НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Рокады, хорды, метро и БСА. Главные направления транспортного строительства в Москве в 2017 году


Москва наращивает темпы дорожно-транспортного строительства. В соответствии с Адресной инвестиционной программой (АИП) на 2017–2019 гг. в столице планируется построить и реконструировать более 360 км дорог, более 100 крупных искусственных сооружений – тоннелей, мостов, эстакад и 56 пешеходных переходов. Не менее масштабными будут и темпы строительства метро – до 2019 г. планируется ввести около 116 км линий метро, 52 станции и семь электродепо. Только на этот год запланирован ввод в строй 16 новых станций метро.

Грандиозные планы


Как сообщил глава Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев, из городского бюджета в 2017 г. на ведение строительства будет выделено в общей сложности 355 млрд руб. Две трети этой суммы пойдет на дорожно-транспортное строительство, включая объекты метрополитена. Всего на строительство всех типов объектов за счет города в АИП предусмотрено 420 млрд руб. Почти одна треть пойдет на объекты социального назначения – жилье, сады, школы, больницы, культурные и спортивные сооружения, инженерные коммуникации, остальные две трети – на дорожно-траспортное строительство. При этом, по словам Андрея Бочкарева, в городе достаточно остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров для дорожного строительства и прокладки новых линий метро. Сейчас в столице работают вахтовики, собранные со всей страны – от Калининграда до Владивостока, в разные сезоны в городе трудятся от 75 тыс. до 125 тыс. человек. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на все сложности, темпы дорожного строительства в городе выросли в 3–4 раза, а строительства метро – в 10 раз. Однако для строительства метро требуется более 50 тыс. человек, реально же работают лишь 35 тысяч.

Хорды и рокады

Главным ударным направлением дорожного строительства в 2017 г. станет прокладка двух хордовых и одной рокадной магистрали – Северо-Восточной, Северо-Западной хорд и Южной рокады.

В 2017 г. стартует строительство нескольких участков Северо-Восточной хорды от Открытого до Ярославского шоссе и от Ярославского до Дмитровского шоссе. На этих двух отрезках будущей хорды предстоит возвести более 15 искусственных сооружений – эстакад и путепроводов. Участок Северо-Восточной хорды от Открытого шоссе до Ярославского шоссе в увязке со строящимся участком от Щелковского шоссе до Открытого шоссе обеспечит дополнительную поперечную связь между «вылетными» магистралями – Ярославским и Щелковским шоссе города.

Участок хорды от Щелковского шоссе в сторону шоссе Энтузиастов уже успешно введен в эксплуатацию в минувшем году. На северной оконечности магистрали сдан участок от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы. Сейчас там начинаются работы на новом отрезке от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе. Активно строится участок от Измайловского до Открытого шоссе. Также ведется прокладка участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов в направлении соединения с эстакадой Вешняки-Люберцы на МКАД. Прокладку отрезка Измайловское шоссе – Щелковское шоссе планируют завершить во втором квартале текущего года, а отрезка Измайловское шоссе – шоссе Энтузиастов – в конце года.

Что же касается другой хордовой магистрали – Северо-Западной, то ее прокладка должна завершиться в будущем году. Строительство основных участков этой хорды уже завершено: проведена реконструкция Большой Академической улицы, запущено движение по сложнейшему Алабяно-Балтийскому тоннелю, сдан в эксплуатацию уникальный для России винчестерный тоннель на улице Берзарина, проведена реконструкция Рябиновой улицы.

Сейчас начинается реконструкция участка от проспекта Маршала Жукова до Крылатской улицы, включая переход через шлюзы канала им. Москвы. Продолжается реконструкция Крылатской и Ярцевской улиц. В конце нынешнего года должны завершиться работы на южном участке Северо-Западной хорды, где предстоит ввести в строй самую длинную на трассе эстакаду от улицы Дорохова до Мосфильмовской улицы протяженностью 2, 8 км. В общей сложности длина трассы составит около 29 км, она протянется от Сколковского до Ярославского шоссе.

Отличительная особенность Северо-Западной хорды – обилие подземных сооружений. Помимо уже упомянутых Алабяно-Балтийского и винчестерного тоннелей в строй введены еще три подземных транспортных объекта: тоннели под Михалковской улицей, под 3-м Нижнелихоборским проездом и тоннель, обес!печивающий съезд с Балтийской улицы на Большую Академическую. К 2018 году на трассе будущей магистрали будут проложены еще четыре тоннеля: два – на участке реконструкции улиц Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка с выходом на Можайское шоссе и два на южном участке Северо-Западной хорды – на пересечении Аминьевского шоссе с улицами Генерала Дорохова и Артамонова. Общая длина всех девяти тоннелей Северо-Западной хорды составит почти 7 км. Подземные трассы прокладываются, поскольку магистраль проходит через уже давно застроенные густонаселенные районы.

