ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Владимир Жидкин: Новая Москва обгоняет «Большой Париж»


За шесть лет в ТиНАО появились обширные территории с комфортной городской средой.

Шесть лет исполняется 1 июля с момента присоединения к Москве простирающихся до границы с Калужской областью обширных земель к юго-западу от МКАД. За прошедшее время вполне определился облик новых московских территорий, и уже можно говорить о социальном профиле типичного жителя новостроек Новой Москвы. Это представитель среднего класса (60% покупателей), работающий на менеджерской должности в частной компании или занимающий руководящий пост на госслужбе.

Почти половина покупателей (44%) – это молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет. При этом женщины чаще, чем мужчины, покупают квартиры в ТиНАО: 60% покупателей – представительницы прекрасного пола. И чаще на новые земли из «старой» Москвы переезжают семьи, чем холостяки, – 64% составляют семейные пары. Все это говорит о том, что новые территории стали вполне привлекательными и комфортными для «креативного класса», ведь они тут находят более комфортную городскую среду и лучшие перспективы, чем в пределах МКАД. Четверть от возводящегося жилья здесь составляет малоэтажная застройка – коттеджные поселки и таунхаусы, а многоэтажные жилые комплексы дадут много очков вперед столичному жилью, продающемуся на вторичном рынке. Дорожное строительство и появление в Новой Москве метро позволило решить транспортные проблемы, а обилие зелени и свободного пространства приятно контрастирует с тем, что мы привыкли видеть в районах сложившейся застройки. При этом в Новой Москве нет проблем найти работу неподалеку от дома, там наряду с жильем возводится значительный объем коммерческой недвижимости. И сегодня более 77% жителей присоединенных территорий работают в границах ТиНАО. При этом 74% населения считает, что за последние три года ситуация в новых округах улучшилась. Об этом объявил, подводя итоги шести лет вхождения в состав Москвы Троицкого и Новомосковского округов, руководитель Департамента развития новых территорий (ДРНТ) Владимир Жидкин.

По словам Владимира Федоровича, ему, как строителю, доставляет настоящее наслаждение планировать и наблюдать комплексное развитие новых московских территорий. Там, на недавно еще пустовавших землях, вначале прокладываются дороги и инженерные коммуникации, затем возводятся жилье и одновременно с ним социальные объекты и коммерческая недвижимость с местами приложения труда для будущих жителей, затем благоустраивается территория жилой зоны, а зеленые массивы приводятся к стандартам городских парков.

– Москва с самого начала сделала мощный рывок в развитии городских территорий, – отметил глава ДРНТ, – когда стартовал проект «Большой Париж», семь лет ушло только на обсуждение и согласование генплана агломерации вокруг столицы Франции, и объекты там начали строиться лишь на восьмой год после принятия решения, мы же спустя шесть лет уже имеем готовые городские кварталы с дорогами, парками и станциями метро.

Все идет по плану

Важным условием успешного старта проекта «Новая Москва» стало своевременное утверждение градостроительной документации – через два года после присоединения массив земель площадью в полторы тыс. кв. км получил в начале территориальную схему развития, а затем генеральный план и правила землепользования и застройки (ПЗЗ). В составе территориальной схемы и генплана наличествуют транспортный каркас и территории, схема развития инженерной инфраструктуры.

Изменения в ПЗЗ вносятся крайне редко, в исключительных случаях, а генеральный план меняться не будет, поскольку он был тщательно разработан с учетом интересов всех отраслевых городских ведомств, а также с учетом пожеланий горожан.

На общественных слушаниях при обсуждении генплана от жителей новых территорий поступило более 30 тыс. пожеланий и предложений, и практически все они были учтены в итоговом варианте документа.

За прошедшее шестилетие на присоединенных землях было построено 10, 5 млн кв. м жилья и 3,1 млн кв. м объектов нежилой коммерческой недвижимости, обеспечивших территории новыми рабочими местами. В ближайшие десять лет в Новой Москве планируется построить 17,3 млн кв. м жилья и 12,3 млн кв. м нежилых коммерческих площадей.

Новые жилые комплексы, возводимые инвесторами на территории ТиНАО, демонстрируют совершенно иной подход к организации общественных пространств, внутри дворов практически нет машин, все они размещаются в подземных гаражах, у зданий – современные фасады, дома сдаются с отделанными квартирами, внутри жилой зоны имеются свои небольшие парки и скверы.

