НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Поезд следует в депо. Столица развернула программу по строительству метродепо


Столичное метро растет небывалыми темпами. Но метрополитен – это не только блеск станций, скорость поездов и безупречный график движения. Ничего бы этого не было без такой простой, казалось бы, вещи, как депо, где проходит техническое обслуживание поездов. В настоящий момент с этим в столичной подземке наблюдаются определенные трудности.

За конечной станцией

Депо для поезда все равно что гараж или станция техобслуживания для автомобиля. Поскольку метрополитен – это транспорт, сопряженный с повышенной опасностью, о чем пассажирам каждый день напоминает вежливый женский голос из репродуктора, составы должны иметь место, где бы их осматривали, а при необходимости – и ремонтировали. Надо сказать, что строительство депо немного запаздывает за развитием всей сети метрополитена. По словам Мэра Москвы Сергея Собянина, новые депо для нужд столичного метрополитена не строились с 1996 года, хотя новые линии и станции продолжали открываться. Поэтому к сегодняшнему дню ощущается серьезный дефицит мест для ночного отстоя и ремонта подвижного состава.

Глава города поставил перед метростроевцами задачу синхронизировать строительство депо и новых линий метро. И эта задача уже выполняется. В частности, активно идет работа по модернизации электродепо «Фили» для обслуживания поездов Треть его пересадочного контура (ТПК). В ходе реконструкции будет сооружена подземная двухпутная линия от станции «Шелепиха» ТПК для заезда подвижного состава в электродепо. Соединительная ветка протяженностью 1,73 км будет начинаться в районе Мукомольного проезда и Шелепихинской набережной.

Всего же на строительство новых электродепо и реконструкцию существующих планируется выделить внушительную сумму, заявил заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

– На развитие сети электродепо в столице пойдет 7–8% средств от общего объема финансирования программы строительства метро, это порядка 70–80 миллиардов рублей, – рассказал Марат Хуснуллин. – В таких депо предусмотрены все виды ремонта, вплоть до капитального, а это, по сути, полная разборка вагона и сборка его заново. Это практически заводы по строительству новых вагонов.

В настоящий момент Московский метрополитен обслуживают 15 электродепо. В 2016–2017 годах будут введены в эксплуатацию семь новых и реконструированных электродепо для обслуживания строящихся и действующих линий метро, в том числе за пределами МКАД, в районе деревни Челобитьево Мытищинского района, где по планам столичного Департамента строительства в 2015 году должна появиться и новая станция, которая станет конечной на Калужско-Рижской линии.

Развиваются и другие радиусы.

– У нас активно строится электродепо «Солнцево». Мы его планируем запустить вместе с Калининско-Солнцевской линией метро в 2017 году, – отметил Марат Хуснуллин. – Строительство депо позволит создать около 1100 новых рабочих мест. Этот объект очень важен для обслуживания поездов Калининско-Солнцевской линии метро, – добавил заммэра.

Депо строится на территории промзоны «Солнцево». Его площадь составит 85 тыс. кв. м. Электродепо будет обеспечивать техническое обслуживание и ремонт восьмивагонного подвижного состава «желтой ветки» метро.

– Кроме того, возводим электродепо «Руднево» для обслуживания новой Кожуховской линии и «Нижегородское» – для запуска Северо-Восточного и Южного участков Третьего пересадочного контура. Активно расширяем депо «Планерное» и «Владыкино», приступили к строительству «Саларьево». Уже в этом году мы откроем электродепо «Лихоборы», которое станет базовым по ремонту поездов Люблинско-Дмитровской линии, – перечислил Марат Хуснуллин.

Наверстать упущенное

По словам заместителя Мэра, за пять лет в Москве были построены два электродепо – «Митино» и «Братеево», еще два были реконструированы – «Выхино» и «Печатники».

