НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Впереди Китая и США. Гребной канал стал ударной cтройкой XXI века


Столичный Департамент строительства подвел итоги работы отрасли за три квартала. Объявлено, какие объекты будут введены в строй до конца текущего года. По-прежнему приоритетными для города остаются дорожное строительство, прокладка новых линий метро и ввод в строй новых детских садов. Однако и жилищное строительство в городе не останавливается.


Как построить детский сад

Как сообщил руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев, по сравнению с прошлым годом резко выросли темпы строительства детских садов: «В то время как в прошлом году мы построили 20 детских дошкольных учреждений, в этом году в Москве планируется ввести в строй 76 на 11 170 мест.

К 1 сентября было введено в эксплуатацию 31 дошкольное образовательное учреждение на 4580 мест, завершено строительство еще десяти». Все они будут оборудованы специальными лифтами и пандусами для детей-инвалидов. 90% детских садиков возводятся по типовым проектам. В основном в городе крупнопанельные сборные детские сады на 125 и 220 мест. Пятнадцать из них пришлось строить в монолитном исполнении, потому что столичная стройиндустрия оказалась не в состоянии обеспечить строителей необходимым количеством комплектов.

«Хотя детский сад – небольшое стандартное здание, но для строителей это достаточно сложный объект, – отметил Андрей Бочкарев. – Им приходится решать вопросы, связанные с освобождением площадки, переносом коммуникаций, зачастую вести строительство в районах с уже сложившейся застройкой, а также соблюдать жесткие требования Роспотребнадзора и Госпожнадзора к подобным объектам».

Снижение темпов ввода в строй детских садов в прошлом году объясняется сложностями с выбором подрядчиков в соответствии с нормами Закона о размещении госзаказа № 94-ФЗ. Побеждавшие на электронных аукционах за счет резкого снижения цены подрядные организации по большей части оказались не в состоянии справиться с поставленной задачей за выделенные деньги, и многие из них попросту бросили объекты. Согласно данным, приведенным Андреем Бочкаревым, с девятью такими подрядчиками контракты уже разорваны. На расторжение еще с 25 поданы иски в суд – добровольно отдавать свои объекты они не хотят, а пока контракты не расторгнуты, другой подрядчик не может прийти на площадку.

Выход был найден через размещение заказа на возведение детсадов казенным предприятием, которое может проводить торги не по Закону 94-ФЗ, а в соответствии с Законом № 223 «О закупках госпредприятий и госкорпораций», по собственным регламентам. Это позволило допускать к строительству детских садов только надежные, хорошо зарекомендовавшие себя компании и за счет этого резко увеличить темпы строительства. В результате пришло немало фирм, способных построить детсад всего за 4–6 месяцев и с самым высоким качеством.

Казенное предприятие, занимающееся организацией торгов на строительство объектов социальной сферы и жилых домов, получило название «Управление гражданского строительства». Через конкурсы, проведенные казенным предприятием «Управление гражданского строительства», в этом году был размещен заказ на строительство 30 детских садов, и 18 из них были сданы до конца III квартала. При этом среднее снижение начальной стоимости контракта составляло 5–10%.

Дефицита мест в школах в городе не ощущается, и новое строительство средних и средних специальных образовательных учреждений ведется без авралов, привычными темпами в соответствии с заявками Департамента образования.

В этом году запланированы к вводу в строй 14 объектов среднего образования на более чем 7 тыс. учащихся. В их числе 11 общеобразовательных школ на 4345 мест, один колледж на 300 учащихся, один блок начальных классов и одна кадетская школа-интернат.


Метро: год прорывной

Для московских строителей 2012 год стал прорывным в сфере метростроения. В текущем году планируется ввести 8,5 кмлиний метрополитена, три станции, электродепо «Печатники», дополнительные выходы со станций «Марьина Роща» и «Бауманская». В канун Дня города был введен в эксплуатацию участок Калининской линии метрополитена от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» и станционный комплекс «Новокосино». Участок протяженностью 3,5 кмпозволил сделать доступным метро для 104 тыс. жителей района Новокосино Москвы и 88 тыс. жителей подмосковного Реутова. Кроме того, он разгрузит станцию «Новогиреево» и снизит загрузку улично-дорожной сети районов Новогиреево, Ивановское, Новокосино и подмосковного Реутова. «Новокосино» стала 186-й по счету станцией столичной подземки.

