НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новая Москва – гармонично развивающаяся территория. На новых московских территориях строят социальные объекты и создают новые рабочие места


Создание полноценной городской среды в Новой Москве, по площади в полтора раза превышающей территорию существующего мегаполиса, – небывалый урбанистический эксперимент. Девелоперы наперебой рвутся строить жилье в Новой Москве, а задача городских властей – следить за тем, чтобы территории застраивались постепенно, чтобы появлению жилых комплексов предшествовало развитие дорожной сети, чтобы вместе с жильем строились социальные объекты и места приложения труда, чтобы неухоженные лесные массивы превращались в благоустроенные городские парки. А еще надлежит подумать и о том, чтобы новые городские кварталы связывали между собой маршруты общественного транспорта. Забота о решении всех этих задач возложена на Департамент развития новых территорий города Москвы.

По словам руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Владимира Жидкина, с самого начала к развитию территории округа применялся комплексный подход. Были определены 12 точек роста, которые и станут центром градостроительной активности: здесь строят жилье, развивают транспортную инфраструктуру, создают высокооплачиваемые рабочие места. Цель программы – обеспечить жителям комфорт, дать возможность работать и отдыхать здесь же, в Новой Москве. Для каждой из них были определены специфика и специализация – какие именно отрасли производства или иной хозяйственной деятельности получат здесь развитие в первую очередь.

Следующим шагом конкретизации градостроительных перспектив развития новых территорий может стать принятие Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) для Новой Москвы и Генерального плана Москвы, откорректированного с учетом предстоящей застройки присоединенных земель. В марте 2017 г., после проведения общественных слушаний, предполагается утвердить ПЗЗ, а к 1 июля с.г. – обновленный Генплан.

Но уже сейчас ясно, что территория Новой Москвы станет полем невиданного прежде эксперимента. В мире имеются примеры, когда новую столицу с чисто административными функциями строили в чистом поле вдали от больших городов или превращали в столицу захолустное местечко. Бывало, что столичная агломерация стихийно расползалась, поглощая пригороды и города спутники. Но никто и никогда планомерно не строил на свободных землях рядом с прежней столицей новую ее часть, по размерам превосходящую то, что имелось ранее.

Упор на социальные объекты

К 2035 г. на территории ТиНАО будут проживать 1,5 млн человек. При этом рабочими местами в самой Новой Москве будет обеспечен примерно 1 млн из них. Одна из важных градостроительных задач, стоящих перед Департаментом развития новых территорий, – выработать оптимальную структуру занятости для новых округов, с тем чтобы, с одной стороны, создаваемые рабочие места приносили доход городу, а с другой – удовлетворять потребности населения. На данном этапе на территории Новой Москвы в качестве мест приложения труда строятся в основном складские, торговые и офисные комплексы. Помимо них, достаточно много новых рабочих мест создается на вводимых в строй в ТиНАО социальных объектах – детских садах, школах и медицинских учреждениях.

Места на объектах социальной сферы заполняются быстро, за 3–4 месяца. Причем в школах, входящих в состав крупных образовательных объединений с суммарным числом учащихся, превышающим 1,5 тыс., штат комплектуется уже к моменту их введения в строй.

При этом начиная с 2012 г. каждый год число вводимых в строй новых социальных объектов возрастает, по сравнению с предыдущим годом, на 50–70%. За четыре с половиной года в ТиНАО возвели более 40 таких объектов и еще 25 предстоит построить в ближайшие три года. При этом необходимо отметить, что большой нагрузки на городской бюджет строительство объектов социальной инфраструктуры не оказывает: лишь треть из них возводится за счет городского бюджета, а две трети – за счет инвесторов в рамках комплексной застройки территории. Например, в 2016 г. на новых территориях девять детских садов были построены инвесторами и лишь два детских сада были возведены за счет средств городской Адресной инвестиционной программы (АИП). Помимо этого, за городские средства в ТиНАО в минувшем году были построены поликлиника, подстанция скорой помощи и пожарное депо.

Всего за 4,5 года, прошедших с момента присоединения к Москве новых территорий, на них появилось более 40 объектов социального назначения: 27 детских садов, семь поликлиник, десять школ. В 2017 г. в новых округах за счет АИП должны быть построены шесть детсадов и две школы. Детские сады за счет города появятся в тех поселениях, где их до сих пор очень не хватало, – в Крёкшино, Кокошкино и Щаповское. В свою очередь инвесторы планируют построить на территории двух новых округов в 2017–2018 гг. 15 коммерческих детских садов.

