НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва – большая стройка. В столице невиданными прежде темпами строятся метро, дороги и готовится окончательное решение проблемы пятиэтажек


Москва наращивает темпы дорожно-транспортного строительства. В соответствии с Адресной инвестиционной программой (АИП) на 2017–2019 гг. в столице планируется построить и реконструировать более 360 км дорог, более 100 крупных искусственных сооружений – тоннелей, мостов, эстакад и 56 пешеходных переходов. Не менее масштабными будут и темпы строительства метро – до 2019 г. планируется ввести около 116 км линий метро, 52 станции и семь электродепо. Только на этот год запланирован ввод в строй 16 новых станций метро.

Прошедший год был беспрецедентным по объемам дорожного строительства и вводу в строй новых станций метро, но год 2017-й обещает превзойти показатели предшествующего года по объемам транспортного строительства. В нынешнем году в соответствии с городской Адресной инвестиционной программой (АИП) предстоит ввести в строй 19 новых станций метро и два электродепо. Также в 2017 году за счет средств городского бюджета будет завершена реконструкция Большой спортивной арены «Лужники» и сданы все объекты уникального ландшафтного парка «Зарядье». Об этом рассказал глава столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев, говоря о задачах, поставленных перед московскими строителями АИП в 2017 году.

В общей сложности в этом году на строительство объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры в городском бюджете выделено 417 млрд руб. Большая часть этих средств, как и в прошлом году, будет направлена на развитие метро и возведение объектов транспортной инфраструктуры. Так, на прокладку новых линий метрополитена и строительство новых станций в этом году предполагается потратить 157 млрд руб., на прокладку новых дорог и модернизацию улично-дорожной сети – 136 млрд руб. Еще 124 млрд руб. из бюджета пойдут на возведение объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Отдельные средства выделяются на выполнение проектных работ. Всего в этом году Департаментом строительства как главным распорядителем бюджетных средств в этой сфере запланировано провести 255 торгов на общую сумму 151 млрд руб. При этом в первом квартале с.г. уже проведены конкурсные процедуры на 15,9 млрд руб.

Метро

Главным ударным участком работ, как и в предыдущие годы, станет прокладка новых линий московского метро. Всего в этом году планируется построить около 27 км тоннелей метро. В строй предстоит ввести 19 новых станций.

Три из них – «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» – на Калининско-Солнцевской линии уже распахнули свои двери для пассажиров. Если до сих пор на западном участке желтой ветки поезда курсировали лишь в челночном режиме – на одном коротком перегоне между станциями «Деловой центр» и «Парк Победы», то теперь там запущено полноценное движение от «Делового центра» до «Раменок». Затем линия будет продолжена в Солнцево и дальше – до Рассказовки в Новой Москве. Всего в I квартале 2017 года с помощью тонеллепроходческих комплексов уже проложено 4,5 км тоннелей метро. В настоящее время на прокладке линий метрополитена, как сообщил Андрей Бочкарев, работает одновременно десять тонеллепроходческих комплексов. В частности, на участке Калининско-Солнцевской линии между станциями «Раменки» и «Рассказовка», по словам Андрея Юрьевича, задействованы пять тоннелепроходческих комплексов. Также три комплекса работают на Кожуховской линии, а еще два – на северо-восточном участке ТПК. Самым тяжелым участком работы для метростроителей можно назвать продолжение Люблинско-Дмитровской линии. Все строящиеся станции здесь глубокого заложения, а работы ведутся в очень сложных грунтах.

С открытием участка от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» метро в шаговой доступности получат полмиллиона жителей северных районов столицы. Сама же Салатовая линия будет продлена на 6,1 км. В дальнейшем запланировано продление этой ветки до платформы Лианозово. В результате к 2020 году будут построены еще две станции: «Дмитровское шоссе» и «Улица 800-летия Москвы». Ожидается, что на это уйдет около трех лет. Еще одна станция, запланированная к открытию в этом году, – это новая конечная станция на Замоскворецкой линии «Ховрино». Сейчас она готова на 80 процентов. А вот промежуточная между «Речным вокзалом» и «Ховрино» станция «Беломорская» примет пассажиров лишь в следующем году.

В этом году пассажиры смогут проехать и по западному участку Третьего пересадочного контура (ТПК) от «Делового центра» до «Петровского парка» с промежуточными станциями «Шелепиха» и «Ходынское поле». Ввести его в строй планируется к середине лета. К прокладке ТПК подключились подрядчики из Поднебесной. «Китайская железнодорожная строительная корпорация» (CRCC), которая победила на торгах, устроенных «Мосинжпроектом», получила контракт на сооружение двух тоннельных перегонов и трех станций. Китайцам предстоит построить юго-западный участок со станциями «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского». Весь же ТПК длиной 62,3 км с 28 станциями, который станет второй кольцевой линией метро, планируется ввести в строй в 2020 году.

