НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

По темпам строительства дорог и метро Москва признана мировым лидером. Итоги 2016 года в сфере строительства по городскому заказу


Строительство, ведущееся за счет средств городского бюджета в соответствии с Адресной инвестиционной программой, стало тем локомотивом, который позволил строительной отрасли города преодолеть кризис. Столица уверенно встречает наступающий – 2017 год с сотней километров построенных дорог, новыми станциями метро и сложнейшими дорожными сооружениями. Сегодня Москва – это гармонично развивающийся современный город, где строительство дорожной и социальной инфраструктуры не отстает от возведения инвесторами жилья и объектов коммерческой недвижимости.

Москва прирастает хордами и эстакадами

В 2016 году в Адресной инвестиционной программе (АИП) было запланировано проложить 90 км дорог, возвести 30 искусственных сооружений, построить 15 пешеходных переходов. Уже к концу осени этого года в строй было введено 67 км трасс. Вместо 30 первоначально запланированных сооружений – развязок и тоннелей – было введено в строй 39 сооружений, а вместо 15 внеуличных подземных и надземных пешеходных переходов открыто 16. Этого, по словам главы Департамента строительства города Москвы Андрея Бочкарева, удалось добиться за счет ускорения темпов строительства.

Он также счел нужным отметить, что уходящий год стал завершающим для 15 крупнейших транспортных строек. В их числе – нестандартные и сложные сооружения, такие как винчестерный тоннель в Нижних Мневниках на пересечении улиц Народного Ополчения и Маршала Берзарина.

Особенность винчестерного тоннеля заключается в том, что потоки встречных автомобилей располагаются не рядом друг с другом, а один над другим, как стволы у ковбойского ружья. Такой тоннель занимает меньше места, его можно прокладывать и в условиях плотной и стесненной городской застройки, хотя прокладка тоннелей винчестерного типа стоит существенно дороже и занимает больше времени. Он стал одним из участков Северо-Западной хорды. На другом конце этой хорды было запущено движение по эстакаде прямого хода на пересечении улиц Рябиновой и Генерала Дорохова, протяженность которой составляет 786 м.

По словам Андрея Бочкарева, на южном отрезке хорды уже выполнен основной объем работ, включая реконструкцию Рябиновой улицы, возведение эстакады на Можайском шоссе. Сейчас на этой оконечности хорды продолжается работа по реконструкции улиц Крылатская и Ярцевская, которая должна завершиться на рубеже 2017–2018 годов.

В конце 2016 – начале 2017 годов планируется начать реконструкцию участка хорды от проспекта Маршала Жукова до улицы Крылатской через Нижние Мневники с переходом через конструкции канала им. Москвы, шлюзовые конструкции. Завершить прокладку этого этапа магистрали планируется в 2018 году, и тогда откроется движение на всем протяжении Северо-Западной хорды.

А на строящейся Северо-Восточной хорде в этом году был введен в строй участок Северо-Восточной хорды – от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе с тремя эстакадами и двумя мостами. До конца года здесь должны быть завершены работы по обустройству улично-дорожной сети вокруг участка от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, который в свое время начинал строиться как начальная дуга Четвертого транспортного кольца.

По словам Андрея Бочкарева, активные работы ведутся сейчас в западной части Северо-Восточной хорды, от участка Бусиновской развязки до улицы Фестивальной и от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе; в центральной части строится участок между Измайловским и Открытым шоссе, а на юго-восточной оконечности – отрезок от шоссе Энтузиастов до соединения с эстакадой Вешняки – Люберцы на МКАД.

Еще одна магистраль, которая должна связать между собой окраинные районы на юге столицы, – Южная рокада также находится в активной фазе строительства. Андрей Бочкарев, счел нужным напомнить, что на протяжении предыдущих лет по трассе будущей магистрали уже была проведена реконструкция на западном участке, включающем в себя Рублевское шоссе и часть Балаклавского проспекта.

В ходе нее, в частности, были возведены эстакада на пересечении Мичуринского проспекта с улицей Лобачевского. Сейчас ведутся работы по продлению Балаклавского проспекта в сторону Каширского шоссе до соединения с Кантемировской улицей.

В 2016 году также было запущено движение по шестисотметровой эстакаде на пересечении Волжского бульвара с Волгоградским проспектом по прямому ходу Волгоградского проспекта. Создание там двухуровневой развязки позволило убрать светофор. Закончено строительство эстакады прямого хода на Липецкой улице.

