НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Стройкомплекс работал и в праздники. Руководители подразделений столичного Cтройкомплекса выходили на работу уже 1 января, а 3 января начали объезды стройплощадок


Инвестиции города в дорожное строительство за последние шесть лет выросли в три раза и в ближайшее время сокращаться не будут. Основными проектами 2017 г. в сфере развития улично-дорожной сети города станут строительство Северо-восточной хорды и прокладка новых дорог в Мневниковской пойме, где планируется построить три новых моста через Москву-реку. Рекордными остаются и темпы метростроения: в настоящее время ведется сооружение 35 новых станций столичной подземки. Об этом сообщил, анонсируя планы на 2017 г., руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев. По его словам, с первых дней нового, 2017 года руководителям подразделений столичного Стройкомплекса предстоит напряженная работа: на службу они выходят уже 1 января, а 3 января начинаются объезды стройплощадок.

Итоги минувшего года


По итогам 2016 г. в Москве введено в строй около 100 км дорог, 30 тоннелей, мостов и эстакад. Всего с 2011 г. в Москве построено более 460 км дорог, 52 станции метро и свыше 93 км новых путей скоростного рельсового общественного транспорта, включая Московское центральное кольцо (МЦК). За последние годы было построено 155 искусственных сооружений – эстакад и тоннелей, реконструировано восемь вылетных магистралей. Осталось завершить реконструкцию шоссе Энтузиастов.

– Там работы затянулись, поскольку вдоль трассы расположены промышленные зоны, крупные предприятия, многие из которых федерального подчинения. И для переноса коммуникаций зачастую требуется множество согласований. Тем не менее этот объект планируется полностью сдать ко Дню города 2017 г., а основная расширенная трасса магистрали будет доступна для водителей уже нынешней весной. Если в 2010 г. размер инвестиций в дорожно-транспортное строительство составлял порядка 40 млрд руб., то на сегодняшний день мы увеличили эту сумму в три раза – до 120 млрд в год.

Годовой бюджет Адресной инвестиционной программы (АИП) составляет около 420 млрд руб. Примерно одна треть этой суммы идет на строительство объектов социального назначения – жилья для очередников, детских садов, школ, больниц, объектов культурного назначения и спортивных сооружений, прокладку инженерных коммуникаций, и еще около 160 млрд руб. тратится на строительство метро. Для сравнения – в 2010 г. Москва построила за счет городского бюджета объектов на 160 млрд руб. Из них около 100 млрд руб. пошли на социальное жилье и объекты инфраструктуры, а остальное, примерно в равных долях, на строительство метро и дорог. При этом следует учесть, что с тех пор совокупная стоимость строительства объектов снизилась на 25%. Этого удалось достичь благодаря открытым торгам по проектам, которые начали проводиться вместо закрытых конкурсов. Таким образом, по словам главы Департамента строительства, удалось сэкономить миллиарды рублей.

Работы на объектах дорожно-транспортного строительства ведутся круглосуточно, а сроки строительства сократились в два-три раза. При этом 60–70% всех усилий при прокладке новых дорог, по словам Андрея Бочкарева, уходит не на выполнение строительных работ, а на освобождение площадки под строительство – перенос коммуникаций, снос зданий и сооружений, попадающих в зону застройки.

Новые хорды

Главным направлением работ в 2017 г. в области дорожного строительства станет прокладка хордовых магистралей, которые должны напрямую соединить между собой соседние районы на окраинах столицы. Как сообщил Андрей Юрьевич, в наступившем году на Северо-восточной хорде будет вестись активное строительство двух основных участков магистрали: от Открытого до Ярославского шоссе и от Ярославского до Дмитровского шоссе. На этих двух отрезках будет расположено более 15 искусственных сооружений – эстакад и путепроводов. В частности, участок хорды от Открытого шоссе до Ярославского в увязке со строящимся участком от Щелковского до Открытого шоссе должен обеспечить дополнительную поперечную связь между двумя вылетными магистралями – Ярославским и Щелковским шоссе.

Что касается другой хордовой магистрали – Северо-западной, то там основной объем работ связан с сооружением тоннелей. По трассе будущей хорды уже введены в строй пять тоннелей, в том числе сложнейшие Алабяно-Балтийский, длиной 1,9 км, и винчестерный – на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина, длиной 786 м.