Еще две новые станции метро, которые предстоит открыть в этом году, – «Пятницкое шоссе» и «Алма-Атинская». Станция «Пятницкое шоссе» Митинско-Строгинской линии будет обслуживать население северо-западной части района Митино, а также снизит транзитное движение из пригородной зоны и Зеленограда к станции «Тушинская». Протяженность участка между станциями метро «Митино» и «Пятницкое шоссе» составляет 2 км.

Станция «Алма-Атинская» появится на южной оконечности Замоскворецкой линии и призвана улучшить транспортное положение жителей районов Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Южное и разгрузить пересадочный узел «Красногвардейская» – «Зябликово». Расстояние от станции «Красногвардейская» до «Алма-Атинской» составляет 3 км. Обе станции планируется ввести в строй в декабре этого года.

Но то, что уже сдано или готовится к сдаче, – это лишь малая часть тех работ, которые начаты в московской подземке в этом году. В настоящий момент ведется сооружение 19 станций метрополитена и четырех депо. Сейчас столичное метро имеет сеть из 12 линий общей протяженностью 305,7 км и обеспечивает перевозку от 7 до 8 млн пассажиров ежедневно.

Сеть не удовлетворяет потребности города, поэтому в рамках программы строительства метрополитена запланировано построить более 70 км линий к 2015 году.

К 2020 году протяженность линий Московского метрополитена должна увеличиться в 1,5 раза – до 451,2 км, количество станций станет равно 252. В 2012 году на развитие Московского метрополитена выделяется более 100 млрд руб., что почти вдвое больше, чем в 2011 году.

Сейчас на 88 метростроевских площадках работает около 18 тыс. человек. На прокладке новых линий метро задействованы восемь тоннелепроходческих щитов, до конца нынешнего года в действие будут введены еще шесть подобных комплексов. С помощью этой техники до конца года должно быть проложено в общей сложности еще 17 кмтоннелей.

В городе уже начато строительство Третьего пересадочного контура. В настоящий момент работы ведутся на участке «Нижняя Масловка» – «Хорошевская» – «Деловой центр». Этот участок будет введен в строй в 2015 году, его эксплуатационная протяженность – 11,7 км. На нем будет расположено шесть станций метро:

«Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха», а также достраиваемая станция «Деловой центр».

Работы, проводимые в метрополитене, включают в себя не только новое строительство, но и реконструкцию обветшавших станций. В 2012 году была завершена реконструкция и замена старого эскалатора на станции «Парк культуры» Кольцевой линии, а до конца года должна завершиться реконструкция двух станций на Филевской линии – «Филевский парк» и «Пионерская». В настоящее время на «Пионерской» и «Филевском парке» установлены временные конструкции для обеспечения безопасности пассажиров.

Решающим должен стать 2012 год и для определения дальнейшей судьбы в сфере метростроения. В частности, предстоит выбрать вариант строительства ветки метро в Солнцево. Один из них предполагает продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» через Тропарево в поселок Румянцево на территории «новой» Москвы. Оттуда красная ветка может уйти в Солнцево. Другой вариант предполагает продолжение в Солнцево строящейся линии от станции «Деловой центр» через «Парк Победы» и далее через «Ломоносовский проспект» до станции «Раменки». От «Раменок» метро может уйти дальше на юг в Солнцево.-Однако, по словам Андрея Бочкарева, этот маршрут менее вероятен, потому что придется тянуть линию в Солнцево через незаселенные промзоны.

