НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Диалог» продолжается. Требования к застройщикам, работающим с дольщиками, ужесточат, а обязательное страхование могут заменить взносом в гарантийный фонд


Практические семинары «Диалог с инвестором», которые проводятся в Москве два раза в год, стали эффективным инструментом взаимодействия между подразделениями столичного Стройкомплекса и инвестиционно-строительного сообщества.

Ключевыми темами очередного семинара, который состоялся в начале лета, стали: «Практика предоставления земельных участков под цели строительства», «Усиление контроля за финансовой устойчивостью застройщиков и целевым использованием ими денежных средств», «Практика изменения вида разрешенного использования земельных участков», «Единый банк проектов как инструмент взаимодействия инвесторов, застройщиков и городских властей», «Судьба объектов, возведенных без необходимых разрешительных документов», «Оптимизация механизма подключения к инженерным коммуникациям» и «Ответственность девелоперов за задержку сроков строительства объектов».

Помимо чиновников Правительства Москвы и представителей общественных объединений предпринимателей, работающих в сфере строительства, – Клуба инвесторов Москвы и Ассоциации инвесторов Москвы – в восьмом по счету «Диалоге» приняли участие также представители федеральных органов исполнительной власти – Росреестра, Управления ФНС по Москве.

Специфика нынешней встречи руководителей Стройкомплекса с инвесторами состояла в том, что в центре обсуждения оказались вопросы, связанные с ведением жилищного строительства на привлеченные средства дольщиков. В нынешних условиях у инвесторов нет возможности привлекать дешевые заемные средства в банках, а офисная и торговая недвижимость практически не пользуется спросом. Поэтому сейчас застройщики стремятся работать на рынке долевого жилищного строительства. Поэтому вопросы о готовящихся очередных изменениях в Федеральный закон о долевом строительстве № 214-ФЗ стали одной из основных тем на нынешнем «Диалоге».

Финансовые требования ужесточат

Основной новацией в новой редакции закона должно стать ужесточение финансовых требований к застройщикам. Размер уставного капитала строительных компаний, привлекающих на стадии строительства средства будущих собственников квартир, будет увязан с масштабами строительства, которое ведут застройщики. Так, по словам руководителя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, подготовленные ко второму чтению поправки предусматривают, что размер уставного капитала застройщиков будет зависеть от общей площади объектов, на строительство которых они получили разрешение. Минимальный размер уставного капитала составит 2,5 млн руб., он будет требоваться компаниям, которые собираются строить 1,5 тыс. кв. м. Впрочем, в Москве таких маленьких зданий практически никто не строит. Средний объем площадей московской новостройки – 10 тыс. кв. м. Максимальная величина уставного капитала – 1,5 млрд руб. – потребуется застройщику, планирующему возведение жилого комплекса площадью, превышающей 500 тыс. кв. м. Если размер уставного капитала не соответствует требованиям закона, разрешение на строительство получить будет невозможно.

По словам Константина Тимофеева, сейчас лишь малое число городских застройщиков соответствует новым требованиям. У большинства размер уставного капитала колеблется от 10 тыс. до 1 млн руб. Разработчики поправок в 214-ФЗ учли реальное положение дел в отрасли и предусмотрели в проекте нового закона переходный период – до 1 июля 2017 года.

– После истечения этого срока те, кто не приведет свои финансовые показатели в норму, не смогут привлекать денежные средства населения на строительство новых объектов, – пояснил Константин Петрович.

Помимо размера уставного капитала поправки вводят и другие квалификационные требования к застройщикам, претендующим на работу со средствами населения. Такие компании не должны иметь претензий по налогам, процедуры банкротства и ликвидации, замечаний по участию в госконтрактах и недобросовестности поставщиков. Помимо этого, генеральный директор строительной компании, привлекающей средства дольщиков, и ее главный бухгалтер не должны иметь судимости. При выполнении всех указанных требований после принятия поправок Москомстройинвест будет выдавать застройщикам свидетельство о соответствии критериям, установленным 214-ФЗ. Если все эти требования не будут выполнены, застройщик не сможет привлекать средства населения, а сможет пользоваться только собственными средствами или кредитами банков. Предполагается, что Москомстройинвест будет выдавать заключения о соответствии застройщиков этим критериям начиная с января 2017 года.