Вместе со всей остальной Москвой в ТиНАО реализуется программа реновации. Строительство первых домов для переселенцев здесь начнется до конца текущего года, а полностью завершить ее планируется уже в 2025 году. В Новой Москве в программу вошел 251 дом на 8251 квартиру. Уже подобраны стартовые площадки и разработана проектная документация для строительства 200 тыс. кв. м – это более половины требующегося для расселения ветхого жилого фонда площадей. Всего же для расселения включенных в программу домов потребуется 365 тыс. кв. м нового жилья. По пяти стартовым площадкам уже подготовлены градостроительные решения: на них либо выдан градостроительный план земельного участка, либо решения по ним внесены в Правила землепользования и застройки.

По остальным разрабатываются проекты планировок. Часть из них появится в этом году, часть – в начале следующего. В итоге до конца первого квартала 2019 года все стартовые площадки программы реновации в ТиНАО получат градостроительную документацию.

Стабильно дешевое жилье

В среднем цена на новостройки в Новой Москве в 1,5 раза ниже, чем на жилье аналогичного типа в пределах МКАД. Ситуация на первичном рынке жилья, где реализуются квартиры в новостройках, в целом стабильная.

Общее количество квартир в продаже в Троицком и Новомосковском административных округах столицы достигло на сегодня 7980 в 127 корпусах общей площадью 416,4 тыс. кв. м.

За год, с марта 2017 по март 2018 года, цена на жилье бизнес-класса в новых округах уменьшилась на 3,6% и составляют 127 тыс. руб. за кв. м, на жилье комфорт-класса за тот же период цена выросла на 4,4% и составляет 101 тыс. руб. за кв. м.

Цена же на жилье экономкласса на протяжении года уменьшилась на 7,4% и сегодня составляет 85,3 тыс. руб. за кв. м.

При этом 46,3% процента представленного на первичном рынке жилья в ТиНАО составляют однокомнатные квартиры, 37,3% – двухкомнатные, 15,8% – трехкомнатные и 0,8% – четырехкомнатные.

Гармоничное развитие – социальные объекты и места приложения труда строятся вместе с жильем

Социальные объекты – школы, детские сады и поликлиники сегодня наиболее интенсивно возводятся на новых территориях в урбанизированной зоне, примыкающей к МКАД. Однако строятся они и в существовавших до присоединения поселениях в глубине территории ТиНАО, там, где ощущается нехватка мест в школах или детских садах. Всего за прошедшие шесть лет здесь построено 55 различных социальных объектов, при этом 2/3 из них построены на средства инвесторов, возводящих здесь жилые комплексы. В этом году запланировано ввести еще 21 объект, а до 2028-го – 74. Всего на строительство социальных объектов в ТиНАО за шесть лет было направлено более 25 млрд руб. Это, по мнению Владимира Жидкина, весьма значительный объем для территории, где постоянно проживают около 330 тыс. человек.

Наряду с этим за счет средств Адресной инвестиционной программы ведется интенсивное строительство пожарных депо: в ближайшие годы их число на новых территориях должно вырасти до 20. Строятся спортивные объекты, реконструируются сохранившиеся с советских времен дома культуры.

Глава Департамента развития новых территорий отметил, что за ближайшие три года в ТиНАО введут 26 школ: в 2018-м – восемь, в 2019-м – семь, в 2020-м – 11. Помимо этого, здесь появится 34 детских сада – по 11 в 2018 и 2019 годах и 12 – в 2020 году. Что касается объектов здравоохранения, то их в этом году планируется ввести в строй два, на будущий год – четыре, а в 2020 году – шесть.

Наиболее значительным образовательным объектом, намеченным к сдаче в ближайший период, должна стать школа на 2100 учеников в Троицке, строительство которой начнется в следующем году по предложению главы этого наукограда.

– Мы просчитали потребности этого городского поселения на ближайшие пять лет и приняли решение построить там крупную школу, – пояснил Владимир Жидкин. – В настоящее время ведется ее проектирование.

Темпы создания новых рабочих мест тоже впечатляют. На сегодняшний день уже существуют около 200 тыс. рабочих мест, притом что на момент присоединения их было всего 84 тыс. А до 2020-го планируется создать еще 220 тыс. Добиться такого результата было непросто, ведь 90% земель Новой Москвы находится в частных руках, и у города просто не было участков, чтобы выделять их под строительство объектов нежилой коммерческой недвижимости с местами приложения труда.

