НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Территория прорыва. Передовые технологии все активнее проникают в строительство


Строительные технологии не стоят на месте. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, они позволяют строить сооружения, которые раньше, пожалуй, можно было только вообразить. Теперь же новые строительные технологии уверенно входят в нашу жизнь, кардинально меняют облик столицы.


Есть чем гордиться

Надо сказать, что в плане инноваций отечественные производители строительных материалов не отстают от своих зарубежных коллег. К примеру, на выставке «Отечественные строительные материалы» (ОСМ) были представлены 270 компаний из 78 субъектов РФ, а также гости из 25 стран. Выставку посетили более 14 тыс. человек (87% из них – специалисты), что говорит о стабильном интересе к ней.

Основной тренд, который в настоящий момент определяет пути развития строительных материалов, это энергоэффективность. До некоторых пор этим вопросом мало кто занимался в нашей стране, однако сложившиеся экономические реалии создали устойчивые предпосылки для практического массового внедрения энергосберегающих технологий, в том числе и в типовом строительстве, а также в сфере ЖКХ. Эффективное использование энергии и, в конечном счете, энергосбережение обеспечиваются в основном на стадиях проектирования и эксплуатации зданий. В русле государственной политики энергоэффективности находится и важнейший вектор – внедрение энергосберегающих технологий в такой социально значимой сфере, как ЖКХ, а также популяризация этих процессов.

На самом деле энергосбережение в строительстве и ЖКХ – широкая и многогранная проблема, требующая комплексного подхода к решению. Ключевое значение имеет грамотное использование современных строительных материалов и оборудования, обеспечивающих высокие показатели энергоэффективности зданий, а также правильный расчет энергопотребления системами климат-контроля – отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

В обеспечении энергоэффективности здания могут серьезно помочь разработки, предложенные ГВСУ «Центр».

На заводах ГВСУ «Центр» запущены в эксплуатацию новые, созданные с нуля цеха по производству вертикальных наружных и внутренних стен, поверхности плит перекрытий и лифтовых панелей для жилищного и административного строительства.

По уровню технического оснащения предприятия не имеют аналогов в Московском регионе.

В частности, на производствах внедрены пять современных роботов, разработанных специально для ГВСУ «Центр». Два из них (по укладке плитки и жидкостной матрицы) не применялись до сих пор нигде в Европе.

– Это робот под мелкоштучный материал укладки плитки для формовки панели, облицованной клинкером. Второй робот наносит жидкостную матрицу. Технологии позволяют практически полностью исключить человеческий фактор, – рассказывает заместитель директора и главный инженер ГВСУ «Центр» Владимир Аблаутов. – Полностью автоматизированное производство позволяет увеличить скорость и объемы производства продукции, повышает его гибкость и разнообразие ассортимента, снижает себестоимость и в конечном счете дает новое качество изделий, а значит, и домов, возводимых компанией.

Потребитель получает жилье нового качества, по всем характеристикам – самую современную панель. Практически это означает, что человек сможет сэкономить на отделке, так как поверхность стены будет идеально ровной. Улучшается архитектурный облик дома, благодаря новым технологиям фасады приобретают качественно новый, современный облик, становятся привлекательными и разнообразными.

Однако для того чтобы стояли стены, нужны качественные полы. Наиболее успешные разработки в области основ для напольных покрытий принадлежат немецкой компании КНАУФ, которая недавно выпустила продукт под названием «Самонивелирующийся гипсоцементный пол КНАУФ-ТРИБОН». По сути, это универсальная сухая строительная смесь на основе комплексного вяжущего материала (гипса и цемента) для создания выравнивающих стяжек толщиной от 10 до 60 мм.-– От того, насколько хорошо строители выполнили стяжку пола, зависит качество настила любого из чистовых покрытий.

Внимательное отношение к выбору этого строительного материала – залог долговечности вашего пола. Хорошая стяжка обладает такими качествами, как высокая прочность и трещиностойкость. Она должна обеспечивать тепло- и звукоизоляцию помещений, а также поддерживать в них благоприятный климат за счет способности «дышать» – легко поглощать и отдавать влагу, – говорит Ирина Трифонова, руководитель отдела продуктменеджмента КНАУФ ГИПС.

