НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новая Москва равняется на старую. Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин об амбициозных проектах на присоединенных землях


Два административных округа Москвы, Троицкий и Новомосковский, состоят из 21 муниципального образования. Образованы 1 июля 2012 года в результате расширения территории города. Приводить недавнюю сельскую местность к стандартам жизни современного мегаполиса – задача не из легких, и решить ее в одночасье невозможно. Но «прирост» Москвы – это не только проблемы, но и огромные возможности. Как идет работа по развитию Новой Москвы, что уже сделано, а что только предcтоит сделать – на эти и другие вопросы корреспонденту нашего журнала ответил руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

– Владимир Федорович, на территории Новой Москвы есть уже две станции метро, это «Румянцево» и «Саларьево». Какие еще станции метро должны появиться на присоединенных территориях? Когда будет построена ветка от станции «Улица Новаторов»? Будет ли строиться продолжение красной ветки метрополитена? Продолжат ли Калининско-Солнцевскую линию вглубь Новой Москвы?

– На сегодняшний день на территории ТиНАО активно строится красная ветка, которая идет от станции «Саларьево». По нашим расчетам, работы на ней будут завершены в ближайшие два три года. Конечной станет станция «Столбово», где будет построен транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Что касается линии метро от будущей станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура, то недавно на заседании Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) был одобрен проект планировки этой ветки. Теперь уже окончательно решено, где пройдет новая линия, где разместятся станции и т.д. Эта линия также будет проведена до станции «Столбово», где сомкнется с красной веткой.

Говорить сегодня о сроках реализации планов строительства этой линии, на мой взгляд, преждевременно, потому что пока нет проекта, нет окончательного решения по источникам финансирования. Пока только принято принципиальное решение о том, что такую ветку надо строить.

С продолжением Калининско-Солнцевской линии, которая, как планируется, должна пройти по территории Новой Москвы, также все пока только на уровне идей. Мы смотрим, считаем, прикидываем, думаем, где метро понадобится в перспективе. Могу сказать, что есть предложение довести «желтую» ветку до Внукова, но окончательного решения на этот счет пока не принято.

– Как идет дорожное строительство в Новой Москве? Каковы итоги первого этапа реконструкции Калужского шоссе, когда завершится реконструкция магистрали в целом? Какие новые дороги будут построены в нынешнем году?

– В настоящий момент на территории ТиНАО реализуются строительно-монтажные работы на семи автомобильных дорогах, включая Калужское шоссе и автомобильную дорогу Солнцево – Бутово – Видное, которая строится в одном коридоре с продолжением красной ветки метрополитена. Общая протяженность всех строящихся трасс составляет 66,89 км. Кроме того, работы ведутся на двух подземных пешеходных переходах и одной эстакаде. Помимо этого, готовятся документы для получения разрешения на ввод участка автодороги от Боровского шоссе до пересечения с ул. Горького в поселке Кокошкино протяженностью 1,07 км.

Учитывая важность Калужского шоссе как основной магистрали Новой Москвы, мы прикладываем значительные усилия для скорейшего завершения этого проекта. Первый этап работ уже завершен, оставшийся объем планируем выполнить до 2018 года. Кроме того, на этапе проектирования находятся еще пять участков дорог, работы по их возведению, скорее всего, начнутся уже в этом году. Всего же в 2017 году Департамент развития новых территорий планирует сдать не менее 30 км дорог. Часть этих дорог проходят в старых коридорах, но это не значит, что будет проведен их капитальный ремонт. Город получит совершенно новые дороги, с большим количеством полос, с остановками, тротуарами, велодорожками и освещением на всей своей протяженности. Департамент уделяет огромное внимание поперечным дорогам. При их помощи можно соединить населенные пункты Новой Москвы с новыми и действующими станциями метро и железной дороги, чтобы горожане могли до них доезжать на общественном или личном транспорте и, оставив свои автомобили, продолжить путь на электричках или метрополитене в центральную часть города. Нечто подобное уже существует возле станции «Саларьево». К ТПУ «Саларьево» сейчас организовано 14 маршрутов общественного наземного транспорта, в перспективе будет более 60. В нынешнем году начнется активное строительство недвижимости. Первый этап рассчитан на 10 лет, до 2025 года. На этом этапе будет построено около трех млн кв. м жилья. Сейчас там огромное поле, заставленное личными автомобилями, которые горожане оставляют для того, чтобы пересесть на метро. В дальнейшем планируем предоставить такую возможность повсеместно. Самый крупный проект в области инфраструктуры – это проектируемая дорога, которая соединит Троицк и Щербинку. Новая улица протянется также от Варшавского шоссе мимо платформы Щербинка через деревни Андреевское и Яковлево в Троицк, общая ее длина составит 17 км. Магистраль будет иметь от двух до четырех полос в обоих направлениях. Кроме того, предполагается строительство моста над рекой Десной и трех транспортных развязок на пересечениях с Варшавским шоссе, Курским направлением МЖД и проектируемой магистральной улицей общегородского значения «МКАД – поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево». Также планируется реконструировать часть Рязановского шоссе на участке от новой дороги до магистральной улицы «Щербинка – деревня Молодцы – деревня Алхимово». Пропускная способность магистрали составит 700–1400 единиц в час в каждом направлении.

