НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва-река станет парадной улицей. Столичные власти всерьез взялись за благоустройство набережных Москвы-реки


Набережные Москвы-реки всегда являлись одной из важнейших туристических достопримечательностей столицы, излюбленным местом прогулок жителей и гостей города. Столичные власти решили их благоустроить, а также запланировали организовать новые туристические маршруты на прогулочных судах, что стало особенно актуальным в связи с грядущим в 2018 г. Чемпионатом мира по футболу. Как заявил руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников, главная река столицы должна стать главной «парадной улицей» с качественной архитектурой.

Престиж и соревнование


Протяженность самой реки только в пределах городской черты составляет 83 км, остальные ее участки находятся за границами мегаполиса. Когда городские власти решили заняться обустройством набережных Москвы-реки, в фокусе рассмотрения оказались 10 400 га земли. Территории, прилегающие к руслу реки, специалисты традиционно классифицируют по нескольким категориям: 10% из них являются жилыми, 11% – общественными, 25% – производственными, 14% относятся к природным и озелененным, 10% – транспортные и 12% можно охарактеризовать как неблагоустроенные и неосвоенные. Масштабный проект реноваций затронет территории семи округов города. При этом самые большие преобразования запланированы в Северо-Западном автономном округе, где власти хотят улучшить 2570 га, на втором месте находится Южный административный округ (ЮАО), где будет благоустроено 2400 га, а на третьем месте по масштабам изменений находится Западный административный округ (ЗАО), где планируется реорганизовать 2340 га.

Чтобы выбрать достойного исполнителя задуманных планов по благоустройству набережных, еще в августе 2014 г. был объявлен открытый международный конкурс на разработку градостроительной концепции территорий, прилегающих к Москве-реке. Его организатором выступило Государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» по заказу Москомархитектуры. Заявки на участие подали 216 компаний из 15 стран мира, победителем был признан консорциум архитекторов во главе с российской компанией «Проект Меганом» архитектора Юрия Григоряна. Разработанная этими компаниями концепция стала частью Генплана развития Москвы.
 
Чистая, активная, доступная улица-река

Свыше 166 км набережной Москвы-реки по задумке инициаторов проекта должны стать украшением самой длинной и красивой улицы столицы, которой станет сама река. Сегодня многие прибрежные зоны напоминают «территорию отчуждения» с громоздкими бетонными строениями конца прошлого века, не вдохновляющими на романтические прогулки. Но уже в ближайшие два года ситуация изменится. Чистая, активная, доступная – вот какой станет Москва-река. Будут созданы новые точки «городского значения».

– К примеру, парламентский центр в Мневниках – это активация не участвующего в работе города полуострова, – поделился планами преображения главной водной артерии столицы Юрий Григорян. – Для нас самая дорогая точка – это Капотня, и нам хотелось бы, чтобы как раз юго-восток стал полигоном. Есть такие места, несколько забытые в городе, и именно там хочется активировать общественную жизнь.

В настоящее время развернуты масштабные работы по преобразованию 16 площадок на берегах Москвы-реки, сообщил в конце февраля заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на ежегодной коллегии Стройкомплекса, посвященной итогам работы отрасли в 2015 г. и планам на 2016 г.

– Это и такие масштабные проекты, как «Зарядье» и «Лужники», и уютные прогулочные зоны на Симоновской набережной и в районе Тушино, – сообщил заместитель Мэра.

Ведутся работы на бульварной зоне Хамовнического Вала, в экологическом парке в Братеевской пойме, в парке Капотни и в парке «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Проект реорганизации прилегающих к Москве-реке территорий предполагает возведение более 28 млн кв. м недвижимости к 2035 г., сообщает интернет-портал Стройкомплекса.

– За это время будет построено 12 транспортных и 12 пешеходных мостов, 64 километра новых набережных и 40 общественных центров, – заявил Марат Хуснулин. – Кроме этого, планируется благоустроить 73 км существующих набережных. Таким образом, Москва-река станет новой точкой притяжения для жителей и гостей столицы.

Внимание специалистов-архитекторов, а также гостей и горожан уже давно привлекает реорганизация территории Завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ). Пока это место далеко от совершенства, но это ненадолго. На этой территории в ближайшем будущем планируется создать большой парк площадью восемь гектаров, а в перспективе его расширят до 40 га, построить пешеходную зону с магазинами и даже организовать яхт-клуб.

Кроме того, уже этой весной начнется благоустройство территории Лужников к Чемпионату мира 2018 г., и, конечно же, оно затронет прибрежную зону.

– За счет сокращения автомобильных полос на набережной Лужников будут организованы специальные дорожки для бегунов, велосипедистов и роллеров, – рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Расширение набережной и наполнение ее разнообразными объектами инфраструктуры – прокатом, пунктами общепита, велопарковками, раздевалками, душевыми и камерами хранения – сделает ее еще более удобной для любителей активного отдыха. Благодаря политике, проводимой Мэром Сергеем Собяниным, в Москве появилось уже немало новых общественных и рекреационных зон. Лужники станут еще одним круглогодичным центром притяжения для москвичей.

