НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Центр притяжения. Целому ряду городских учреждений и структур будет предложено переехать в Коммунарку


Приоритеты развития «новой» Москвы – дороги и 12 «точек роста». Еще одна особенность: школ и детских садов за счет средств инвесторов на присоединенных территориях строится больше, чем на бюджетные деньги.
Застройка административно-делового центра в Коммунарке начнется с возведения здания префектуры ТиНАО. А аэропорты «Внуково» и «Остафьево» должна связать линия легкорельсового транспорта. Об этом в интервью «МТ» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.


ладимир Федорович, каковы итоги размещения городского заказа в 2013 году на строительство в «новой» Москве? Что сегодня строится на присоединенных территориях за счет средств городского бюджета?

– По Адресной инвестиционной программе мы успешно провели все торги, которые были запланированы на 2013 год по проектированию и строительству объектов социальной инфраструктуры и дорог. Если говорить о дорогах, то на двух объектах до конца 2013 года нам удалось уже выйти на строительство. По социальным объектам мы объявили торги на проектирование всех детских садов, поликлиник и школ, которые были заложены в АИП. Для нас это была одна из приоритетных задач, поскольку для Департамента развития новых территорий 2013 год был первым годом, когда мы принимали участие в реализации Адресной инвестиционной программы, и поэтому важно было корректно подготовить конкурсную документацию и провести торги на выполнение как проектных, так и строительно-монтажных работ.

Уже сегодня инвесторами строится больше объектов социальной инфраструктуры, чем за счет городского бюджета. Из 14 детских садов, запланированных к вводу в 2014 году, девять будут построены инвесторами и лишь пять – за счет городского бюджета. Из восьми школ семь возведут инвесторы и лишь одна запланирована по АИП.

Большинство из построенных социальных объектов передается инвесторами городу. Частные садики появляются лишь в небольших коттеджных поселках. Примерно так же обстоит дело и с поликлиниками. В поселке Московский инвестором были построены и сейчас передаются на баланс города две поликлиники. Кроме того, Москва строит на новых территориях четыре быстровозводимые поликлиники, чтобы возместить дефицит мест в амбулаторной сети в существующих поселениях. Объекты социальной инфраструктуры инвесторы стремятся построить опережающими темпами – раньше, чем жилые комплексы. Причем большинство объектов строится по индивидуальным проектам.

В следующем году в строительстве социальных объектов соотношение еще больше сдвинется в сторону внебюджетных источников. Из 15 намеченных к сдаче детских садов только один будет построен за счет средств бюджета, а из восьми школ лишь две будут возведены по АИП.

– Будет ли в «новой» Москве возводиться жилье в рамках горзаказа?

– Нет, жилье за счет городского бюджета на присоединенных территориях в ближайшие годы строиться не будет.

– А сколько всего жилья было введено в строй в ТиНАО в 2013 году?

– В общей сложности было введено в строй 1,2 млн кв. м жилья, 862 тыс. кв. м из них составили многоэтажные здания (58 дома), малоэтажное строительство – 133,8 тыс. кв. м (120 домов), а индивидуальное жилищное строительство – 194,2 тыс. кв. м. Напомню, что всего на присоединенных территориях за весь период их освоения планируется построить 52 млн кв. м.

При формировании новых крупных проектов в сфере жилищной застройки помимо обеспечения их социальной инфраструктурой мы также уделяем особое внимание созданию современной комфортабельной городской среды. Улицы в «новой» Москве будут формироваться с учетом новых подходов в этой сфере. Например, нежилые помещения на первых этажах зданий должны быть с высокими потолками, со стилобатами.

Должны формироваться общественные пространства, удобные для прогулок территории, с парковками, не занимающими все пространство двора. И кроме того, жилые районы должны быть обеспечены рабочими местами, с тем чтобы не возникало излишней нагрузки на транспортную структуру, а люди могли найти работу неподалеку от дома.

Подход к развитию 12 основных «точек роста» заключается в том, чтобы в каждой из них в центре находился уникальный проект, который стал бы ядром для появления целого ряда сопутствующих проектов. Сюда можно отнести и уже упоминавшийся фармацевтический кластер, и агрокластеры с рядом перерабатывающих производств, и научный центр в Троицке, и образовательные центры.

– Как обстоит дело с реконструкцией Калужского шоссе?

