НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Один год в Москве. Развитие присоединенных территорий начинается с создания транспортного каркаса и объектов инженерной и социальной инфраструктуры


Первого июля исполнился год, как к Москве были присоединены новые территории на юго-западе, по площади вдвое превышающие прежнюю территорию города. О том, что делается сегодня в «новой» Москве и какие проекты город намерен реализовать, чтобы превратить присоединенные земли в полноценные городские территории, – в интервью корреспонденту «МТ» рассказал исполняющий обязанности руководителя Департамента новых территорий Владимир Жидкин.


– Владимир Федорович, земли «новой» Москвы имеют довольно сложную структуру собственности, большинство пригодных для строительства участков приватизировано, есть достаточно большое количество земель, находящихся в федеральной собственности. И все-таки эти земли, принадлежащие городу, – главный резерв для нового строительства. Город уже начал проводить земельные аукционы для инвесторов?

– Департамент городского имущества завершил разграничение федеральных, частных и городских земель, и в настоящий момент уже проходят торги, на которых предлагаются участки для реализации инвестиционных проектов. Пока это еще небольшие участки и не слишком значительные сделки, в основном коммерческая недвижимость.

Часть вовлекаемых в гражданский оборот федеральных земельных участков отойдет Фонду развития жилищного строительства (РЖС), часть – городу. Сотрудничество города и фонда разворачивается достаточно успешно. В середине июня состоялся первый аукцион фонда РЖС на строительство жилья на федеральных землях. На торги были выставлены четыре лота: два в районе деревни Толстопальцево и два рядом с Троицком. На наш взгляд, это очень разумные проекты: половину объемов составляет жилье, половину – предприятия, на которых будут созданы новые рабочие места. Принципы строительства на новых территориях таковы: в каждом новом микрорайоне или поселке, где строится жилье, должны возводиться офисные здания, за счет которых можно обеспечить работой 30–40% населения, которое сюда переедет. Власти города добились пересмотра условий десятков инвестиционных проектов, заменив часть жилых площадей на места приложения труда: офисные и торговые центры, предприятия сферы услуг, объекты культуры.

– Что на сегодняшний момент в «новой» Москве уже строится в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП) на средства городского бюджета?

– В первую очередь это объекты дорожного строительства: реконструкция шести дорог местного значения, которые обеспечивают хордовые связи на новых территориях. Пока они находятся на стадии проектирования. До конца нынешнего года должны быть завершены проекты реконструкции улицы Центральной в поселке Коммунарка с выходом на Бутово, автодороги от Киевского шоссе до Калужского между деревнями Саларьево и Мамыри; автодороги Минское шоссе – Киевское шоссе – Калужское шоссе через деревни Митькино, Крекшино, Ивановское, Разос--кино, Верховье до Троицка; дороги от Боровского шоссе до Киевского, от деревни Рассказовка до города Московский и Внуковского шоссе на участке от Минского до Боровского шоссе. Кроме того, должен быть разработан проект новой автодороги, соединяющей Бутово с дорогой, ведущей из Коммунарки к аэропорту «Остафьево». Двухполосные дороги превратятся в четырехполосные – по две полосы в каждую сторону, и на них будут созданы заездные карманы. За три года подобной реконструкции должны подвергнуться 14 участков дорог второй категории.

Не обойдемся мы на новых территориях без платных дорог, строительство которых пойдет на условиях частно-государственного партнерства. Предполагается использовать схему, когда государство вносит 25% стоимости будущей дороги, а остальные 75% – инвестор. В настоящий момент при помощи Газпромбанка ведется подбор потенциальных участников подобных проектов, а также выбираются участки, где будет целесообразно построить платную дорогу.

Кроме того, в АИП текущего года включено проектирование около 30 объектов социальной инфраструктуры: поликлиник, детских садов, школ и пожарных депо. Но их строительство начнется только в будущем году. Еще до конца нынешнего лета в поселениях Первомайское, Знамя Октября, Фабрика 1 Мая и Крекшино начнется монтаж модульных быстровозводимых поликлиник, где будут принимать от 100 до 150 пациентов в смену. Всего на протяжении ближайших 3–4 лет на новых территориях планируется построить около 100 социальных объектов, 70 из них – инвесторами, остальные – за счет средств бюджета города.

– В феврале был принят федеральный закон, позволяющий изымать участки для нужд строительства на территории «новой» Москвы в упрощенном порядке. Много ли земель в итоге будет изъято у нынешних владельцев?

– Объем не будет слишком большим. Для реконструкции трех дорог потребуется изъять всего 12 участков по нескольку соток.