Также поправки предусматривают создание на федеральном уровне единого реестра застройщиков (в Москве он уже существует на протяжении нескольких лет) и введение дополнительного механизма обеспечения прав дольщиков через размещение средств участников долевого строительства на эскроу-счетах. Такие счета могут быть открыты лишь в банках, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 млрд руб. Впрочем, в условиях кризиса, по мнению главы Москомстройинвеста, это не слишком надежный способ защиты вложенных средств.

– Сегодня банки не гарантируют полный возврат средств даже вкладчикам. А лицензии у банков отзывают каждую неделю, – напомнил Константин Тимофеев.

При этом ужесточение требований к застройщикам не рассматривается московскими властями как ограничение конкуренции.

– Мы стремимся к тому, чтобы строительный рынок Москвы был очищен от недобросовестных застройщиков, что будет способствовать развитию этого бизнеса, – отметил глава Москомстройинвеста.

Уберечь дольщиков от банкротства застройщика

Сегодня долевое строительство жилья – самый значительный и динамичный сектор столичного рынка строительства, осуществляемого за внебюджетные средства. В настоящее время по договорам долевого участия в столице строятся 454 жилых дома общей площадью 14,4 млн кв. м.

– Сегодня в городе существует задел по жилищному строительству на ближайшие 3,5 года. Темп строительства жилья не снижается, и самые главные инвесторы – это население, – уточнил Константин Тимофеев.

За пять лет население инвестировало в стройки 1,5 трлн руб. В 2016 году число договоров долевого участия, заключенных застройщиками с гражданами, выросло на 12%.

При этом готовое жилье, построенное девелоперами на кредиты коммерческих банков, полученные до начала кризиса, продается не слишком-то хорошо. Из введенных в минувшем году 25 млн кв. м реализовано чуть больше половины.

Но работа со средствами населения в кризис чревата риском появления новой генерации недовольных соинвесторов. Вдобавок к этому 26% москвичей покупают себе новое жилье по ипотеке.

Механизм приобретения нового жилья с заключением договора долевого участия с застройщиком в соответствии с Законом 214-ФЗ – наименее рискованный механизм при покупке жилья в строящемся доме. Важно и то, что соинвесторы оплачивают такие договоры только после государственной регистрации документа. Но и он не является панацеей и не может уберечь дольщиков от банкротства застройщика.

На сегодняшний день в Реестр пострадавших дольщиков в столице включено 696 человек, большая часть из которых – дольщики, покупавшие квартиры по «серым схемам»: инвестиционным договорам, векселям при отсутствии разрешительной документации.

– Граждан, которые покупали квартиру по договорам долевого участия и сегодня признаны пострадавшими, в разы меньше. И эти объекты просто долгострои, которые будут завершены позднее, чем первоначально планировалось, – отметил Константин Тимофеев. Это менее 1% от общего числа горожан, вложивших свои средства в долевое строительство жилья.

Ситуация в отрасли, несмотря на кризис, не так уж плоха: доля проблемных объектов в объеме строительства невелика. Полностью замороженных строек в Москве нет вообще.

– Около 30 адресов имеют просроченные сроки строительства, по ним поступают обращения жителей, – уточнил Константин Тимофеев.

Но, несмотря на это, Москомстройинвест будет усиливать контроль за работой застройщиков и увеличивать число проводимых проверок, тем более что в начале года он получил дополнительные полномочия для контроля за строительством, ведущимся по схеме жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов.

Спасительное страхование

Обсудили на семинаре и эффективность ранее принятых мер, направленных на повышение ответственности строительных компаний перед дольщиками, которые предусматривали ранее принятый пакет поправок к 214-му закону. Главная среди них – введенное с начала 2014 года обязательное страхование ответственности застройщиков. Требование к застройщикам заключать договоры страхования стало обязательным условием регистрации договора долевого участия в Росреестре.

При этом нововведение касалось только новых объектов, разрешение на строительство которых получено после 1 января 2014 года. Поэтому на сегодняшний день только 32% действующих договоров долевого участия обеспечены страховкой. В первый год действия закона 2014 году количество застрахованных договоров составляло 19%. Всего же в Москве сегодня действует 52 859 договоров долевого участия.