– Госзаказчиком работ по реконструкции участка Калужского шоссе от МКАД протяженностью 9 км является Департамент строительства. На настоящий момент уже проведен конкурс на его проектирование. Вообще, Калужское шоссе до границы с Калужской областью теперь не федеральная, а городская магистраль, и заботы о ее содержании, ремонте и расширении легли на плечи города. Лишь на территории соседнего субъекта Федерации она превращается в федеральную трассу А-101.

– Как проходит реконструкция дорог хордовых связок на территории «новой» Москвы, какие из них будут расширяться в ближайшее время?

– В настоящий момент уже начаты работы по реконструкции дороги Мамыри – Саларьево длиной 4,5 км. Эта трасса должна стать фактическим дублером МКАД на одном из самых загруженных его участков. Дорога соединит перемычкой две главные транспортные артерии «новой» Москвы – Киевское и Калужское шоссе. Помимо расширения существующей дороги до четырех полос в каждом направлении здесь будут построены боковые проезды, заездные карманы для общественного транспорта, наземные пешеходные переходы и удобные съезды на две главные радиальные магистрали. На расширение дороги будет потрачено 1,7 млрд руб.

Другой дорожный объект, на котором уже в 2013 году начались строительные работы, – дорога от деревни Рассказовка до поселка Московский. Она станет участком трассы, соединяющей Киевское и Боровское шоссе и тоже будет иметь по четыре полосы в каждом направлении. Протяженность реконструируемого участка составляет 2,7 км.

В 2014 году начнут строиться дороги от поселка Газопровод до Коммунарки и от Троицка до пересечения с Киевским шоссе. Также в наступившем году будет вестись разработка проектов планировок для других новых дорог – одна из них, в частности, должна соединить поселок Газопровод с аэропортом «Остафьево».

– Что делается для подготовки к началу строительства участка Центральной кольцевой автомобильной дороги, который пройдет по территории «новой» Москвы? Город будет принимать в этом участие?

– Сама ЦКАД, которую планируется построить на месте кольцевой бетонки вокруг Москвы, – это федеральная трасса. Строить ее будет государственная компания «Российские автомобильные дороги» (Росавтодор). С федеральными и областными властями достигнута договоренность, что первой очередью ее строительства станет отрезок, проходящий по территории ТиНАО. В настоящий момент мы резервируем территории на расстоянии одного километра влево и вправо от бетонки, с тем чтобы на них не велось никакой строительной деятельности. Когда строительство начнется, город будет обустраивать места примыкания к ЦКАД Калужского и Киевского шоссе, дорог местного значения, обеспечивать увязку новой кольцевой магистрали с транспортной инфраструктурой города.

– Известно, что инвесторы готовы за собственный счет строить на присоединенных территориях дороги местного значения и подъездные пути, которые ведут к возводимым ими жилым комплексам или объектам коммерческой недвижимости. Какие-либо результаты на этом направлении уже имеются?

– У нас заключена договоренность со строительной компанией «МОРТОН», строящей жилой микрорайон в Середнево, о том, что она построит дорогу длиной 8 км, которая свяжет его с Киевским шоссе. Речь идет не только о жилом комплексе: вместе с жильем там строится вся необходимая инфраструктура – социальные объекты и места приложения труда.

Рядом с дорогой Мамыри – Саларьево несколько инвесторов будут совместно строить дорогу, которая облегчит проезд к коттеджным поселкам. А ОАО «Газпром» частично профинансирует строительство дороги от поселка Газопровод, где расположен центральный офис ООО «Газпром межрегионгаз», до аэропорта бизнесавиации «Остафьево». Первоначально Газпром планировал построить эту дорогу целиком за счет собственных средств, но ее параметры нас не удовлетворили. Они хотели построить четырехполосную дорогу. В итоге было решено, что финансироваться строительство будет совместно городом и естественной монополией, а шестиполосная дорога – активно использоваться для транспортной связи аэропорта с административно-деловым центром в Коммунарке.

Другой способ сэкономить средства бюджета на дорожном строительстве – строить в «новой» Москве платные дороги на условиях государственно-частного партнерства. Программу строительства подобных магистралей на присоединенных территориях в течение полугода должна разработать для нас международная консалтинговая компания McKinsey & Company.

– В феврале 2013 года был принят специальный закон, позволяющий городским властям на территории «новой» Москвы в упрощенном порядке изымать земельные участки для государственных нужд. Вам уже пришлось воспользоваться этим правом?

