НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Каждое время диктует свои требования…» Отвечая им, сегодняшние власти столицы корректируют приоритеты в области градостроительной политики


О том, как четверть века назад было положено начало созданию Московского строительного комплекса, какие главные задачи стоят сегодня перед столичными строителями и почему в последнее время так ощутимо изменилось законотворчество в строительной сфере, в интервью «МТ» рассказал депутат Государственной Думы, член Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Владимир Ресин.


– Владимир Иосифович, в этом году исполнилось 25 лет столичному строительному комплексу. Вас по праву считают его отцом-основателем. Пожалуйста, напомните нашим читателям, как все начиналось.

– Решение о создании Московского строительного комитета принималось на уровне Cовета министров СССР, настолько это было значимо не только для Москвы, но и для страны в целом.

Если посмотреть постановление (№ 409 от 4 апреля 1988 г. «О совершенствовании организационной структуры управления строительным комплексом г. Москвы»), то там в первых абзацах написано, что перевод организаций и предприятий строительного комплекса г. Москвы на экономические методы хозяйствования требует более совершенной системы управления. Вот для этого и понадобилось создать такую структуру: для координации и эффективного управления всем градостроительным процессом столицы.

Первые годы были непростые для Московского стройкомплекса. Переход с плановой экономики на новую, рыночную совпал с началом 1990-х, когда бешеная инфляция поставила стройкомплекс на грань выживания. Кирпич дорожал, цемент тоже.

Стоимость всех процессов строительства раздувалась умножением на какие-то немыслимые коэффициенты. У госпредприятий таких денег не было. У города тоже. Сейчас в это трудно поверить, но стройки в Москве практически остановились.

Пятисоттысячная на тот момент армия столичных строителей в любой момент могла оказаться на улице.

Нам пришлось принимать беспрецедентные для того времени решения. Взять деньги в кредит у банков на жилищное строительство. Продать долгострои на аукционах и вырученные деньги вложить в строительство объектов социальной сферы. Строительство школ, поликлиник, детских садов нельзя было останавливать ни при каких условиях.

Помню, как мы методично объезжали строительные организации. Собирали руководителей, многие из которых не верили в наши возможности, беседовали с коллективами. Выезжали на стройплощадки, где в «ручном режиме» разбирали проблемные ситуации: старая система оказалась нежизнеспособной, новая требовала иных принципов организации работ. Главное было – не утратить контакта с людьми, не потерять управляемость стройкомплексом.

Но в результате система не просто выстояла. Она перестроилась на новый лад, окрепла и нарастила мощности. Мы строили, к примеру, дом, продавали в нем квартиры и закладывали сразу три дома. Один из них снова распродавали, а в двух других давали бесплатное жилье очередникам. Благодаря этому даже в самую трудную пору очередь на муниципальное жилье в столице медленно, но продвигалась вперед.

– Назовите, пожалуйста, «горячую десятку» исторических строек Москвы последних лет.

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Как для родителей все дети одинаково любимые, так и для меня все построенные объекты – важные и исторические. Конечно, за минувшие двадцать лет город изменился до неузнаваемости. Сегодняшняя и вчерашняя Москва, как говорят в Одессе, две большие разницы.

За эти годы столица, по сути, восстала из руин. Я сам иногда удивляюсь, когда вспоминаю, какой она была, и вижу, какая она теперь. Москва выглядит современным городом, жизнь в котором не замирает ни днем, ни ночью. Разумеется, были и ошибки, и перекосы, которых можно было бы избежать. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Результаты труда стройкомплекса вполне материальны и осязаемы. Ими в ежедневном режиме пользуются миллионы москвичей. За 25 лет московскими строителями возведено 88,8 млн кв. м жилья, более 400 школ, 816 детских садов, десятки объектов здравоохранения, 100 ФОКов. Но восторгаться сделанным нет смысла, так как надо думать в первую очередь о том, что нужно еще сделать.