Впрочем, пока речь идет о дорогах местного значения, которые проходят по существующей улично-дорожной сети, и их требуется лишь немного расширить. При реконструкции Калужского шоссе потребуется изъять уже большее число участков.

К счастью, нам удалось найти транспортный коридор для реконструкции этого шоссе с минимальным сносом объектов недвижимости.

– Когда проект «новой» Москвы только стартовал, предполагалось, что в Коммунарке появится правительственный центр, куда переедут многие федеральные и городские органы власти. Но оказалось, что госструктуры не горят желанием перебазироваться. Что теперь планируется построить в Коммунарке?

– При застройке поселка Коммунарка на участке площадью 307 га, переданном городу группой компаний «Масштаб», намечено построить в общей сложности 3,5 млн кв. м недвижимости. Здесь разместятся три кластера: административно-деловой (участок 178 га), образовательный (70 га) и медицинский (58 га). Что касается административно-делового кластера, то для него в настоящий момент подобраны площадки для двух зданий и уже ведется их проектирование. Эти помещения займет префектура ТиНАО, которая пока временно размещается в Южном Бутове, а также органы муниципального самоуправления городских и сельских поселений округа. Основу образовательного кластера составит кампус Московского института стали и сплавов (МИСиС). Здесь предусматривается создание 400 тыс. кв. м недвижимости, включая 115 тыс. кв. м учебных корпусов и 175 тыс. кв. м студенческих общежитий.

Для строительства медицинского кластера определен земельный участок общей площадью 58,2 га в 3,7 км от МКАД по Калужскому шоссе. Здесь предполагается строительство больниц, исследовательских центров, поликлиник и апартаментов. Всего в Коммунарке намечается создать до 160 тыс. рабочих мест.

– За год, прошедший с того момента, как на федеральном уровне было объявлено о расширении Москвы, и до того момента, как оно состоялось, на новых территориях местными властями была выдана масса разрешений на строительство и заключено множество контрактов. Как идет процесс пересмотра инвестиционных контрактов?

– Процесс пересмотра инвестиционных контрактов начался буквально с первого дня присоединения новых территорий к Москве. Практически все заключенные контракты были рассмотрены на Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) или на рабочих группах. По некоторым из них принято решение о прекращении проекта, по некоторым – решение об участии города в контракте. Контракты, заключенные до 1 июля 2012 года, подписывались с одной стороны застройщиком, а с другой – муниципальными районами Подмосковья: Нарофоминским, Подольским и Ленинским. Теперь их место занял город Москва.

Решения приняты еще не по всем контрактам. Продолжаются переговоры с инвесторами о том, чтобы снизить объемы строящегося жилья и при этом увеличить количество объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник.

В процессе пересмотра может также увеличиться доля города в строящихся жилых комплексах. В общем, проделана большая работа не только по инвестиционным контрактам, но и по общему массиву градостроительной документации. Утверждены генеральные планы пяти из 21 поселения «новой» Москвы, разработаны проекты планировок территорий на 10 млн кв. м, выданы разрешения на строительство 16 млн кв. м.

– Троицкий и Новомосковский административные округа должны иметь полицентрическую структуру. На присоединенных территориях определены 12 центров развития, приоритетных участков, где будет вестись наиболее интенсивная застройка. Как они будут развиваться?

– В первую очередь будут развиваться территории, наиболее близкие к Москве: технопарк в Румянцево, многофункциональный кластер в поселке Мосрентген, административно-деловой кластер в Коммунарке, «Аэрополис» во Внуково. В состав «Аэрополиса» войдет гоночная трасса с покрытием такого уровня, что можно будет проводить соревнования «Формулы-1». Вокруг этой трассы планируется построить выставочный комплекс, административные здания, офисные и торговые центры – в общей сложности около 1,5 млн кв. м недвижимости. Реализовывать этот проект будет сам аэропорт «Внуково» – до конца 2016 года.

В Мосрентгене и Румянцево уже полным ходом идет строительство. В Румянцево в этом году чешская компания вводит в строй 200 тыс. кв. м офисных площадей. Всего там должно быть построено 700 тыс. кв. м коммерческой недвижимости.

Вообще по мере удаления от МКАД в сторону Калужской области степень градостроительной активности будет снижаться.

На новых территориях планируются три пояса. Первый, от МКАД до Троицка, – частично урбанизированная зона с высокой концентрацией административно-деловой застройки, плотностью до 10 тыс. кв. м/га. Второй пояс, от Троицка до Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), – зона низкой урбанизации, где будут строиться прежде всего образовательные и медицинские учреждения, с плотностью застройки не более 7 тыс. кв. м/га.

Третий пояс, от ЦКАД до границы с Калужской областью, – рекреационная зона с малоэтажной жилой застройкой, плотностью не более 5 тыс. кв. м/га, где будут парки, пансионаты, санатории.