Смесь «КНАУФ-ТРИБОН» обладает высокой прочностью, не дает усадки, экологична, быстро наносится и распределяется по поверхности и может использоваться в системе теплых полов.

Опалубки, каркасы и 3d-панели

При монтаже стен из железобетона применяется опалубка. Она бывает съемной и несъемной. Со съемной опалубкой все ясно. Панели или плиты собираются в короб, внутри него заливают раствор. После того как он затвердевает, опалубку снимают и делают следующий участок стены.

Однако в последнее время стали применять несъемную опалубку. Те же самые панели и плиты, которые используют при формовании стен, не удаляются. Они остаются в толще стен и служат для теплоизоляции. При этом всю нагрузку берут на себя бетонные стены. Для того чтобы детали опалубки могли лучше выполнять свои функции, их изготовляют из легких материалов, чаще всего используются пустотелые пенополистирольные блоки. Также применяются пенополистирольные панели высокой плотности с арматурным каркасом и древесно-цементная несъемная опалубка, выполненная в виде блоков и плит. Для производства подобных элементов опалубки используется щепа хвойных пород деревьев, которую в изобилии можно найти на любом предприятии деревообрабатывающей промышленности.

В начале 1990-х годов в нашей стране была разработана технология так называемой переставной опалубки. Это простая и довольно эффективная технология была создана изобретателем Рашидом Яковлевым. Она позиционировалась как «народная технология». С ее помощью можно самостоятельно соорудить дом, не привлекая рабочую силу.

Суть ее сводится к тому, что стены формируются пустотелыми блоками из цементно-песчаной смеси, разведенной небольшим количеством воды. Для крепления стен по этой технологии автор разработал специальный бур, с помощью которого можно получить довольно прочный свайный фундамент.

Очень популярны в мире каркасные технологии. Они еще только пробивают себе дорогу среди отечественных строителей.

Суть этой технологии в том, что вся несущая конструкция возлагается на жесткий каркас, состоящий из вертикальных стоек, горизонтальных балок и диагональных раскосов, которые передают нагрузку от стен и кровли на фундамент.

Стены в этом случае служат исключительно в качестве ограждения и никакой несущей функции не имеют. Поэтому нет необходимости использовать такие тяжелые материалы, как кирпич или бетон, а заменить их легкими конструкциями, что позволит серьезно сэкономить.

Частным случаем каркасной технологии, который наиболее часто применяется, является каркасно-рамочная технология.

После того как на стройплощадке собран каркас, его облицовывают водостойкой OSB-плитой. Образовавшиеся пустоты заполняют теплоизолирующим материалом, который защищают с помощью специальной пленки. Особенность этой пленки в том, что она, защищая от дождя, снега и ветра, не препятствует отводу остаточной влаги, содержащейся в порах утеплителя. С внутренней стороны такие стены также закрывают пароизоляционной пленкой. После этого идет облицовка фасадной штукатуркой, сайдингом или облицовочным кирпичом. Во внутренней отделке чаще всего применяют гипсокартон.

Слои плитки и пленки могут быть заменены специальными панелями, в которых эти слои уже есть. Тогда этот вариант технологии называется каркасно-панельный.

Важной особенностью каркасной технологии является возможность использования наряду с пенополистиролом и минеральной ватой целлюлозного утеплителя.

Объединение принципов каркасно-панельного и монолитного домостроения привело к созданию технологии ЗD-панелей. Эта технология родилась в США, но довольно быстро получила развитие в России. Здесь она распространяется под маркой «Русская стена». В этом случае мы также имеем каркас, который собирается из пенополистирольных панелей в оплетке из двух параллельных-сварных арматурных сеток, соединенных диагональными стержнями из оцинкованной или нержавеющей проволоки.