Если называть конкретные объекты, то за четверть века в столице были построены десятки уникальных зданий и сооружений, многие из которых уже стали предметом гордости москвичей. Мемориальный комплекс на Поклонной горе, храм Христа-Спасителя, музей-заповедник «Царицыно», уникальный жилой район Куркино, Дом музыки, «Москва-Сити»… Всего не перечислишь.

– В вашу бытность главным строителем города оппозиция любила обвинять власти в том, что Москва якобы совсем утратила свой исторический облик. Принимаете ли вы хотя бы отчасти подобные упреки?

– Приведу пример. Сейчас уже мало кто вспоминает, что на месте красивого, вписывающегося в окружающую застройку отеля «Ритц Карлтон» в начале Тверской улицы еще совсем недавно высилась безликая коробка из стекла и бетона – советская гостиница «Интурист». В 2002 году по решению Правительства Москвы она была снесена. Причем снос проводился ювелирно, как операция на сердце: 22-этажное здание было аккуратно разобрано, не повредили находящиеся по соседству памятники архитектуры и истории – гостиницу «Националь» и театр им. Ермоловой. Стали бы власти вообще возиться с этим сложнейшим проектом сноса, если бы не было приоритета сохранить исторический облик города? Но «Интурист» уродовал лицо Москвы, и его было решено убрать.

– С приходом Сергея Собянина на пост Мэра Москвы у Строительного комплекса резко изменились приоритеты: место жилищного строительства заняло инфраструктурное, транспортное в первую очередь. Значит ли это, что в предыдущие два десятилетия Москва «шла не туда»?

– Каждое время диктует свои требования и условия. В 1990-е годы нам было крайне важно наращивать темпы строительства жилья: чтобы расселить ветхие и аварийные дома, избавиться от такого пережитка прошлого, как коммуналки, дать жилье очередникам и т.д. С одной стороны, с этой задачей мы справились: ежегодно в Москве строилось по 3,5–4 млн кв. м жилья, а в 2005–2007 годах – по 5 млн ежегодно! Но это же породило и ряд серьезных проблем, основной из которых является дисбаланс – большие объемы жилья при недостатке инфраструктуры.

Поэтому сегодня столичные власти выбрали в качестве приоритетного направления создание современной транспортной системы города. Это очень хорошо!

Жизнь вносит свои коррективы. Опережающее строительство жилья – существенный, но далеко не единственный фактор, порождающий пробки на дорогах Москвы. Могли ли мы предположить, например, 20–25 лет назад, что таких небывалых размеров достигнет автомобилизация? Или что так разрастется население Москвы? Смотрите сами: уже в 2010 году численность населения столицы достигла 11,5 млн, что всего на полмиллиона меньше, чем было заложено в Генплане на 2020 год!

Я уже говорил, что Москве везет с градоначальниками. Так и сегодняшние власти, отвечая требованиям времени, выбрали в качестве приоритетного направления создание современной транспортной системы города. Ежегодно на соответствующие цели идет 20–25% расходов столичного бюджета.

– Сейчас, особенно после вступления России в ВТО, на московский строительный рынок массово выходят иногородние и иностранные компании. Представляет ли это реальную угрозу для городского строительного бизнеса?

– Думаю, строительному бизнесу это только на пользу, потому что стимулирует конкуренцию, а здоровая конкуренция в свою очередь ведет к модернизации производства, росту качества, внедрению новых методов и технологий.

В столице ушли в прошлое «точечные» стройки. Сегодня перед московскими строителями стоят грандиозные задачи комплексной застройки целых микрорайонов с объектами инфраструктуры высокого уровня комфортности. Колоссальные масштабы имеет транспортное строительство: транспортно-пересадочных узлов, вылетных магистралей. Сегодня одновременно в городе задействованы 20 щитов на прокладке подземных тоннелей для метро. Отсюда, исходя из конкретных задач, легко определяются партнеры в городском строительстве. Это опытные инвестиционно-строительные компании, выступающие в роли застройщиков-инвесторов со сложившимися проектными и подрядными мощностями. Такие компании будут однозначно конкурентоспособны и в условиях ВТО, куда Россия со временем полноценно интегрируется. Не нужно бояться, что кто-то придет и отнимет работу, перешибет заказы и так далее. Надо просто делать свое дело. Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – оправдания.