– Для обеспечения комфортной работы новых станций будут построены два электродепо – «Лихоборы» и «Солнцево». Первое появится на Люблинско-Дмитровской линии, а второе – возле одноименной станции Калининско-Солнцевской ветки. В городе есть норматив: на каждый километр линий метро появляются два состава, в этом году более 80 электропоездов будут запущены по новым участкам, – рассказал Андрей Бочкарев.

Дороги

Еще одним приоритетным направлением АИП является дорожное строительство. В этом году в городе планируется проложить и реконструировать 93 км дорог, возвести 26 искусственных крупных сооружений и построить 20 внеуличных пешеходных переходов.

Среди ключевых объектов этого года – реконструкция Волоколамского шоссе, строительство участка Северо-Восточной хорды от Открытого до Ярославского шоссе, участок Северо-Западной хорды – от Ярославского до Дмитровского шоссе. Будет завершена реконструкция Калужского шоссе от 20-го до 29-го км с возведением двух тоннелей, двух мостов и эстакады. Кроме того, строители реконструируют четыре путепровода через железнодорожные пути в Новой Москве и завершат модернизацию развязки на пересечении МКАД и Профсоюзной улицы. Если же брать трехлетний бюджетный период АИП, то до конца 2019 года предполагается построить в Москве более 360 км дорог, около 102 единиц искусственных крупных сооружений и более 56 пешеходных переходов.

– На протяжении последних шести лет треть бюджета АИП направляется на развитие улично-дорожной сети, – напомнил Андрей Бочкарев. За это время в городе было построено 500 км новых дорог. К существующей дорожно-уличной сети города добавилось 12 процентов проезжей части. В прошлом году построили 100 км дорог, 44 крупных искусственных сооружения.

Хорды и рокады

Основным направлением работы столичных строителей в сфере дорожного строительства в этом году будет прокладка хордовых и рокадных магистралей, которые позволят связать между собой районы на окраинах города.

В этом году, по словам Андрея Бочкарева, должно быть завершено строительство участка Северо-Восточной хорды от Измайловского до Щелковского шоссе. На этом отрезке магистрали по основному пути движения в сентябре прошлого года уже открыли две эстакады, осталось достроить боковые проезды и выполнить благоустройство. А на пересечении Северо-Восточной хорды и Щелковского шоссе ведется строительство трехуровневой транспортной развязки. Одна эстакада будет съездом со Щелковского шоссе на хорду в сторону шоссе Энтузиастов, вторая эстакада правоповоротного съезда поведет со Щелковского шоссе на хорду в сторону Открытого шоссе, третья эстакада левоповоротного съезда с хорды на Щелковское шоссе пойдет в сторону области.

Под Щелковским шоссе ведется строительство тоннеля, который обеспечит прямой ход хорды в сторону Открытого шоссе. Также планируется завершить строительство четырех эстакад на участке Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.

Другой участок Северо-Восточной хорды, где сегодня ведутся активные работы, расположен на северной оконечности будущей трассы, на отрезке между Фестивальной улицей и Дмитровским шоссе. Его прокладка началась год назад и должна завершиться в IV квартале 2018 года.

Северо-Западная хорда находится в более высокой степени готовности, там незавершенным остался всего один участок – от улицы Народного Ополчения до улицы Крылатской через улицу Нижние Мневники. В этом году на южном участке этой магистрали предстоит ввести в строй два тоннеля и семь эстакад. Самый сложный этап – пересечение канала так называемого Карамышевского спрямления в Нижних Мневниках.

Его строительство должно начаться в 2017-м и завершиться в 2018 году. В общей сложности на этом отрезке предстоит построить почти 6,5 км дорог. Главные трудности со строительством моста заключаются в том, что он должен будет пройти над шлюзами, и это сооружение следует поставить таким образом, чтобы при строительстве оказать минимальное воздействие на конструкции шлюза, возведенного еще в 1937 году. При этом Северо-Восточная хорда и Северо-Западная от Дмитровки до Ярославки пойдут практически в одном створе.

Сооружение третьей магистрали из этой группы – Южной рокады – это по большей части реконструкция уже существующих улиц и возведение искусственных сооружений эстакад и путепроводов. Сейчас там ведутся работы на участке от Варшавского шоссе до улицы Кантемировская по продлению Балаклавского проспекта.

МКАД

Также продолжаются работы и по повышению пропускной способности Московской кольцевой автодороги (МКАД). За предыдущие шесть лет были реконструированы 13 развязок МКАД с вылетными магистралями. На месте так называемых «клеверных» развязок, которые были главной причиной пробок, появились направленные съезды. В этом году завершается реконструкция на транспортной развязке на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей. Также начинается реконструкция участка кольцевой магистрали от Каширского до Варшавского шоссе. Туда входит и транспортная развязка на пересечении с Липецкой улицей. Будет обновлена развязка от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через Москву-реку, включая развязку на пересечении с улицей Верхние Поля. В ходе реконструкции МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста будут построены съезды к торговому центру «Мега Белая дача» и рынку «Садовод». В этом году также начата подготовка проектов реконструкции еще девяти участков МКАД.