– Пока нет. Мы успешно договариваемся с инвесторами и в случае необходимости заключаем с ними соглашения.

Они охотно предоставляют свои участки для нужд дорожного строительства. Прибегать к изъятию участков поэтому нет нужды.

Да и в дальнейшем вряд ли нам придется проводить дорогу через коттеджный поселок или садовое товарищество, так чтобы при этом приходилось сносить целую улицу. В худшем случае речь пойдет об одном или двух домах, а такие вопросы мы решаем в рабочем порядке.

– Как идет строительство подъездных дорог для садовых некоммерческих товариществ?

– Приоритетом для нас являются дороги, ведущие к сельским поселениям, подъездные пути к СНТ мы делаем, если такая дорога проходит рядом с товариществом. С другой стороны, сезонное население «новой» Москвы (то есть люди, выезжающие летом на дачу) сопоставимо с ее постоянным населением – 220 тыс. и 235 тыс. человек соответственно. Поэтому ГКУ «Развитие Московского региона», которое занимается строительством дорог и прокладкой инженерных коммуникаций для СНТ на территории «новой» Москвы, на первые три квартала наступившего года должно запроектировать строительство 11 участков подъездных путей к товариществам. Пока же для них в основном ведется проектирование дорог, а также водозаборов, систем газо и водоснабжения.

– Когда начнутся земельные аукционы для инвесторов на строительство объектов коммерческой недвижимости на участках, принадлежащих городу?

– Первые аукционы должны пройти уже в 2014 году. Заниматься этим будет Департамент городского имущества. Только муниципальных земель, которые можно передать в аренду или в собственность инвесторам, совсем немного. Большинство из них на присоединенных территориях находится либо в федеральной, либо в частной собственности. Из 33 тыс. га свободных земель в «новой» Москве 10 тыс. га – это федеральные земли, 23 тыс. га – земли различных собственников. В собственности Москвы или поселений находится некоторое число небольших участков, но и их мы собираемся задействовать. В дальнейшем, когда инфраструктура на новых территориях уже будет создана, возможна организация Правительством Москвы и собственниками земельных участков паевых инвестиционных фондов. Тогда, по соглашению, эта земельная собственность может перейти в распоряжение города и выставлена на торги.

К тому же следует учесть, что большинство свободной территории составляют земли сельскохозяйственного назначения. Было принято постановление Правительства Москвы о плате за перевод из категории земель сельхозназначения в земли поселений – это основной вклад собственников в развитие инфраструктуры присоединенных территорий.

– Сохранятся ли крупные агрохозяйства, которые сегодня расположены на территории «новой» Москвы, или они будут переобустраиваться?

– Незадолго до Нового года на совещании у главы Правительства РФ Дмитрия Медведева столичный градоначальник Сергей Собянин внес предложение – передать эти земли Москве. В одночасье назначение используемых земель поменять нельзя, они обеспечивают работой значительную часть населения «новой» Москвы. Поэтому определенное время они будут использоваться по своему нынешнему назначению. Пока там нет ни дорог, ни инженерных коммуникаций, чтобы начать на этих землях городскую застройку. Зато вполне реально, что здесь в ближайшем времени появятся новые пищеперерабатывающие предприятия.

И мы готовы рассматривать предложения от инвесторов.

– Какова на сегодняшний день судьба проекта создания административно-делового центра в Коммунарке? Какие городские структуры туда переедут? Что там будет строиться по городской Адресной инвестиционной программе?

– Первое здание, которое будет там построено за деньги городского бюджета, – это здание префектуры ТиНАО площадью 30 тыс. кв. м. Уже объявлен конкурс на его проектирование, строительство должно быть завершено на протяжении ближайших двух лет. Сейчас решается, какие именно городские учреждения туда переедут. Подготовлен довольно большой список структур, которым предложат сменить дислокацию и перебраться в Коммунарку. Но решение о том, какие именно из них туда переместятся, пока не принято, это будет сделано на отдельном совещании.

В административно-деловом центре в Коммунарке планируется построить также деловой центр группы компаний «Фармстандарт». Ее представители обратились к нам с подобным предложением. Есть идея разместить в Коммунарке медицинский кластер, но пока нет ясности по его формату, наполнению, источникам финансирования. Потребуется еще ряд встреч, консультаций и согласований с Министерством здравоохранения РФ и городским Департаментом здравоохранения, для того чтобы определить концепцию будущего медицинского кластера.

