ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Амбициозные проекты


Сергей Собянин обсудил с главами Минтранса и РЖД развитие московского транспортного узла.

Масштабные планы строительства столичной транспортной инфраструктуры стали главной темой совещания Мэра Москвы Сергея Собянина, Министра транспорта РФ Евгения Дитриха и генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова. Встреча, посвященная вопросам развития Московского транспортного узла до 2023 года и на период до 2027 года, состоялась 10 июля на платформе станции «Нижегородская» Московского центрального кольца – МЦК. В ходе совещания обсуждались вопросы реализации проектов строительства подземного и наземного метрополитена, а также улично-дорожной сети, создания Московских центральных диаметров – МЦД и развития инфраструктуры Московской железной дороги – МЖД. Участники встречи также осмотрели строительство крупнейшего в Москве транспортно-пересадочного узла – ТПУ «Рязанская», который должен соединить четыре транспортных артерии города. По словам Сергея Собянина, строительство метро и автомобильных магистралей приведет к созданию нового, современного транспортного каркаса столицы: это кардинально изменит ситуацию в Москве и Московской агломерации.

Такими темпами метро еще не строили

Разговор о создании нового транспортного каркаса Москвы начнем с метро – наиболее востребованного вида городского общественного транспорта. Скорость его строительства идет впечатляющими темпами. Так, в 2010 году длина всех линий столичной подземки составляла около 300 км. С 2011 года было проложено более 120 км наземных и подземных путей, возведено 64 новые станции. В настоящее время длина «традиционного» подземного метро превышает 365 км, а в дополнение к нему создано Московское центральное кольцо – МЦК, длиной 54 км, работающее в режиме метрополитена. Планы на ближайшие годы еще более амбициозны: как было озвучено в ходе совещания, реализация планов строительства позволит увеличить протяженность подземного метро до 555 км в 2023 году и до 630 км в 2027 году. В результате рядом с метро будет жить 95% москвичей. Наиболее крупным проектом строительства подземного метро является возведение Большой кольцевой линии – БКЛ (другое название – Третий пересадочный контур – ТПК). Протяженность линии составит около 70 км, что сделает ее крупнейшим в мире метрокольцом (в настоящее время по этому показателю лидирует Пекин, где есть аналогичная линия метро длиной 57 км). Напомним, что первый участок БКЛ между станциями «Петровский парк» и «Деловой центр» был открыт в феврале текущего года. Окончание работ по ее возведению намечено на 2022 год.

В дополнение к «традиционному» подземному метрополитену активно создаются наземные линии, находящиеся на поверхности, но работающие в режиме метро. Во-первых, их строительство стоит дешевле, а во-вторых, наземные линии позволяют лучше интегрировать метрополитен с другими видами городского и пригородного транспорта. После завершения проекта МЦК на первый план вышло возведение Московских центральных диаметров – МЦД, привязанных к ключевым направлениям пригородного железнодорожного транспорта. Режим движения поездов будет приближен к метрополитену (в часы пик интервал между ними будет составлять 5 минут). Первые два направления МЦД: Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск – должны быть запущены уже в конце 2019 года. В дальнейшем запланирован запуск еще четырех направлений: Зеленоград – Раменское, Королев – Апрелевка, Нахабино – Железнодорожный и Пушкино – Подольск.

Протяженность всех шести линий составит 430 км; на них будет расположено 211 станций (170 уже существующих станций МЖД и 41 новая). Со станций МЦД можно будет сделать около 110 пересадок на другие диаметры, подземное метро и МЦК.

По оценкам специалистов, создание МЦД улучшит транспортное обслуживание более 6 млн москвичей и 2,6 млн жителей Подмосковья, причем для первых время в пути сократится в среднем в 1,8 раза, а для вторых – в 2,1 раза. Кроме того, реализация проекта должна привести к сокращению числа машин, въезжающих в Москву, и, как следствие, к уменьшению пробок на основных вылетных магистралях. Таким образом, мы видим, что к 2027 году, в сравнении с 2010 годом, длина только подземного метро увеличится более чем вдвое, а если при- плюсовать к нему метро наземное – то более чем втрое, составив свыше тысячи километров. Нынешняя программа строительства Московского метрополитена стала самой масштабной за всю 80-летнюю историю столичной подземки: такими темпами метро еще не строили никогда.

Новые дороги московской столицы

Обсуждение московских транспортных проектов не ограничилось метрополитеном. Участники встречи говорили и о развитии автодорожной сети, и о модернизации железнодорожных артерий московского региона. Так, за последние восемь лет в Москве было построено и реконструировано 815 километров автодорог, девять магистралей, а также 227 искусственных сооружений.

А в планы московского Стройкомплекса на 2019–2023 гг. входит возведение 485 км дорог и 100 искусственных сооружений; в 2024–2027 гг. будет построено еще 400 км автодорожной сети.

Крупнейшими проектами автодорожного строительства в московской агломерации стали Центральная кольцевая автомобильная дорога – ЦКАД, и четыре новые магистрали: Северо-западная, Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды, а также Южная рокада. Все это вместе взятое прибавит к дорожной сети московской агломерации около 2 тыс. км.

Еще одна тема встречи – участие в совместном проекте Правительства Москвы и ОАО «РЖД» по развитию Ярославского, Курского и Горьковского направлений МЖД. Речь идет о строительстве дополнительных путей, мостов через реки, модернизации пассажирской инфраструктуры – платформ, тоннелей, пешеходных мостов и т.д. Развитие радиальных направлений МЖД позволит увеличить количество поездов, повысив пропускную способность ведущих железнодорожных линий. К настоящему времени работы на Горьковском направлении выполнены на 87%, на Курском направлении – на 82% и на Ярославском – на 78%. Кроме того, идут работы по интеграции восьми радиальных направлений МЖД со станциями МЦК. А осмотренный участниками совещания ТПУ «Рязанская» находится на пересечении четырех крупнейших транспортных артерий – Рязанского проспекта, подземного метро, МЦК и Горьковского направления МЖД. По словам Евгения Дитриха, после создания ТПУ здесь образуется самый большой объем пассажиропотока, сопоставимый только с районом трех вокзалов. Интеграция одних транспортных артерий с другими позволит радикально ускорить поездки москвичей и гостей столицы.

Развитие Московского транспортного узла стало ярким примером сотрудничества федеральных и столичных властей. Мэр Москвы выразил благодарность Минтрансу РФ и ОАО «РЖД» за участие в совместных крупнейших транспортных проектах, в частности, в возведении МЦК. Глава Минтранса в свою очередь подчеркнул значимость Московского транспортного узла в общероссийском масштабе: так, в настоящее время только московский железнодорожный узел перевозит более половины пассажиров пригородных электричек всей страны. А Олег Белозеров обратил внимание на использование в проектах отечественных инновационных разработок. Ярким примером может служить внедренная на МЦК система автоматического регулирования движения поездов «Ласточка». Ее действие основано на использовании технологий GPS/ГЛОНАСС и стандарта GSM-R, которые позволяют отслеживать местонахождение и скорость поездов, контролировать дистанцию между ними, автоматически корректировать график движения «Ласточек» в режиме реального времени. Применение данной технологии позволяет сократить интервал между поездами до 5 минут, а в перспективе – до 4 минут. По словам гендиректора ОАО «РДЖ», эта технология будет внедряться и на МЦД. Таким образом, новый московский транспортный каркас станет не только огромным, но и инновационным.

Текст: Владимир Лагутенко



Назад в раздел
ОЭКГлавУПДКМосводоканалМОЭК
АКСИТЕХВКСтройИнвест-3МОСПРОМСТРОЙ