружены. Именно поэтому Варшавка и Каширка были выбраны для старта. При этом серьезные ограничения на работы накладывает наличие подступающей к трассам плотной застройки. В таких случаях строителям приходится ограничиваться обустройством заездных карманов и прокладкой дорог-дублеров.

Руководитель Департамента строительства также отметил, что важным фактором является вопрос синхронизации работ на вылетных магистралях в Москве с их продолжением на федеральных и областных трассах за пределами города.

«Это необходимо, чтобы избежать проблемы «бутылочного горлышка», когда автомобилист едет по широкой трассе в городе, а за МКАД попадает на узкую, в лучшем случае двухполосную дорогу», – пояснил Андрей Викторович.

Планируется синхронизировать деятельность Москвы и Московской области, а также Министерства транспорта и федеральных агентств, которые отвечают за развитие дорожной сети. Например, платную трассу в обход Одинцова, которая свяжет МКАД с Минским шоссе в Подмосковье (должна быть сдана в будущем сентябре), планируется соединить с северным дублером Кутузовского проспекта.


Листки клевера скоро облетят

Город же за пределами «старой» Москвы на присоединенных территориях самостоятельно займется ликвидацией «бутылочных горлышек». Для этого начнется реконструкция Калужского шоссе – Москомархитектура уже разрабатывает проект его расширения.

«Мы будем строить там развязки даже в тех местах, где пока нет населенных пунктов, но в градостроительном плане уже стоят задачи жилой и офисной застройки», – пояснил чиновник.

Развитие транспортной инфраструктуры должно опережать жилищное строительство. Пока городские власти, отметил глава Департамента строительства, не ставят перед собой задачи массированной застройки новых земель. Речь идет о создании условий для перераспределения потоков пассажиров.

Другой задачей в «новой» Москве станет строительство дороги, связывающей Солнцево и Бутово с дальнейшим продвижением на Видное. Это рокада, которая будет идти параллельно южному участку МКАД. Ее проектирование уже ведется. Причем заново прокладывать ее не придется:

новая магистраль пройдет в створе уже существующих на новых территориях дорог местного значения, что позволит ей органично вписаться в создаваемую там городскую среду.

На первых порах при развитии дорожного строительства на присоединенных территориях, несмотря на достаточное количество незастроенных земель, акцент будет сделан на расширении, реконструкции и ремонте уже имеющихся дорог. Ведь на новых территориях осталось еще немало населенных пунктов, где вообще нет дорог с твердым покрытием, а только проселки. Со временем же и для «новой» Москвы будут проектироваться новые большие трассы, которые позволят эффективно осваивать ее просторы. Но это уже когда на пустующих ныне землях появятся административные и офисные здания, а также предприятия, когда туда переместятся городские и федеральные органы власти.

В значительной степени улучшить ситуацию в местах пересечения вылетных магистралей с МКАД должна намеченная городскими властями замена старых развязок в форме четырех лепестков клевера направленными съездами. Сегодня «клеверные» развязки уже не справляются с плотным транспортным потоком. Новая развязка, без пересечения транспортных потоков, уже построена на Новорижском шоссе и еще одна строится на Ленинградском.

Аналогичные конструкции появятся через два года на развязках МКАД с Мичуринским проспектом и Профсоюзной улицей. Их сооружение планируется начать в первой половине 2013 года.

На участке МКАД от Молодогвардейской улицы до Рублевского шоссе должны появиться правоповоротный съезд на Рублево-Успенское шоссе в область, две эстакады на две полосы, а также боковые проезды на две полосы для организации поворотного движения и для общественного транспорта. А на Можайском шоссе от МКАД до Садового кольца появится эстакада длиной 1,8 км для транзитного движения.

Реконструкцию развязки на пересечении Дмитровского шоссе с МКАД планируется завершить в будущем сентябре. Работы здесь идут с марта. Проект предусматривает строительство трехуровневой полноповоротной развязки, которая обеспечит двустороннее непрерывное движение по МКАД и шоссе в пределах развязки. Развязка будет совмещена с транзитным тоннелем для движения из центра в сторону области.

Андрей Юрьевич также посетовал на то, что из-за обилия крупных торговых центров МКАД превратилась из объездной скоростной магистрали в торговую улицу. Впрочем, закрывать и сносить эти комплексы, как это было сделано с рынками, отцы города не собираются. Однако размещение новых вдоль МКАД будет строго ограничено. А хозяевам существующих предложат обустроить дополнительные съезды на трассу и боковые проезды.