На территории Мневниковской поймы, примыкающей к трассе Северо-Западной хорды, где будет возведен новый Парламентский центр, предстоит создать новую улично-дорожную сеть. Здесь предстоит построить многоуровневую транспортную развязку, мост через реку Москву, который соединит улицы Нижние Мневники и Новозаводскую, а также два пешеходных моста через реку Москву. Один из них свяжет пойму с Островной улицей и районом Крылатское, второй – с улицей Мясищева и районом Филевский парк.

Также предстоит реконструировать Пресненскую набережную до улицы Шеногина со строительством дорог к ТПУ «Шелепиха» и Северному дублеру Кутузовского проспекта. Этот проект предусматривает строительство многоуровневой транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и Третьего транспортного кольца (ТТК), а также реконструкцию набережной реки Москвы на участке от ТТК до улицы Шеногина.

Кроме того, в нынешнем году должно начаться строительство дороги, которая соединит улицу Авиаторов с Родниковой улицей, и строительство разворотной эстакады на участке дороги от Большой Академической улицы до Дмитровского шоссе. В этом году завершается также реконструкция последней из 19 столичных вылетных магистралей – Щелковского шоссе.

В свою очередь, Южная рокада пройдет от МКАД через Рублевское шоссе, Балаклавский проспект, Варшавское шоссе и ул. Кантемировская, в районе Пролетарского проспекта к Каширскому шоссе и далее до улицы Борисовские Пруды. Ее прокладку намечено завершить к 2020 году. Уже проведена реконструкция участка рокады от Аминьевского шоссе до Балаклавского проспекта. Сейчас ведутся работы по продлению этой магистрали от Балаклавского проспекта до Кантемировской улицы. В нынешнем году наиболее интенсивно работы будут вестись и на пересечении Варшавского шоссе с Балаклавским проспектом, где уже сейчас возводится 790-метровая эстакада, а также на строительстве путепровода над путями Павелецкого направления Московской железной дороги (МЖД), который соединит Западное и Восточное Бирюлево. После 2020 г. Южная рокада может быть продлена от улицы Борисовские Пруды до района Братеево.

Метрополитен

Темпы прокладки метрополитена также превосходят все рекорды предшествующих лет: в течение года запланировано введение в строй 16 новых станций. Ежегодно увеличивается и протяженность вводимых в строй участков линий метро. Если в 2014 г. было запущено движение по 11 км новых линий, то в 2016-м было введено в строй 16 км путей. Напомним, что в СССР максимум ввода составлял 13 км в год.

Больше всего новых станций появится на юго-западной оконечности Калининско-Солнцевской линии – она прирастет сразу семью новыми станциями. Ожидается, что здесь метро дойдет до Рассказовки в Новой Москве. Причем три из новых станций – «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» примут первых пассажиров уже в нынешнем году.

Люблинско-Дмитровская линия будет продолжена от станции «Петровско-Разумовская» до станции «Селигерская». А на севере Замоскворецкой линии в нынешнем году появится новая конечная станция «Ховрино». В 2017 г. предстоит проложить около 30 км тоннелей метро, это на 10 км больше, чем в прошлом году. В общей сложности в городе в настоящий момент ведется строительство 35 новых станций. Однако самым важным с точки зрения перспективы в нынешнем году станет завершение строительства и ввод в строй участка Третьего пересадочного контура (ТПУ) от станции «Деловой центр» до «Петровского парка». 10-километровый северо-западный участок ТПК примет первых пассажиров уже весной этого года. Следом за ним, в 2018 г., по словам Андрея Бочкарева, будет запущен восточный радиус второго метрокольца от станции «Нижегородская улица» до станции «Рубцовская». Линия длиной 4,3 км включает три станции: «Рубцовская» (с пересадкой на станции «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии), «Лефортово» и «Авиамоторная» (с пересадкой на одноименную станцию желтой ветки). Также в 2018 г. должен быть введен участок «Нижняя Масловка» – «Петровский парк». В 2019 г. планируется открыть движение на северо-восточном участке ТПК «Рубцовская» – «Нижняя Масловка» и на юго-западном участке от «Аминьевского шоссе» до «Проспекта Вернадского». В этом же году должны быть запущены южный участок от «Проспекта Вернадского» до станции «Каховская» и западный участок от «Хорошевской» до станции «Мневники». В 2020 г. планируется закончить работы на северо-западном участке от станции «Мневники» до станции «Можайская» и на западном – от «Можайской» до «Аминьевского шоссе». А в 2020–2021 гг. поезда поедут по юго-восточной дуге кольца от станции «Каширская» до станции «Нижегородская улица». К 2021 г. кольцо планируется замкнуть и запустить по нему круговое движение поездов. По словам Андрея Бочкарева, большинство участков ТПК будет неглубокого заложения. Исключение составит лишь северо-восточный участок. Его глубина составит около 25 м, а в районе станции «Ржевская» – около 30. Главную же сложность в процессе сооружения второго метрокольца, по мнению главы Департамента строительства, составляют не проходческие работы, а освобождение земельных участков под строительство. Всего для завершения строительства контура предстоит освободить, т.е. расчистить, более 400 участков различной площади. Что же касается проведения работ, то практически на всем протяжении ТПК проходка будет осуществляться тоннелепроходческими комплексами. Исключение составит лишь «Нижняя Масловка». Это станция глубокого заложения, и работы по ее сооружению ведутся горным способом. Напомним, что общая протяженность кольца составит 61 км и на нем разместятся 32 станции. На ТПК будет 17 пересадок на действующие линии метро, семь – на платформы электрички и две – на станции Московского центрального кольца (МЦК).