В этом году также начинаются подготовительные работы для прокладки Кожуховской линии метро от станции «Авиамоторная» до Люберецких полей, расположенных в столичном районе Некрасовка. Эту территорию Московская область передала столице еще до присоединения территории «новой» Москвы. На Люберецких полях ведется активное жилищное строительство, и в данный момент требуется радикальное решение в сфере транспортной инфраструктуры, чтобы улучшить доступность микрорайона. Городские власти предлагают проложить Кожуховскую линию метро от станции «Авиамоторная» до станции «Некрасовка». В этом году должны начаться подготовительные работы для строительства новой ветки. От «Авиамоторной» новая линия пойдет дальше в центр до Лефортово. Завершить ее строительство планируется в 2015 году, ее протяженность составит около 35 км. Впрочем, по словам Андрея Бочкарева, в строительном комплексе столицы решается вопрос об оптимальной протяженности будущей Кожуховской линии, и, возможно, ее длина будет сокращена.

Также Андрей Бочкарев отметил, что город рассматривает запуск движения электропоездов по Малому кольцу железной дороги не как часть системы железнодорожных перевозок в городской черте, а как элемент системы скоростного городского пассажирского транспорта, составными частями которой являются метрополитен, легкое метро и монорельс. Курсировать по Малому кольцу поезда будут с пятиминутными интервалами, что характерно скорее для метро, а не для пригородной электрички. Работы по реконструкции первого экспериментального участка в южной части Малого кольца Московской железной дороги начнутся уже в этом году. В настоящее время ведутся подготовительные работы, идет перекладка коммуникаций. Предполагается, дополнительным транспортно-пересадочным контуром ежегодно будут пользоваться более 250 млн пассажиров, там будут курсировать 100 пар электропоездов.

Малое кольцо включит в себя 30 станций, в том числе 19 с крупными транспортно-пересадочными узлами с пересадкой на метро или электричку.


Дороги, жилье и вода

За восемь месяцев текущего года в Москве введено в эксплуатацию почти 9,3 км дорог, 2,38 км внутриквартальных проездов и четыре эстакады. Трассой, которая также должна обеспечить транспортную доступность микрорайона Люберецкие поля в Некрасовке, станет продолжение Комсомольского проспекта в подмосковных Люберцах. Она дойдет до проектируемого проезда № 55 в Некрасовке по эстакаде над канализационным коллектором города Люберцы. Ко Дню города было пущено движение автотранспорта по правой эстакаде проезжей части Комсомольского проспекта, дублеру и трем съездам. Всего было построено 2,9 км дорог.

С помощью новой развязки до микрорайона Некрасовка можно будет добраться напрямую, минуя узкие улицы и многочисленные перекрестки, до Октябрьского проспекта в Люберцах. В будущем планируется, что путепровод соединится со скоростной трассой Вешняки – Люберцы. Таким образом, из микрорайона Некрасовка будет обеспечен удобный выезд и в сторону МКАД, и в сторону города Люберцы. Также запланировано завершение строительства участка автомобильной дороги от существующей эстакады в сторону Люберец. Часть новой магистрали, проходящая по территории города Москвы, будет носить название «Проспект защитников Москвы». Полное завершение строительства объекта по государственному контракту запланировано на август 2013 года.

На реконструкцию основных вылетных магистралей в столичном бюджете--на 2012 год предусмотрено 22 млрд руб. Важной частью этого процесса станет строительство новых направленных съездов с радиальных трасс на МКАД, которые позволят автомобилистам перемещаться с одной магистрали на другую, не выезжая на старые развязки, имеющие форму четырехлистного клевера и именуемые в просторечии «ромашками». По словам главы Департамента строительства, развязки такого типа уместны в условиях небольших потоков и за городом, но не в условиях мощных транспортных потоков столицы.

В настоящий момент эта задумка уже реализуется на пересечении МКАД с Ленинградским шоссе. Там построен эстакадный левоповоротный съезд с Ленинградки на внешнюю сторону МКАД и правоповоротный – на внутреннюю сторону МКАД. Кроме того, предполагается возвести боковой проезд вдоль Ленинградского шоссе по направлению в область от моста через канал им. Москвы до начала съездов с шоссе, а также расширить проезжую часть участка Ленинградского шоссе от существующих правоповоротных съездов до мостового перехода и пяти полос движения.

