НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

ОАО «Концерн МонАрх». Мы ставили задачу быть востребованными


Для встречи с генеральным директором ОАО «Концерн МонАрх» Сергеем АМБАРЦУМЯНОМ у нас было два замечательных повода – выдвижение двух объектов компании для участия в престижном конкурсе «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства» и предстоящее 20-летие компании. 

Настрой на беседу был соответствующий, хотя Сергей Александрович сразу скорректировал наши намерения придать статье юбилейное звучание. По его мнению, каждая круглая дата в истории компании ничем не должна отличаться от рядовых. Разумеется, мы пошли навстречу, и в нашей публикации нет юбилейного пафоса. Получился просто интересный разговор с интересным человеком, обладающим оригинальными взглядами, имеющим прекрасное чувство юмора, а его масштаб мышления можно смело назвать государственным. Кстати, оно получает успешное воплощение в рамках отдельно взятой компании – ОАО «Концерн МонАрх». 

Итак, совсем не праздничное, но имеющее непосредственное отношение к итогам двух десятилетий интервью мы предлагаем вниманию наших читателей.


– Сергей Александрович, даже если бы мы решили перечислить самые знаковые объекты ОАО «Концерн МонАрх», список занял бы значительную часть текста. Увы, формат статьи ограничен. Но не сказать, что на счету компании около 150 объектов, каждый из которых по-своему уникален, мы не можем. Это была изначально обдуманная стратегия – делать ставку на сложность и уникальность?

– Если бы я сказал, что мы изначально планировали стать теми, кем стали, то я бы слукавил. Двадцать лет назад никто не знал, каких результатов нам удастся добиться. Да и сейчас никто из нас не скажет, что будет с компанией еще через двадцать лет. Это сложно прогнозировать. А тогда на постсоветском пространстве люди окунались в бизнес впервые в жизни. Какие предположения они могли делать? Какие планы строить?

Но совершенно точно я знал одно: наша компания будет заниматься монолитным домостроением. В Советском Союзе эта технология не получила широкого распространения и применялась только при возведении гидротехнических сооружений. Но уже в то время монолитное строительство активно практиковалось во всем мире: оно позволяет в короткие сроки возводить здания и сооружения практически любой этажности и архитектуры.

– То есть вашу компанию можно назвать пионером в продвижении данной технологии на отечественный рынок?

– Я считаю, что мы были одними из первых, кто начал заниматься монолитным домостроением, активно используя передовые научные и технические разработки в этой области.

– «МонАрх» – звучит довольно претенциозно. Нужна определенная смелость, чтобы так громко заявить о себе. Хотя неслучайно говорят, что как назовешь корабль, так он и поплывет…

– В 1994 году наша компания называлась иначе, но когда мы в процессе становления вышли на уровень генподрядной организации, было решено название изменить.

Использовав слова «монолит» и «архитектура», я объединил их в одно целое. Так получился «МонАрх».

Не спорю, в названии заключены определенные амбиции – это значит, что мы не имеем права плохо строить. Не имеем права задерживать сроки строительства. В общем, должны соответствовать тому названию, которое придумали.

– На каком этапе компания начала набирать обороты и стало понятно, что она серьезный игрок на столичном строительном рынке?

– Мы никогда не ставили задачу стать игроками на рынке, а стремились быть востребованными и удовлетворить самого требовательного заказчика. Этому принципу мы следуем на всем протяжении нашей деятельности. Я не считаю, что надо с кем-то соревноваться. В нашей отрасли важнее не то, сколько строишь, а то – как.

Вначале развитие компании шло очень интенсивно, но в какой-то момент я приостановил этот рост. И теперь больше внимания уделяю структуре фирмы, команде, обучению сотрудников. Вот недавно пришел к решению привлекать на работу западных специалистов.

Мне нравятся их подходы: они более принципиальные, более требовательные. Не скажу, что более грамотные. Но я приглашаю опытных специалистов-управленцев, чтобы с их участием добиваться такого же качества строительства, как в Европе.

– А как формировалась команда? Сколько людей, с которыми Вы начинали, осталось работать в компании?

– Изначально нас было всего несколько человек. Среди них были те, кого я хорошо знал. И те, кого рекомендовали. Есть на Западе хорошее правило при приеме на работу смотреть рекомендации. Эта схема у нас сейчас тоже начинает внедряться. Например, когда работники устраиваются в другие компании, мне звонят и спрашивают мое мнение. Мне нравится подобный подход. Думаю, беда постсоветского общества в том, что человека у нас берут по принципу «свой-чужой», начиная с самых высоких должностей и заканчивая курьером. Это неправильно. Мой принцип – отбирать работников по профессионализму.

Правда, с самого начала со мной были люди, с которыми мы вместе учились в институте.