– В городе почти 20 лет новые депо не строились вообще – последнее было сдано в эксплуатацию в 1995 году. Однако реализация масштабных планов по развитию сети столичного метрополитена, который к 2020 году вырастет в 1,5 раза, стала бы невозможной без возведения новых обслуживающих и ремонтных корпусов. При этом строительство депо – это еще и важный социальный проект. Он позволит создать в Москве новые рабочие места, снизить себестоимость и улучшить качество обслуживания вагонов, уменьшить перепробег электроподвижного состава и, как следствие, затрат на капремонт, снизить уровень потребления электроэнергии, – подчеркнул глава Стройкомплекса.

В новых электродепо создаются возможности для отдыха локомотивных бригад – они оборудованы душевыми, раздевалками, столовыми, медицинскими кабинетами, комнатами релаксации и психологической разгрузки и спортивными залами.

В районе Братеево, рядом со станцией «Алма-Атинская», появился целый завод депо, где проходить капитальный ремонт смогут 330 вагонов, а текущий, плановый – 550. Такой завод столице необходим, ведь к 2020 году столичные власти обещают проложить 150 км новых подземных линий. И если сейчас москвичей обслуживают 4,5 тыс. вагонов, то уже спустя восемь лет их количество возрастет в 1,5 раза – до 6,5 тысяч.

При этом по техническому регламенту каждый вагон подземки проходит плановый осмотр в депо раз в 24 часа. Когда обнаруживаются небольшие неисправности, они устраняются на месте. Если проблемы серьезные, то вагон ставят на капремонт. Но в условиях депо, к сожалению, не все можно сделать. Иногда приходится отправлять вагон на завод, который его изготовил.

Обновление и развитие

Ремонтировать всегда сложнее, чем строить заново. Первым на очереди на ремонт стояло депо «Печатники». В настоящий момент его реконструкция заканчивается. Она была проведена в крайне сжатые сроки – всего за год. Начальник депо «Печатники» Александр Козлов рассказал журналистам центральных СМИ, что теперь у них появился новый отстойно-ремонтный корпус.

– Он нам был очень нужен, – отметил Александр Козлов. – Без него Люблинско-Дмитровская линия просто задыхается.

Сейчас на Люблинской линии эксплуатируются 55 составов. Из них только 19 ночью имеют «крышу над головой», то есть заезжают в депо. 36 отстаиваются на путях. В новый корпус могут каждую ночь заезжать 14–15 составов.

По словам Марата Хуснуллина, после реконструкции площадь депо увеличилась до 6,7 га. Но не все и не всегда идет гладко. В ходе работ строители столкнулись с определенными трудностями, поскольку территория, отведенная под строительство, была заболочена. Тем не менее эта проблема была решена. Были построены три дополнительных пролета по пять путей, 14 из них – для отстоя электродепо, один – это колесообточный станок. Также в рамках реконструкции были сооружены рельсосварочная станция и аварийная база службы пути, а также возведен административно-бытовой корпус, в котором будет размещаться обслуживающий персонал.

В настоящий момент Люблинско-Дмитровскую линию метро обслуживают 56 составов, включая один резервный. После ввода электродепо «Печатники» все равно остался дефицит 12 мест для отстоя поездов. Его планируется ликвидировать за счет строительства электродепо «Лихоборы».

Чтобы дефицитов не возникало, власти приняли решение опережать события. В частности, одобрена реконструкция участка электродепо «Нижегородское», расположенного на юго-востоке столицы. Об этом сообщил председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. По его словам, электродепо будет обслуживать составы строящегося ТПК (Второго кольца). Участок находится на шоссе Энтузиастов, вл. 4, в многофункциональной общественной зоне района Лефортово. Здесь размещены производственно-административные здания и склады.

– Часть объектов реконструируют, и будут возведены новые. Площадь строительства составит 39 тыс. кв. м, реконструкции – 43 тыс. «квадратов», – сказал Константин Тимофеев.

По окончании работ общая площадь строений составит 82 тыс. кв. м.

– Это даже меньше, чем площадь существующей застройки, которая составляет 89 тыс. кв. метров, – отметил председатель Москомстройинвеста. Так что в скором времени пассажиры метро в холодное время года будут садиться не в промерзшие вагоны, а в теплые и уютные.


Назад в раздел
МОЭККростГераМОЭСК
МОСПРОМСТРОЙАБЗШвабе