Да и большинство девелоперов хотело строить только жилье. Поэтому городским властям пришлось претворять в жизнь принцип: строишь коммерческую недвижимость – получаешь разрешение на строительство жилых объектов. И сегодня инвесторы охотно берутся даже за возведение объектов промышленного назначения: особых успехов удалось достичь в строительстве технопарков, сейчас в проработке находятся проекты 10 подобных объектов.

Всего в создание инфраструктуры на новых московских землях за шесть лет было вложено около 850 млрд руб., из которых бюджетные инвестиции составили всего порядка 30 млрд.

Дороги и общественный транспорт

Сбалансированное развитие территории обеспечивает и планомерно ведущееся в ТиНАО дорожно-транспортное строительство. За шесть лет здесь было проложено 85,5 км новых дорог, а за следующие три с половиной года планируется построить более 200 км. То есть за вдвое короткий промежуток времени планируется построить в два раза больше дорог.

140,5 км дорог сейчас находятся в стадии строительства, еще 99,3 км трасс в настоящее время проектируется и будет построено уже в ближайшие годы.

Параллельно с дорогами строится и метро. Две первые станции подземки «Саларьево» и «Румянцево» Сокольнической линии уже успешно функционируют на территории Новой Москвы. За ближайшие два года здесь откроют свои двери для пассажиров еще шесть станций метрополитена. Также идет активно проектирование расширения железных дорог на Курском и Киевском направлениях. Там будут проложены дополнительные главные пути, по которым запустят скоростные электрички.

В сфере же дорожного строительства на данный момент особое внимание уделяется прокладке по новым московским землям поперечных связей. К настоящему моменту, в четырех местах, где дороги пересекают железнодорожные пути, взамен переездов со шлагбаумами построены путепроводы. Кроме того, ведется проектирование нескольких линий современного трамвая, маршруты которого свяжут между собой населенные пункты на новых территориях. В итоге в нынешнем году на строительство дорог городского значения и развитие общественного транспорта в ТиНАО, включая железную дорогу, будет направлено свыше 100 млрд руб. Помимо этого, на ремонт и расширение локальных дорог префектура новых округов получила еще 3 млрд руб. Часть из них пойдет на то, чтобы заасфальтировать все дороги, ведущие к садовым некоммерческим товариществам, которые до сих пор имели гравийное покрытие или покрытие из асфальтовой крошки.

Общая протяженность автобусных маршрутов, проходящих по новым территориям Москвы, составляет 5,5 тыс. км.

Автобусы курсируют по ТиНАО по 109 маршрутам. За прошедшие с момента вхождения в состав Москвы годы здесь появилось 32 новых маршрута со 128 остановками. В ближайшие три года здесь планируется запустить еще девять маршрутов с 56 новыми остановками. По словам Владимира Жидкина, это лишь первоначальные планы, а с учетом высоких темпов дорожного строительства планируемые показатели могут увеличиться в 1,5–2 раза.

Парки

Если говорить о превращении лесных массивов на новых землях в ухоженные рекреационные территории, то в Новой Москве за прошедшие шесть лет создано 15 парков, причем три из них – особо крупные парки регионального значения.

Это не считая скверов и небольших парков во дворах, которые создают девелоперы, возводящие жилые комплексы. Всего на присоединенных территориях Генеральным планом предусмотрено создать более восьми десятков парков общей площадью 12 тыс. га. Впрочем, по словам Владимира Жидкина, из-за изменившейся конъюнктуры инвесторам пришлось отказаться от целого ряда озвученных проектов в сфере создания рекреационных зон. Были заморожены проекты создания в Новой Москве сафари-парка и парка исторических реконструкций. Зато появилось много новых инициатив инвесторов.

Например, компания «А101» уже провела международный архитектурный конкурс на создание проекта парка площадью 80 га: его территория соединит между собой три жилых комплекса. Другой проект этой компании – рекреационная зона «Океанический берег» в районе будущей станции метро «Столбово» – территория, имитирующая особенности морского побережья. Ведутся переговоры о строительстве в Коммунарке тематического парка развлечений голливудской киностудии Universal. Уже прошли аукционы на создание еще двух тематических парков: «Парка героев» и «Глория парка». Каждый из них будет занимать площадь в 150 га, и в настоящий момент ведется их проектирование.

Городские власти заботятся и о сохранении в округе благоприятной окружающей среды, поэтому Владимир Жидкин заверил, что планов по возведению мусорных полигонов и мусоросжигательных заводов в Новой Москве нет.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГлавУПДКГеопроектизысканияОЭКМОЭСК
СоюзАБЗДоркомэкспоСбербанк