На три месяца раньше первоначально запланированного срока открылась развязка на 41-м километре Ленинградского шоссе у монумента «Штыки», обеспечивающая бессветофорный въезд в Зеленоград, с тоннелем по основному ходу Панфиловского проспекта. Была также завершена реконструкция автомобильного и трамвайного путепроводов на Волоколамском шоссе и Богородского путепровода, проходящих над путями Московского центрального кольца (МЦК).

Наконец-то после многолетних задержек и смены генподрядчика была введена в строй эстакада прямого хода на Щелковском шоссе в месте пересечения этой вылетной магистрали с улицами 9-я Парковая и Уральская. Под площадью у метро «Университет» в месте пересечения проспекта Вернадского с Ломоносовским проспектом был введен в строй крупнейший в Европе подземный переход.

До начала 2017 года в Москве планируется сдать в эксплуатацию 30 км дорог на южном участке Северо-Западной хорды, проходящем по трассе Аминьевского шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова, а также ведется строительство подъездных дорог к пяти платформам МЦК – «Лихоборы», «Стрешнево», «Угрешская», «Зорге» и «ЗИЛ». Должна полностью завершиться реконструкция Щелковского шоссе: к Новому году предстоит завершить прокладку боковых проездов, дублеров и провести частичное благоустройство на прилегающих к трассе территориях. Кроме того, должен быть введен в строй пешеходный переход на Ленинградском шоссе в районе развязки на 41-м км.

На территории Новой Москвы интенсивно ведется реконструкция Калужского шоссе. В начале осени открылось движение по первому реконструированному участку Калужского шоссе от МКАД до 29-го км трассы. В пусковой комплекс вошли тоннель длиной 900 м около поселка Газопровод, 12 км дороги, пешеходный переход, две реконструированные эстакады у торговых комплексов IKEA и «Славянский мир», еще два разворотных тоннеля, эстакада, соединяющая объезд деревни Сосенки со старой трассой Калужского шоссе, а также мост через реку Сосенка. Сейчас ведется проектирование второго участка от Калужского шоссе до улицы Поляны.

Полным ходом идут работы по строительству первого участка шестиполосной дороги Солнцево – Бутово – Видное. В 2018 году этот участок будет завершен.

При этом в пространстве между основными направлениями дороги Солнцево – Бутово – Видное на участке от Калужского до Киевского шоссе планируется возвести конструкции продления ветки метрополитена от «Саларьево» до «Столбово», часть из которой будет проходить по поверхности. Строятся на территории Новой Москвы и менее значимые объекты.

Не забывают в Департаменте строительства и о необходимости расширения парковочных пространств. В Москве, в период января-октября 2016 года за счет городского бюджета было введено в эксплуатацию 50 объектов гаражного назначения вместимостью более 20 тыс. машиномест общей площадью почти 700 тыс. кв. м.

В их число входят четыре парковки на объектах улично-дорожной сети на 1035 машиномест, 16 парковок у жилых домов на 4500 машиномест и 30 парковок на объектах социальной сферы на 14 806 машиномест. По итогам года планируется ввести в эксплуатацию 67 объектов гаражного назначения на 25 375 машиномест.

Крупным событием для системы скоростного рельсового транспорта стал запуск движения по Московскому центральному кольцу (МЦК), последний этап подготовки к которому курировал Департамент строительства. Сейчас для пассажиров уже открыта 31 платформа кольца. Железнодорожники в настоящий момент ведут строительство инфраструктуры для пересадки с МЦК на радиальные направления. А к пяти из них за счет средств городского бюджета строятся удобные подъездные пути.

У города имеются масштабные планы по строительству капитальных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), однако большую их часть московские власти рассчитывают возвести с привлечением средств инвесторов.

Впрочем, кое-что из инфраструктуры общественного транспорта предполагается построить и на средства столичного бюджета. В частности, например, до 2019 года в Москве появятся 23 здания конечных станций городского наземного транспорта. На пяти из них уже сейчас ведутся строительные, а по остальным 18 разрабатывают градостроительную документацию. Это не часть инфраструктуры пересадки, а административные здания для отдыха линейного персонала и устранения мелких неисправностей наземного транспорта, где будут расположены комнаты для размещения диспетчеров, бытовые помещения и комнаты отдыха для водителей, а перед ними организованы площадки для автобусов.