– Где будут построены путепроводы и эстакады взамен наземных переездов со шлагбаумами?

– На Киевском направлении в самом ближайшем будущем появятся путепроводы в Кокошкино и Переделкино. Правда, их строят не городские, а федеральные власти. Но мы не отстаем, близки к завершению работы в Крёкшино, там тоже будут путепроводы, которые значительно облегчат дорожную ситуацию в этих районах. Из-за интенсивного движения поездок на Курском и Киевском направлении железной дороги жители испытывают значительные трудности. Водителям приходится долго стоять перед закрытым шлагбаумом. В ближайшее время ситуация улучшится, будет точно так же, как в Щербинке, где не так давно сдан путепровод с развязкой. Его открывал Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Там же, но чуть южнее по ходу движения железной дороги будет еще один путепровод с развязкой. Одновременно мы планируем возвести в Щербинке большой транспортно-пересадочный узел.

– Как совершенствуется сама железнодорожная инфраструктура новых территорий? До каких населенных пунктов планируется проложить дополнительный путь железной дороги, чтобы запустить скоростные электрички?

– Мы планируем строительство новых веток железной дороги на Курском и Киевском направлениях. Они позволят уменьшить интервал движения электропоездов. На этих направлениях появятся новые станции и ТПУ. Развитие транспортной инфраструктуры проводится в тесной связке с реализуемыми проектами по строительству жилья. Например, на Киевском направлении появится станция Самино, поскольку рядом с этим населенным пунктом будет реализован большой проект, включающий в себя возведение жилья, коммерческой недвижимости, социальных объектов. Аналогичный проект реализуется вблизи Курского направления железной дороги, где между станциями Силикатная и Щербинкой также появится новая станция.

– Новая Москва – главная стройплощадка столицы. Сколько жилья здесь было введено в строй в ушедшем году? Сколько нежилой коммерческой недвижимости построено? Сколько создано новых рабочих мест?

– Всего в прошлом году на присоединенных территориях было введено в эксплуатацию более трех млн кв. м недвижимости. Из них на долю коммерческих площадей приходится чуть меньше миллиона. Всего за 4,5 года развития Новой Москвы создано 100 тыс. рабочих мест. Прежде всего речь идет о строительных профессиях – на них приходится около 20 тыс. новых рабочих мест, остальные созданы в производстве, логистике, финансах, торговле, социальной сфере. Хочу напомнить, что, когда эта территория передавалась Москве, в первый год было построено 600 тыс. кв. м недвижимости, а в прошлом году – уже три миллиона. Скачок колоссальный. Надо сказать, что сейчас существенно меняется подход к развитию территории. Если раньше преимущество было за жильем, то сейчас необходимо мотивировать всех застройщиков к увеличению строительства коммерческих объектов. Нельзя сегодня согласовывать проекты и решения по строительству жилья, не усилив параллельного строительства объектов коммерческой недвижимости. Ведь строится новый город, который должен развиваться гармонично. Нам не нужен очередной спальный район. В идеале хотелось бы, чтобы жители Новой Москвы находили работу рядом с домом, а не ездили бы каждый день в «старую» Москву. В связи с этим сейчас готовится предложение о том, что на долю жилья будет приходиться не более одной четвертой от вводимых объектов и оно будет включено в Правила землепользования и застройки.

– Каковы планы на следующий год? Назовите, пожалуйста, знаковые объекты 2017 года? Сколько социальных объектов – детских садов, школ, поликлиник, больниц, пожарных депо – будет построено в 2017 году на территории Новой Москвы? Какая часть социальных объектов возводится инвесторами в рамках комплексной застройки территории?

– На первом месте, конечно, дороги. Считаем, что этот год необходимо посвятить развитию транспортной инфраструктуры. Что же касается знаковых объектов, то я бы назвал шесть пожарных депо, которые будут введены в текущем году, пять детских садов, поликлинику в Сосенском, которая очень важна не только для самого сельского поселения, но и для соседней Коммунарки. В этом году поликлиника будет построена и в Воскресенском. А в Троицке появится станция скорой помощи. Еще один знаковый и крайне важный объект – это система водоснабжения и водоотведения всего округа. Так как качество воды здесь не очень хорошее, было принято решение построить систему водоснабжения и водоотведения в Марушкино. В этом году данный объект будет сдан в эксплуатацию.

– Как идет застройка Административно-делового центра в Коммунарке? Когда будут готовы здание префектуры ТиНАО, кампус МИСиС и медицинский кластер с крупнейшей больницей для новых округов?