Работайте качественно – и ни иногородние, ни иностранные компании-конкуренты не будут казаться угрозой.

– Законотворчество в области строительства в последние два года заметно оживилось. Почему это происходит и каковы сейчас приоритеты этой работы?

– Сегодня главная проблема, с которой сталкиваются все, кто работает в нашей отрасли, – это вопрос качества и безопасности.

Как не допустить приход на рынок продукции и услуг недобросовестных участников? И здесь одной из ключевых задач становится обеспечение информационной открытости. Наша задача – обеспечить добросовестную и честную конкуренцию, на законодательном уровне сделать так, чтобы саморегулируемым организациям было выгодно раскрывать информацию.

Сегодня, к сожалению, институт СРО в этой области все еще нуждается в законодательном принуждении со стороны государства. Постепенно в отрасли сформируется ценность репутации как механизма обеспечения ответственности за качество работ – вот тогда институт СРО заработает в полную силу. Сегодня в качестве первоочередной задачи нам нужно выработать стандарты в сфере информационной открытости, на законодательном уровне обеспечить наличие полной, достоверной и своевременной информации в отрытом доступе. Если в открытом доступе будет и черный список, и протоколы заседаний, и финансово-отчетные материалы о деятельности СРО, это сделает институт саморегулирования более понятным и прозрачным и стимулирует сами компании заботиться о своей репутации, чтобы не допускать проколов.

Ни для кого не секрет, что существует проблема коммерциализации саморегулирования. Какие есть «противоядия» от этой «болезни»? Первое – информационная открытость с влиянием на репутацию фирмы. Второе – контроль со стороны самих СРО за выполнением требований выданных допусков. И, наконец, нужно на законодательном уровне ограничить количество членов СРО, чтобы успевал работать второй принцип. Сейчас по всем трем направлениям ведется системная законопроектная работа.

В частности, в конце июня Комитетом Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству по инициативе Экспертного совета по градостроительной деятельности проводились парламентские слушания на тему «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли». Мы рассчитываем, что ключевые законопроекты в области информационной открытости СРО будут рассмотрены уже в начале осенней сессии Госдумы.

– Недавно территория нашего города выросла в два с половиной раза. С точки зрения бывалого строителя, это – находка или проблема?

– Конечно, находка. Я считаю, 2012 год войдет в историю и стройкомплекса, и всей Москвы как год, в котором территория российской столицы выросла в два с половиной раза. Это событие открывает новые большие возможности для города. При грамотном освоении эти территории смогут качественно преобразить российскую столицу.

Решение о присоединении новых территорий – это не чья-то прихоть, не сиюминутное решение. О том, что Москву надо глобально расширять, говорили давно, но не было политической воли, чтобы претворить эту идею в жизнь. Город между тем задыхался в своих старых границах. Я полностью поддерживаю идею присоединения новых территорий. В Москве для комфортной жизни необходимо создавать новые точки притяжения – структурные центры, где появятся новые рабочие мечта, объекты образования, науки, досуга. Сейчас ситуация такова, что миллионы людей ежедневно устремляются на работу в центр Москвы, а вечером – обратно. Во многом, чтобы переломить именно эту тенденцию, и было принято решение о присоединении новых территорий. В «новой» Москве будут создаваться научные, образовательные, деловые и рекреационные кластеры, цель которых – оттягивать транспортные потоки. Это позволит людям комфортно работать рядом с домом, а не ездить на работу в центр «старой» Москвы.

Другое дело, что это решение не может дать мгновенного эффекта. Более того, это дело, в котором не должно быть спешки. Важно взвешенно, выверенно, анализируя прошлые ошибки и недочеты и обязательно учитывая мнения всех горожан и жителей будущих районов столицы, выработать и реализовать пошаговый план действий по развитию новых территорий. То есть первоочередная задача сегодня – это план градостроительного развития. Сейчас завершается подготовка двух территориальных схем – на Новомосковский и Троицкий административные округа. Они и лягут в основу корректировки Генерального плана Москвы с учетом ее расширения. В этот документ войдет и развитие исторической Москвы, и градостроительная программа развития новых территорий – все в комплексе.