Помимо них, в Летово, рядом с Сосенками, должна появиться частная школа гигант, рассчитанная на 2100 учащихся. Рядом со школой пройдет дорога от Сосенок до поселения Московский.

Что же касается медицинских учреждений, то с 2012 г. в ТиНАО на средства инвесторов построили и ввели в строй семь объектов здравоохранения, три из которых – капитальные поликлиники, а четыре – модульные, собранные из быстровозводимых конструкций. Из трех капитальных поликлиник две – на 300 и 400 посещений в смену – были построены на территории поселения Московский.

В 2017 г. планируется сдать поликлинику в деревне Столбово, которая будет рассчитана на 140 посещений в смену. Кроме того, в ближайшее время в Щербинке планируется приступить к строительству поликлиники, рассчитанной на 150 посещений в смену.

Модульные поликлиники появились в сельских населенных пунктах. Каждая такая поликлиника представляет собой строение общей площадью более тыс. кв. м. Главное преимущество модульных поликлиник – возможность быстрого возведения. К тому же они были построены за счет внебюджетных средств, а именно в рамках благотворительной программы ОАО «Транснефть». Так, в поселениях Первомайское и Марушкинское появились детско-взрослые амбулатории, рассчитанные на 100 посещений в смену. В поселке Фабрика 1 Мая начала действовать и амбулатория на 110 посещений в смену, а в поселке Знамя Октября открылась профильная детская поликлиника на 150 посещений в смену.

Расширяется на новых территориях и сеть баз службы скорой помощи. В начале нынешнего года должна быть введена в строй новая подстанция скорой на 20 машин в поселке Щербинка. Ее площадь составит 3,5 тыс. кв. м. Трехэтажное здание расположится на пересечении улицы Маршала Савицкого и Проектируемого проезда 728. Еще одна подстанция – в микрорайоне Солнечный в Троицке. На ней смогут разместиться до десяти машин «скорой». Общая площадь подстанции составит более тыс. кв. м.

Увеличивается на землях Новой Москвы и число медицинских стационаров. Сейчас в системе здравоохранения новых столичных округов работают две маломощные клиники с отделениями терапевтического, кардиологического и неврологического профилей на 180 коек. Госпитализация по иным профилям проводится в городские больницы, расположенные в «старой» Москве.

Вскоре в Коммунарке, в составе медицинского кластера Административно-делового центра (АДЦ), должно завершиться строительство современной больницы на 600 коек, он также будет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь. В составе клиники будут функционировать перинатальный центр на 150 коек, детский стационар на 180 мест, а также подстанция скорой помощи на шесть машин. Также на территории комплекса возведут патологоанатомический корпус с отделением для судебно-медицинской экспертизы. Здесь же появится вертолетная площадка.

Всего за годы, прошедшие с момента вхождения обширных территорий к юго-западу от МКАД в состав Москвы, здесь было создано 100 тыс. новых рабочих мест. Это фактически равняется их населению на момент присоединения. В частности, десять тыс. мест приложений труда было создано в прошедшем году. В первом полугодии на новых московских землях ввели в строй 17 промышленных объектов. Строится индустриальный парк «Индиго», включающий 50 различных крупных объектов. Из отраслей больше всего новых рабочих мест – 20 тыс. за прошедшие годы появилось в строительстве.

В числе самых крупных точек приложения труда в ТиНАО – АДЦ, где смогут трудиться свыше 76 тыс. человек. Там уже полным ходом идет строительство первого крупного объекта – здания префектуры. 4/5 территории центра займут различные учреждения. На ГЗК уже принято решение о выдаче градостроительного плана земельного участка библиотечному комплексу в составе АДЦ. Его площадь составит 250 тыс. кв. м. В данный момент уже ведется проектирование его корпусов.

Дорожная инфраструктура

Но застройке новых территорий предшествует развитие улично-дорожной. За прошедшие годы на территории Новой Москвы проложены и частично реконструированы три важные трассы. Это, во-первых, центральная автодорога в поселке Коммунарка, которая соединяет историческую Москву с присоединенными территориям, во-вторых, дорога от Киевского до Калужского шоссе между деревнями Саларьево и Мамыри, в третьих, дорога от Киевского до Боровского шоссе от деревни Рассказовка до города Московский. В настоящий момент на новых территориях строится ключевая хордовая автомагистраль Солнцево – Бутово – Видное. Она соединит два района Москвы с городом Видное и обеспечит водителям непрерывное движение от Киевского до Калужского шоссе параллельно МКАД. Сдать ее в эксплуатацию планируется уже через два года.