В Троицке, который и в советское время был наукоградом, разместится инновационно-научный кластер.

В поселении Рязановском, вблизи от аэропорта «Остафьево», на участке, принадлежащем компании RDI, площадью около 100 га, предполагается создание агропродовольственного кластера. На его же территории разместится и тематический парк для реконструкции исторических событий.

– Означает ли это, что город одобряет проект создания агропродовольственного кластера на новых территориях и имеющиеся там на данный момент сельхозпредприятия продолжат свою работу, а их руководители не переведут свои хозяйства на другие территории и не начнут вести на них строительство?

– Пока решение о судьбе агрохозяйств, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов, не принято. Здесь расположено 11 крупных предприятий,-производящих сельхозпродукцию. Часть из них – федеральные ГУПы, работающие под эгидой Академии наук: «Птичное», «Кленово-Чегодаево», «Каменка», «Толстопальцево», «АПК Воскресенский». Кроме того, есть агрохозяйства, принадлежащие крупным коммерческим структурам – группам RDI, «Абсолют», «Масштаб», ВЭБ. Они продолжают работать, получают от города поддержку в виде субсидий, платят налоги. Снижения объемов производства за ними не наблюдается. Выводить их с новых городских территорий, не замещая ничем другим, московские власти не собираются. Для таких отдаленных населенных пунктов, как Кленово, Чегодаево, Вороново, Киевский, расположенные в них агрохозяйства являются градообразующими предприятиями, и в ближайшее время их специализация сохранится.

Например, в поселке Киевский, расположенном достаточно далеко от МКАД, в районе железнодорожной станции «Бекасово» будет построен логистический комплекс площадью 1 млн кв. м. Его сооружением должны заняться французские специалисты.

– Говоря о развитии транспортных магистралей «новой» Москвы, вы не упомянули кольцевую бетонку. В какой срок ее участок, проходящий через присоединенные территории, будет реконструирован, превращен в современную трассу?

– Конкретный срок реконструкции нашего участка Центральной кольцевой автодороги пока не определен. Но в программе развития московского транспортного узла он выделен как приоритетный. Думаю, работы там могут начаться уже в будущем году.

– До какого пункта дойдет выделенная полоса на Калужском шоссе?

– По мере реконструкции этой трассы выделенная полоса для автобусов должна быть проложена на всем ее протяжении до границы с Калужской областью. Но делаться она будет постепенно, по мере выполнения реконструкции. На данный момент утвержден проект первых восьми километров выделенной полосы за пределами МКАД. По ней на автобусе можно будет добраться до метро «Саларьево».

– Какие новые виды транспорта придут на присоединенные территории?

– Предполагается соединить аэропорты «Домодедово» и «Внуково» линией легкого метро, которое запланировано проложить в срок до 2020 года. Помимо этого рассматриваются варианты прокладки по территории ТиНАО линии монорельса, который идеально подходит, когда требуется связать между собой населенные пункты на еще не застроенных территориях. Помимо этого рассматриваются варианты использования безрельсового легкого транспорта. Этот вариант предполагает движение автобусов не просто по выделенной, а по обособленной, отделенной препятствием полосе, не пересекающейся с другими транспортными потоками. У важнейших станций появятся транспортно-пересадочные узлы.

Реконструкции также подвергнутся Киевское и Курское направления железной дороги – там будут проложены дополнительные пути. В АИП на период до 2016 года включено 16 участков поперечных дорог, которые пройдут по присоединенным территориям и свяжут между собой Киевское и Калужское шоссе, а также станции железной дороги на Киевском и Курском направлениях. По ним автомобили смогут переместиться на территорию Московской области на Минское или Симферопольское шоссе. Кроме того, для беспрепятственного движения автотранспорта будут построены путепроводы над полотном железной дороги: четыре на Киевском направлении и один на Курском.

– Помимо территорий на юго-западе к Москве год назад были присоединены территория Рублево-Архангельского, где будет создан Международный финансовый центр, а также инновационный центр «Сколково». Что на сегодняшний день там происходит?

– Развитием территории Сколкова занимается сегодня Департамент градостроительной политики. Что же касается Рублево-Архангельского, то оно вошло в состав Западного административного округа, тем не менее градостроительным развитием будущего Международного финансового центра занимается Департамент новых территорий. Здесь на участке площадью 460 га предстоит построить 5,5 млн кв. м объектов недвижимости, в том числе 1,8 млн кв. м офисно-деловых зданий. В настоящее время застройщиком-инвестором является ОАО «Сбербанк России», а Москомархитектурой готовится документация для проведения международного конкурса на создание архитектурно-градостроительной концепции на застройку территории МФЦ.