Однако крупные страховщики в основном отказываются брать их риски. Поэтому в сектор пришли небольшие компании, готовые без достаточного капитала страховать по низким тарифам. Такие компании не в состоянии обеспечить выплаты нужного размера при наступлении страхового случая. Поэтому в октябре 2015 года Центробанк повысил требования к страховщикам. Теперь риск на одного застройщика, который берет компания, должен составлять не более 30% ее капитала, а минимальные собственные средства должны превышать 1 млрд руб. На сегодняшний день только девять страховых компаний из 24, страховавших гражданскую ответственность застройщиков по договорам долевого участия в Москве, удовлетворяют требованиям Центробанка РФ.

Поскольку механизм страхования не оправдал себя в полной мере, в настоящий момент рассматривается вопрос о создании компенсационного фонда в жилищном строительстве. Об этом шла речь на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности, которое 17 мая 2016 года провел Президент РФ Владимир Путин. Механизм работы фонда заключается в следующем: застройщик отчисляет 1% от предполагаемой стоимости жилого проекта, а в случае если организация не справляется с финансированием, фонд направит саккумулированные в нем деньги на достройку проблемных объектов. Объем фонда, по мнению руководства Минстроя, может составлять 30–35 млрд руб. в год. Однако при этом, как сказал президент, фонд не должен стать механизмом, прикрывающим «чьи-то огрехи, неэффективную работу либо еще хуже – чье-то жульничество».

В настоящий момент данный вопрос целесообразности создания фонда продолжает обсуждаться на федеральном уровне. В случае если будет принято решение о создании фонда, властям предстоит определиться, когда должен включаться механизм санации застройщика.

– К примеру, в случае задержки сроков сдачи объекта на шесть месяцев, стоит начать процедуру наблюдения с установлением запрета на привлечение денежных средств населения. При этом мы не говорим о ликвидации предприятия. Юридическое лицо может продолжать строительство за счет собственных средств или банковских кредитов, – полагает Константин Тимофеев.

До введения компенсационного фонда продолжит работать предусмотренный нынешней редакцией механизм обязательного страхования ответственности застройщика полисами, выданными страховыми компаниями либо гарантиями Общества взаимного страхования. Эта структура была создана в августе 2013 года. Участники Общества взаимного страхования несут риск ответственности по долгам недобросовестного застройщика, поэтому принимаются в их ряды только проверенные компании. Вступление в общество, в свою очередь, позволяет застройщикам минимизировать свои расходы, связанные со страхованием, поскольку это некоммерческая организация, что положительно сказывается на стоимости квадратного метра недвижимости.

Что же касается деятельности Москомстройинвеста в качестве регионального контрольного органа в рамках Закона 214-ФЗ, то за первое полугодие 2016 года его специалистами были проведены 69 проверок застройщиков, в том числе 26 плановых выездных, 15 внеплановых документарных и 28 совместно с прокуратурой города Москвы и правоохранительными органами. По их итогам вынесено 116 постановлений о наложении административных наказаний, выдано 65 предписаний об устранении нарушений. В общей сложности за этот период на компании, работающие со средствами дольщиков, было наложено штрафов на 10,8 млн руб., причем 2,2 млн руб. – на строительные организации, ведущие строительство на территории Новой Москвы. Всего административных наказаний наложено на 63 организации, допустившие нарушения в сфере долевого строительства. Основным нарушением, которые мы выявляем в ходе таких проверок, является неправомерное привлечение денежных средств граждан, – сообщил Константин Тимофеев.

Снос самостроя

В рамках семинара «Диалог с инвестором» состоялся также круглый стол по проблеме сносимого самостроя. В ходе него Константин Тимофеев и глава Москомархитектуры Сергей Кузнецов пояснили, что имевший место в начале февраля этого года массовый снос самовольно возведенных построек и объектов, построенных без разрешительной документации, не был спонтанной кампанией, а был запланирован заранее. Еще в декабре 2015 года Правительство Москвы утвердило порядок сноса самостроя. После чего был составлен список из 104 опасных сооружений, подлежащих демонтажу. По 97 из них к концу первой недели февраля истек срок для добровольной ликвидации. Столичные власти в ближайшее время не намерены вводить специальные процедуры, которые помогут легализовать объекты самостроя. Объекты, построенные без документов в 2016–2017 годах, не будут узакониваться по каким-то специальным процедурам, подчеркнул Константин Тимофеев. Он также добавил, что в настоящее время без соответствующей документации могут возводиться только небольшие павильоны.


Назад в раздел
МосводоканалГераМоскапстройКапитал
ШвабеЦентр