– Вы – член Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству. Насколько работа в стенах Парламента отличается от работы на прежде занимаемых вами должностях? Какие задачи приходится решать прежде всего?

– Работа в Думе стала для меня логичным продолжением того, чем я занимался всю жизнь. Как строитель-практик, я не понаслышке знаю все болевые точки и нюансы отрасли. И хорошо понимаю, что выработка эффективных, работающих законов – очень важная часть всего строительного процесса, без которой отрасль не сможет нормально жить и развиваться.

При Комитете по земельным отношениям и строительству я возглавляю Экспертный совет по градостроительной деятельности. Рад, что нам удалось собрать сильную команду профессионалов, которые обладают достаточным опытом и знаниями для грамотной оценки всех законодательных инициатив, которые проходят через Комитет.

Если говорить непосредственно о законотворческой деятельности, то всего с моим участием подготовлено семь законопроектов. Два из них уже приняты.

Кроме того, не теряю связь с коллегами по Правительству Москвы. Недавно Сергей Семенович Собянин встречался с депутатами, которые избирались от Москвы, и еще раз подчеркнул важность федеральной поддержки московских программ по развитию городской среды, комфортной для жизни. Транспортная проблема, образование, проблемы здравоохранения, коммунального хозяйства… Все эти вопросы в той или иной мере зависят от федерального законодательства и бюджета страны.

Надеюсь, моя помощь городу в этой области будет полезной.

– Вокруг места строительства нового Парламентского центра сломано немало копий. Столько площадок уже называлось и отвергалось! Как председатель думской комиссии по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра, раскройте секрет: когда с местом размещения центра настанет окончательная ясность? Новый Парламентский центр будет строиться или разместится в уже существующем комплексе? Можно ли назвать срок, когда Госдума сможет переехать на новое место?

– Потерпите еще немного: скоро место будет объявлено.

Оно должно быть и красивым, и функциональным – ведь необходимо в комплексе разместить 166 сенаторов и 450 депутатов Госдумы, а для этого требуется ни много ни мало – около 250 тыс. кв. м площадей. Это не только рабочие кабинеты парламентариев и сотрудников аппарата, но и залы заседаний, оборудованные по современным требованиям, информационно-справочный центр, пресс-центр и т.д. Под такой комплекс нужен подходящий участок. Нельзя ошибиться с таким важным выбором.

– Вы стали советником Патриарха Кирилла по вопросу строительства храмов в Москве, уже несколько лет курируете Программу строительства 200 новых храмов в столице. Не раз подчеркивали, что это направление работы стало для вас особенно важным. Почему? Как идет выполнение Программы?

– Я благодарю Бога, что могу приносить пользу в этом хорошем деле. Когда меня спрашивают, чем я горжусь в жизни большего всего, я всегда говорю – это храм Христа Спасителя, теперь появился второй любимец – Кронштадтский морской собор.

Программа 200 храмов – это, наверное, самый трудный в моей жизни проект, и он очень мне дорог. Я вижу, с какой надеждой люди на нас смотрят. Удивительные люди, из них веру каленым железом выжили, а они все равно ее сохранили.

Я был близок и с Патриархом Алексием, и с Патриархом Кириллом еще с тех пор, когда он был просто владыкой, со многими другими владыками. Меня поражала трагическая судьба многих священнослужителей. Я чувствую вину и отца своего за то, что было в советские годы сделано, за порушение русских святынь. То поколение, да и мы все несем полную моральную ответственность за родителей, дедов и самих себя. Поэтому эта Программа особенно важна для меня.

Что касается выполнения – то идет неплохо. За 2,5 года реализации Программы подобрано 208 участков, 8 храмов построено в прошлом году, еще 10–15 планируется сдать в этом. Вот, совсем недавно, ко Дню города, в Митино открылся новый храм – Всемилостивого Спаса.

Текст: Наталья Иванова



Назад в раздел
ГераМОЭКТеплоцентрстройКапитал
РоссийскийСбербанкАКСИТЕХЦентр