НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Точки роста. На каких из них основана концепция полицентрического развития столицы


На специальном заседании Правительства Москвы и. о. заместителя Мэра Москвы Марат Хуснуллин отметил самые значимые объекты, возведенные московскими строителями за 25 лет. Предметом их особой гордости стало возрождение храма Христа Спасителя, восстановление Казанского собора и Манежа. Кроме того, практически полностью воссоздан исторический парковый ансамбль в Царицыно, достроен музей на Поклонной горе, реконструированы планетарий, зоопарк, Исторический музей, Большой театр, построен Деловой центр «Москва-Сити»…


Новая концепция развития

Особо остановился Марат Хуснуллин на том, что удалось отстоять стадион «Лужники». Дело в том, что эта спортивная арена заявлена для участия в проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году. Согласно требованиям ФИФА, стадион должен был вмещать 89 тыс. человек. Но для этого его пришлось бы фактически снести и построить новый.

– Мы два месяца сидели с проектировщиками, вертели и так и этак, чтобы сохранить существующий стадион, но ничего не получалось, – рассказал Марат Хуснуллин на пресс-конференции после заседания правительства города. – В итоге было решено просить ФИФА снизить количество мест до 81 тыс. Федерация футбола не сразу, но согласилась. Потребуется, правда, углубить чашу стадиона, но на внешнем виде это не отразится.

Однако за этими достижениями не стоит забывать то, что происходит прямо сейчас. Ведь мы стали свидетелями изменения самой концепции развития Москвы. Раньше город развивался по кольцевому принципу, то есть существует единый центр, а к нему присоединяются все новые и новые территории. Подобная концепция была хороша в Средневековье, но для современного мегаполиса она решительно не подходит. Поэтому было принято решение развивать город по совершенно иному принципу. В 2012 году в состав Москвы вошли обширные территории вдоль Киевского и Калужского шоссе, ранее принадлежавшие Московской области. В результате столица стала граничить непосредственно с Калужской областью. Реализуется концепция полицентрического развития столицы – определены 12 точек экономического роста новой территории, завершается разработка территориальных схем и практически сформирован транспортный каркас, – заявил Марат Хуснуллин.

На новой территории уже в этом году будет введено 500 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Это склады, офисы, торговые помещения. Одновременно будут созданы 30 тыс. рабочих мест.

Собственно, на новых территориях уже существуют и успешно развиваются два крупных кластера – это технопарк «Румянцево» и ТЦ «Лотус-Сити», расположенный в поселке Мосрентген.

Одна из главных проблем при развитии районов новой массовой застройки – недостаточное внимание к социальной инфраструктуре. Теперь вся «социалка» вводится одновременно с жилыми и офисными площадями. Как рассказал Марат Хуснуллин, на новых территориях до конца этого года будет введено в строй 7 детских садов, 3 школы и 6 учреждений здравоохранения.

Москва всякая важна

Развивая новые территории, строители не забывают и о «старой» Москве. В частности, проработаны градостроительные концепции развития примерно 40 производственных территорий площадью 2,5 тыс. га. В итоге здесь возможно возведение 15 млн кв. м новой недвижимости.

– Проработана территория ЗиЛа, ТИР «Москвич», Тушинского аэродрома. Кроме того, определены границы земельных участков и предварительные параметры строительства 41 транспортно-пересадочного узла, – отметил чиновник. – В рамках работы Градостроительно-земельной комиссии рассмотрено более 1400 вопросов, еще 3832 – на Рабочей группе комплекса, – рассказал Марат Хуснуллин.-По его словам, существенно упрощены процедуры работы комиссий и принятия ими решений. Работа, которая проводилась по ревизии всех ранее выданных ГПЗУ, также завершена. В текущем году было выдано 192 ГПЗУ. В целом по итогам 7 месяцев этого года приняты решения о дальнейшей реализации проектов строительства емкостью 4,6 млн кв. м, о прекращении реализации – на 2,2 млн кв. м.

В результате должно появиться почти 42 млн кв. м недвижимости. Генеральных планов застройки участка (ГПЗУ) выдано еще на 34 млн кв. м, и еще более 20 млн кв. м составляет емкость застройки территорий, по которым разработаны проекты планировки.

