Метрополитен в ближайшее время соединит отдаленные районы города с центром.
По планам столичного Правительства метро должно быть в пешей доступности для 90% жителей города. На карте столицы скоро появятся две линии, которые ждут с большим нетерпением.
На скамейке запасных
Для человека, мало знакомого с историей строительства Московского метрополитена, Калининская, или, как ее еще называют, желтая, линия может показаться каким-то досадным отростком. В самом деле, начинаясь за МКАД, проходя по густонаселенным районам востока Москвы, она неожиданно заканчивается на станции «Третьяковская». Поезд, как говорится, дальше не идет…
Подобная ситуация сложилась благодаря тому, что желтой ветке не повезло в том смысле, что до нее у властей города редко доходили руки. Всегда находились какие-то более важные и нужные для города проекты, и Калининская линия оставалась в тени.
Хотя проектировать ее начали в числе самых первых, еще в начале 1930-х годов. В тогдашних чертежах эта линия называлась Рогожской, по имени Рогожской заставы, которая в то время была фактически окраиной Москвы.
Еще одной особенностью этой линии было то, что она постоянно меняла трассировку. В итоге тогда так и не решили, как она должна проходить и оставили этот проект до лучших времен.
В следующий раз Калининская линия появляется на перспективных планах развития метро только в 1957 году. Тогда планировалось, что новый радиус начнется от станции метро «Таганская», а закончится в Новогиреево, позднее предлагалось вывести линию в Реутов, а с другой стороны соединить с Калужско-Рижской линией. Но снова ничего не получилось.
Всерьез проектировать Калининскую линию начали в 1965 году. По первоначальному плану новая линия должна была проходить по Арбатско-Покровской ветке, которая тогда была не сильно загружена, а заканчиваться станцией метро «Новокузнецкая». Позже от этого плана отказались и решили рыть для новой линии свой тоннель.
В итоге первый участок Калининской линии строился в 1975–1979 годах, к московской Олимпиаде 1980 года. Протяженность этого участка составляла 12,2 км, на нем имелось шесть станций.
После строительства в начале 1980-х годов небольшого отрезка от «Марксистской» до «Третьяковской» про линию снова забыли. В очередной раз о ветке вспомнили уже в наше время, когда начался настоящий бум в развитии метро. Сразу же возникли планы, куда эта ветка пойдет дальше. Поначалу планировали продлить новую линию в стремительно развивающийся район Кожухово, но потом от этой идеи отказались. В итоге было принято решение вести радиус на юго-запад, где в этот момент только начиналось строительство Солнцевской линии.
До последнего времени не все ясно с центральным участком станции. Изначально станцию «Третьяковская» планировалось соединить с существующей станцией «Деловой центр» после 2019 года. На данном участке планировали промежуточные станции «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская». Однако в начале 2018 года участок «Деловой центр» – «Третьяковская» полностью исчез из планов по строительству метрополитена, несмотря на заявления о том, что строительные работы на центральном участке предполагалось начать в 2021–2022 годах, после замыкания Большой кольцевой линии (БКЛ). Никаких объяснений на этот счет нет.
Таким образом, сроки соединения Калининской и Солнцевской линии могут быть отодвинуты. В результате было принято решение временно объединить Солнцевский радиус и северо-западный участок БКЛ со строительством второго соединительного тоннеля между «Парком Победы» и «Шелепихой».
Поезда, прибывающие на «Шелепиху» со стороны «Петровского парка», будут по очереди отправляться на Солнцевский радиус и на станцию «Деловой центр» в соотношении 2:1. С продлением линии до «Рассказовки» соотношение изменится на 3:1.
В марте 2017 года были торжественно открыты три новых посадочных пункта на Калининской части пути: «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки». Присутствовавший на церемонии запуска станций Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что на этом строительство Калининско-Солнцевской линии метро не заканчивается, а в 2018 году ветка обязательно расширится. Дизайном платформ, открытых в 2017 году, занимались иностранные специалисты, а отличительной особенностью интерьера стало применение стереоэффектов. Станции получились действительно привлекательными, интересными и необычными. К примеру, на «Раменке» отдельные картинки складываются в изображения деревьев, на «Минской» использована военная тематика, а на «Ломоносовском проспекте» нарисованы цифры.