– В настоящий момент на месте Административно-делового центра (АДЦ) уже завершили монолитные работы. На возведение железобетонного каркаса строителям потребовалось всего 12 месяцев. Всего же на территории поселения Сосенское планируется построить порядка 4,8 млн кв. м недвижимости и создать 76 тыс. новых рабочих мест. Могу сказать, что это больше, чем возведено в Московском международном деловом центре «Москва-Сити». Создание Административно-делового центра также позволит разместить в Коммунарке жилой район, в котором будут проживать 36 тыс. человек. Кроме того, там планируется возведение университетских объектов МИСиС, более 2,2 млн кв. м общественно-деловых зданий, а также школы, детские сады, гостиницы, культурный центр и библиотечный центр Российской государственной библиотеки. В частности, в рамках проекта АДЦ уже в будущем году начнется строительство университетского городка. Проектом предусмотрено, что на территории кампуса расположится вся инфраструктура, необходимая для комфортного обучения и проживания учащихся – это учебные корпуса и научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и столовые, жилые дома для студентов и преподавательского состава, дошкольное образовательное учреждение, кафе и дом культуры. Общая площадь университетского городка составит около 570 тыс. кв. м.

При застройке Административно-делового центра город может заработать не менее 100 млрд руб. На территории центра предполагается строительство 40–50 км новых дорог. По утвержденному проекту планировки территории в АДЦ планируется создать 33 807 парковочных мест. Из них встроенных приобъектных – 26 272 машино-места. Открытых наземных, в том числе подэстакадных – 3535 машино-мест. Также планируется размещение под улично-дорожной сетью еще около 4000 парковочных мест. Помимо префектуры там же разместятся жилищная инспекция, управление Москомархитектуры, территориальное подразделение городского имущества, совет ветеранов, налоговая инспекция, МФЦ. Так что префектура займет одну треть от площади, 5000 кв. м. из 30 тыс. кв. м., а все остальное – это организации для обслуживания населения. Кроме того, в той же Коммунарке будет возведена крупная городская больница на 1 тыс. коек вместе с перинатальным центром. Общая площадь объекта составит 200 тыс. кв. м. Думаю, что она будет обслуживать не только население прилегающих территорий, но и Бутово.

– Скоростной трамвай должен стать одним из основных видов наземного уличного транспорта наряду с автобусом? Сколько линий, где и в какие сроки будет проложено?

– Точные сроки реализации проекта сегодня назвать нельзя, потому что нет еще самого проекта. Могу сказать, что Правительство Москвы приняло решение о разработке проектной планировки, коридор уже определен, сейчас будет разработана проектная документация. Сооружение линий легкого рельсового транспорта планируется от железнодорожной станции Мичуринец до АДЦ в Коммунарке, ее протяженность составит 22 км, в самой Коммунарке также будет проложена линия. Трамвайные линии свяжут аэропорты Внуково и Остафьево со Щербинкой, станцию метро «Мамыри» и Троицк. В Троицк же через деревни Яковлево и Андреевское придет трамвайная линия со стороны Варшавского шоссе, ее протяженность составит 18 км. Также будет линия от поселения Московский до деревни Зименки протяженностью около 6 км. Помимо этого, трамвайные маршруты свяжут поселок Коммунарку и деревню Андреевское (около 7 км), также легкий рельсовый транспорт пройдет от Саларьево через Московский до деревни Марьино (около 30 км) и от Рязановского через Андреевское и Десну до деревни Филимонки (общей протяженностью около 30 км). Согласно планам, длина сети легкого рельсового транспорта на территории ТиНАО Москвы к 2025 году составит 48 км, а к 2035 году возрастет до 175 км.

– Какие парки будут созданы на территории Новой Москвы в ближайшие годы?

– Всего, согласно Генплану, планируется построить 85 парков, но их может быть и больше. Тут все зависит от инвесторов, которые в процессе проектирования сами могут предусмотреть какие-то парки, неучтенные сегодня в Генеральном плане. Мы же планируем создать парки для отдыха, спортивные, тематические парки. Под них будет отведено около 12 тыс. гектаров. Уже точно известно, что за счет инвесторов будут построены «Парк Героев» и «Глория парк». Соответствующие контракты на 15 лет уже заключены. «Парк Героев» будет строить Благотворительный фонд содействия сохранению национально-культурного наследия «Перекличка поколений». Они же выступили одними из инициаторов создания парка. Стоимость проекта составит 1 млрд руб. В этом парке площадью 283 га будут две тематические зоны – «Парк Рюриковичей» и «Парк Романовых», а также детский православный лагерь, конный клуб и многое другое. Инвестором «Глория парка» стали ООО «Глория Парк», этот проект обойдется в 1,2 млрд руб. Согласно утвержденному проекту, «Глория парк» необходимо обустроить с максимальным сохранением существующих деревьев, проведя при этом санитарную очистку лесной территории. Кроме того, в «Глория парк» планируется создать площадку с аттракционами общей площадью около 5 тыс. кв. м, теннисный клуб с павильоном и кортами, конный клуб с павильоном и конюшней, а также многофункциональные спортивные площадки. Кроме того, здесь появится летний театр.

В заключение могу сказать, что Новая Москва постоянно развивается, хорошеет. Там, где еще вчера были болота и овраги, постепенно вырастает новый, современный город. Думаю, что недалек тот день, когда Новая Москва ничем не будет отличаться от «старой», а присоединенные территории гармонично впишутся в границы столицы.


Назад в раздел
СаториМОЭСКГеопроектизысканияМИЦ
ФондРоссийский