В этом году уже введено 3,76 млн кв. м недвижимости, что на 63% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего, согласно планам городских властей, по итогам года должно быть введено не менее 8,4 млн кв. м недвижимости, из которых более 3 млн кв. м должно составить жилье. Таким образом, город выйдет на пиковый докризисный уровень, который был достигнут в 2009 году.

– Именно такие темпы позволят городу не стареть и оставаться привлекательным для проживания и бизнеса, для инвестиций в его дальнейшее развитие. Для обеспечения соответствия формируемой городской среды лучшим мировым стандартам и повышения качества реализуемых архитектурных и градостроительных решений создан Архитектурный совет, внедрена практика проведения конкурсов на разработку концепций градостроительного развития по крупным и значимым городским территориям и уже проведен ряд международных конкурсов.

К таким территориям относятся Зарядье, ЗиЛ, Политехнический музей. Стартует конкурс на строительство Государственного центра современного искусства и на застройку территории Ходынского поля. Завершена большая работа по концепции общественных пространств с датским архитектором Яном Гейлом, законодательно определен порядок и условия формирования архитектурноградостроительных решений, – заявил Марат Хуснуллин.

Он отметил, что конкурс на обустройство территории, где раньше стояла гостиница «Россия», то есть района Зарядье, вызвал небывалый интерес со стороны архитекторов со всего мира. Было подано 240 заявок, из которых комиссия выбрала шесть лучших. Грядет второй тур, который и определит победителя. Пока лишь ясно одно: городские власти решили, что на этом месте будет парк. Никакой жилой или деловой недвижимости, как это планировалось раньше, на территории Зарядья не появится. Одновременно будут бережно отреставрированы старинные храмы, находящиеся там.

Такое внимание к паркам не случайно. Не зря их называют зелеными легкими мегаполисов. И по объему этих легких на сегодняшний день Москва находится на первом месте в мире.

– Только на территории «новой» Москвы разрабатываются концепции организации 45 природных парков на площади 12,7 тыс. га, – отметил Марат Хуснуллин.

Европейский образец и испанская технология

Был период, когда строительство метро практически не велось. За последние несколько лет метростроевцы стремятся наверстать упущенное.

На сегодняшний день работы ведутся более чем на 100 площадках объектов метро, на которых трудятся 32 тыс. человек, то есть почти в два раза больше, чем в прошлом году.

– Тоннелепроходческие механизированные комплексы в этом году в общей сложности должны пройти 40,5 км под землей.

На ряде участков одновременно идет бурение тремя щитами, – рассказал Марат Хуснуллин.

Столичные власти планируют до конца года ввести 12,5 км новых линий метро, на которых будет расположено шесть станций и два электродепо. Уже в сентябре посетителей примут станции «Жулебино» и «Лермонтовский проспект». Они существенно улучшат транспортную ситуацию на юго-востоке города. Почти 90% населения прилегающих районов сможет дойти до метро пешком. Также будут введены участки Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» и Калининско-Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».

На пресс-конференции, которая состоялась после заседания правительства города, Марат Хуснуллин рассказал журналистам, что во время своей поездки в Рио-де-Жанейро, где он изучал опыт подготовки к чемпионату мира по футболу, руководство города рассказывало ему о своих успехах в деле строительства метро. Линию протяженностью около 10 км бразильцы строят почти девять лет. А Москва за один 2013 год планирует ввести 12,5 км новых линий.

Эти 12,5 км в этом году – не предел. По мнению Марата Хуснуллина, темпы строительства метрополитена будут нарастать.

В 2015–2016 годах планируется вводить в год по 20–25 км новых линий.

Добиться таких темпов помогут изменения в самой концепции строительства станций метро. На возводимом Третьем пересадочном контуре метрополитена решено отказаться от классических советских планировок, вместо этого станции будут возводиться по европейскому образцу с использованием испанской технологии. Так получается быстрее и существенно дешевле. Как пояснил чиновник, такое решение позволит в перспективе сэкономить до 80 млрд руб.