Также введены в строй тоннели под Михалковской улицей, под 3-м Нижнелихоборским проездом и тоннель, обеспечивающий съезд с Балтийской улицы на Большую Академическую. В ближайшие два года на Северо-западной хорде предстоит завершить строительство еще четырех тоннелей: двух – на участке реконструкции улиц Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка с выходом на Можайское шоссе и еще двух на южном участке магистрали – на пересечении Аминьевского шоссе с улицами Генерала Дорохова и Артамонова. Суммарная протяженность всех девяти тоннелей на хорде составит почти 7 км.

Длина же трассы составит около 29 км, она протянется от Сколковского до Ярославского шоссе и разгрузит центральную часть города, связав северо-восточные и юго-западные районы Москвы. Полностью прокладку трассы предполагается завершить в 2018 г. В конце прошлого года началась реконструкция участка будущей трассы от проспекта Маршала Жукова до Крылатской улицы, включая переход через шлюзы канала им. Москвы. Помимо этого, сейчас ведется работа по реконструкции Крылатской и Ярцевской улиц.

Не менее насыщенной сложными дорожно-транспортными сооружениями будет территория Мневниковской поймы, где в скором будущем появится здание Парламентского центра. Там будут построены многоуровневая развязка на примыкании к Северо-западной хорде, автомобильный мост, соединяющий улицу Нижние Мневники с улицей Новозаводская, а также два пешеходных моста через Москву-реку. Один из них свяжет пойму с Островной улицей и районом Крылатское, второй – с улицей Мясищева и районом Филевский парк. Длина моста от улицы Нижние Мневники до улицы Новозаводская составит 285 метров.

Также предстоит реконструировать Пресненскую набережную до улицы Шеногина со строительством дорог к ТПУ «Шелепиха» и Северному дублеру Кутузовского проспекта. Этот проект предусматривает строительство многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца (ТТК), а также реконструкцию набережной Москвы реки на участке от ТТК до улицы Шеногина. Также в нынешнем году начнется строительство дороги, которая должна соединить улицу Авиаторов с Родниковой улицей, и возведение разворотной эстакады на участке дороги от Большой Академической улицы до Дмитровского шоссе. В числе дорожно-транспортных сооружений, введенных в строй в минувшем году, – 16 подземных пешеходных переходов. Все они оснащены системами снегоудаления, водоотведения и пандусами.

Метрополитен

Но одним лишь дорожным строительством транспортных проблем столичного мегаполиса не решить, именно поэтому в качестве приоритетного направления развития городской среды Правительством Москвы определено совершенствование системы общественного транспорта. И прежде всего главного скоростного общественного транспорта столицы – метрополитена. Метро строится невиданными прежде темпами. В советское время исторический максимум ввода новых линий метро составлял 13 км в год, в 2014 г. было введено в строй 11 км новых линий, а по итогам 2016 г. – 20,9 км. Если за всю историю московского метрополитена с 1935 по 2010 гг. было построено 305 км метро, то за последние шесть лет уже проложено 37 км новых путей. А до 2020 г. планируется построить еще 117 км, т.е. суммарно за десять лет будет построена половина от того, что было построено за весь XX век.

– Раньше метро строили совершенно по-другому, – рассказал Андрей Бочкарев. – Участок проектировали пять лет, потом три года шли подготовительные работы, и еще четыре года шло само строительство. Наши ветераны метростроители говорят нам, что они никогда не работали в три смены. Одна из главных проблем современного метростроя – дефицит проектировщиков и строителей, а также дефицит производственных мощностей.

Касаясь проблемы дефицита кадров на строительстве объектов метрополитена, Андрей Юрьевич отметил, что на строительстве метро должны работать более 50 тыс. человек, а в данный момент работают 35 тыс. Не хватает примерно 15–20 тыс. человек, но, несмотря на это, темпы строительства остаются рекордно высокими. В общей сложности в столице – от 75 тыс. до 125 тыс. рабочих строительных специальностей, притом что общее количество строителей в стране составляет 2 млн человек. Чтобы трудиться вахтовым методом, в Москву съезжаются строители со всех уголков страны от Калининграда до Владивостока.

В начале наступившего 2017 г. перенесен запуск движения по западному участку Третьего пересадочного контура от станции «Петровский парк» до станции «Деловой центр». Там возникли сложности с грунтами.