И они до сих пор рядом. Я им очень признателен: мы вместе создавали эту компанию, которая из небольшой фирмы выросла в многопрофильную ведущую организацию столичного стройкомплекса.

– А как Вы относитесь к такому мнению, что бизнес и дружба несовместимы?

– Есть много фраз, которым следовать не обязательно. Только друг может прийти и сказать, в чем ты не прав. Подчеркиваю, настоящий друг, а не тот, кто тебе льстит только потому, что ты старше по должности. В лести ничего хорошего нет. Считаю, что если руководителю нравится лесть, то он уже падает, а не поднимается. А если человек говорит, что у нас в команде есть проблемы, то он хочет, чтобы они были решены и команда стала работать еще лучше, а компания стала еще эффективнее.

Я периодически собираю линейных работников и общаюсь с ними не как руководитель, а как инженер с инженерами, когда нам необходимо решить какую-либо производственную задачу. У меня есть обратная связь со своей командой, и это очень ценно.

– Сергей Александрович, Вы стояли у истоков создания компании «МонАрх». Можно ли сказать, что для Вас и ваших сотрудников компания – это большая семья?

– Да, я считаю «МонАрх» семьей. Когда человек приходит устраиваться на работу, я надеюсь, что ему у нас будет комфортно. Мне не очень важно, когда человек приходит, когда уходит с работы – важна отдача.

Молодежи в компании созданы условия для профессионального роста, но были среди них и такие, кто устроился в другие фирмы. Не вижу в этом трагедии: если я не могу предложить молодому человеку должность, адекватную его амбициям, то радуюсь за него и не отказываю в помощи или консультации, если он в них нуждается. По нашим подсчетам, уже человек 20 из концерна «МонАрх» стали директорами в других строительных организациях.

Наша компания является одним из попечителей МГСУ. С третьего или четвертого курса студенты проходят у нас практику. После окончания учебы человек двадцать-сорок берем на работу, присматриваемся к ним, оцениваем их возможности, из них обязательно кто-то остается.

– Сегодня принято ругать молодежь, а как Вы, общаясь с ними, оцениваете их перспективность?

– Не умаляя достоинств моего поколения, хочу сказать, что тот потенциал, который заложен в современной молодежи, через некоторое время даст свой результат. Совершенно точно. Сегодня у многих молодых людей очень серьезные амбиции. Они хорошо учатся, изучают языки, имеют возможность не просто выезжать за границу, а учиться в лучших университетах мира. Только надо создать им такие условия, чтобы большая часть из них вернулась в Россию.

Конечно, молодые люди более свободны, чем когда-то были мы, и это здорово. Средний возраст наших сотрудников сейчас составляет 27 лет. Самое лучшее время для реализации своих способностей и амбиций.

– Соглашусь с Вами: сегодня молодежь хочет жить и работать там, где им комфортно. Там, где руководство внимательно, где есть уверенность. Как строится социальная политика ОАО «Концерн МонАрх»?

– У нас молодые специалисты получают квартиры. После рождения первого ребенка мы им сразу выделяем 250 тысяч рублей, столько же для второго. А после рождения третьего оставляем за молодыми квартиру, которую они приобретают у нас по инвестиционной стоимости. Демографическая проблема в России сегодня самая главная. Неслучайно руководство государства приняло важные программы для ее решения. Мы у себя в компании тоже вносим свою посильную лепту.

Молодые должны чувствовать, что в организации занимаются не только эксплуатацией их профессиональных навыков, но еще решают и их социальные вопросы.

– Сергей Александрович, два ваших объекта выдвинуты на конкурс «Лучший реализованный проект» – это храмовый комплекс Армянской Апостольской церкви (номинация «Культовые сооружения») и офисное здание Международного Олимпийского комитета в Сочи (номинация «Лучшие объекты, построенные московскими участниками инвестиционно-строительного комплекса в других регионах России и за рубежом»). Вообще, еще есть куда стремиться?

– Стремиться всегда есть к чему, поэтому мы в будущее смотрим с оптимизмом. Без ложной скромности скажу, что нашему коллективу удается реализовать проекты, которыми мы по праву можем гордиться. Мне, как руководителю, да и как инженеру-строителю было бы интересно попробовать силы компании в строительстве атомной станции. Подобного объекта в нашей практике еще не было.

Но надеюсь, что такая возможность нам еще представится.

– Хочется Вам этого пожелать. Благодарю Вас за интересную беседу. Разрешите поздравить Вас и весь коллектив ОАО «Концерн МонАрх» с 20-летием. Успехов!

Текст: Елена Полякова



Назад в раздел
ОЭКМосводоканалЭнергокомплексСатори
ВККапстройсити