НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Длинные деньги. Как привлечь инвестиции в крупные инфраструктурные проекты?


В России сейчас одновременно реализуется множество масштабных проектов в самых разных сферах, начиная с создания транспортной инфраструктуры и инновационных кластеров и заканчивая крупными спортивными событиями. Их воплощение в жизнь требует значительных ресурсов, в том числе и финансовых. Текущая макроэкономическая конъюнктура ограничивает доступность заемных средств, что резко повышает риски для подобного рода проектов. На Московском урбанистическом форуме в рамках дискуссии «Реализация крупных инвестиционных проектов. Как привлечь длинные деньги?» ее участники пытались найти ответ на вопросы: как привлечь инвестиции в крупные инфраструктурные проекты? Какие существуют альтернативные источники финансирования, если финансовые рынки недоступны?

Модератор сессии и член Экспертного совета при Правительстве РФ Альберт Еганян отметил, что тема привлечения инвестиций является неотъемлемой частью форума, особенно когда говорим про Москву, в которой сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты.

Точка зрения бизнеса

Руководитель Департамента финансирования инфраструктуры и проектного финансирования «ВТБ Капитал» Олег Панкратов сообщил, что Москва обладает большим потенциалом для реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), однако в настоящее время крупных проектов в рамках ГЧП в столице практически нет.

– Есть некие рейтинги, которые говорят, что Москва является на сегодняшний день регионом № 1 по развитию ГЧП, тем не менее, крупных проектов, кроме дублера Кутузовского проспекта, в рамках ГЧП и концессий не реализуется, – сказал Олег Панкратов. Он добавил, что Москва обладает большим потенциалом для проектов ГЧП в сфере строительства легкорельсового транспорта, платных и бесплатных дорог, путепроводов, заводов по переработке отходов, а также объектов социальной инфраструктуры.

– Мы являемся инвесторами крупного проекта – Санкт-Петербургского аэропорта Пулково, в который совместно с партнерами вложили 1,2 млрд евро. На сегодняшний день реконструкция закончена: построены новый терминал, бизнес-центр, новые перроны для стоянки самолетов, энергоцентр. В общем, город получил практически новый аэропорт. Кроме того, мы являемся инвесторами крупнейшего в мире частно-государственного партнерства в области строительства платных дорог, так называемого западного скоростного диаметра. По этому проекту мы завершаем строительство в этом году и до конца года открываем движение. Также мы принимали участие в строительстве дороги Москва – Санкт-Петербург и во многих других проектах. Поэтому можно с уверенностью сказать, что концессии государственно-частного партнерства – это лучшая возможность для привлечения длинных денег в инфраструктурные проекты. Например, в Пулковский аэропорт не было вложено ни одного бюджетного рубля, – рассказал Олег Панкратов, добавив, что преимущества таких проектов заключаются в том, что они охватывают весь жизненный цикл от проектирования до строительства, эксплуатации, ремонта и т.д.

Он также рассказал, что на строительство Западного скоростного диаметра было привлечено всего 210 млрд руб., и это один из самых ярких примеров ГЧП, которые банк с удовольствием финансирует. Кроме того, Олег Панкратов сообщил, что при строительстве платной дороги Москва – Санкт-Петербург были выпущены «инфраструктурные облигации», которые согласно новому законодательству позволяют передать в залог свои права по концессионному соглашению держателям этих облигаций. Таким образом, это послужило доказательством, что такое рыночное размещение возможно, подчеркнул Олег Панкратов.

В свою очередь, председатель Совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец отметил, что те усилия, которые предпринимает Правительство Москвы по созданию крупных территорий для застройки, строительству крупных транспортных объектов, – это правильно и современно.

– Отрадно и то, что начинает работать закон по промзонам. В нашей стране, если не работают прямые экономические механизмы, то, наверное, будут работать комплексные механизмы. И предприниматели, которые изначально с недоверием отнеслись к инициативе города о развитии промышленных зон, теперь вынуждены подчиняться условиям нового законодательства и включаться в их реновацию. По другому развитие столицы невозможно. У государства, в том числе у столицы, есть функция стратегии и образования территорий. Но для полноценного развития города должны быть приемлемые условия для инвесторов. Сегодня наступило время стартапов и инвестиций, когда можно с небольшим капиталом войти в проект. Но инвесторы ведут себя аккуратно и ждут, хотя самое лучшее, чего они дождутся, – это повышения цен, – заметил Леонид Казинец.

Город открытых возможностей


Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Максим Решетников рассказал об опыте Москвы по реализации крупнейших инвестиционных проектов и о новой системе поддержки реального сектора.

Москва – лидирующий регион России как по уровню развития, так и по объему реализации проектов в форме государственно-частного партнерства. Как сообщил министр, общая стоимость контрактов ГЧП, заключенных в последние годы, превысила 500 млрд руб. Преимущественная их часть посвящена созданию современной транспортной инфраструктуры города. Реализация подобных проектов в Москве основана на эффективном распределении рисков между участниками, четкой регламентации ответственности сторон, скрупулезной разработке проекта на всех его этапах, учете возможных сценариев развития и получении жителями и гостями столицы конечного продукта – необходимого городу современного транспортного решения.

– Мы практикуем не только концессию, но и долгосрочные контракты, например, по вывозу мусора, когда город реализует комплексную услугу, а операторы инвестируют в сортировку, полигоны, транспорт и т.д. У нас есть такая модель сотрудничества, как контракты жизненного цикла, по которой в последние годы меняется весь подвижной состав Московского метрополитена. Кроме того, сегодня действует новая модель городского общественного наземного транспорта, когда город оплачивает транспортную работу, а перевозчики самостоятельно обеспечивают перевозки, нанимают рабочих, приобретают подвижной состав по установленным требованиям. У нас есть большая практика привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру. Это так называемые «рублевые программы": когда объекты недвижимости, такие как бывшие школы и детские сады, находящиеся в городской собственности, передаются инвестору по программе «Один рубль за один квадратный метр» при условии, что он вкладывает свои средства в ремонт этих помещений и впоследствии оказывает социальные услуги, обеспечивая горожанам свободу выбора, – рассказал Максим Решетников, подчеркнув, что если говорить о ГЧП в более широком смысле, тогда туда попадут все девелоперские проекты, например, развитие территории ЗИЛа.

Министр отметил, что город постоянно находится в непростом диалоге с инвесторами.

– Нам интересны проекты государственно-частного партнерства, в которых инвестор готов оперировать и вкладывать свои собственные деньги. Удачным примером такого сотрудничества является строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, – подчеркнул он. При этом, как отметил Максим Решетников, для более эффективной реализации транспортных проектов на уровне федерального законодательства необходимо решение нескольких вопросов. В их числе чиновник назвал изменения законодательства, касающиеся безбарьерной системы оплаты проезда по автомагистралям.

Максим Решетников обратил внимание, что город обеспечен на два года вперед проектами, которые могут быть реализованы в рамках контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Здесь инвестор берет на себя все – от проектирования до строительства и последующего управления, а город со своей стороны приобретает готовую услугу – возможность проезда по дороге, которая поддерживается в хорошем состоянии.

Отвечая на вопрос о том, чего сейчас не хватает для реализации крупных инфраструктурных проектов в Москве, Максим Решетников сказал, что деньги в экономике есть, необходимые инструменты тоже, однако не хватает правоприменительной практики.


Назад в раздел
МоскапстройМОЭКМосгазСатори
АктивКапиталРоссийскийМОСПРОМСТРОЙ