Еще в Коммунарке должен разместиться кампус Московского института стали и сплавов. С этим объектом дело обстоит гораздо проще. Проект готов, а МИСИС зарезервировал на 2015 год средства, необходимые для строительства первых корпусов. Сейчас ведется привязка объектов к местности, а со стороны города – работа, направленная на то, чтобы состыковать транспортную инфраструктуру и инженерные коммуникации.

– На территории «новой» Москвы планируется разбить 45 парков. Не могли бы вы уточнить, какие именно это будут парки?

– Площадь природных зон занимает более половины площади присоединенных территорий, она составляет 75 тыс. га. В ближайшие годы в «новой» Москве планируется создать не менее 45 парков. Какие-то из них расположатся в составе жилой застройки, какие-то – рядом с природными зонами, какие-то – на территории существующих природных зон, но это только парки, которые не предусматривают при их обустройстве вырубки леса. В основном же парки будут создаваться на природных территориях.

В частности, один из самых масштабных проектов – парк реконструкции исторических событий в Рязановском поселении, создаваемый группой RDI. Он расположен в чистом поле, а не в лесном массиве. Сейчас пока еще сложно оценить, какая часть парков будет создана за счет средств инвесторов, а какая – за деньги городского бюджета. Так же преждевременно говорить об их ведомственной принадлежности. Все это определится, когда будет составлена программа строительства парков «новой» Москвы, которая должна увидеть свет до конца 2014 года. Сейчас лишь ясно, что большинство парков будут парками культуры и отдыха. Появятся и тематические парки – на средства инвесторов и на их землях. Недавно, например, один инвестор предложил создать маленький парк площадью всего 1,5 га под названием «Поляна невест», куда могли бы приезжать молодожены.

– При создании парков инвестор берет на себя все расходы или город оказывает здесь какую-либо поддержку?

– Бывает по-разному. Для небольших парков инвестор сам в состоянии создать всю необходимую инфраструктуру. А при создании парка реконструкции исторических событий город взял на себя строительство транспортных и инженерных коммуникаций.

– Как будет развиваться на новых территориях общественный транспорт?

– Уже в следующем году на территорию «новой» Москвы должно прийти метро – на Сокольнической линии появятся станции «Саларьево» и «Румянцево». У станции «Саларьево» будет построен транспортно-пересадочный узел по той же схеме, по которой они строятся в Москве в целом. Сначала за счет средств города построят плоскостной ТПУ, а потом, если удастся найти заинтересованного инвестора, на его месте возведут капитальный ТПУ – с коммерческой составляющей.

Строительство еще одного транспортно-пересадочного узла запланировано в Коммунарке рядом с административно-деловым центром. Туда тоже должно прийти метро, только не в нынешнем, а к 2020 году.

– Какие еще виды городского транспорта, помимо автобуса и метро, должны прийти на новые территории?

– В наших планах соединить легкорельсовым транспортом – современным трамваем или железной дорогой с электричкой вроде «аэроэкспресса» – аэропорты «Внуково» и «Остафьево». Существующая схема предусматривает возможность, что эта перемычка соединит не только два аэропорта, но также Киевское и Курское направления железной дороги.

Эта связка включена уже в планы развития транспортной инфраструктуры Московского региона.

– Как движется процесс пересмотра на Градостроительно-земельной комиссии инвестиционных контрактов, заключенных на территории нынешней «новой» Москвы, в то время когда эти земли входили еще в состав Московской области?

– В общей сложности на момент присоединения новых территорий городу было передано 86 инвестиционных контрактов, заключенных властями Московской области. При этом 40 из них подлежат рассмотрению на ГЗК в текущем году, 29 контрактов уже прошли рассмотрение на ГЗК (9 – в 2012 году и 20 – в 2013-м).

По восьми из них принято решение о разработке новых проектов планировки территорий, при этом рассмотрение условий дальнейшей реализации этих контрактов перенесено на 2014 год. Еще 16 контрактов должны быть сняты с контроля, поскольку в процессе их исполнения отсутствуют проблемы, для решения которых требовалось бы вмешательство Градостроительно-земельной комиссии, 22 инвестиционных проекта реализуются на территории городских округов Щербинка и Троицк. Органы местного самоуправления этих образований наделены самостоятельными полномочиями в сфере градостроительной деятельности, и окончательное решение о судьбе этих контрактов остается за ними.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭСККростГеопроектизысканияМоскапстрой
Фонд