В настоящий момент за счет бюджетных средств в ТиНАО идет строительство 16 дорожных объектов. На строительство дорог город дополнительно выделил 11 млрд руб. Один из самых масштабных проектов – реконструкция Калужского шоссе. Самая горячая точка на этой трассе – развязка МКАД – Профсоюзная улица. Все работы по реконструкции развязки строители планируют завершить в 2017 году. Этот объект станет не только последним в модернизации южной дуги МКАД, но и парадными воротами в Новую Москву.

Всего же мегапроект создания Новой Москвы предполагает строительство к 2020 году на новых территориях 200 км дорог. На сегодняшний день в эксплуатацию введено лишь 15 км из них, но уже ведется строительство дорог общей протяженностью почти 100 км, и еще 80 км начнут строить в ближайшие месяцы.

– Общая структура дорог позволит обеспечить более менее свободное передвижение по территории Новой Москвы как по радиальным, так и по поперечным связям, как на общественном транспорте, так и на личных автомобилях, – подчеркнул Владимир Жидкин.

Транспортная инфраструктура

Присоединенные земли будут обеспечены сетью скоростного рельсового общественного транспорта. В Новой Москве планируется построить 45 км линий метрополитена и 41 км железнодорожных путей. Три основные ветки, которые придут на новые территории – это продолжение Сокольнической линии, которую в перспективе планируется довести к 2020 г. до Троицка, новая линия от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до Коммунарки и продление на Калининско-Солнцевской линии от Новопеределкино до Внуково.

В планах городских властей – развитие Курского и Киевского направлений железной дороги, прокладка нового дополнительного пути для скоростных электричек и строительство 20 транспортно-пересадочных узлов у железнодорожных станций. Эти проекты Москва реализует совместно с ОАО «РЖД».

При этом принимаются меры для того, чтобы линии железной дороги не разделяли территорию Новой Москвы на плохо связанные между собой участки. Для этого взамен переездов со шлагбаумами над железнодорожным полотном строятся автомобильные путепроводы. Два из них через пути Курского направления находятся в высокой степени готовности и должны быть введены в строй уже в нынешнем году. Один из них расположен в Щербинке, другой – в Крёкшино. Кроме этого, еще две эстакады строятся над путями Киевского направления железной дороги в Переделкино и в Кокошкино.

К 2035 г. на территории двух новых округов должны проложить около 175 км трамвайных путей и запустить девять линий скоростного трамвая. Уже к 2025 г. протяженность сети трамвайных линий в Новой Москве составит почти 50 км. Для двух трамвайных линий уже начали разработку проектной документации. 22 километровая ветка свяжет железнодорожную станцию «Мичуринец» Киевского направления с АДЦ в Коммунарке и продлится до железнодорожной станции «Бутово» на Курском направлении. Еще один маршрут протяженностью 26 км свяжет аэропорт Внуково с аэропортом малой авиации Остафьево и поселком Щербинка.

Благоустройство

Новые жилые кварталы требуют благоприятной экологической среды и формирования современных парков. В общей сложности в Новой Москве планируется создать 85 парков различного формата и тематической направленности. Большинство из них будет обустраиваться на деньги инвесторов. В минувшем году город провел аукционы на создание двух парков: Парка героев и «Глория парка» – каждый площадью более 100 га каждый. Парк героев расположится на 68-м км Калужского шоссе в том месте, где трасса пересекает реку Нара. В нем планируется создать три тематические зоны: Парк героев Советского Союза и России, Парк Рюриковичей и Парк Романовых.

В северо-восточной части поселения Краснопахорское в долине реки Пахра на площади в 115 га предполагается создать парк спортивной направленности «Красная Пахра». На территории появится спортивный комплекс с ледовым катком, физкультурно-оздоровительным комплексом, горнолыжным склоном и кемпингом на 21 домик.

А вот высотная застройка вестись на территории Новой Москвы практически не будет – наличие свободных пространств позволяет обойтись без многоэтажных зданий. Единственный небоскреб в ТиНАО может появиться на территории АДЦ в Коммунарке. Он должен стать его архитектурной доминантой.


Назад в раздел
МИЦОЭКГераМосводоканал
АбсолютЛокоБанкСтройИнвест-3