– Работа под землей очень часто сопряжена с разными сюрпризами – грунты могут оказаться более сложными, чем мы прогнозировали. На одном участке может быть до 12 различных видов породы, – пояснил Андрей Юрьевич. Чтобы ускорить темпы проходческих работ, зачастую приходится менять технологию. Столичным метростроевцам пришлось практически отказаться от строительства станций глубокого заложения. Так, например, участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина роща» до «Петровско-Разумовской» пришлось прокладывать вручную – буровзрывным способом. При использовании этой технологии пробуриваются десятки отверстий, вставляются взрывные заряды большой мощности и производится взрыв, потом строители убирают грунт. Затем под землю устанавливается чугунное кольцо, фиксирующее стенки будущего тоннеля. Механизированные тоннелепроходческие щиты на этом участке нельзя было использовать, поскольку при традиционной технологии проходки требуются площадка для сборки щита и котлован для спуска его под землю. В условиях плотной застройки невозможно было найти такую площадку, поэтому предпочтение было отдано бурению и взрывным работам. Конечно, использование щита позволяет намного увеличить скорость проходки. Если буровзрывным способом удается прокладывать 70 м новых путей в месяц, то щит может пройти по 400–500 м. До 2010 г. в Москве работали пять щитов, а теперь их больше 20. В настоящий момент прокладку новых линий метро ведут восемь из 29 имеющихся в городе механизированных тоннелепроходческих комплексов. Шесть щитов задействовано на участке Калининско-Солнцевской линии от станции «Раменки» до «Рассказовки» и два – на северо-восточном участке Третьего пересадочного контура метро от станции «Электрозаводская» до «Авиамоторной». На данных участках эти тоннели строятся щитами диаметром 6 м – стандартными для столичной подземки. На стройплощадке между станциями «Косино» и «Нижегородская» Кожуховской линии ведется монтаж тоннелепроходческого комплекса диаметром 10 м. Традиционно в Москве каждый путь проходил в своем отдельном тоннеле. Новая методика прокладки с двухпутными тоннелями именуется метростроителями «испанской», поскольку позаимствована из практики строительства метро в Мадриде. Станции на этих участках будут берегового типа – с двумя боковыми платформами и путями, проходящими посередине. Использование 10-метрового щита для прокладки двухпутных тоннелей дает экономию до 30% по сравнению с традиционной проходкой стандартным шестиметровым щитом. И если темпы дорожного строительства выросли в городе в три четыре раза, то строительство метро ускорилось в десять раз.

Знаковые объекты

Большая спортивная арена «Лужники»


Что касается знаковых объектов, возводящихся на средства бюджета, то в настоящий момент завершается реконструкция Большой спортивной арены спортивного комплекса «Лужники». В настоящее время в здании завершаются отделочные работы и ведется установка 40 лифтов. Лифты размещаются по периметру чаши стадиона, и с их помощью зрители смогут подниматься в скайбоксы. Кроме того, на лестницах стадиона смонтируют специальные подъемники для маломобильных граждан. Количество зрительских мест на арене в результате реконструкции увеличилось с 78 тыс. до 81 тыс., трибуны максимально приближены к футбольному полю.

На обновленном стадионе появился единый центр управления с удобным визуальным обзором всех трибун и игрового поля, здесь будут установлены два больших видеоэкрана для просмотра матчей. В «Лужниках» состоятся церемония и матч открытия Чемпионата мира по футболу 2018 г., один из полуфиналов и финал мирового турнира.

Ландшафтный парк «Зарядье»

На территории ландшафтного парка «Зарядье» строители завершают монтаж несущих конструкций каркаса здания филармонии. Само здание на 1,5 тыс. зрителей планируется ввести в строй к концу нынешней зимы. Над зданием возведут светопрозрачный купол с деревянными перемычками. По словам Андрея Бочкарева, это один из самых сложных объектов на территории строящегося парка. Филармония гармонично впишется в ландшафт парка. С одной стороны, она будет как бы «вкопана» в холм: прогуливаясь по Псковской горке, можно будет подняться на крышу здания. Открытым останется только фасад – его полностью сделают стеклянным.

Объекты здравоохранения

За счет средств городского бюджета в 2017 г. планируется ввести в строй шесть поликлиник, четыре подстанции скорой помощи и реабилитационный комплекс детского кардиоревматологического санатория № 20 «Красная Пахра» на территории Новой Москвы в Троицке. Кроме того, в наступившем году завершатся строительство патологоанатомического корпуса с экспериментальной лабораторией для Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и реконструкция патологоанатомического корпуса городской клинической больницы № 50 на ул. Вучетича, д. 21.


Назад в раздел
МосводоканалМИЦЭнергокомплексОЭК
СтройИнвест-3ПНСМОСПРОМСТРОЙ