В ходе реконструкции МКАД на участке от Профсоюзной улицы до Ленинского проспекта будет построено более десятка пешеходных переходов, несколько велодорожек, эстакады, съезды, а в некоторых местах планируется расширение проезжей части. На участке от Ленинского проспекта до Можайского шоссе обустроят боковые проезды для разделения транзитного потока, двигающегося по МКАД, и потоков, связанных с обслуживанием объектов на прилегающей территории. В районе же Троекуровского кладбища появится подземный переход.

Наконец, на участке МКАД от Каширского шоссе до Варшавского запланировано строительство транспортных развязок на пересечении с Юго-Восточной хордой, улицей Подольских Курсантов, нескольких боковых проездов, а также реконструкция развязки на пересечении МКАД и Липецкой улицы.


Вместо четвертого кольца – четыре хорды

Но расширение вылетных магистралей и совершенствование развязок не уводит нас от прежней порочной концепции развития дорожной сети в виде радиусов и колец. Такая система не дает возможности для перемещения между двумя окраинами города, особенно если учесть, сколько соседних территорий разрезано железными дорогами, разделено промзонами или парками.

Изменить ситуацию должно строительство четырех хордовых, или рокадных, магистралей, которое также должно начаться уже в самое ближайшее время. Этот проект должен прийти на смену Четвертому транспортному кольцу, а несколько участков бывшего ЧТК станут фрагментами будущих рокад.

По мнению Андрея Бочкарева, кольцо могло быть эффективным, но чрезмерная дороговизна проекта сделала его строительство нецелесообразным. Стоимость строительства составляла 50 млрд дол.

В первую очередь это связано с тем, что для него необходимо освободить большое количество участков, выплатив компенсацию хозяевам расположенных там объектов. Поэтому и было принято решение отказаться от этой идеи и решать транспортную проблему с помощью хорд. Сейчас в работе находятся три направления: Северо-западная, Южная и Северо-восточная хорды. Они фактически пролегают в существующих створах, поэтому освобождать территории властям не придется.

Уже построенный участок кольца на востоке, между шоссе Энтузиастов и Щелковским шоссе, станет частью Северо-восточной хорды. Дальше она пойдет в сторону Открытого шоссе. На юге этот участок выйдет на МКАД в районе Вешняков – Люберец, где уже заранее построена развязка.

В IV квартале начнется строительство участков от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы.

Наиболее активное строительство сегодня развернулось на участках Северо-западной хорды. В I квартале 2013 года строители должны сдать несколько ее фрагментов: Алабяно-Балтийский тоннель, строительство которого ведется с 2006 года, и реконструированную Большую Академическую улицу от улицы Приорова до Дмитровского шоссе. На Дмитровке сейчас уже идет строительство развязки. Участок от Большой Академической до Ярославского шоссе протяженностью 6,5 км планируется завершить в 2014 году. Заканчивается проектирование участка хорды от Дмитровского шоссе до Алтуфьевского и от Алтуфьевского до Ярославского. Таким образом, основная часть северного участка магистрали уже спроектирована или находится в активной стадии строительства. Южная часть Северо-западной хорды – от Ленинградского проспекта вниз по улице Алабяна на улицу Народного Ополчения с выходом на Мневники – пока находится в стадии проектирования. Но уже в конце текущего года или в первые месяцы следующего и здесь начнутся строительные работы.

Вплоть до августа 2013 года строительные работы будут идти и на Южной хорде от Рублевского через Аминьевское шоссе и далее через улицу Лобачевского и Балаклавский проспект с выходом на Варшавское шоссе. Торги по выбору генерального подрядчика для прокладки этой магистрали уже успешно проведены, а экономия бюджета составила более миллиарда рублей.

В дальнейшем от Варшавского шоссе Южная рокада будет продолжена до пересечения с Каширским шоссе с выходом в Братеево. Практически вся трасса пройдет в существующем створе. Только на участке от Варшавского до Каширского шоссе придется прокладывать новую дорогу. Один из участков пройдет под железнодорожным полотном. Срок ввода в эксплуатацию Южной рокады по условиям контракта – август 2013 года.


На новые рельсы

Добиться, чтобы Москва поехала, при нынешней концентрации автотранспорта невозможно. Для кардинального решения проблемы нужно сделать так, чтобы совершать поездки на общественном транспорте стало быстрее и комфортнее, чем на личном. А для этого, как минимум, следует сделать систему скоростного общественного транспорта более разветвленной, пересадку с одного вида транспорта на другой более удобной, автомобилисты же должны получить возможность спокойно оставить свою машину на стоянке, чтобы продолжить свою поездку на метро.

Для этого, как не раз уже говорилось, создается система транспортно-пересадочных узлов. Их проектируют так, чтобы время пересадки с одного вида транспорта на другой занимало не более трех минут. Сейчас определены 14 железнодорожных платформ и 41 станция метро, где планируется построить ТПУ.