Не забывают городские власти и о вводе в строй новых объектов социальной инфраструктуры объектов образования и здравоохранения. Так, по итогам 2016 года за счет средств АИП в строй будут введены 40 новых объектов образования – детских садов, школ, пристроек к школьным зданиям – блоков начальных классов в общей сложности на 12,6 тыс. мест. В их числе 17 новых детских садов в общей сложности на 4 тыс. воспитанников. При этом за предыдущие шесть лет в Москве за счет всех источников финансирования было построено 193 новых детских сада на 31 тыс. мест. Проблема нехватки мест в детских садах, остро стоявшая в начале десятилетия, к настоящему моменту успешно решена.

– Ситуация стабилизировалась, строительство новых детских садов ведется в плановом режиме, дефицита мест в них уже не ощущается, – отметил Андрей Бочкарев.

Кроме того, по итогам 2016 года должны быть введены в строй шесть объектов здравоохранения, из которых два уже сданы. В их числе, к примеру, в конце года должны открыться новый корпус роддома клинической больницы № 2 в Восточном административном округе, а также две новые подстанции «Скорой помощи» в районе «Северный» СВАО и в Южном Бутове. В числе введенных в строй в первой половине года медучреждений – многолетний долгострой – здание поликлиники в Южном Бутово на Изюмской улице, рассчитанное на 360 посещений в смену.

Город берется за последние панельные пятиэтажки

По программе «Жилище» и за счет средств бюджета столицы с начала года в Москве уже введено в строй 36 жилых домов жилой площадью 466 тыс. кв. м. Это жилье, предназначенное для очередников и переселения жильцов из сносимых пятиэтажек.

Успешно идет к своему завершению и программа сноса пятиэтажных зданий первого этапа индустриального домостроения. Из 1752 домов сносимых серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300, существовавших в столице на момент старта программы в 1999 году, осталось снести чуть больше 80. Последние панельные пятиэтажки в городе должны быть снесены в начале 2018 года, около шести десятков из них должны быть снесены за счет города – остальные за счет инвесторов. Основной массив оставшихся зданий должен быть ликвидирован в 2017 году. Однако в нескольких домах одна-две семьи категорически отказываются выезжать из квартир не потому, что им не нравится предложенное жилье, а потому, что им просто нравится жить в этом районе. И из-за этого снос 5–6 домов пришлось перенести на 2018 год.

На крыше «Лужников» покажут счет

Самой большой стройкой спортивных объектов, ведущейся в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП), является реконструкция Большой спортивной арены (БСА) в Лужниках, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Реконструкция Большой спортивной арены «Лужники» началась в 2014 году, завершить работы планируется с опережением графика к концу этого года. В «Лужниках» пройдут матч открытия, один из полуфиналов и финал мирового Первенства по футболу в 2018 году.

Стоимость реконструкции «Лужников» составляет 409 млн долл. (более 25 млрд руб.) Большая спортивная арена сохранила свой исторический облик и крышу. В ходе реконструкции изменилась конфигурация трибун (теперь они максимально приближены к футбольному полю) и увеличилась вместительность стадиона с 78 до 81 тыс. человек.

Этой осенью завершена установка нового 30 миллиметрового покрытия кровли стадиона. Оно ударопрочное, пропускает солнечный свет и не будет препятствовать росту натурального газона.

В общей сложности на БСА было заменено 39 тыс. кв. м покрытия. Работы стартовали в мае 2016 года. Для кровли использовали поликарбонат. Модульная структура этого материала обладает превосходной несущей способностью и термическим сопротивлением. Кроме того, крыша стадиона «Лужники» будет обладать способностью превращаться в гигантский экран. Во время спортивных матчей на медиакровле будут транслировать игровой счет и флаги команд участниц соревнований. В остальное время медиакровля станет одним из элементов архитектурной подсветки здания. Она спроектирована с учетом российских климатических условий: экран сможет работать при температуре от 30 до +50 °С. Первый пробный матч на обновленном стадионе планируется провести летом 2017 года.

Из объектов культуры самым значительным объектом, возведенным в этом году на бюджетные деньги, стала новая сцена Театра Олега Табакова на улице Гиляровского. Суперсовременное механическое оборудование сцены и системы управления позволяют осуществлять в театре не только быструю смену декораций во время спектаклей, но и существенно облегчают разнообразные монтировочные задачи. Зрительный зал театра оснащен электронной системой виртуальной акустики, которая создает эффект присутствия – ощущение погружения в акустическую атмосферу места действия спектакля. Звуковую атмосферу будет поддерживать и особая акустическая геометрия помещения – отражающие поверхности и акустические козырьки.


Назад в раздел
МосводоканалСаториЭнергокомплексМД-групп
АБЗАКСИТЕХКоминвест-АКМТ