Всего в этом году на новых московских землях запланировано построить и реконструировать 25 км дорог. В настоящее время там, в частности, ведется активная работа по прокладке магистрали Солнцево – Бутово – Видное, завершить прокладку которой планируется в следующем году. На этой трассе, на отрезке от Калужского шоссе до ТПУ «Столбово», под Калужским шоссе, будет построен самый широкий (около 100 м) тоннельный участок в городе.

Еще одно важное направление работ на присоединенных территориях – замена наземных переездов через железнодорожные пути со шлагбаумами, являющихся причинами пробок, путепроводы над полотном железной дороги. В этом году подобную модернизацию должны пройти четыре переезда.

Жилье

Если же говорить о жилищном строительстве, то за счет городского бюджета будет построен 41 жилой дом, их общая площадь составит 719 тыс. кв. м. На протяжении I квартала в строй в рамках АИП уже были введены два новых жилых дома – в районе Бескудниково на севере Москвы и на улице Партизанская на западе города. За этот же период начались работы по возведению еще четырех зданий на юго-западе и северо-востоке столицы.

Ударными темпами завершается старая, начатая еще в 1999 году программа сноса и переселения пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения. До конца 2017 года в Москве планируется снести свыше 60 ветхих блочных и панельных пятиэтажных домов, общая площадь которых составляет более 218 тыс. кв. м. В график сноса на этот год включено 63 жилых дома сносимых серий. Из них за счет городского бюджета планируется снести 49 домов площадью почти 156 тыс. кв. м, а снос 14 домов площадью 63 тыс. кв. м будет осуществлен за счет средств инвесторов. С начала этого года в Москве уже были ликвидированы 11 жилых зданий сносимых серий. Их общая площадь составила 35,5 тыс. кв. м. На сегодня в Москве осталось снести 66 домов площадью 258,9 тыс. кв. м, причем 39 домов из них будут демонтированы за счет бюджета, а 27 – в рамках инвестиционных контрактов. Полностью завершить первую программу сноса пятиэтажек в Москве планируется в 2018 году.

Что же касается начала новой программы сноса оставшихся
пятиэтажных зданий, то, по словам Андрея Бочкарева, ее запуск – дело не быстрое. Программа сноса и расселения пятиэтажек второй волны может охватить примерно 10–15% территорий «старой» Москвы. До конца года предстоит детально проработать все ее положения. Расселение ветхих пятиэтажек в Москве будет поквартальным, а не точечным, как на первом этапе, проект
рассчитан приблизительно на 15–20 лет. Это длительная программа, рассчитанная на долгие годы. Для того, чтобы приступить к реализации, необходимо будет изменить алгоритм и механизм принятия градостроительных решений, которые придется решать в ускоренном режиме. В настоящее время от принятия решения по расселению пятиэтажки до фактического сноса и переезда жителей проходит около трех лет.

Построить новый дом и снести старую конструкцию – это не самая сложная часть программы, отметил Андрей Юрьевич, гораздо сложнее проработать все юридические и организационные вопросы, проложить новые сети, продумать перспективы развития нового района в будущем. Рядом с расселяемым микрорайоном будет создан «маневренный фонд» – освобожденная территория, на которой будет построен первый новый микрорайон. Дом сносится за две недели, новый строится за десять месяцев, а переселение занимает два года. Пятиэтажки будут включать в программу сноса сотнями – не сериями, а микрорайонами. Это избавит людей от лишнего шума, пыли, если бы, к примеру, сносили по одному дому в квартале. Не исключено, что часть жильцов, возможно, переселят в новостройки, уже возведенные за счет города.

Спортивные объекты

В преддверии проведения в России Чемпионата мира по футболу – 2018 особое внимание уделяется возведению спортивных объектов. Завершается реконструкция Большой спортивной арены «Лужники». По словам Алексея Бочкарева, там сейчас работают 10 тыс. человек. Работы вышли на завершающую стадию, монтируются объекты информационной инфраструктуры, системы обеспечения безопасности зрителей, идет масштабное благоустройство территории. Летом на обновленной Большой спортивной арене должны пройти первые футбольные матчи Кубка конфедераций. Всего к предстоящему футбольному первенству на территории «Лужников» возводится 19 крупных капитальных объектов, в том числе центр обработки информации, здания для приема официальных делегаций и помещения для работы журналистов.


Назад в раздел
МОЭСКМД-группТеплоцентрстройЭнергокомплекс
ВКЦентр