НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Ржавый пояс» развяжут. В Москве продолжается реновация промышленных зон


Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые до настоящего времени практически не использовались. Так называемые промышленные зоны в столице занимают тысячи гектаров. Большинство предприятий, расположенных на них, много лет назад прекратили производство и превратились в хаотично расположенные склады и несанкционированные свалки. Теперь эти территории будут использоваться и в интересах москвичей, и для развития экономики города.

Промзоны преобразятся


Промзоны Москвы занимают 18,8 га, что составляет более 17% территории города в его прежних границах. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями: городские власти не просто планируют использовать промышленные территории для градостроительного развития, но и рассматривают возможность изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное, экологически чистое производство или разместив объекты науки на своей территории.

Реорганизовать в градостроительном плане предлагается 4,3 тыс. га промышленных территорий. В их числе такие проекты, как «Тушинский аэродром» и «Территория ЗиЛ». Среди пилотных проектов также значатся промзоны «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая». Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тыс. кв. м/га, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина – на рабочие места.

Для работы с крупными промышленными территориями создана большая рабочая группа, в которую входят эксперты экономического, градостроительного, имущественного блоков. Они детально рассматривают вопросы развития, реорганизации и дальнейшего существования каждой промзоны. Задача столичного правительства состоит не в том, чтобы вывести все зоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий, чтобы в случае необходимости посодействовать развитию инновационного производства. Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например «Бирюлево», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт», наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

Дополнительным стимулом для инвесторов к реорганизации промзон станет движение пассажирских поездов на Малом кольце Московской железной дороги, которое проходит практически через все промышленные территории в срединной зоне столицы. Вокруг кольца будет формироваться принципиально новая среда с жильем, офисами и торговыми центрами. Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что 1,6 млн кв. м недвижимости построено с начала 2015 года в промышленных и коммунальных зонах Москвы, добавив, что до конца года эта цифра может достичь 1,8 млн кв. м.

В работе пять проектов

В конце прошлого года в Москве было утверждено пять проектов планировок территорий бывших промзон. Как сообщили в городском Департаменте градостроительной политики, на западе столицы реорганизуют площадку ОАО «НПО «Взлет». На участке, ограниченном улицами Производственная, Авиаторов и санитарной зоной водоводов Западной станции водоподготовки, построят жилье и объекты общественного назначения. Реновация ждет и территорию Зеленограда в районе Крюково, где расположены недостроенные объекты Центра информатики и электроники. Также будут преобразованы прилегающие участки земли. ОАО «ДСК № 3» на западе Москвы переедет на территорию ДСК № 2 – в район Очаково-Матвеевское. На его месте появится общественно-жилая застройка. Она займет участок, ограниченный Боровским шоссе, проектируемым проездом, улицами Матросова и Домостроительной. Развитие ждет и бывшие промплощадки заводов «Станколит» и «Борец» в районах Бутырский и Марьина Роща на северо-востоке столицы. Кроме того, власти столицы проведут масштабную реорганизацию территории бывшего Тушинского аэродрома в районе Покровское-Стрешнево на северо-западе Москвы. Здесь возведут 1,1 млн кв. м жилья и еще столько же недвижимости различного назначения: 9 детских садов, 5 школ, поликлинику, гостиницы, бизнес-центры, офисы, спортивные объекты, здание пожарного депо. Как отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, проект развития этой территории будет реализован не менее чем за 10 лет.

– Фактически на территории бывшего аэродрома за счет средств инвесторов будет построен небольшой, по российским меркам, город с населением около 40 тыс. человек, – сказал Марат Хуснуллин.

Городские территории выставлены на торги для развития производства

Участки промышленного назначения, которые располагаются на территории Москвы, были представлены на роуд-шоу на «Бирже торгов», где потенциальные инвесторы могли задать все интересующие вопросы по объектам.

– Объекты уже заинтересовали крупных игроков рынка, понимающих специфику таких активов. Да, они не принесут мгновенной прибыли, но это вложения на перспективу. Поэтому потенциальный инвестор должен обладать не только финансовыми ресурсами, но и перспективным видением, способностью к долгосрочному планированию, – сказал руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. – Учитывая то, что земля в Москве очень дорогая, сейчас ведется детальный анализ функционирования каждой промышленной территории в Москве. Всего промзон 209, из них выбраны 52, которые будут рассматриваться в приоритетном порядке. Границы некоторых зон будут скорректированы. Часть зон может вообще потерять статус промышленных.

Всего власти Москвы предлагают 17 площадок под строительство промышленных, а также складских предприятий. Суммарная площадь земельных участков составляет 31 га, общая стоимость годовой арендной платы превышает 915 млн руб.

Самый крупный земельный участок площадью 7,7 га расположен на востоке города в промзоне «Руднево» (участок № 1). Документация предполагает размещение на участке промышленного и общественно-делового предприятия. Здесь разрешено многоэтажное строительство с предельной высотой объекта до 85 м, общей площадью 241 тыс. кв. м. Начальный (минимальный) размер годовой арендной платы составляет 222,7 млн руб.

Кроме того, в промзоне «Руднево» инвесторам предлагаются в аренду участки № 3, 4, 5, 6, 7, 8 площадью от 0,9 до 3,3 га с производственным назначением. Согласно градостроительному плану, на этих участках инвестор может реализовать размещение научных, исследовательских, творческих центров, бизнес-инкубаторов, технологических парков и технополисов малого и среднего бизнеса. Начальная стоимость годовой арендной платы – от 33,9 до 130,1 млн руб.

В Зеленограде на участке площадью 0,9 га в 1 м Западном проезде Северной промзоны инвестор может возвести промышленно-производственные объекты общей площадью 13,1 тыс. кв. м. Начальная стоимость годовой арендной платы – 2,08 млн руб.

Под размещение складских предприятий Москва предлагает четыре земельных участка – два из них располагаются на территории промзоны «Солнечная», корп. 6 и 14, в Западном административном округе, на Боровском шоссе, напротив вл. 47А, стр. 1, а также на севере столицы в Ижорском проезде, 210А. Площадь участков варьируется от 0,28 до 0,71 га, стоимость годовой аренды – от 3,3 до 20,2 млн руб. Срок действия договора аренды по всем земельным участкам составляет 10 лет с возможностью пролонгации договора.

Участки, предлагаемые Москвой, станут драйверами комплексного развития городских территорий, уверен председатель совета директоров ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев.

– Развитие на участках научных, инновационных, медиа- и творческих центров, технопарков и технополисов оправданно и как источник рабочих мест, и как составляющая бизнес и развивающей инфраструктуры Москвы. Арендаторам сегодня интересен качественный проект на выгодных условиях. И если вокруг создается вся необходимая инфраструктура – оборудование, лаборатории, производственные помещения, а также различные специфические сервисы, – проекты будут востребованы, – считает эксперт.


Назад в раздел
МосводоканалМОЭСКМОЭККапитал
ШколаАБЗ