При этом основная ставка в развитии общественного транспорта будет сделана на развитие метро – прокладку новых линий и строительство новых станций. Уже ведется строительство второго вестибюля метро «Бауманская», трех новых электродепо – «Печатники», «Братеево» и «Митино» – и 21 новой станции. В нынешнем году в общей сложности сдается 8,5 км линий с тремя станциями.

В последний день августа на Калининской ветке уже открылась станция «Новокосино».

До конца года на Замоскворецкой линии появится «Алма-Атинская», а на Арбатско-Покровской – «Пятницкое шоссе». До 2015 года планируется ввести в эксплуатацию 75,6 км новых линий, 37 станций и пять электродепо. А в 2020 году протяженность московского метрополитена составит 451,2 км, количество станций дойдет до 252.

К 2020 году в городе появится Третий пересадочный контур протяженностью 46,6 км. По словам Андрея Бочкарева, это основное направление для города. До 2014 года начнется строительство всех его участков. Самая короткая линия метро – «Каховская» – станет его составной частью.

В этом году на юге Замоскворецкой линии будет открыта новая конечная станция «Алма-Атинская». Это будет станция мелкого заложения.

Ее северный наземный вестибюль расположится в районе Братеевской улицы с выходами к жилой застройке, южный подземный вестибюль – вблизи Ключевой улицы с выходами к жилым домам. Между «Коломенской» и «Автозаводской» на «зеленой» ветке появится станция «Технопарк», расположенная на территории завода ЗИЛ.

К концу 2013 года на Бутовской линии должно завершиться строительство нового участка – от станции «Улица Старокачаловская» до «Битцевского парка» с промежуточной станцией «Лесопарковая». Протяженность участка составляет 5 км. В отличие от уже действующего участка Бутовской линии, который проходит по поверхности, новый будет глубокого залегания (на глубине около 20 м). Строительные работы начались в сентябре 2011 года, и до конца этого года планируется завершить строительство тоннелей от станции «Улица Старокачаловская» до станции метро «Лесопарковая».

«Лесопарковая» будет расположена непосредственно у МКАД. К ней автомобилисты могут добраться с МКАД по удобному съезду и воспользоваться у метро перехватывающей парковкой. На линии работают четыре проходческих щита. Со станции «Битцевский парк» можно будет совершить пересадку на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии. Строительство нового участка также существенно улучшит транспортную ситуацию в округе, так как 270 тыс. человек, которые проживают в Бутове, помимо Серпуховско-Тимирязевской линии смогут пользоваться и Калужско-Рижской. А в следующем году должны быть разработаны проектные предложения по продлению Бутовской линии легкого метро от станции «Бульвар Дмитрия Донского» на территорию «новой» Москвы.

Ускорить прокладку новых участков метро московские власти рассчитывают еще и за счет отказа от сооружения на них таких прежде неотъемлемых элементов каждой подземной станции, как бомбоубежище, причем оборудованной автономной дизельной электростанцией.

В интерьере станций могут появиться и новые, непривычные элементы. Речь идет о защитных барьерах, которые препятствуют падению пассажиров на рельсы. Полигоном для установки подобных заграждений может стать ныне строящаяся Кожуховская линия. Там на платформах планируют устанавливать прозрачные перегородки с раздвижными дверьми вдоль перрона во всю высоту станции.

Линию, протяженность которой может составить 35 км, начнут строить в этом году, а поезда по ней пойдут в 2015-м. Здесь будет восемь станций: «Авиамоторная», «Нижегородская», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Некрасовка». Линию такой большой протяженности в Москве еще не проектировали. Все станции на ней будут длиной 164 м, с двумя вестибюлями, ширина платформы 11,5–15,0 м. Строительство будет вестись открытым способом, глубина залегания 10–27 м от верхней части рельса. Пассажирские платформы планируется выполнить в двух вариантах: двухпролетные (с одним рядом колонн) и трехпролетные (с двумя рядами).

Другой важной составляющей частью системы рельсового внеуличного транспорта должна стать железная дорога.

Годовой объем пассажирских перевозок к 2020 году планируется увеличить с 532 млн человек до 846 млн. За это время в городе должны быть проложены 226 км новых путей.

Важнейшим элементом системы железнодорожных пассажирских перевозок в городской черте должно стать Малое кольцо МЖД после запуска по нему пассажирского движения. По словам Андрея Бочкарева, работать оно будет фактически в том же режиме, что и метро: интервал между поездами в час пик не превысит 5 минут. По сути, кольцо станет круговой наземной линией метро протяженностью около 50 км.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ЭнергокомплексИНАГлавУПДКМосводоканал
АКСИТЕХМОСПРОМСТРОЙ