За три квартала 2012 года в Москве было построено за счет бюджета города более 103,7 тыс. кв. м жилья. В общей сложности до конца года в рамках городского заказа в соответствии с Адресной инвестиционной программой должно быть введено в строй 49 жилых домов общей площадью 530,7 тыс. кв. м. Всего же в городе в 2012 году предусмотрена сдача 158 жилых объектов общей площадью 2,5 млн кв. м. За первые 7 месяцев 2012 года в Москве введено в эксплуатацию 37 жилых домов общей площадью 636,8 тыс. кв. м.

На развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры Москвы заложен лимит капитальных вложений в объеме 27,2 млрд руб. В программу включено 577 объектов, в 2012 году планируется ввести 117 из них.

За три квартала этого года было проложено 25,74 км водопроводных сетей, 18,83 км канализационных коллекторов, 12,67 км водостоков, 13,76 км теплосетей и 12,59 км газовых сетей.

В мае была запущена электроподстанция «Ново-Измайлово» в ВАО. Строители завершили также работы по реконструкции Восточной, Северной и Рублевской станций водоподготовки. Это позволило полностью отказаться от очистки воды жидким хлором и перевести их на более безопасную технологию обеззараживания питьевой воды гипохлоритом натрия. Общая производительность этих станций достигнет 3960 тыс. куб. м воды в сутки.

Гребной ударный…

Самым сложным объектом 2012 года для московских строителей Андрей Бочкарев назвал реконструкцию Гребного канала в Крылатском, которая была завершена в конце мая буквально за несколько дней до старта этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ. Городу пришлось построить более 12 тыс. кв. м новых помещений эллингов – мест для хранения спортивных лодок, реконструировать уже имевшиеся, также были построены новые вышки.

Сам канал, как известно, огибает овальный остров, в центре которого было сделано несколько проток – они позволяют гребцам выходить на стартовые позиции коротким путем. На самом острове установили гигантское электронное табло, вдоль трассы канала проложен монорельс для видеосъемки, который позволяет камере с оператором двигаться вдоль канала синхронно с участвующими в состязаниях лодками.

Работа на объектах Гребного канала, по словам Андрея Бочкарева, напоминала трудовой героизм советского периода на ударных стройках. Все предстояло завершить за полгода до международных состязаний, в то время как в обычных условиях подобные работы вместе с проектированием занимают полтора-два года. Четвертого июня на Гребном канале стартовали ответственнейшие международные состязания, в которых принимало участие 230 национальных команд. Работы на объекте велись вплоть до 28 мая. Было задействовано несколько тысяч строителей, на последнем этапе трудились в круглосуточном режиме. Для того чтобы техника могла пройти на остров, была построена дамба длиной 40 м, для чего потребовалось 22 тыс. куб. м грунта. За 10 дней до начала соревнований дамба еще существовала, ее демонтировали в течение двух дней. Техническим заказчиком работ на Гребном канале выступила компания «Москапстрой», генеральным подрядчиком – «Трест № 26». Это те же организации, что строили объекты Гребного канала в 70-е годы прошлого века.

И старались московские строители не зря. В ходе III этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ российские спортсмены завевали 10 золотых, 10 серебряных и 11 бронзовых наград. Почетный президент ICF Ульрих Фелдхофф заявил, что Олимпийский Гребной канал в Крылатском – уникальное сооружение, лучший в мире Гребной канал. Спортивных объектов такого уровня нет ни в Китае, ни в США.

В следующем году начнется второй этап реконструкции Гребного канала – перед проведением на нем чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ в 2014 году. Впрочем, реконструкция не коснется спортивных объектов. На этот раз речь пойдет лишь о строительстве гостиниц, предприятий общественного питания и обновления инженерной инфраструктуры.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалИНАМосгазГлавУПДК
СоюзШколаАктивКапиталРоссийский