– Колоссальная работа ведется по снижению стоимости на этапе экспертиз. Поставлена задача: контролировать не только ценообразование, но и принимаемые проекты и решения. В результате этих решений по итогам года сэкономим сотни миллиардов рублей, или почти 21% от заявки, – сказал Марат Хуснуллин. – Мы в рамках проектирования метрополитена с этого года переходим на европейские стандарты. Новый тоннель на Третьем пересадочном контуре будет запроектирован как двухпутный тоннель, то есть в одном тоннеле будут проходить два поезда.

Надо сказать, что планы строительства двухпутных тоннелей представляют собой своеобразный возврат к истокам. Ведь на первом участке столичной подземки, том самом, который «от Сокольников до парка…», использовались именно двухпутные тоннели. На вопрос журналистов, почему выбрана именно эта схема, Марат Хуснуллин ответил кратко:

– Это дешевле и быстрее. И более безопасно. В настоящий момент решено, что «евростанции» и двухпутные тоннели будут только на Третьем контуре, однако столичные власти не исключают возможность применения этого опыта и на других линиях. Название первой станции, построенной по европейской проектировке, пока не известно, его обнародуют ближе к концу года.

Новые трассы и магистрали

Едва ли не самой острой проблемой Москвы являются дороги. Как и в случае с метрополитеном, был период, когда новые дороги и развязки практически не строились, а автомобильный парк при этом постоянно увеличивался. Ситуация стала близка к критической – город превращался в огромную пробку. В последнее время положение стало потихоньку выравниваться.

– В рамках дорожного строительства, где в активной стройке находятся более сотни объектов, в этом году сдаются четыре вылетные магистрали из 18, вводятся 70 км дорог, 14 искусственных сооружений и 50 пешеходных переходов, – рассказал Марат Хуснуллин. – В настоящий момент уже введены в эксплуатацию раньше намеченного срока развязка на пересечении Ленинградского шоссе с МКАД, эстакада на пересечении Рублевского шоссе с улицами Маршала Тимошенко, Академика Павлова и Осенним бульваром, эстакада по основному ходу Ярославского шоссе в районе улицы Вешних Вод. Также завершены основные работы по реконструкции Варшавского и Каширского шоссе. Оба объекта планируются к сдаче в сентябре.

Помимо этого в самое ближайшее время, то есть в конце августа – начале сентября, будут введены в эксплуатацию трасса, проходящая по Балаклавскому проспекту, Рублевскому шоссе и далее от МКАД до Варшавского шоссе, и 2-й пусковой комплекс реконструкции транспортной развязки с МКАД Ленинградского шоссе. После реконструкции откроется сплошное бессветофорное движение по Ярославскому шоссе от МКАД до Садового кольца, будет введена в эксплуатацию транспортная развязка на пересечении с 3-м Нижнелихоборским проездом в составе реконструкции Дмитровского шоссе.

13 школ и 16 спортивных объектов

Совсем недавно была устойчивая тенденция по закрытию детских садов и переделки их под офисы. Причины этому явлению были и экономические, и демографические. Но с ростом рождаемости возникла острая нехватка детских дошкольных учреждений. Властям города пришлось срочно решать эту проблему, для чего была принята специальная программа по строительству детских садов.

Как рассказал Марат Хуснуллин, за прошедшие два года было построено 102 детских сада. В этом году запланирован ввод 36, из которых 19 будут построены за бюджетные деньги.

– К началу сентября мы планируем ввести с заселением восемь садиков. Завершена работа по проектированию новых типовых садиков – эти проекты предусматривают создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями и возможность размещения в условиях стесненной городской застройки на земельных участках различной формы, – заявил Марат Хуснуллин. – При этом, несмотря на небольшой размер и не всегда стандартную форму участков, будут соблюдаться все современные требования по безопасности, комфортности, технологичности и энергоэффективности. По итогам года будет сдано 13 школ и 16 спортивных объектов.

За семь месяцев сданы 10 объектов здравоохранения, из которых девять построены на внебюджетные средства, а до конца года будет введено еще восемь объектов.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
ЭнергокомплексМосгазМД-группМосинжпроект
КапстройситиШкола