Помимо этого, в настоящий момент ведется активное строительство новой Кожуховской линии метро. На стройплощадке между станциями «Косино»» и «Юго-Восточная» начался монтаж проходческого комплекса диаметром десять метров. Таким щитом будут строиться двухпутные тоннели большого диаметра на участке от станции «Косино» до станции «Нижегородская улица».

Парк «Зарядье» и спортивная арена «Лужники»

Самыми значительными объектами для ввода в эксплуатацию в 2017 г. должны стать ландшафтный парк «Зарядье» и обновленная Большая спортивная арена «Лужники». Как сообщил Андрей Бочкарев, строительные работы в парке под стенами Кремля завершатся уже в III квартале 2017 г., лишь монтаж оборудования для местной филармонии будет продолжаться до начала следующего года.

Уже в конце прошлого года на территории будущего парка завершилось строительство подземного паркинга на 430 машино-мест, а в конце прошлой осени проведена засыпка парковой зоны песком, поверх которого уложили плодородный грунт. Высажено более 600 деревьев – берез, елей и сосен. Сейчас в павильоне медиацентра выполняются витражное остекление и гидроизоляция. Застеклен вход в ледяную пещеру, установлены фонари, монтируются инженерные системы, а штукатурные работы ведутся даже в сильные морозы.

– На территорию парка привезли котельную со стройплощадки «Лужников». Благодаря этому появилась возможность пустить тепло в строящиеся объекты и выполнять внутреннюю отделку даже в зимнее время, – пояснил Андрей Бочкарев.

В марте на два месяца раньше первоначально запланированного срока должна завершиться реконструкция Большой спортивной арены «Лужники». Здесь состоятся церемония открытия Чемпионата мира по футболу 2018 года, один из полуфиналов и финал мирового турнира. Глава Департамента строительства счел нужным отметить, что по своей сложности и многосоставности поле «Лужников» не имеет аналогов в России.

Основные строительные работы на стадионе уже завершены, сейчас ведутся пусконаладочные работы, а также оформляются документы, необходимые для сдачи объекта в эксплуатацию. В процессе проведенной реконструкции трибуны Большой спортивной арены кардинально изменили свою геометрию. Зрительские места теперь находятся на двух ярусах, расположенных под гораздо более крутым углом, чем до реконструкции. Такое решение существенно изменяет качество обзора футбольного поля. Раньше около 10% всех мест на стадионе располагались в «слепой зоне», с них просто ничего не было видно, но сейчас эта проблема решена. Кроме того, в соответствии с требованиями ФИФА обновленный стадион будет вмещать 81 тыс. зрителей – на 3 тыс. человек больше, чем прежде. Если в прежние годы поле арены покрывал искусственный газон, то теперь в соответствии с требованиями ФИФА газон натуральный. К настоящему моменту на стадионе завершили работы по монтажу 348 прожекторов, которые будут освещать поле во время спортивных соревнований. Также в «Лужниках» уже началась установка новейших систем видеонаблюдения. Всего на стадионе будет смонтировано более тысячи камер различного типа, как классических, так и специальных – мультифокальных, предназначенных для покрытия больших пространств. При необходимости запись с камеры можно будет просмотреть как общим планом, так и детализировать отдельные фрагменты. Специалисты по безопасности, находящиеся в ситуационном центре, смогут наблюдать за трансляцией с трибун и при необходимости реагировать на возникающие беспорядки на трибунах.


Назад в раздел
МОЭСКЭнергокомплексМОЭКМосгаз
ПНССоюз