После этого каждый стержень под определенным углом приваривается к сеткам, который потом «прошивает» пенополистирольную плиту. В результате образуется пространственная конструкция, после установки она покрывается слоем бетона, образующим сплошную монолитную оболочку.

Грунт – всему голова

В дорожном строительстве также довольно много инноваций.

В последнее время все чаще применяется кубовидный щебень. Дело в том, что форма наполнителя, на который потом укладываются асфальтовые и бетонные покрытия, имеет большое значение. Если форма частиц гравия приближается к кубовидной, то это приводит к увеличению прочности и долговечности бетонных и асфальтобетонных конструкций.

Традиционные материалы также претерпевают значительные изменения. Новый вид дорожного бетона – фибробазальтовый шлако-щелочной – позволяет повышать прочность покрытия и увеличивать стойкость к воздействию кислотных сред.

При дорожном строительстве, как ни крути, но основным компонентом является грунт. Разумеется, он должен быть уплотнен. Можно делать все по старинке, проезжая катком по одному и тому же месту, но логичнее воспользоваться технологией ANT, производимой в РФ ЗАО «АНТ» на территории России. Водный раствор стабилизатора грунта «ANT» вместе с минеральными добавками вносится в грунт. В процессе того как грунт сжимают, возникает каталитически-связующий процесс, вызывающий сильное цементирующее действие. В результате получается готовое дорожное полотно, по которому можно ездить. Но в целях уменьшения износа поверх кладется слой бетона.

Кстати, в асфальтовом покрытии тоже присутствуют новшества. Фирма Kirchner еще с середины 1990-х годов запатентовала и внедрила технологию, известную у нас как «Компакт-асфальт». Она успешно зарекомендовала себя на дорогах Германии, Польши и Нидерландов. Для России, и особенно для Москвы, где плотность потоков возрастает каждый год, она может быть весьма востребована.

Суть технологии состоит в том, что на дорогу наносятся два слоя асфальтобетонного покрытия из разных типов смесей, но с использованием одного асфальтоукладочного комплекса, по принципу «горячее по горячему».

В результате толщина верхнего слоя уменьшается до 2–2,5 см, а плотность покрытия за счет увеличения времени на уплотнение повышается. Технология «Компакт-асфальт» позволяет вести укладку тонкого верхнего слоя без ущерба для всей конструкции, при одновременном устройстве нижнего крупнозернистого слоя покрытия, обладающего большей устойчивостью к деформациям.

Еще одним новшеством в дорожном строительстве стало применение резинобитума. Он необходим для придания эластичности дорожному материалу. В случае если оно жесткое, то при больших нагрузках дорожное покрытие может треснуть, что впоследствии приводит к ямам и выбоинам.

Резинобитум – это продукт смешивания гранул резины и битума. Доля резины в этом составе колеблется около четверти от общей массы материала. Это очень недорогой материал, поэтому зона его применения постоянно увеличивается, а технологический процесс производства модифицируется в зависимости от количества резиновой крошки в составе материала, от времени или же температуры смешивания битума и резины.

Иногда приходится работать в стесненных условиях. Тогда на помощь приходят геосинтетические материалы. Это может быть геокаркас, который используется для укрепления крутых склонов. Чаще всего он изготовляется из пластика, заполняется инертными материалами и используется в качестве покрытия на автодорогах. Или это георешетка, предотвращающая сдвиг насыпного грунта, который используется при строительстве железнодорожного полотна.

При строительстве автодорог в качестве прокладочного слоя используется геотекстил. Он необходим для того, чтобы не было смешения между собой слоев дорожного покрытия. Например, чтобы грунт не смешивался со щебнем или щебень с песком. В результате получается существенная экономия песка и гравия. Помимо дорожного строительства он применяется при прокладке нефтегазопроводов, укладке пленки для прудов на грунт, для устройства дренажа, укрепления склонов. Материал не подвержен гниению, воздействию грибков и плесени. Он неинтересен грызунам и насекомым, сквозь него не прорастают корни растений.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МоскапстройГераГлавУПДКОЭК
КапстройситиСоюзАБЗФУД