Строительство Калининско-Солнцевской линии метро в 2018 году будет вестись полным ходом. В этот период запланирован ввод следующих станций: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Терешково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка» (конечная).
В декабре 2017 года была объявлена закупка на строительство в 2018 году перегонных тоннелей между станциями «Деловой центр» и «Дорогомиловская». По данным закупки, строительство планировалось начать одновременно с закрытием станции «Деловой центр».
В случае если первоначальные планы осуществляться, то длина объединенной линии от станции «Внуково» до «Новокосино» составит около 52 км, в нее войдут 25 станций. Это будет один из самых длинных радиусов столичного метрополитена, строительство которого ждут жители Солнцева и некоторых районов Новой Москвы, потому что с ее помощью они смогут легко и просто добираться до центра города, минуя сложные пересадки в районе станции «Деловой центр». Но о том, когда это будет, станет известно только после 2019 года.
Новое метро в новом районе
С другим радиусом всем намного понятнее. Кожуховская линия – тринадцатая по счету. Ее открытия ждут 800 тыс. москвичей – жители районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский и городского поселения Люберцы Московской области. Кроме того, новая линия существенно разгрузит соседнюю – Таганско-Краснопресненскую линию.
Кожуховская станет одной из самых длинных линий среди строящихся сейчас в Москве. На участке длиной более 15 км расположатся восемь станций: «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
Две из них станут пересадочными – «Нижегородская улица» с пересадкой на БКЛ, «Косино» – на «Лермонтовский проспект» фиолетовой ветки. Электродепо Кожуховской линии метрополитена будет размещено в промзоне «Руднево».
Участок от «Нижегородской улицы» до «Косино» построен по испанской технологии. То есть сооружается один большой тоннель, в котором проходят сразу два пути. Поезда едут посередине, а платформы располагаются по краям. По словам заместителя Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, такой способ позволит снизить стоимость строительства на 30% и сэкономить порядка 80 млрд руб. Такие тоннели строят с помощью тоннелепроходческого комплекса диаметром 10 м.
Участок от «Косино» до «Некрасовки» построен привычным для Москвы способом – с двумя отдельными тоннелями. Прокладывает их щит диаметром 6 м. Также здесь строят соединительную ветку в электродепо.
Изначально планировалось пустить линию параллельно Волгоградскому проспекту. В результате чего на старых планах развития этой трассы метрополитена (до 2009 года) значилась станция «Самаркандский бульвар», которая должна была располагаться на пересечении Самаркандского бульвара и Волгоградского проспекта в районе 138 квартала Выхино. Но после в качестве меры удешевления метро было предложено строить Кожуховскую линию мелким заложением, изменив планировавшуюся ранее трассировку. Линия была перенесена с Волгоградского на Рязанский проспект. Ориентировочно это должно помочь сэкономить 40 млрд руб.
Фактическое строительство линии началось 26 февраля 2013 года, когда в основание стены в грунте будущей станции «Некрасовка» была забурена первая свая. К строящейся станции метро проложены новые питающие кабельные линии.
В феврале 2014 года Марат Хуснуллин сказал, что перегон «Некрасовка» – «Косино» будет готов раньше 2016 года, и высказывалась идея запустить его отдельно, однако по техническим причинам от этого решено было отказаться.
В итоге принято решение, что все линия будет запущена одновременно. Однако в конце марта столичные власти вновь изменили свое решение, пообещав москвичам, что участок Кожуховской линии метро с четырьмя станциями планируется запустить к концу лета.
– Сейчас на Кожуховской ветке работает более 5 тысяч строителей. К концу лета мы планируем запустить первый участок линии от станции «Некрасовка» до «Косино», – сказал Марат Хуснуллин.
Он отметил, что полностью розовую ветку метро планируется запустить в 2019 году.
– В следующем году будут открыты еще четыре станции с примыканием к «Нижегородской» Большой кольцевой линии метро, – добавил глава Стройкомплекса.
Как бы то ни было, но жителям юго-востока города осталось подождать совсем немного, и к ним тоже приедут вагоны метро, и ездить станет легче и быстрее.
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства МАРАТ ХУСНУЛЛИН
Текст: Дмитрий Симонов
Фото: Фото: Эдуард Жигайлов; Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)
Назад в раздел