Все проектные решения ориентированы на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова и имеющихся зеленых насаждений парка, заверил эксперт. У спорткомплекса также появится новая система навигации: территория для удобства будет разделена на пять частей. Сориентироваться и найти нужный объект помогут многочисленные пешеходные и парковочные указатели в виде стел, стендов, табличек и т.д. Работы по благоустройству планируется завершить в 2017 г.

Современные и деловые берега

Существующие сегодня рабочие проекты предполагают также создание новой зоны отдыха вдоль набережной в районе Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити», реализацию крупных проектов комплексной жилой застройки (многофункциональный комплекс «Сердце столицы», проект «Симоновские холмы», квартал «Ривер Парк»), строительство детского развлекательного парка DreamWorks в Нагатинской пойме. Проект планировки территории бывшего Тушинского аэродрома имени Чкалова («Город на реке Тушино – 2018») предполагает многофункциональную застройку с жилой и спортивно-рекреационной функцией на площади 224 га.

Для благоустройства территорий у воды Москомархитектура разделила столичные набережные на пешеходные, транспортные и комбинированные. На пешеходных набережных транспортные магистрали будут отделены от береговой линии парками, пляжами и площадями. На набережных комбинированного типа предполагается сохранение автомобильного движения, однако по обе стороны от дороги будут созданы комфортные участки для пешеходов и велосипедистов. Транспортные набережные также будут подвергнуты преобразованию. Некоторые идеи трансформации сегодня выглядят футуристично, но эксперты считают их вполне выполнимыми. Например, по эстакаде вдоль набережной над водой предлагается запустить движение настоящих трамваев на колесах.

В мире такие проекты уже были воплощены в жизнь – например, в Италии, Франции и Китае. Транспортное средство, представляющее собой гибрид трамвая и автобуса, будет двигаться по одному рельсу, оно будет в несколько раз легче обычного трамвая и не будет иметь вредных для экологии выбросов. Этот вид транспорта по задумке инициаторов сможет компенсировать недостатки радиально-кольцевой системы и соединять те территории, которые сегодня не имеют другой связи между собой. Например, от Печатников до Рублево-Архангельского на «новом» трамвае можно будет проехать за час двадцать. Маршрут предлагают разбить на три отрезка: Печатники – Китай-город, Китай-город – Сити и Сити – Рублево-Архангельское. А общее число остановок на пути следования планируется создать около 60. Но это пока еще идея, требующая дальнейшего обсуждения и утверждения. А вот создание регулярного водного сообщения между районами Москвы на судах – вопрос ближайшей перспективы. По сути, будет создан еще один вид общественного транспорта, а для этого потребуется обустроить причалы. Востребованными регулярные речные перевозки станут только на небольших расстояниях, но все равно помогут разгрузить столичные дороги.

Дорогое удовольствие

Реконструкция набережных начнется в 2016 г., а первые результаты благоустройства москвичи и гости столицы смогут оценить в конце 2017 – начале 2018 г. Всего до 2035 года на Москве-реке появятся 40 портов и пристаней, 24 новых моста. Отмечается, что реконструкция набережных создаст около 900 тыс. новых рабочих мест.

Благоустройство набережных – проект масштабный, требующий специальных компетенций и соответствующего финансирования. В январе 2016 г. стало известно, что столичные власти рассматривают возможность создания компании – государственного девелопера для реализации проекта по благоустройству территории вдоль набережных Москвы-реки. Идея была позаимствована у коллег из Гонконга – там создан орган городского девелопмента, который, управляя государственными средствами, занимается развитием территорий.

– Он делает инвестиции от лица государства и зарабатывает некие средства на этом проекте, то есть проект полностью самоокупаем, – пояснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Инвестиции возвращаются с развитием коммерческой части, они идут на погашение трат за инфраструктуру, транспорт, благоустройство, инженерные коммуникации. Это хорошая, эффективная схема, которая могла бы быть применена и в проекте «Москва-река». В идеале это должна быть структура под патронажем государства, но, очевидно, не орган государственной власти.

Общую стоимость всего проекта реконструкции и благоустройства набережных в настоящий момент назвать затруднительно, поскольку сметы будут составляться индивидуально по каждому участку запланированных работ в разное время.

За счет бюджета столицы уже благоустроена Крымская набережная, идут работы на территории ЗИЛа, возводится парк «Зарядье», реализуется проект развития Краснопресненской набережной.

– Развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, – это большой и комплексный проект, к реализации которого будут активно привлекаться инвесторы. На сегодня у нас уже есть договоренности с частными компаниями по реконструкции более 30 км набережных, – говорил летом минувшего года заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин. По его словам, всего до 2019 г. в столице благоустроят 56 км набережных. Концепция развития прибрежных территорий Москвы-реки – это проект, по своим масштабам не имеющий аналогов в мире.


Назад в раздел
СаториМИЦЭнергокомплексГеопроектизыскания
ФондВК