Результаты конкурса будут использованы при разработке документации по планировке территории.

– Что будет сделано для сохранения природных зон на территории «новой» Москвы? Как можно лесные массивы превратить в городские парки?-– Природные территории в ТиНАО занимают примерно 65 тыс. га, на них предполагается разместить 45 парков. Я уже говорил, что новые земли будут разделены на три пояса урбанизации. В первом, наиболее близком к Москве, и предусматривается создание парков для повседневного активного отдыха москвичей – вблизи крупных жилых образований. Во втором поясе предлагается формирование тематических парков, ориентированных на выезд всей семьей на уик-энд. Здесь предполагается создать, например, значительный по площади природный парк с этнографической деревней в урочище «Введенское-Борисовка» и биогеоценологической станции «Малинки», зоологический парк с центром реабилитации и спасения диких животных, спортивный парк с горнолыжной трассой, лыжно-биатлонным стадионом со стрельбищем, а также регулярные парки вокруг старинных усадеб.

В третьем поясе урбанизации предлагается разбить парки, ориентированные на экстремальные виды спорта, включая технические и военно-прикладные, пейнтбольные центры, конный парк, мотострелковый клуб, трассу для гонок на квадроциклах, аэроклуб, картодром. Здесь также уместны парки, являющиеся частью туристических маршрутов по Центральной России: парк развлечений «Мир русской сказки», мемориальный парк «Зосимова пустынь», этнические агродеревни с мини-отелями и т. д. Большие лесные массивы, расположенные на удалении от Москвы, предполагается превратить в крупные лесопарки, которые станут экологическим каркасом «Большой Москвы». В настоящий момент Департамент новых территорий совместно с НИиПИ Генлана Москвы проводит подготовительную работу для создания таких парков и изыскивает возможность привлечения для этого инвесторов.

– Как существующие на территории «новой» Москвы деревни и садоводческие товарищества впишутся в создаваемую городскую среду? Не будут ли диссонировать кварталы с многоэтажной застройкой и сельские домики?

– Садоводческие некоммерческие товарищества будут благоустраиваться: туда подведут газ и водопровод и проложат удобные подъездные дороги. Этим занимается подведомственное нашему департаменту государственное казенное учреждение «Развитие Московского региона». В этом году оно должно проложить 11,07 км подъездных автодорог, 4,33 км линий внешнего электроснабжения, 67 км газовых сетей, выполнить мелиоративные работы на площади 492,5 га. Но в основном сейчас ведется проектирование будущих инфраструктурных объектов для садоводческих товариществ. На проектные работы по сооружению инженерной инфраструктуры и подъездных дорог для сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ в этом году запланировано выделить 500 млн руб.

– Какие объекты «новой» Москвы будут введены уже в этом году?

– В Коммунарке на территории сельского поселения Сосенское планируется сдать квартал с объемом жилых площадей более 190 тыс. кв. м. Вместе с жильем будет введен в строй детский сад площадью 3,5 тыс. кв. м на 120 мест.

На территории поселения Внуковское вблизи деревни Пыхтино ООО «Мортон-Юг» заканчивает жилой комплекс «СолнцевоПарк» – 298 тыс. кв. м жилых площадей. Там строятся два детских сада на 370 мест общей площадью 10,6 тыс. кв. м и школа на 1,5 тыс. учащихся.

Также на территории Внуковского поселения застройщик ООО «Московский +» в этом году должен ввести жилой комплекс «Первый Московский город– парк». Еще один жилой комплекс на территории Внуковского сельского поселения – вводимый в этом году микрорайон «Переделкино-Ближнее» площадью 134 тыс. кв. м. Застройщиком выступает ООО «Олета». Вместе с комплексом будет введен в строй садик на 220 мест площадью 4,5 тыс. кв. м.

На территории поселения Десёновское появится жилой комплекс «Новые Ватутинки», застройщиком выступает ООО «ИнвестТраст». Там будет 170 тыс. кв. м жилья и детский сад на 245 мест.

Еще два жилых комплекса строятся в поселке Московский.

В микрорайоне Юго-Западный компания «ПромИнвестЭстейт» должна ввести 70,4 тыс. кв. м. В поселке появятся также две поликлиники на 300 и 400 посещений в смену.

До конца нынешнего года в «новой» Москве должно быть введено 1700 тыс. кв. м недвижимости. Из них 1100 тыс. кв. м – жилье и 600 тыс. кв. м – коммерческая недвижимость и объекты социальной инфраструктуры. Все должно быть посвящено одной цели: «новая» Москва – это часть нашей столицы.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ИНАГераСаториГеопроектизыскания
ШвабеРоссийскийЦентр